Войти / Зарегистрироваться

Материалы к теоретическому семинару для педагогов дополнительного образования «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительного искусства»

Получить свидетельство
Автор: Гоцина Марина Михайловна

В настоящее время ведущей задачей дополнительного образования является развитие творческих способностей.С учётом этого на одно из первых мест в образовании выходит задача подготовки молодёжи к творческому труду, развитие творческих способностей, что является катализатором усвоения новой научной и технической информации, ускоряет творческую переработку и генерацию ещё более новых и полезных идей.
Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи – самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, края и государства в целом.
Развитие художественно-творческих способностей – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчеством людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Все мы в детстве были художниками. Каждый ребенок с двух–трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей. Оно позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. Не каждый ребенок может стать художником, но видеть красоту, чувствовать ее и стремиться к ней – задача жизни каждой самостоятельной личности.
Немаловажной проблемой нашего времени является и то, что современные дети много времени проводят за компьютером или перед телевизором – для них это одно из основных средств познания мира. Информация, которую ребенок получает из этих источников, обычно предлагается в готовом, легком для восприятия виде. Поэтому у сегодняшнего ребенка, заметно сокращаются возможности для эмоционального восприятия окружающего мира, снижаются способности к анализу получаемой информации, развивается привычка к пассивному ее усвоению. При этом виртуальная реальность, окружающая ребенка, не только существенно отличается от настоящей действительности, но и нередко носит агрессивный и опасный для детской психики характер. В результате, «компьютерно-грамотный» ребенок очень часто оказывается неразвитой в культурном отношении, «эмоционально глухой» и творчески пассивной личностью. Именно поэтому очень велика потребность компенсировать недостаток эмоциональной, творчески активной и продуктивной деятельности у наших детей.
Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи.
С уверенностью можно сказать, что каждый ребенок рождается с природными творческими задатками, но творческими людьми вырастают только те, условия воспитания которых позволили развить эти способности вовремя. Многое зависит от того, кто рядом с детьми, когда они будут делать первые шаги в сложный и многогранный мир искусства.
Мир искусства безграничен. Познавать его будем не день, не год, а всю жизнь. Поэтому, начиная с раннего детства, педагог призван развивать у детей художественный вкус, воспитывать важную для человека качество – любовь к искусству, к прекрасному. Зрительные образы, созданные искусством, легко запоминаются и остаются в памяти надолго. Они обогащают эмоциональный мир, учат ярче воспринимать окружающую жизнь.
Истоки творческих сил человека идут с детства, с тех пор, когда творческие проявления часто непроизвольные и жизненно необходимы. Детское художественное творчество имеет свои особенности, поэтому необходимо научиться управлять особенностями его обнаружения, разрабатывать методы, пробуждающие и развивающие детское творчество. Под понятием развития творческой активности ребенка мы понимаем качественные изменения в познавательной деятельности детей, происходящие вследствие развития умений и навыков художественной деятельности. Ученые отводят значительную роль занятием художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них умения воспринимать красоту в окружающем мире и в произведениях искусства, которые играют большую роль в общем и творческом развитии ребенка. Интерес к изобразительной деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а еще более возрастает.
Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития личности. В процессе создания изображения у ребенка формируются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Изобразительная деятельность позволяет доступными средствами выразить эмоциональное состояние ребенка, его отношение к окружающему миру, умение самостоятельно создавать прекрасное, а также видеть его в произведениях искусства.
Благоприятное развитие детского творчества зависит от правильного руководства со стороны взрослых. Большое значение в организации изобразительной деятельности детей приобретает умение воспитателя связать особенности создания художественного образа в искусстве с собственно художественной деятельностью детей; адаптировать выразительные средства искусства живописи, графики в такой вид изобразительной деятельности, как рисование; выразительные средства скульптуры – в лепке; учить детей создавать декоративные работы по мотивам народного декоративно-прикладного искусства, использовать элементы конструкторских решений архитектуры в конструктивном творчестве детей.
Важнейшим условием раскрытия творческой активности детей является создание общей атмосферы доброжелательности, свободы, возможности достичь успеха для каждого ребенка. Такая задача требует особого внимания. Во время выполнения детьми заданий им необходимо оказывать помощь. Следует пытаться организовать общение таким образом, чтобы каждый ребенок мог открыто радоваться результатам как собственного, так и коллективного творчества.
Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным восприятием. Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляют линию сенсорного воспитания.
Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, слепить любой предмет, предварительно нужно хорошо с ним ознакомиться. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качестве, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети находят эти качества, сравнивают предметы, находят сходство и различия, то есть выполняют умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность способствует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления.
Обучение изобразительной деятельности способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением, детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение элементов в предмете, цвет. Изображения различных по форме предметов требует их сопоставления и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее и отличное, объединять предметы по сходным признакам.
На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями, при обследовании предметов, а также при рассмотрении иллюстраций, репродукций картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Использование образных сравнений, стихов для эстетической характеристики предметов способствует развитию выразительной речи.
При проведении занятий возникают благоприятные условия для формирования таких качеств, как инициативность, любознательность, умственная активность и самостоятельность, интерес.
Большое значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства.
Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, архитектуре, произведениях прикладного искусства помогают детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунках, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Детское изобразительное искусство имеет общественное направление. Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п. Изобразительная деятельность должна использоваться для воспитания доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые у детей возникают.
Формирование трудолюбия связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, настойчивость, выдержка. У детей воспитывается умение работать, достигать желаемого результата.
В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, скульптуры, аппликации необходимо приложить усилия, выполнить те или иные действия, овладеть определенными умениями.
Итак, произведения изобразительного искусства формируют интеллектуальную, эмоционально-чувственную и волевую сферы, нравственное здоровье.
Большое эстетическое влияние оказывают произведения декоративного искусства. Красота вышитых узоров, узоры резьбы, красочность народной росписи, филигранная техника расписных орнаментов – неисчерпаемые источники наслаждения.
Важное средство в формировании творческой активности детей – это использование произведений изобразительного искусства в оформлении быта, в процессе обучения и самостоятельной деятельности. С этой целью подбираются произведения всех жанров бытовой и сказочной живописи (портреты, натюрморты, пейзажи), графики (эстампы, гравюры, книжные иллюстрации), малые формы скульптуры (изделия из фаянса, гипса, дерева), произведения декоративно-прикладного искусства (керамика, художественное стекло, народные декоративные изделия и др.).
Изобразительная деятельность – составляющая системы воспитания, в ней обобщен весь жизненный опыт ребенка – чувственный, ценностный, нравственный, эстетический, познавательный, трудовой. Она лежит в основе успешного усвоения новых знаний, умений и навыков, именно поэтому так важно сформировать у детей основы творчества.
Содержание программ дополнительного образования должно быть нацелено на формирование художественно-творческой культуры личности, на приобщение детей к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям, через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Формирование «культуры творческой личности» предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих реализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
Изобразительное творчество в системе дополнительного образования находит разнообразные формы выражения: это и индивидуальные, и коллективные работы, быстрые наброски и композиции, которые создаются за несколько занятий.  В области живописи дети постигают законы цвета и колорита, фактуры и формы, в графике – образный язык, основой которого являются точка и линия, плоскость и пространство. В связи с этим педагогу логично ввести на занятиях такие жанры, как пейзаж, натюрморт и портрет.
В качестве зрительного ряда, кроме самой природы, детям можно предложить книги по искусству, альбомы с изображениями выдающихся произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, памятников архитектуры. Освоение материала, в основном должно проходить в процессе творческой деятельности детей. Необходимо вводить задания, связанные с совершенствованием индивидуальных творческих способностей подростков. Эти задания могут быть выполнены в разнообразных художественных техниках (как в области изобразительного, так и в области декоративно-прикладного искусства).
Специфической особенностью занятий по изобразительной деятельности является то, что они тесно связаны с занятиями по развитию речи, ознакомлением с окружающей жизнью и окружающей природой. В данном случае мастерство педагога состоит в том, чтобы, учитывая индивидуальность детей, их склонности, учить их наблюдать окружающее, понимая его, выделяя наиболее характерное, воспитывать у них высокий эстетический вкус и благородные нравственные черты. Эмоциональное воспроизведение ребенком окружающего, всего нового, вызывает у него потребность выразить это в своем творчестве на занятиях изобразительной деятельности.
Активируя деятельность детей, не следует их опекать и приучать к механическому выполнению указаний учителя. Бесконечная опека, злоупотребление образцом, подготовка готовых материалов, которые направляют детей на выполнение трафаретных работ, похожих одна на другую во всех деталях не развивают у них активности и творческой инициативы, а воспитывают пассивность и равнодушие. Дети не испытывают радости творчества и интереса к выполнению таких заданий. Привлечение внимания ребят к основным признакам того, предмета, который они должны изображать, активное его обследование, являются стимулами воспитания и проявления активности.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но педагог умелым руководством должен дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.
Индивидуальный подход к учащимся имеет большое образовательное и воспитательное значение, он создает условия для развития всех учащихся, а не только способных к изобразительной деятельности. При индивидуальном подходе надо организовать работу так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников, научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил; создать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями. Основные задания обязательны для всех учащихся, дополнительные – для более способных, а также для слабых с целью восполнения пробелов в знаниях.
Важно помнить о смене видов изобразительной деятельности в течение учебного года, именно чередование этих видов позволяет избежать потери интереса к изо деятельности, сохраняя эффект новизны и в то же время даёт возможность систематически работать над овладением художественными материалами и техниками. Сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с учащимися. Введение в структуру занятия игровых элементов художественно дидактических игр использование элементов соревнований. Все эти условия способствуют творческому развитию ребёнка. Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом – основные слагаемые успеха.
В обучении детей основам живописи, кроме задач освоения ее техники, приемов работы, знакомства с выразительными средствами, есть и другая сторона, относящаяся к эмоционально-образному изучению возможностей цвета. Воздействие цвета на мыслительную, эмоциональную, чувственную сферы детей не остается бесследным в формировании отношения к нему, интереса, а порой и потребности в использовании цвета в творчестве. Свойства гуашевых и акварельных красок не оставляют равнодушными учащихся всех возрастов. Желание детей выражать образы своих чувств с помощью цвета, а также находить в сочетаниях те или иные ассоциативные связи, становятся предпосылкой к проявлению нестандартного взгляда на мир. Учитывая эти обстоятельства, можно предположить, что творчество может быть рассмотрено не только как создание художественного произведения, но и как своего рода состояние, влияющее на мотивационную сферу жизнедеятельности детей. Практика работы показывает, насколько эффективно влияет ассоциативно-образное восприятие и использование цвета на развитие функций мышления, эмоций и чувств.
Использованная литература и интернет-ресурсы:
1. diploma.ru
2. dk-almanah.ru
3. bibliofond.ru

Похожие публикации