Войти / Зарегистрироваться

Литературное чтение в начальной школе, как развитие эмоциональной восприимчивости, творческого воображения

Получить свидетельство
Автор: Тетина Анастасия Александровна

Для детей младшего школьного возраста характерным является наивно-реалистическое восприятие литературного текста (искусства). Важно сохранить положительные качества наивного реализма и научить понимать более глубокий смысл произведения, его поэтику. Для этого нужно создать в классе эмоциональную атмосферу [2]. Цель будет достигнута, если использовать креативные методические формы на уроке: осуществлять межпредметные связи с музыкой, изобразительным искусством, естествознанием, дидактической игрой, использование викторин по известным произведениям, экскурсии, рассматривание книг, словарная работа, антиципатия, заочная экскурсия, придумывание сказок, инсценирование сказок и, наконец, беседа. Описываю следующие методические формы урока, которые способствуют восприятию конкретному литературному тексту, в данном случае произведения А. П. Чехова [7].
Таблица 1
 

Форма урока

Методические рекомендации

Примеры

1. Рассказ учителя о событиях, связанных с написанием произведения.

 

 

Выбираются те эпизоды, которые вовлекают обучающихся в круг мыслей и чувств.

Перед чтением отрывков из произведения А. П. Чехова «Степь» (природа) нужно рассказать, что Чехов вложил много личного. Прежде чем начать писать это произведение А. П. Чехов специально поехал в Таганрог, побывал в степях, местах своего детства.

2. Беседа, оживляющая жизненные впечатления.

Методика М. А. Рыбникова настойчиво советовала учителю «предварять чтение живыми впечатлениями, т. к. это создает личностную основу восприятия и включает эмоциональный опыт детей».

Перед чтением рассказа «Весна» побеседовать о том, какие чувства у детей вызывает приход весны.

3. Анализ произведений живописи, близких по теме.

Рассматривание картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

После чтения рассказа «Весна» можно рассмотреть и обсудить её.

4. Анализ музыкальных произведений, их фрагментов близких по теме.

Музыка обладает свойством мгновенного эмоционального воздействия. Она воспринимается более непосредственного и помогает лучше уловить смысл текста. Важно, чтобы музыка не стала фоном, а приобрела новое значение. Перед тем как прослушать музыку, учитель не должен задавать вопросов и давать заданий.

Во время работы «Весна идет» слушание фонограммы пьесы П. И. Чайковского «Времена года» («Апрель», «Март»).

5. Викторины по известным детям произведениям.

Выбираются только самые основные моменты.

Перед чтением рассказов А. П. Чехова в 3 классе можно выявить уровень остаточных знаний за 1-2 класс.

6. Антиципатия.

Умение предугадывать текст на основании различных компонентов: название, автор, иллюстрации.

Перед чтением «Белолобый» А. П. Чехова можно спросить о ком может быть текст с таким названием.

7. Словарная работа.

Объясняется и уточняется значение слов, выражений для понимания текста.

Перед чтением рассказа «Ванька», объяснить непонятные и малоупотребляемые слова (клирос, выволочка, колодка, кредит, заутреня, дворня).

8.Рассматривание книги.

Традиционные сборники рассказов, книжки-малышки.

Выгодно составить небольшую «библиотеку» из отдельных книг: «Каштанка», «Белолобый» и т. д.

9. Экскурсия.

 

Весной в парк, к «Грачевнику» перед изучением темы «Весна идет».

10. Заочная экскурсия (виртуальная).

Рассказ учителя, сопровождающийся показом слайдов, снимков, фотоальбомами.

Рассказ о А. П. Чехове – использовать фотографии и портреты в разные годы жизни. (М. Громов. Чехов.- М.: Мол. Гвардия, 1993г.)
Иллюстрации к рассказам Чехова.
Художники – иллюстраторы:
Г. Спирин. Чехов А. П. Каштанка. – М.: Зебра; Калининград.: Янтарный сказ, 1995 г.
Г. А. Траугот, Н. Чарушин.

 
Значительную роль в усвоении понимания текста играют вопросы. Они помогают вспомнить текст, развивают память, наблюдательность, помогают выразить свои мысли, сравнить, суммировать, сообщить, выяснить, найти причины, угадать замысел автора, пофантазировать.
Пример вопросов.
– Как вы оцениваете поступок?
– Почему герой поступил таким образом?
– Как вы считаете…?
– Придумай конец истории.
– Придумай заглавие.
– Вспомните пословицы, которые по смыслу соответствуют этому тексту.
– Что случится, если…?
– В чем смысл?
– Согласны ли вы с автором?
– Что вы нарисуете …?
– Выразите своё отношение к герою…
– Сопоставьте поступки героев…
– Объясните мотивы поведения героев.
Эта система вопросов ориентирована на развитие креативного мышления познавательно мыслительной деятельности. Современные психологи считают, что изучение литературного текста прошло эффективно, если педагог задаёт правильно организованные вопросы и если сами дети задают по тексту вопросы, показывающие, что они поняли прочитанное.
Таким образом, система креативных методов направлена на развитие познавательного интереса к литературе, носит развивающий характер, исследование, глубокое понимание текста, оценку и мотивацию постуков героев, умение анализировать текст [1].
Привожу пример креативного урока по литературному чтению во 2 классе «Знатоки сказок» (итоговый).
 
Тема раздела: «Там, на неведомых дорожках…»

Тема:
«Знатоки сказок»
Цели:
– формировать умение отвечать на креативные вопросы по содержанию прочитанных сказок;
– закрепить умение излагать свои мысли чётко, ясно, полным ответом;
– развивать творческие способности;
– воспитывать умения работать в коллективе.
Таблица 2
 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний

1. Блок мотивации

На доске наклеен цветок «Цветик-семицветик».

Сообщаю обучающимся, что у нас сегодня итоговый урок по сказкам.

Познавательные УУД:

1)преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;

2) делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

3) находить ответы на вопросы в иллюстрациях.

2. Блок творческого разогрева

– Давайте вспомним, в какой последовательности Женя отрывала лепестки в сказке «Цветик-семицветик» В. Катаева. (Жёлтый, красный, синий, зелёный, оранжевый, фиолетовый, голубой).

Ученики последовательно отрывают по лепестку и отвечают на вопросы, которые расположены на обратной стороне лепестка.

3. Содержательная часть

 

Вопросы и задания на лепестках.

  1. Кому принадлежат слова: «Что за прелесть эти сказки?»
  2. Дидактическая игра: «Я знаю 5 названий…» (бытовых сказок, сказок о животных, волшебных сказок).
  3. Инсценировка сказки «Старуха, дверь закрой!» (дети придумали сами, под редакцией А. А. Тетиной)4.    Картинная галерея. (Рисунки детей к сказкам. Обучающиеся рассматривают свои рисунки и рассказывают какой сюжет изображён).
  4. «Комната смеха». (Считалки, шутки, небылицы) Считалки использую как физминутки.

Пример шутки:

– Федул, что губы надул?

– Да кафтан прожёг.

– Зачинить можно?

– Да иглы нет.

– А велика дыра?

 

– Да один ворот остался.

Пример небылицы.

Вот вчера я иду по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку!» И рога наставила. Я испугался и убежал. А вы бы испугались? (дети придумали сами, под редакцией А. А. Тетиной)

– Для чего используются считалки и небылицы?

6. Угадай сказку.

– В этой сказке присутствуют водоплавающие, старинное приспособление для выпечки хлеба и плодовое дерево.

– Ключевые слова сказки: старинный вид оружия, используемое для охоты и земноводное, питающееся комарами.

– Общежитие для животных?

– Основная мораль этой сказки: «Не пить воды из загрязнённого водоёма!»

– Преимущество деревянной постройки перед ледяной.

– Что за сказочный герой?

Не живая, не мертвая.

Не добрая, не злая.

Себе на уме – хочу помогу, хочу отомщу.

Какие сказки вы хотели бы прочитать [5].

4. Блок экспериментов

1. В «листьях» цветка так же находится задание: изготовить волшебную палочку. (Оборудование для изготовления «волшебной» палочки – соломинка, клей, цветная бумага, ножницы, клеёнка, салфетки) [8].

5. Психологическая разгрузка

Понравился ли вам урок?

Вы выполняли работу самостоятельно или с помощью? С чьей?

Как бы вы оценили свою работу?

 

II. Итог

6. Резюме

 

 

 

– Чему учат сказки? (Волшебная сказка стремится вызвать восхищение сильным, мужественным героем, который защищает свою Родину, и осудить злодея; бытовая сказка учит сообразительности, смекалки, высмеивает человеческие пороки. Сказки выражают уверенность своих создателей в торжестве добра).

Нам близки и понятны чувства, поступки героя сказки. То, что раньше ценилось в людях: смелость, настойчивость, трудолюбие – ценится и сейчас.)

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать речь других;

2) инсценировать сказку;

3) оформлять свои мысли в устной;

4) умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД:

1) определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

2) проговаривать последовательность действий на уроке;

3) учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы со сказками;

4) учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

7. Домашнее задание.

Прочитать сказку. Подготовить рисунок к понравившемуся сюжету.

Подобрать пословицу, соответствующую содержанию прочитанной сказки.

 
Ссылки на источники
  1. Арзамасцева И. Метаморфозы жизни (Размышления о сказке) // Детская литература, 1997.
  2. Сафонова Н. Воспитание сказкой // Детская литература, 1989.
  3. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. – Москва // Эксмо-Пресс, 2001.
  4. Чернявская И. О сказках и сказочниках // Москва, издательство «Правда», 1987.
  5. Русские народные сказки / Пересказ К. Ушинского, В. Аникина, А. Толстого и др. – Москва: АСТ, 2015.
  6. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. /Сост. Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990.
  7. Бурдина И. Ю. Чехов в школе. – М.: Дрофа, 2002.
  8. Шарики и звёзды / Людмила Наумова. – Москва: Эксмо, 2015.
  9. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с.

Похожие публикации