Войти / Зарегистрироваться

Создание условий для развития творческих способностей и компетенций учащихся на занятиях декоративно-прикладным творчеством.

Получить свидетельство
Автор: Зыбина Евгения Леонидовна

«Творчество- это не роскошь для избранных, а общая биологическаяпотребность, часто неосознанная нами….» Данная работа адресована тем, ктоинтересуется развитием творческих способностей детей, педагогам дополнительного образования, учителям изобразительной деятельности, педагогам организаторам, может использоваться для студентов социально- педагогических факультетов пед.университетов, педучилищ. В качестве примера рассмотрена деятельность конкретного детского объединения «Бисероплетение», МБУ ДО «Юность» г. Белгорода. Развитие творческого потенциала,эмоций и чувств, а также способностей детей, создание максимально комфортных условий для их общения друг с другом и с педагогом – актуальнейшие проблемы современной педагогики. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Важная задача  дополнительного образования - развитие ввоспитанниках творческого потенциала детей. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Юность» - уже в названии содержит особый смысл. Согласно концепции модернизации дополнительного образования детей  под «дополнительным образованием» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. Каждый из видов деятельности вобъединениях изначально ориентирован на творчество. Здесь не только существенно расширяются знания ребенка, но и обеспечивается возможность успеха в избранной сфере деятельности, что способствует развитию качеств личности.Декоративно- прикладное искусстводает возможность по новому взглянуть на привычные вещи, понять красоту окружающего мира и нравственно воздействовать на детей. Овладев этим видом искусства, дети приобретают веру в себя, в свое будущее.Творчестворебенка - это создание им оригинального продукта в процессе работы, над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ребенка подхода к решению задачи. Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.Способности - это индивидуально – психическиеособенности личности. Которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности.В практике педагогадополнительного образования я столкнулась с тем, что дети на свои вопросы ждут готовые ответы. Из пособий по руководству на пример по бисероплетению, они берут разнообразные идеи и не все могли подумать и разработать свой эскиз. Творческая деятельность позволяет ребенкуприобрести важное по сегодняшним меркам чувство уверенности, успешности,  следовательно, внутренней и социальной защищенности по отношению к постоянно меняющему миру.Пользуясь литературой по РТВ я подобрала и составила упражнения,которые позволяют развить беглость, гибкость и оригинальность мышления. Эти упражнения приводились почти на каждом занятии. Поскольку они не занимают много времени, их можно проводить во время продолжительной практической работы для снятия утомляемости детей. 
1.Использование на занятии сказок.Педагог рассказывает сказку к определенному занятию. Например, «Сказкао простом карандаше и резинке». Сказки «Царство цвета» и др.
2.Составление ребусов и загадок.К определенному разделу и теме предлагалось сочинить загадку и ребусдля своих соседей. Или объединиться в команды под придуманным названием, составить эмблему и девиз команды и начать творческую работу.  Вспомним жанр загадок: «Расписанное коромысло через реку повисло»- радуга (подчеркивается форма и цвет). Например, детям предлагается составит собственные загадки. Обязательно выделяя один-два
существенных признака предмета.
3. Дорисуй картинку.Детиполучили фигуру из цветной бумаги и клей. Предлагается придумать картинку, частью которой являлась бы эта фигура. Это может быть предмет, явление или рассказ. С помощью клея необходимо поместить эту фигуру на чистом листе в любом месте, где больше нравится. А затем дорисовать карандашами, чтобы получилась задуманная картина. Можно дополнить рисунок новыми деталями и идеями, чтобы сделать из нее как можно более интересную и увлекательную историю. 
4. КоллажРебята выбирают сами, какимиизобразительными средствами они будут пользоваться. Какая тема у каждой команды будет. Самостоятельно составляют композицию и распределяют роли. На задание дается 20 минут. После чего все члены группы рассказывают и показывают свою картину. 
5. АвтопортретПредлагаетсянарисовать свой автопортрет, но необычный, а креативный, который отразит индивидуальность личности, ее интересы и предпочтения.-рисование лица(овал)-вместо глаз(то, на что любишь смотреть, что созерцать)-рот(то, что любишь кушать или о чем любишь разговаривать)-уши(то, что любишь слушать)-волосы(это твои мысли и мечты)Работы получались необычными и родители с удовольствием узнавали освоих малышах что-то новенькое.
6. ТРИЗ (технология решения изобретательских задач).Предлагается три слова: круглый, красный, кислый. Нужно за пять минутпридумать не менее пяти предметов и явлений, которыми были бы свойственны все три определения.
Как правило, сначала называются предметы из привычного житейского обихода: калина, смородина и т.д. Исчерпав этот источник, начинают обращаться к рукотворным вещам: соленые помидоры, скисшее варенье, консервированные яблоки. Но все- таки называются вещи в своем готовом виде: витамины, таблетки. Здесь важно уловить момент, когда учитель может подсказать еще одно направление поиска:-А почемуникто не назвал красный мяч?Но он жене кислый, - растерянно возражают ученики.- А ктомешает вам облить мяч лимонным концентратом?Это очень важный этап в развитии нестандартного мышления, воображения,поскольку он снимает традиционно закрепленные запреты. В ходе такой работы учитель может сделать вывод о преобладании в группе того или иного уровня творческого восприятия и воображения. Как правило, выделяют три уровня: начальный, при котором называются готовые, существующие в природе материалы и явления; воссоздающий, когда предлагаются предметы или явления, подвергшиеся воздействию человека; творческий, основанный на образном восприятии, который максимально отражает личное, субъективное отношение человека к называемому явлению. Поначалу работа на высоком, творческом уровне дается с трудом. Но с помощью учителя школьники все увереннее предлагают различные образы.7.1. Для стимуляции воображения и фантазии детей назанятиях часто использую проблемные ситуации. Например, чем можно было бы нарисовать, если бы небыло красок? Или какой вы представляете себе идеальную одежду?Для решения проблемныхситуаций применяю групповую индивидуальную формы работы. При групповой форме работы слежу за тем, чтобы бригадирами выбирались разные дети. Это развивает организаторские способности и коммуникативные навыки, ставит воспитанника в ситуацию поиска решения и принятия ответственности за себя и других. Если проблемную ситуацию решает каждый индивидуально, то я использую метод РТВ «Мозговой штурм». На обдумывание ситуации детям дается время, после этого каждый высказывает свое предложение, которое я записываю на доске. Затем дети пробуют выполнить по 1-3 предложения практически и приходят к выводу о том, как же все-таки нужно выполнить данную работу. Добиться активности каждого ребенка очень трудно. Сначала большинство детей старались промолчать, отсидеться, высказывали свои мысли только лидеры. Тогда я решила, что каждый ребенок будет писать записку о решении проблемы.7.2.Метод«Морфологического анализа».На занятиях применимпринцип структурного строения для систематизации метода перебора вариантов и возможного нахождения решения задачи. Сначала заполняется морфологическая
таблица.
  1 2 3
А      
Б      
В      
Г      
 Благодаря методу морфо-анализа, дети учатсямыслить системно, представляя в своем воображении мир как бесконечное сочетание
различных элементов- признаков, форм, мнений. Одно из занятий было направлено  на изготовление настенного
панно «Зимняя сказка». У всех участников она получилась своя и выполнена была различными видами росписи по ткани7.3. Метод«фокальных объектов».Название метода связано с принципом  концентрации множество идей  Методна каком-нибудь объекте. Иногда метод называют методом сфокусированных объектов. Это самый распространенный из ассоциативных методов. Суть метода заключается в выполнении следующих операций.-выбор объекта, то есть того, над которым будемработать.Например, новогодний подарок -выбор случайных 2-3 объектов. Они должны бытьсовсем не связаны с фокальным объектом. Например, стол и ковер.

Похожие публикации