Современный подход к целям и задачам обучения ставит вопрос о взаимоотношении обучения и творчества. Воспитание творческой личности и развитие творческих способностей детей – важнейшая задача современного образования. Особое значение это имеет для преподавания инженерной графики. Главной задачей педагога является – не «донести», «объяснить» и «показать», а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Однако не любая деятельность развивает творческие способности, а только та, в процессе которой возникают положительные эмоции. Познавательная потребность характеризуется чувством удовлетворения от умственной работы. Экспериментально зарегистрировано, что умственная работа, выполняемая потому, что хочется самому, то есть по потребности, обязательно связана с выраженной деятельностью центра положительных эмоций [1].
Требования к современному уроку вызывают необходимость искать новые эффективные методы преподавания, способствующие активизации мыслительной деятельности, развитию интереса к предмету.
В настоящее время возникает необходимость введения новых подходов к изучению общетехнических дисциплин, внедрение новых образовательных технологий в преподавании инженерной графики, в частности. Это связано со многими причинами. В первую очередь отсутствие у студентов мотивации к выбранной специальности или профессии, смутное представление о том, где пригодятся знания, полученные при изучении данной дисциплины.
В деятельности педагога по повышению качества образования следует выделить развитие мышления студентов как одно из самых сложных и актуальных направлений. Это обусловлено как отсутствием системной работы в семье и школе по развитию ребенка, так и недостаточным количеством заданий развивающего характера в современных учебно-методических комплексах. Развитие мышления студентов может быть реализовано через системное использование заданий развивающего характера, специальных приемов, проблемных, частично-поисковых методов и интерактивных стратегий и методик, инновационных технологий и применяя главные дидактические принципы НФТМ-ТРИЗ
В статье описан пример использования методов ТРИЗ Г. С. Альтшуллера в обучении студентов Муравленковского многопрофильного колледжа на уроках инженерной графики. Структура креативного урока отличается от традиционного и включает в себя блоки, реализующие цели занятия, адекватные целям креативного образования в целом [2, 3].
Блок 1 (мотивация).Чтобы овладеть техникой и творчески участвовать в её развитии, надо уметь чётко и ясно излагать мысли с помощью чертежа и по его плоским фигурам, знакам и цифрам представлять пространственный объект. Мы часто утверждаем, что творческому мышлению научить невозможно. Но это не совсем так. Конечно врождённые способности человека очень важны. Но если человек не будет развивать свой творческий потенциал, то он вряд ли достигнет способности созидать, даже если в детстве, он проявлял какие-то способности. Значит, есть что-то, что знают и умеют творческие люди. И для того чтобы определить, творческие люди сидят в этой аудитории или нет, мы попробуем на знакомые вещи посмотреть под другим углом.
Задача 1. Найдите ошибку в рисунке замка (рис. 1).
Рис.1 Рисунок замка
Видимой справа заклёпки не должно быть, так внутри в этом месте размещается запирающий элемент.
Видимой справа заклёпки не должно быть, так внутри в этом месте размещается запирающий элемент.
Задача 2. На рисунке схематично выражена идея крепления колеса на оси (валу). Объясните каждое соединение (рис. 2).
Рис. 2 Схемы крепления колеса с валом
1) глухая посадка колеса на вал с натягом; 2) шпоночное соединение; 3) соединение винтом в торец; 4) соединение штифтом.
1) глухая посадка колеса на вал с натягом; 2) шпоночное соединение; 3) соединение винтом в торец; 4) соединение штифтом.
Задача 3. С точки зрения эксплуатации конструкции этих валиков совершенно равноценны, но технолог цеха настаивает на изготовлении валика по варианту, который приведён справа. Какими соображениями руководствовался технолог? (рис. 3)
Рис 3. Элементы валиков
Чтобы поверхность имела после обработки указанную шероховатость, её нужно шлифовать. На валике справа мы видим небольшой выступ, который обеспечивает проход шлифовального круга по всей поверхности.
Чтобы поверхность имела после обработки указанную шероховатость, её нужно шлифовать. На валике справа мы видим небольшой выступ, который обеспечивает проход шлифовального круга по всей поверхности.
Блок 2 (содержательный).
Задача конструктора более сложная, чем задача рядового чертежника: конструктор не имеет наглядных изображений и готовых деталей. Изделия он конструирует заново, отображая на бумаге в первую очередь их форму.
В процессе конструирования рождается чертёж общего вида, на котором детали даны во взаимной связи и отображена форма всех элементов.
По конструкторскому сборочному чертежу в дальнейшем составляется рабочие чертежи деталей и рабочие сборочные чертежи, служащие целям сборки.
Внешне сборочный чертёж отличается от чертежей деталей тем, что имеет порядковые номера (номера позиций) и специальную таблицу (спецификацию), выполняемую на отдельном листе стандартного формата. С помощью порядковых номеров легче отыскать каждую деталь, указанную в спецификации. На рис. 4 вы видите сборочный чертёж и спецификацию.
На сборочных чертежах наносят основные размеры: габаритные, характеризующие данную сборку, монтажные и установочные. Размеры частей каких-либо отдельных деталей наносят только в том случае, если на них нужно обратить внимание при сборке.
Сборочный чертёж выполняется по тем же правилам, что и чертежи отдельных деталей: вычерчивается необходимое число видов, разрезов, сечений и пр. По нему рабочий должен правильно понять конструкцию узла, взаимодействие деталей, уяснить способы их соединения, убедиться в том, что на сборку поступила нужная деталь.
Форма той или иной отдельной детали может быть и не показана на сборочном чертеже во всей полноте. В этом случае может помочь догадка, рассуждение и умение сопоставлять отдельные подробности чертежа. Алгоритм чтения сборочных чертежей облегчает понимание данной конструкции.
Алгоритм чтения сборочных чертежей и наглядных изображений сборочных единиц.
- Определить название изделия.
- Установить число наименований и количество деталей.
- Определить масштаб изображения.
- Проанализировать количество и характер изображений на сборочном чертеже или на наглядном изображении сборочной единицы.
- Определить очертание каждой детали сборочной единицы на всех изображениях чертежа.
- Проанализировать геометрическую форму чертежа.
- Выбрать главный вид и установить общее количество и характер изображений каждой детали для выполнения ее рабочего чертежа.
- Определить виды соединения деталей в данной сборочной единице.
- Проанализировать и установить тип размеров.
- Выявить условности и упрощения, использованные на сборочном чертеже или на наглядном изображении сборочной единицы.
- Установить последовательность сборки изделия.
Рис. 4. Сборочный чертёж изделия
Блок 3. (психологическая разгрузка).
Блок 3. (психологическая разгрузка).
Вы уже получили достаточно новой информации. А теперь мы отвлечёмся от нашей мозговой активности и поиграем.
Всем нам нравится когда про нас говорят хорошее. Поэтому игра называется «Похвастайся соседом». Мы будем развивать навыки общения, внимания, наблюдательности, умения выражать словами симпатию к другому человеку. Итак, играем в хвастунов. Только хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и почетно иметь самого лучшего соседа. Посмотрите на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего? Что он умеет, какие хорошие поступки он совершал? Чем он может понравиться?».
Блок 4. (интеллектуальная разминка).
После такой психологической разгрузки надо опять прийти в нужную логическую форму. Вот вам задачка на разогрев.
1. Какой знак нужно поставить между числами 4 и 5, чтобы результат получился больше четырех, но меньше пяти? (4,5)
2. Перечислите только те детали, название которых начинается на одну и ту же букву Ш. побеждает тот, кто больше их назовет.
(Шпилька, шпиндель, шпонка, швеллер, шуруп, штырь, штифт, шплинт, шестерня, шатун, шток, шип, шайба, шаблон, шкив, шлиц, штуцер, штангенциркуль и т. д.).
3. На рисунке (рис. 5) цифрами обозначены элементы, которые часто встречаются в технических деталях. Названия их не без оттенка занимательности: лыска, ласточкин хвост, ребро, буртик, торец, бобышка, фаска, паз, скос, проточка, галтель, гофр. Сумеете ли вы правильно указать каждый из названных элементов? Каким целям они служат? [4]
Рис. 5 Изделия с элементами
По рис. 4. выполните следующие действия:
- дать классификацию этого изделия;
- прочитать наглядное изображение сборочной единицы по алгоритму.
Блок 5 (резюме).
Перефразировав известные строчки Некрасова Н. А. «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан», сегодняшний урок можно завершить словами «Конструктором можешь ты не быть, а чертежи читать обязан».
В настоящее время, чтобы быть технически грамотным, востребованным специалистом необходимо владеть профессиональной терминологией, уметь понимать и читать чертежи. И сегодня мы наглядно продемонстрировали, что зная технические термины, названия технических элементов детали, чтение чертежей не должно вызывать затруднений. По итогам нашего занятия можно сделать вывод, что креативное мышление способствует формированию профессиональных компетенций в легкой и непринуждённой форме. Это позволяет говорить о необходимости дальнейшего внедрения ТРИЗ для преподавания данной дисциплины.
Ссылки на источники
- Чудновский В. Э., Юркевич В. С. Одаренность: дар или испытание. – М.: Знание, 1990. – 122 с.
- Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Современные научные исследования. Выпуск 1. – Концепт. – 2013. – ART 53572. – URL: http://e-koncept.ru/article/964/ – Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. – ISSN 2304-120X.
- Утёмов В. В. Адаптированные методы научного творчества в обучении математике // Концепт: научно-методический электронный журнал. – 2012. – № 7 (июль). – ART 12095. – 0,5 п. л. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12095.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X
- Воротников И. А. Занимательное черчение: Кн. Для учащихся сред. Шк. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.:
Nepayda Irina
Teacher Professional Disciplines SEI ACT Yamal «Muravlenkovsky versatile college» g.Muravlenko
nepaglad_100@mail.ru
Using creative methods in teaching the lesson of the course «Engineering Graphics».
Abstract. The author introduces readers to the work of teachers to improve the quality of education by using methods of the theory of inventive problem solving (TRIZ). Is a block description of the development of an engineering drawing a lesson on «Read assembly drawings»
Keywords: educational technology, creativity, motivation, professional competence.