Войти / Зарегистрироваться

Методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Получить свидетельство
Автор: Польшикова Мария Алексеевна

Если посмотреть на современное состояние образования в России, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся. И эффективность работы школы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности. Главной целью школы, как социального института, в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, обще учебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.
Современное общество предъявляет человеку всё более высокие требования. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческого мышления учащихся является важнейшей задачей современной школы, и особенно начальной. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Цель представленной работы – систематизировать ряд приёмов и методов, эффективно влияющих на развитие творческих способностей учащихся 1–4 классов на уроках литературного чтения.
Я считаю, что не только с внедрением ФГОС второго поколения проблема творческого мышления актуальна. Педагог, который приходит в школу не только отвести урок, а дать как можно больше детям и учиться вместе с ними, а также развивать в них всё самое лучшее, всегда работал для развития ребёнка. Сейчас это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Происходящий в последнее время рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности школьников [1].
В основе творчества – открытость личности миру, в том числе иным возможным мирам. Такая личность более восприимчива к любой внешней информации: природной, социальной, культурной. Природные и культурные процессы ведут творческую личность своими путями, заставляя её переживать и решать все возникающие напряжения как свои проблемы.
В настоящее время, принципиально новая общественная, социально-экономическая ситуация в России требует развития в человеке таких личностных качеств, которые помогли бы ему не просто выжить в условиях сложного современного общества, но и стать активным субъектом общественной жизни, способным творчески преобразовывать действительность, используя весь спектр своих возможностей [1].
Формирование нового общественного мировоззрения требует личность, глубоко знающую себя и владеющую собой, активно проявляющую свою индивидуальность. Развитие такой личности связано с процессом саморазвития и творческой реализации. Однако традиционное образование, основной целью которого является формирование «систематизированных знаний, умений и навыков» не способно создать условий для гармоничного развития личности, и в основном направлено на подготовку обезличенных молодых квалифицированных кадров [3].
Творчество детей – естественный компонент их развития. В младшем школьном возрасте идёт период самоутверждения, возникновение вариативного мышления, ребёнок обнаруживает и раскрывает много возможностей для творчества, легко создаёт один вариант творческого продукта за другим.
Творцов с детства отличает то, что они не боятся дивергентных задач. Так условно называются задачи, имеющие не один, а множество правильных ответов. В дивергентных задачах конечный мыслительный продукт (ответы) не выводится напрямую из условий. Решение их требует поиска разных подходов, допускает и частично предполагает их сопоставление. А невыводимость ответов из самого условия и проявляющаяся таким образом недосказанность требуют не просто мобилизации и объединения уже полученных знаний, а интуиции, озарения [6].
Стратегии развития творческого потенциала, которые могут быть положены в основу обучения творческому мышлению в школе на любом учебном предмете. Используя эти стратегии, принципы, учитель не только сможет увеличить вероятность раскрытия творческого потенциала своих учеников, но и усилить креативное начало в самом себе.
Основные принципы:
  • быть примером для подражания;
  • поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям и допущениям;
  • разрешать делать ошибки;
  • поощрять разумный риск;
  • включать в программу обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности;
  • проводить проверку усвоенного материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность их применения;
  • поощрять умение находить, формулировать и переопределять проблему;
  • поощрять и вознаграждать творческие идеи и результаты творческой деятельности;
  • предоставлять время для творческого мышления;
  • поощрять терпимость к неопределённости и непонятности;
  • подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности;
  • стимулировать дальнейшее развитие;
  • найти соответствие между творческой личностью и средой
Необходимо отметить, что развитие творческих и изобретательных способностей многократно увеличивает эффективность урока, создаёт условия для раскрытия личности учащихся, развивает их в интеллектуальном плане.
Ниже указаны приёмы, которые мною используются в педагогической деятельности на уроках литературного чтения.
1.  Дополни слоги до слов, придумай рифму к слову, чистоговорки, игра «Доскажи словечко»
Как зовут меня, скажи
Часто прячусь я во ржи.
Скромный полевой цветок,
Синеглазый …(василёк)
2. Отгадай ребус и составь стишок.
 - ечка
 - ечка
 - ечка
 - ечка
(Печка, свечка, речка, овечка)
В доме затоплена печка,
Мигает зажжённая свечка,
Льдом покрылась речка,
Дремлет в хлеву овечка.
3. Придумай стишок по его началу или концу.
Как у наших у ворот,
Бабка курочек зовёт.
4. Задумай предмет и опиши его в стихах с помощью прилагательных: круглое, сладкое. ароматное, душистое (яблоко).
5. Творческая работа со стихами, песенками на начальном этапе обучения, их исполнение по ролям. Дети в начальных классах очень любят учить стихи и их рассказывать, а ещё мы их рисуем и показываем.
6. Творческий подход к диалогам. Один и тот же диалог можно разыграть по-разному. Идеи и роли можно подсказать ребятам, часто они сами придумывают оригинальные варианты. Идёт работа в группах.
7. Размышления над интересными цитатами. В нашей школе есть рубрика «Цитата дня». Каждый класс предлагает свою цитату, все другие ребята по классам её обсуждают. Варианты заданий:
– обсуди с партнёром по парте, выскажи своё мнение;
– дискуссии в группах. Одна группа соглашается, другая – спорит. Выступают по очереди. На доске висят фразы согласия/ несогласия, что особенно важно для детей с более низким уровнем успешности.
8. Восполнение словосочетаний в текстах. При восполнении словосочетаний следует ориентироваться на общий смысл.
Например: Холодно. Идёт дождь … Река уже … надо только … а у вас в квартире … ? Да, у нас очень … Я даже форточку … А у нас наоборот … Радиаторы почти всегда …
Об этом надо было летом … завтра я вызову мастера. У нас тоже будет … Приходи к нам в гости, если ты совсем … Если я …, я одену … И ты будешь сидеть дома … .
9. Антиципация смысловых единиц
Тренировка антиципирования отдельных смысловых единиц текста не только улучшает технику чтения, но и повышает уровень понимания прочитанного, уровень сопереживания при чтении. Такое антиципирование во многом будет зависеть от умения быстро и точно устанавливать причинно-следственные отношения. Немалую роль при этом играет жизненный опыт и уровень знаний, рост которых нужно всячески стимулировать. Учащимся предлагается объяснить каждый из факторов, определить его причины, желательно не одну, а две – три возможные.
Например: «Петя опустил голову на руки и задремал.»
Варианты причин данного факта:
  1. Петя допоздна смотрел вчера телепередачу.
  2. Петя заболел.
  3. Это было на каком – то скучном мероприятии.
10. Продолжи рассказ. Учитель читает вслух незнакомый рассказ. Дочитав до места, где начинается поворот событий, прекращает чтение и задаёт вопрос: «Что произойдёт сейчас?» Варианты должны быть аргументированы. Если учащиеся затрудняются дать варианты продолжения или дают эти варианты без учёта услышанного текста, учитель читает дальше, сделав остановку на новом факте. Он задаёт тот же вопрос. После окончания текста ставит вопросы:
«А как бы вы закончили рассказ?
«Почему автор дал такую концовку?»
11. Учащимся предлагаются жизненные ситуации. Необходимо продолжить ситуации, ответив на вопрос в конце каждой из них. Упражнение заставляет задуматься над достаточностью жизненных задач и необходимостью пополнения этих задач.
Например: Хлеб зачерствел. «Что же с ним делать?» – подумал Петя. Посоветуйте ему.
12. Упражнение направлено на развития внимания при восприятии текста, умение делать логические заключения на основе отдельных деталей повествования.
Например: Шерлок Холмс и Петя сидели за столом. На улице раздался шум приближающейся машины. И вдруг резкий визг тормозов. «Что могло произойти, мой юный друг»? – спросил Шерлок Холмс Петю. Подскажи Пете.
13. Антиципация подтекста. Любой текст, особенно художественный, имеет подтекст, невысказанную мысль. Проникновение в подтекст в значительной степени отражает оценочную сторону читательской деятельности и имеет чрезвычайно важное значение для воспитания и развития у читателей раскованного. оригинального и нестандартного мышления.
Методика работы с упражнением – прочитав текст, учащиеся должны обсудить его в парах или классом, аргументировано определить невысказанные в нём мысли.
Например: отец купил Коле собаку. «Сколько стоит эта собака»? – спросил Петя своего друга. «Пока что две пары брюк». – ответил Коля.
14. В диалоге опущена часть реплик. Необходимо восстановить их, исходя из общего смысла сказанного. Рекомендуется познакомиться сначала со всем диалогом, и лишь затем начинать восстановление. Следует понимать – обычная антиципация идёт на последующие мысли, события.
15. Нахождение самого узкого и самого широкого и среднего понятия.
Например: обувь, зимняя обувь, сапоги.
16. Подбор наиболее существенных слов.
Например: Чтение (глаза, очки, книга, печать, картина).
17. Анализ отношений.
Например: песня : глухой = картина : ? (слепой)
18. Акростих. Например: осень
О, прекрасная природа! 
Солнце яркое моё... 
Еле-еле слышно оду – 
Напеваю я её. 
Ь 
19. На уроках чтения рисование сказки, стихотворения, героев произведения и т. д. Работа проводится индивидуально, группами.
20 Большие возможности для развития творческого потенциала учащихся имеет и проектная и исследовательская работа, когда ребята представляют результаты своей исследовательской деятельности в виде докладов, альбомов, стенгазет, устных журналов, коллажей, презентаций по таким темам, как «Моя семья», «Буквоград», «Жили-были…» [5].
21. Нестандартные уроки: урок-инсценировка, на котором учащиеся обыгрывают сказки и произведения.
22. Использование творческих заданий на уроках – использование заданий на развитие образного воображения, творческого мышления («Придумать продолжение истории»); составление на уроках вопросов, поощряющих размышлять творчески – «представьте себе», «предположите, что…», «сочините», «порассуждайте о…» и т. д.
Таким образом, все методы и приёмы, используемые в работе, способствуют развитию креативного мышления и творческих способностей учащихся. Методология творчества дает и преподавателю, и учащемуся интеллектуальные инструменты для формирования творческого системного мышления, учит смотреть на мир системно и управлять процессом мышления [4].
Рассмотрим пример применения креативного урока литературного чтения в 1 классе (II четверть), УМК XXI века.
 
Урок № 1 по теме «Знакомство со звуками [х`], [х], с буквой Х, х»
 
Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой Х, х,выполнению звукового анализа слов «хобот», «хвост», использованию схем и моделей звукового состава слов для выполнения звукового анализа слов; способствовать формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развитию речи, фонематического слуха, творческого воображения.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают букву Х, х; умеют использовать схемы и модели звукового состава слов для выполнения звукового анализа слов; называть слова с мягкой парой согласного звука [х]; понимают содержание произведения Л. Толстого «Белка и волк».
Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – структурирование знаний; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного; логические – нахождение слова в слове; расшифровка «зашифрованного» слова; разгадывание кроссворда.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
Коммуникативные: уметь формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: высказывают своё мнение, оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая работы.
Оборудование: учебник, фишки-сигналы.
Блок 1. Мотивация. Этот блок представляет собой специально отработанную систему оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащихся. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность.
Наш любимый урок наступил.
Много гостей он к себе пригласил.
Будем звуки, буквы изучать,
С ними слоги, слова, предложения читать,
Постараемся думать и рассуждать,
В конце урока попробуем по ролям читать
И здоровье своё будем мы укреплять.
I .Разминка.
Проводим упражнения, чтобы максимально сохранить здоровье, подготовиться к чтению, выговариванию, улучшить носовое дыхание, активизировать работу диафрагмы.
а) дыхательная гимнастика Стрельниковой против насморка и гайморита (шумный вдох с препятствием). Упражнение «Обними меня».
б) Проводим гимнастику и массаж носового аппарата:
– трём ладошки, умываемся;
– массаж носового аппарата:
  • погладим нос (боковые части) от кончика к переносице,
  • делаем вдох, на выдохе тянем звук [м], одновременно постукиваем пальцами по крыльям носа,
– вдох, закрыть нос пальцами и сосчитать до десяти,
– укрепляем мышцы губ:
  • вдох, на выдохе произносим звуки [б, п],
– укрепляем мышцы языка:
  • вдох, на выдохе произносим звуки [д, т],
– укрепляем мышцы горлышка:
  • вдох, на выдохе произносим звуки [г, к].
в) зрительная гимнастика
  – по таблице цифр (таблица 1) расширяем поле зрения, глаза смотрят в центр. Приготовились, начали!
Таблица 1

1

7

11

3

5

 

13

6

14

9

12

15

10

2

8

16

4

 
– игра «Корректор» (таблица 2)
Таблица 2

0

2

5

1

6

3

8

9

4

7

5

4

7

6

2

8

4

1

9

2

8

9

0

3

7

5

6

9

0

4

9

1

8

4

5

2

9

7

3

6

6

4

8

6

0

9

5

1

9

7

8

2

9

1

6

3

7

9

8

6

6

5

0

4

7

8

1

2

9

3

2

7

3

6

1

5

4

8

5

2

5

1

4

0

7

3

5

4

0

6

3

5

9

3

6

2

8

5

7

3

 
  • Сколько раз встретилась цифра 7. (Поставили пальчики на начало и конец строки. Смотрим и следим глазками) Приготовились. Начали!
  • Сколько раз встретилась буква М. (таблица 3) Приготовились. Начали!
 
Таблица 3
 
 
г) артикуляционная гимнастика Хвастливый хамелеон.
Хвастался хамелеон своим хвостом
Хвостатым хищникам. Потом…
– Что стало с ним, с его хвостом?
– Ни хамелеона, ни хвоста.
Ведь нет у хищников поста.
История, увы, проста. (Е. Карельская)
– читаем медленно, чётко проговаривая звуки,
– читаем как взрослые,
– читают девочки, мальчики.
– хором, в темпе скороговорки (2 раза),
– кто хочет сам.
(Во время работы над скороговоркой, подключаем одновременно работу с эспандерами, т. к. это улучшает произношение звуков).
д) мимическая гимнастика «Вот и всё».
«Вот и всё». Подошла к концу наша подготовительная работа. Давайте попробуем эту фразу произнести: радостно, печально, зло. В конце урока вы этой фразой покажите свое впечатление от урока.
– Отгадайте загадку:
Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой!
 
 
 
Рис. 1.
– Сегодня Хомяк поведёт нас в страну Букварию, в которой мы познакомимся с новой буквой.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми звуками и буквой, которая их обозначает.
На партах у школьников лежат квадратные листочки.
– Выполните указания.
Загадаю вам загадку.
Выполняйте по порядку:
Раз – листочки поднимаем,
Два – листочки загибаем,
Три – ещё разок свернули,
На четвёртый развернули.
Буква спрятана внутри.
Кто догадлив? Назови!
Крест-накрест две единички,
Хворостинки или спички –
Вот и Х! Запомнишь вмиг,
Звук при выдохе возник!
Т. Синицына
– Кто может назвать тему нашего урока?
Какую учебную задачу поставили перед собой?
Что нужно сделать, чтобы решить эту задачу?
Блок 2.Содержательная часть. Блок содержит программный материал и обеспечивает формирование системного мышления и развитие творческих способностей.
Звуковой анализ слов «хобот», «хвост».
– Рассмотрите схему, расположенную напротив рисунков. Подумайте, с какими словами вам придётся сегодня работать? Может, это слова «слон» и «лиса»? Почему эти слова не подходят?
Хвост вороны иль барана
Не похож на хвост фазана.
Хвост мышиный, хвост совиный
Не такой, как петушиный.
Но однако зверь иль птица –
Всяк своим хвостом гордится!
Курица, хомяк, корова
Не хотят хвоста другого!
 Т. Синицына
– Что это за слова?
Хвост – покрывало.
Он служит им надежным укрытием, предохраняя от охлаждения или непогоды во время сна или отдыха. В этом случае животные сворачиваются в клубок и накрываются хвостом.
Хвост – орган передвижения.
Во время бега лисица пользуется своим длинным хвостом как рулем, делая на полном ходу резкие повороты и поддерживая при этом равновесие. Хвост помогает лисице также во время нападения на добычу: она может, используя движения задних ног и хвоста, бросать свое туловище вперед, вбок, вниз и вверх. Действительно, хвост – это орган животных, который помогает им приспособиться к условиям существования и выжить
Хобот – это нос, губа и рука слона. С точки зрения науки, хобот слона – это сраставшиеся на протяжении многих миллионов лет удлинённая верхняя губа и нос. Хобот слона состоит из гибких мышц, количество которых составляет более 4 тысяч. Важно не подходить к слону без укротителя, он может ударить рядом стоящего человека с помощью хобота. Удар хоботом без всяких сомнений может быть смертельным.
– Выполните звукобуквенный анализ слов «хобот» и «хвост».
Построение схем слов «хвост», «хобот»
– Давайте составим схему каждого слова. Взяли фишки, выложили слова самостоятельно. У доски работают Даша – первое слово, Юля – второе слово.
– Проверим, верно составила схему слова печка – Даша.
– Если вы согласны с Дашей, поднимите зелёную фишку.
– Если не согласны – красную.
– Почему [х] – синяя фишка? (Гласная - о- говорит читай твёрдо).
– Молодцы!
– Давайте произнесём первое слово, выделяя голосом первый звук [ х]вост
– Какой он? (Согласный, твёрдый) Почему?
– Давайте произнесём второе слово, выделяя первый звук [х]обот.
– Какой он? (Согласный, твёрдый) Почему?
– Произнесём оба звука в паре [х], [х].
– Что общего? (Согласные)
– В чём разница?
– Всегда ли он твёрдый?
– Лиса какая?
– Давайте выделим первый звук.
– Какой он? [х`] –согласный, мягкий
– Давайте положим ладошку на горлышко, произнесём первый звук.
– Вибрация есть? (Нет) Дрожит горлышко? (Нет)
– Какой звук? (Глухой)
– Дети, оба звука [х`], [х] обозначены одной буквой Х.
– Вот её место на ленте букв.
– Что мы можем теперь сказать о звуке [х]. Дайте полную характеристику. (Согласный, глухой, но парный по звонкости и глухости, парный по твёрдости и мягкости) (Ученик у доски объясняет)
– Ребята, почему на предметной картинке мы видим две буквы Х х? (С большой буквы пишутся имена, фамилии, клички животных, а все остальные слова с маленькой буквы).
Деление слов на слоги.
– Давайте поделим слова на слоги. 1 слово – Слава, 2 слово – Саша.
– Найдите глазками слоговую таблицу, кто считает, что слово «хвост» соответствует слоговой таблице – подними зелёную фишку, кто нет – красную. (так же 2-е слово).
– Почему слова соответствуют схеме? (односложные)
Блок 3. Психологическая разгрузка. Блок представляет собой систему психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивно-эмоциональных игр. театрализацию и другое
Игра «Живые звуки».
– Поиграем в игру «Живые звуки». Произносим слова «хвост», «хобот», чётко выделяя и называя каждый звук. Кто первый назвал звук верно, тот выходит к доске, берет фишку этого звука, теперь он не Юля, а звук [х].
– Прочитаем 1-е слово, 2-е слово.
– А теперь уходят звуки из схем-слов в таком порядке:
 
Рис. 2.
 
– Уходят одинаковые согласные звуки (там и там есть) [х т].
– Уходят звуки твёрдые, звонкий [в, б].
– Уходит звук безударный [а].
Почему [а]? (о без ударения даёт звук – [а].
– Назвать оставшиеся звуки [о].
Физкультминутка. Зрительная гимнастика.
– Закрыли, массируем веки круговыми движениями пальца от носа к наружному краю глаза и наоборот. Приготовились, начали!
– Открыли глазки, быстро поморгали.
Блок 4. Содержательная часть. Блок содержит программный материал и обеспечивает формирование системного мышления и развитие творческих способностей.
Чтение столбиков слов «цепочкой».
– Давайте и мы позабавим смешного хомяка, покажем ему, как научились читать.
– Читаем по одному слову, «цепочкой».
– Какое слово лишнее? (хищные – звуков больше, чем букв)
– На какие группы можно разделить слова? (Односложные, двухсложные, трёхсложные)
– Прочитай односложные Настя, двухсложные – Даша, трёхсложные – Саша
– Прочитай слово, которые соответствуют схеме
(тихо)                                                                                                 Рис. 3.
– Подберите к слову «тихо» слово с противоположным значением.
– Прочитайте только те, в которых буква П обозначает твёрдый согласный. (мальчики).
– Прочитайте только те, в которых буква П обозначает мягкий согласный. (девочки).
Игра найди пару:
– Рассмотрите, как расположены слова, разделённые вопросительным знаком. (По 6 слов в каждом из двух столбцов.)
– Посчитайте, сколько слов.
– Прочитайте слова левого столбика.
– Прочитайте слова правого столбика.
– Прочитайте слова по строкам.
– Получились ли правильные сочетания слов?
Хитрый худенький Хорек Вдруг в ларёк ворвался мяч!
В городе открыл ларёк. – О-хо-хо да о-ха-ха! –
Хоть реви, Хорёк, хоть плачь – Раздаётся у ларька.
– Помогите собрать пары слов, установив соответствие между словами левого и правого столбцов.
– Что может продаваться в ларьке хитрого худенького Хорька? (Ответы учеников.)
– Почему дана только иллюстрация с изображением хлеба?
– Прочитайте ещё раз словосочетание. (Ароматный хлеб.)
– Каким ещё может быть хлеб? (Свежим, душистым, хрустящим, тёплым и т. д.)
Работа в группах.
Давайте составим пословицы о хлебе.
Нет хлеба – нет обеда. Хлеб всему голова. Без хлеба куска везде тоска.
Вывод: хлеб – вечный символ жизни, здоровья, труда, благополучия и богатства.
– Закрыли, массируем веки круговыми движениями пальца от носа к наружному краю глаза и наоборот. Приготовились, начали!
– Открыли глазки, быстро поморгали.
Дыхательная гимнастика «Кошка».
Найди слово в с–. Прочитайте слова, записанные красочными буквами.
– Найдите в этих словах «спрятанные» слова. Каким способом можно найти новые слова? (Закрыть буквы ладошкой.)
Слова: мех, пух, пушка, раб, рост.
– Расшифруйте слово (Выход).
– Прочитайте слова парами, назовите буквы, которыми они различаются
Блок 5. Интеллектуальная разминка. Блок представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей.
– Прочитайте 1 загадку упражнением 2 птичий базар», отгадайте, 2…
– Подумайте, какую отгадку нужно вписать в кроссворд по вертикали? А по горизонтали?
– Что вы знаете о петухе? (Ответы учеников.)
– Всем хорош петух. Но все-таки главное, чем он славится, так это своим пением. За способность громко и звонко петь и прозвали его петухом.
Петуха спросили учащиеся: Так ответил Петя детям:
– Почему зовут вас Петя?
– Хорошо умею петь я.
И. Коньков
– Славится петух и важностью походки, и задиристостью характера. Недаром говорят: «важный, как петух», «задиристый, как петух», «ходить петухом».
– Постройте звуковую схему этого слова.
– Что вы знаете о черепахе? (Ответы учеников.)
Черепахи фантастически живучи. Некоторые виды до 5 лет могут прожить без пищи, до 10 часов могут пробыть в атмосфере лишённой кислорода
Черепаха – одно из самых необычных и интересных животных, населяющих нашу планету. Имеется около 230 видов Черепахи существуют на земле более 220 миллионов лет.
Черепах считают символом медлительности. Но это не так. Медлительны только черепахи сухопутные, причем, чем ниже температура окружающей среды, тем медленнее движется черепаха.
Водяные черепахи – быстрые пловцы. Отличные ныряльщики.
Кожистая черепаха является самой быстрой среди рептилий, она достигает скорости передвижения в воде – 35 км/ч.
Эта черепаха является и самым глубоководным ныряльщиком среди черепах (установлено ныряние на глубину до 1 200 м).
Не все черепахи имеют твёрдый панцирь. У семейства мягкотелых черепах полностью отсутствует роговые щитки, поэтому их панцирь на ощупь мягкий и кожистый.
Человеком найдена кожистая черепаха вес которой составлял 916 кг.
Гигантские черепахи – 2 м.
Живут гигантские черепахи 200 лет и более, они – вегетарианцы, питаются фруктами, кактусами, и другими растениями, иногда поедают насекомых и падаль. А самый мелкий вид черепах – крапчатая, не превышающая 10 см в длину. Первыми животным, возвратившимися на Землю после полёта в космос, были, как известно, собаки. А вот первенство в облёте Луны принадлежит черепахам.
Физкультминутка. Упражнение на массажном коврике.
Увеличивает подвижность суставов стопы, снимает мышечное утомление, идеальная профилактика плоскостопия.
– Ходьба на месте с высоким подниманием бедра.
– На внешней стороне стопы.
– На внутренней стороне стопы.
– Перекаты с пятки на носок, с носка на пятку.
– Прыжки на правой ноге, на левой ноге, вместе.
– С поворотом.
– Восстанавливаем дыхание
Блок 6.Содержательная часть. Блок содержит программный материал и обеспечивает формирование системного мышления и развитие творческих способностей.
Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Белка и волк».
а) русский писатель. В Ясной Поляне Л. Н. Толстой родился и прожил более 50 лет. Помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы
б) Чтение учителем.
– Почему волк отпустил белку?
– Кто оказался хитрее?
в) Моделирование обложки (взяли листики, обложку книги)
– К какому литературному жанру отнесём это произведение? (Рассказ)
– Как обозначим?
– Нарисовали.
– Какова его тема? О ком? (О животных)
– Каким цветом закрасим? (коричневым)
– Кто автор? (Л. Н. Толстой)
– Напечатаем.
– Как называется? (Напишем внизу)
– Вот какая обложка книги получилась.
г) Чтение в лицах.
– Кто действующие лица? (белка, волк. автор)
– Прочитаем в лицах.
– Чему учит нас это произведение? (Весело тому, кто добр и не делает другим зла.
Блок 7. Резюме. Блок обеспечивает обратную связь с учениками предусматривает качественную и эмоциональную окраску всего занятия.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие звуки обозначает буква х?
– Когда буква х обозначает мягкий согласный звук? А когда твёрдый?
Самооценка своего внутреннего состояния и самочувствия к выполняемым на уроке заданиям.
Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей, все задания были понятны, то он ставит зеленый цвет: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то покажите желтый цвет: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он показывает красный цвет: «Стоп! Мне нужна помощь!»
 
Урок № 2 по теме «Виктор Гюго «Козетта»»
 
Цель обучения предмета «Литературное чтение» – формирование функциональной грамотности, высоконравственной и патриотической личности школьника через его читательскую деятельность; развитие способности эмоционально воспринимать текст, понимать и воссоздавать прочитанное произведение, реализовать личностное восприятие прочитанного в продуктивно-творческой деятельности.
На данном уроке рассматриваются трагедия маленькой девочки. Использованы упражнения на развитие творческого воображения и фантазии, упражнение на поиск общих признаков объекта, элементы «Метода морфологического анализа», а также ситуация «Сказочные узловые события».
На протяжении всего урока учащиеся учатся размышлять и выстраивать свою собственную позицию по отношению к героям, а также к сюжету прочитанного произведения. Содержание и структура урока позволяют учащимся возможность выражать эмоции и чувства. На уроке осуществляется воспитание у учащихся чувства сопереживания, сочувствия.
Урок, начальная школа, литература, Виктор Гюго, «Козетта», креативный урок.
Тема: Виктор Гюго. «Козетта»
Цель: знакомство с отрывком из романа Виктора Гюго «Отверженные» – «Козетта», рассказать о тяжёлой жизни простого народа на примере героини – девочки Козетты.
Задачи:
– учить анализировать текст, выражать собственное отношение к прочитанному произведению;
– развивать навыки выразительного чтения, образное мышление, устную монологическую речь;
– воспитывать в учащихся чувства сопереживания, сочувствия, участия, интерес к изучению литературы.
Ход урока
Организационный момент.
Ребята, на уроке нам нужно будет много читать, говорить. Для этого мы должны правильно дышать.
Блок 1. Мотивация. Этот блок представляет собой специально отработанную систему оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащихся. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность.
Дыхательная гимнастика.
Проведём дыхательную гимнастику.
1)  Упражнение «Пушинка».
Представьте, что на вашей ладони пушинка. Мы должны на неё дуть медленно равномерно, чтобы она кружилась в воздухе над ладонью и не улетала. Вдох через нос, медленный выдох через рот. Смотрим во время выдоха на пушинку. Она должна кружиться над ладонью.
Приготовились! Начали!
2)  Упражнение с шарами.
Упражнение с шарами развивает диафрагму, помогает говорить свободно, без напряжения, не проглатывая звук во время разговора.
– Вдох через нос.
– На вдох нюхаем цветы.
– Какой нежный аромат, какой он тонкий, наполняющий.
– На выдох надуваем шар.
– Приготовились, начали.
– Кто первый поднял шар над головой?
– Посмотри, какой объём лёгких у тебя, у других.
– Сделай вывод: кому надо работать над увеличением объёма лёгких.
Настроим зрительный аппарат.
Упражнения на развитие поля зрения и укрепления мышц глаз.
1. Числовые таблицы Щульте. (таблицы у каждого ученика). Памятка.
1) Как можно быстрее назови все числа по порядку, указывая их карандашом.
2) Старайся запомнить расположение сразу двух-трёх следующих друг за другом чисел.
3) Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видят всю её целиком.
Таблица 4
 

7

18

8

11

22

 

22

25

7

21

11

 

1

19

21

8

17

16

25

13

2

9

 

8

2

10

3

23

 

10

24

11

4

6

6

10

1

20

5

 

17

12

16

5

18

 

22

7

25

23

12

15

24

17

14

19

 

1

15

20

9

24

 

16

15

5

14

2

3

12

21

23

4

 

19

13

4

14

6

 

3

20

18

9

13

 
2. Таблица с геометрическими фигурами, (таблица у каждого ученика, говорят все вместе хором)
Памятка.
1) Держа в поле зрения всю таблицу, последовательно пересчитай вслух все фигуры.
2) Начинай счет с верхнего ряда слева направо: первый треугольник, первый угол, первый круг, второй треугольник, первый отрезок, второй круг, второй отрезок, и т. д. до конца таблицы.
 

Таблица 5
 
3 Поисковая таблица.
а) По сигналу «Начали» учащиеся молча, вертикальным движением глаз считают сколько раз встречается в таблице знак (+). По окончании счёта сообщают результат шёпотом учителю на ушко, затем несколько человек говорят результат вслух, если не совпадают ответы, считают все вместе. (правильный ответ – 17)
 

Таблица 6
 
 
б) Сколько раз встретиться в таблице буква «ф» (правильный ответ – 9). (методика проведения та же).
 
 
Таблица 7
 
 
в) Сколько раз встретятся в таблице числа 9 и 7. Считать нужно одновременно два числа (правильный ответ – 12 и 10)

0

2

5

1

6

3

8

9

4

7

5

4

7

6

2

8

4

1

9

2

8

9

0

3

7

5

6

9

0

4

9

1

8

4

5

2

9

7

3

6

6

4

8

6

0

9

5

1

9

7

8

2

9

1

6

3

7

9

8

6

6

5

0

4

7

8

1

2

9

3

2

7

3

6

1

5

4

8

5

2

5

1

4

0

7

3

5

4

0

6

3

5

9

3

6

2

8

5

7

3

 Таблица 8
Артикуляционная гимнастика.
а) скороговорка
В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.
б) «Антиципация» (определи невысказанную мысль).
– Петя, возьми эту конфету.
– Спасибо, Коля, она очень вкусная.
– Серьезно? Ничего не понимаю. Почему же эту конфету моя собака всегда выплевывала.
  • Чтение про себя?
  • Кто действующие лица?
  • Чтение в лицах.
  • Какая мысль не высказана?
Друга надо угощать лучшим, а ни тем, что самому не нравится.
Восстанови пословицу (работаем с поисковой таблицей 9).
206, 192, 188, 4, 17, 185, 2, 11, 109, 42, 46
– Учитель называет числа, дети находят слоги, буквы, составляют пословицу.
– Какая пословица получилась?
 

Таблица 9
 
 
У страха глаза велики.
– читаем хором.
– Как вы понимаете смысл пословицы?
– Что такое страх?
Очень сильный испуг, сильная боязнь.
– Давайте подберем синонимы к слову страх (страх, боязнь, испуг, ужас, паника).
– Давайте поставим слова в порядке увеличения чувства страха.
Страх боязнь испуг ужас паника
– Какое из этих слов лучше, точнее передает состояние героини произведения, над которым мы работали вчера и сегодня продолжим? (рис. 5.)
Посмотрите на иллюстрацию к этому произведению.
 
 
– Какие слова из текста к ней подойдут?
– Найдите в тексте (стр. 127 «Козетта носилась вверх и вниз, мыла, чистила…»).
– Вот. Она каждый день жила в страже и один день был страшнее другого.
Проверка домашнего задания.
Дома вы должны были приготовиться выразительное чтение эпизода «Козетта и кукла» с отрывом взгляда от текста – дикторское чтение и найти слова, показывающие чувства Козетты, ее отношение к кукле.
– Проверим, как вы справились с заданием.
– Читай Алина, Арина.
– Ребята, как вы оцениваете работу Алина, Арины?
– Чье чтение было лучше?
– Я с вами согласна.
– Какие слова показывают чувства Козетты, ее отношение к кукле?
Это был восторг, великолепие, богатство, счастье. Она любовалась, не могла отвести глаз, изумляясь, удивляясь.
– Какому человеку свойственны такие качества? (доброму, добродушному).
– Много счастливых моментов было в жизни Козетты?
(Нет, это единственный, когда она была счастлива. Ей даже казалось, что она попала в рай).
Блок 2.Содержательная часть. Блок содержит программный материал и обеспечивает формирование системного мышления и развитие творческих способностей.
Сегодня мы продолжим работу над этим произведением и познакомимся со следующей главой «Малютка одна».
Упражнение «Финиш». До слов: «Тут она почувствовала…»
Какие слова показывают, что девочке было очень страшно (задание читает ученик с задней парты).
– Учитель напоминает правила упражнения «Финиш».
– Читаем глазами.
– Читаем молча.
– Читаем быстро.
– Отвечаем на вопросы.
– Внимание, приготовились, начали.
(после чтения).
– Какие слова показывают, что Козетте было страшно.
Словарная работа. В тексте вам встретились незнакомые слова. Давайте прочитаем, что они обозначают. (читает слова с доски кто-то один).
Мрак – отсутствие света
Лабиринт – запутанная сеть дорожек
Всеобъемлющий – охватывающий
Инстинкт – внутреннее чутье.
Чтение «цепочкой».
Читаем повторно упр. «цепочка», отвечаем на вопросы.
  1. Как назвала женщина Козетту? Почему?
  2. По дороге к роднику девочке было очень страшно, но несмотря ни на что, почему она не вернулась? (вопросы читает ученик с последней парты, после чтения).
1. Женщина назвала Козетту крошкой, – слишком мала она была для такой работы.
Жаворонком – очень рано начинался ее рабочий день. В это время дети еще должны спать. Ей было всего лишь 8 лет, а она уже много выстрадала, в минуты горестной задумчивости она казалась маленькой старушкой.
2. Какие слова говорят об этом?
– Впереди – призрак хозяйки, позади духи тьмы и лесов.
И она отступила перед хозяйкой?
– Она так ее боялась, что даже страх тьмы и лесов не мог побороть страх перед хозяйкой.
Дальше читаем упр. «Разведка».
Упражнение «Разведка»
  1. Как Козетта боролась со страхом? (вопросы читает ученик).
  2. Кто помог ей?
Учитель напоминает правила упр. «Разведка».
– Молча просматриваем текст.
– Ищем ответы на вопросы.
– Внимание, приготовились, начали.
(после чтения отвечаем словами из текста).
  1. Она считала до 10, потом опять. Это вернуло ее к восприятию действительности.
Она не осмелилась убежать без ведра, так сильна была ее боязнь хозяйки.
  1. Человек, проходящий мимо, неравнодушный, человечный.
– Почему она не услышала его шаги?
Страх сковал ее.
Словарная работа. В тексте встретились незнакомые слова, давайте прочитаем, что они обозначают.
Изнемогает – теряет силы, слабеет
на корточки – согнуть колени, держась на носках.
Трагическая маска – полная страданий.
Противостоять – сопротивляться.
Чтение по абзацам.
Читаем повторно по абзацам, отвечаем на вопросы.
  1. Соответствует ли описание природы настроению девочки?
  2. Где мы это видим?
(отвечаем)
  1. Небо над ее головой затянуто тяжелыми серыми тучами, напоминавшими полотнища дыма. Трагическая маска ночи, казалось, смутно нависла над ребенком. Не разбираясь в своих ощущениях, Козетта чувствовала, как ее обволакивает безмерный мрак природы.
Блок 3. Интеллектуальная разминка. Работа в группах учащихся по формированию умений.

II.   Работа в группах.
1. У кого красный кружок на парте, тот готовит рассказ о жизни Козетты по плану учебника.
 
2. У кого зеленый кружок – акростих «Страх».
 
3. У кого синий кружок – продолжить рассказ «Что могло быть дальше».
 
4. Нарисовать, что такое страх?
 
Проверка работы в группах.
Это был Жан Вальжан, который проходил мимо, сжалился над малышкой. Он увидел малютку с ведром, которое ей было не под силу нести и решил помочь. Девочка дорогой рассказала ему о своей тяжелой жизни, проходя мимо витрины он купил ей куклу. Жан Вальжан потом удочерил Козетту, хотя это было нелегко, т. к. хозяева не хотели расставаться с девочкой, ведь она выполняла большую часть грязной и тяжелой работы.
– Какова главная мысль рассказа?
Добро побеждает зло.
– Давайте прочитаем высказывания о В. Гюго.
Виктор Мари Гюго – французский писатель, гуманист-защитник угнетенных, борец за добро и справедливость.
– Согласны вы с этими словами?
– Желаю и вам быть такими?
Блок 4. Резюме. Блок обеспечивает обратную связь с учениками предусматривает качественную и эмоциональную окраску всего занятия.
– Я хочу, чтобы каждый из вас высказал свои мысли, чувства, которые вы испытывали при чтении этого произведения.
Я осуждаю ……………..
Я желаю ………………..
Мне бы хотелось ………………………
Данный урок способствует формированию творческого мышления и творческих способностей учащихся. Структура креативного урока отличается от традиционной структуры и включает в себя блоки, которые не только соответствуют современным требованиям креативного образования, но и помогают реализовать цели и задачи в обучении литературного языка. Только в процессе целенаправленной, упорной работы удастся сформировать определенные качества и добиться заинтересованности на уроках. Многообразие форм дидактической работы порождает многообразие целевых установок учащихся, увеличивает объем времени, необходимого на самостоятельную работу. Приобретение знаний, умений и навыков самостоятельной работы приучает учащихся к получению нестандартных эффективных решений, развивает творческое мышление; создает предпосылки для их применения в системе профессиональной деятельности, совершенствует способности устного и письменного общения, отдавая предпочтение выражению мнений, эмоций и чувств, а также умению аргументировать. Но по-настоящему творческой личность станет тогда, когда для этого будут созданы все условия: дома, в школе, в общении с друзьями. Дух творчества возникает в том случае, когда у ребенка появляется заинтересованность и желание работать.
 
Ссылки на источники
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федеральный Закон Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897ФЗ. – URL: http://www.rg.ru/2010/12/19/obrstandart-site-dok.html.
  2. Википедия – свободная энциклопедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
  3. Утёмов В. В. Технология формирования креативного мышления на основе задач открытого типа // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2011. – № 3. – С. 51–57.
  4. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. – 2012. – № 9 (сентябрь). – ART 12116. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12116.htm
  5. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. 1 кл. в 2-х частях: Учебно-методический комплект «Школа России». – М.: Издательство «Просвещение».
  6. Асмолов А. Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. – 528 с.

Похожие публикации