Войти / Зарегистрироваться

Использование методов научного творчества в обучении математике

Получить свидетельство
Автор: Юркевич Елена Николаевна

Иоганн Гете, немецкий поэт и мыслитель, как-то заметил: «В глубине человека заложена творческая сила, которая способна создать то, что должно быть, которая не даст нам покоя и отдыха, пока мы не выразим это вне нас тем или иным способом». Действительно, очень важно не дать «творческой силе» угаснуть, а следует развивать ее в течение жизни. Главное не пропустить тот период в жизни человека, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в дальнейшем происходит быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к творческой деятельности.
Современная жизнь диктует свои условия, а именно, необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Воспитание креативной личности одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. Помощником в решении этих задач может служить инновационная педагогическая система НФТМ-ТРИЗ профессора М. Зиновкиной – система непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей обучаемых с активным использованием теории решения избирательских задач [1, 2].
В статье будет рассмотрен пример креативного урока по математике для старших дошкольников на основе инновационной педагогической системы НФТМ.
«Предмет математики настолько серьезен, что нужно не упускать случая делать его немного занимательным» – говорил Блез Паскаль, французский ученый и философ.
Решая нестандартные своеобразные задачи, учащиеся испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие математики. Занимательная математика в дошкольниках пробуждает наблюдательность, умение логически мыслить, веру в свои силы и драгоценную способность к восприятию прекрасного [3].
Элемент игры, который делает занимательную математику занимательной, может иметь форму головоломки, состязания, фокуса, парадокса, ошибочного рассуждения или обычной математической задачи с «секретом» – каким-либо неожиданным или забавным поворотом мысли.
Структура урока
Блок 1 (мотивация).
- Ребята, один знакомый моряк передал мне бутылку, которую он выловил в море. В бутылке была записка. От кого же она? «Меня похитили пираты. Они обещали мне горшочек меда и обманули. Спасите!»
Дети: Это Винни-Пух написал!
- Правильно, ребята. Это Винни-Пух нуждается в нашей помощи. Будем его выручать?
Дети: Да!
- На чем же мы отправимся на пиратский остров?
Дети: На корабле.
Блок 2 (содержательная часть)
- Правильно. Для этого мы должны расшифровать название корабля. А поможет нам в этом игра «Почтальон – вычислитель». Почтальон может идти только по дорожкам, соединяющим выражения с одинаковыми ответами. По пути собираем буквы, из которых составляем название нашего корабля. Начинаем путь от точки, заканчиваем конвертиком. (рис.1)
- Молодцы! Поплывем мы по воображаемому морю Познания на корабле под названием «Победа». (Вывешивается изображение корабля или выставляется его макет, а также карта путешествия рис.2)
                                                                                          Рис. 1
                                                                                           Рис. 2

У каждого ребенка на столе маршрутный лист с заданием (рис.1, 3, 4, 5, 6).
- Мы прибыли с вами на остров Чисел. Необходимо выполнить задание: допишите недостающую часть числа.
                                                                                Рис.3
Блок 3
(психологическая разгрузка)
- Молодцы! Все справились с заданием. На острове Чисел есть поляна Веселья. Давайте отправимся туда и поиграем в игру «Назови число» Дети встают в круг, перебрасывают друг другу мяч. Поймавший его должен назвать число: на 1 больше или меньше названного, предшествующее или последующее какому-либо числу, соседи числа, какое число между, например, 5 и 7, больше 3, но меньше 5 и т. д. (Задания детям дает учитель).
Блок 4 (головоломка)
- Мы прибыли с вами на остров Фантазеров!
Рис. 4.
Игра «Волшебный круг». Правила игры: использовать для составления силуэта все 10 частей, не накладывая одну на другую. На рисунке представлен способ разреза круга (разрезанный круг должен быть окрашен одинаково с двух сторон) и образцы силуэтов.
- Попробуем пофантазировать. Составьте из частей круга какую-либо фигуру. Будет здорово, если у вас получится какой-нибудь морской житель.
Блок 5 (интеллектуальная разминка)
- Куда лежит наш путь теперь? Правильно, на остров Близнецов. А кто такие близнецы? Да, это похожие внешне, как две капли воды, люди. Вам предстоит найти 3 одинаковых рисунка.

Рис.5.
- Молодцы! Все справились с заданием (ответы: 3,4,6). Мы покидаем этот остров и плывем на остров Зеркал.
Блок 6 (содержательная часть)
- От точки, обозначенной на ваших листах начинаем работу: 1 клетка вправо, 3 клетки вниз и т. д. (рисуем правое крыло, линия симметрии заранее проведена).
Рис.6.
- А теперь отразите в левом зеркале рисунок, который вы нарисовали. Что у вас получилось? Раскрасьте бабочку узорами. Молодцы! Отправляемся дальше, ведь нам необходимо спасти Винни-Пуха, который находится в плену у пиратов. Нас ждет остров Нехоженых троп! Давайте пройдемся от одного конца острова к другому по математическим тропкам, вставляя в пустые клеточки нужные числа.
Рис.7
- Молодцы! Мы прошли долгий, но интересный путь. Мы обрели уверенность, силу, ловкость, поэтому никакие пираты нам не страшны.Вперед! На остров Пиратов!
Блок 7 (компьютерная интеллектуальная поддержка)
- Вы любите фантазировать? Да? Тогда усаживаемся за компьютеры. Открываем программу Paint. И пусть каждый из вас нарисует из геометрических фигур корабль, на котором мы путешествуем. Вот что получилось у меня.
Рис. 8
Блок 8 (резюме)
Учитель: Ура! Наш Винни-Пух спасен! Ребята, вам понравилось наше путешествие? Пожалуйста, раскрасьте в ваших маршрутных листах любимым цветом смайлик, насколько вам понравился урок.
Рис 9
 
Ссылки на источники
1. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с
2. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1. -ART 53572. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm
3. Горев П. М., Утёмов В. В. Научное творчество: Практическое руководство по развитию креативного мышления. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. – 112 с.
 

Похожие публикации