Войти / Зарегистрироваться

Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся на уроках русского языка

Получить свидетельство
Автор: Рыкова Юлия Валерьевна

Сегодня образование определяется как процесс и результат становления личности человека. При этом постепенно утверждается новая парадигма – креативная, как формирование и развитие универсальной способности человека к творчеству. Формирование и развитие творческой личности, адекватной постоянно меняющемуся внешнему и внутреннему миру, социально-экономическим условиям и содержанию деятельности, – цель НФТМ-ТРИЗ. Модель формирования творческой личности включает в себя развития творческого воображения и фантазии, преодоление инерции мышления, формирование системного мышления и др. В частности, разработана структура креативного урока, которая существенно отличается от традиционного урока и включает в себя блоки, реализующие цели урока, адекватные целям креативного образования в целом.
В статье представлена разработка урока литературы в 4 классе по теме «Былина: правда или вымысел?»
Тип: урок открытия новых знаний.
Цель урока – достичь образовательных результатов:
Личностных: уважать историю своей страны; понимать причины идеализации исторического прошлого.
Метапредметных: уметь анализировать текстовую, графическую информацию; решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи, уметь работать в группе.
Предметных: иметь представление о русском героическом эпосе, о связи былины и истории; понимать место былины в системе.
 
Ход урока
Блок 1. Мотивация
Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность. Ребенок встречается с чем-то в той или иной степени поражающим его воображение. В качестве «чуда» вниманию учащихся предлагается видеопрезентация с изображением героев былин, картины художников, фрагменты мультфильмов. Видеопрезентация представляет собой слайдшоу картин с изображением боготырей.
– Какое впечатление произвели на вас картины? Кто на них изображён? Как мы их называем? Откуда мы о них знаем? (Изображены богатыри, мы знаем о них из былин).
– Каких вы знаете богатырей? (Как правило, дети называют Добрыню Никитича, Илью Муромца, Алёшу Поповича, а также Святогора)
– Как вы думаете, существовали ли они на самом деле? События, описанные в былинах, действительно были?
Записываем тему урока: «Былина: правда или вымысел?».
Учащимся предлагается ответить для себя на этот вопрос и проголосовать за тот вариант, который им кажется верным. Голосование происходит следующим образом. Доска условно разбита на два поля соответственно тому, как на ней записана тема урока: с одной стороны, «правда», с другой – «вымысел». Проведена горизонтальная прямая линия. Дети молча выходят к доске и приклеивают бумажный стикер на линию. Положение стикера зависит еще и от того, насколько ученик уверен в своем выборе: чем дальше от центра доски место голосования, тем больше уверенность. Целесообразно спросить у тех, кто приклеил свой стикер посередине, почему они сделали так – терялись в догадках (равнозначно ответу «не знаю») или по другим причинам.
А теперь немного отвлечемся от былин и поиграем. Выбираем какой-нибудь предмет и придумываем, что с ним можно сделать. Например, палка. Ей можно копать землю, опираться на нее, подарить или просто выбросить. Нужно придумать как можно больше разных вариантов, а главное, необычных вариантов.
– А можно этот предмет соотнести к нашей теме? (да можно булова богатыря)
Блок 2. Содержательная часть 1
– Что вы можете сказать о слове «былина»? Что оно значит, по-вашему?
Слово «былина» однокоренное со словом «быль», значит, те, кто так назвал былину, считали описанные в ней события правдой.
– Кто сочинял былины, как вы думаете? В каком виде они дошли до наших дней? Как называется такой вид творчества?
Былины принадлежат к устному народному творчеству, фольклору. Они передавались из поколения в поколение устно. Интересно, но сами сказители давали былинам другое название – «стáрины, стáринки», подразумевая, что их действия происходили в прошлом. Термин «былина» был введен исследователями в XIX веке.
Запишем определение в тетрадь: «Былина (стáрина) – жанр русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных героях и исторических событиях».
Учёные спорят, когда на Руси появились былины. Одни говорят, что это было X-XI веках, другие – XI-XIII. Впервые записаны они были лишь в XVII веке. Безусловно, существуя в устной форме, былины не дошли до нас в первоначальном виде, они очень изменились. При этом считается, что одни из былин создавались в период расцвета Киевской Руси, другие – во времена монголо-татарского ига, при этом и в тех, и в других действие происходит в Киевской Руси во времена князя Владимира. Таким образом, князь Владимир должен был жить не меньше 500 лет. Надо сказать, что в европейских легендах тоже есть такие примеры. Вы, наверняка, слышали о французском короле Карле Великом и об английском короле Артуре.
– Как вы думаете, почему так происходит?
Происходит идеализация времени и правителя, ему приписываются поступки, которые были совершены его потомками или просто другими правителями. Это не значит, что правитель безупречен (например, образ князя Владимир в русских былинах далек от идеала), но он является гарантом времени, эпохи.
Предлагаю и вам стать исследователями былины «Вольга и Микула».
Учащиеся разбиваются на 3 группы. Каждая группа получает задание на листе бумаги.
1 группа
Когда воссияло солнце красное
На тое ли на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович.
Как стал тут Вольга растеть‑матереть;
Похотелося Вольге много мудрости:
Щукой‑рыбою ходить ему в глубоких морях,
Птицей‑соколом летать под оболока,
Серым волком рыскать да по чистыим полям.
2 группа
Говорит‑то Вольга таковы слова:
«Божья помочь тебе, оратай‑оратаюшко,
Орать, да пахать, да крестьяновати,
А бороздки тебе да пометывати,
А пенья, коренья вывертывати,
А большие‑то каменья в борозду валить!»
Говорит оратай таковы слова:
«Поди‑ка ты, Вольга Святославович,
Мне‑ка надобно Божья помочь крестьяновати!
3 группа
Тут проговорил ведь Вольга Святославович:
«Ай же ты, оратай‑оратаюшко!
Ты поедем‑ка со мною во товарищах».
А тут ли оратай‑оратаюшко
Гужики шелковые повыстегнул,
Кобылу из сошки повывернул
Они сели на добрых коней, поехали.
Как хвост‑то у ней расстилается,
А грива‑то у нее да завивается,
У оратая кобыла ступыб пошла,
А Вольгин конь да ведь поскакивает.
Задания: пересказать эпизод современным языком.
Блок 3. Психологическая разгрузка
Учащиеся могут показать живые картины. Кроме того, им можно предложить придумать концовку истории, а затем проверить свои предположения, прочитав оригинал.
Блок 4. Головоломка
Головоломки являются одним из важнейших элементов структуры современного креативного урока в системе НФТМ, в частности, они используются в качестве инновационного дидактического средства для преодоления психологической инерции.
– Вы увидели, что далеко не все слова в былинах понятны. Попробуйте перевести слова и фразы, встречающиеся в былинах на современный язык.
Группам выдаются листки с заданием: слово и вариант его употребления в тексте. Нужно догадаться, что оно значит, и аргументировать своё мнение, найдя, например, однокоренные слова в современном языке.
1 группа
МЕЖЕНЬ. Не во времечко белы снежки выпали, / Они выпали межень лета теплого. (Cередина; однокоренные: «межа»). 
ДРОВАА этыи дрова князю полюбилисе (Подарки; «дар») [5].
То моя дорожка призамешкалась, а я ехал‑то дорожкой прямоезжею. (Простите, я опоздал) [6].
2 группа
УПЕЧЕНКА. Да садился Добрыня на упеченку, / Начал во гусли наигрывати. (Место на зное, сильном тепле; однокоренные «печь»)
ПАБЕДЬЕ. Он по другой день ездил с утра до пабедья. (Время еды между завтраком и обедом; «обед») [5]. 
Тут ему за беду стало, за великую досаду показалося. (Он обиделся) [6].
3 группа
КОСЬ-ГЛАВА. Говорит кось-глава человеческа. (Череп; «кость»).
ГРЯДКАОднорядочку снял да клал на грядочку, / А зелен сафьян сапожки клал под лавочку. (Доска, перекладина, куда складывали или вешали одежду) [5].
Ой вы гой еси, удалы добры молодцы! (Здравствуйте, друзья!) [6].
Блок 5. Интеллектуальная разминка
– Зачем создавались былины? (Составляем экран с детскими ответами на доске и в тетради. Варианты написания: сохранить народную память, рассказать о богатырях прошлых времён, объяснить сегодняшний день, связать прошлое и настоящее и т.п.)
Важно отметить, что былины воспевают важные для народа события.
Блок 6. Содержательная часть 2
Вернёмся к отрывкам из былины «Вольга и Микула».
Заслушаем современное прочтение былины. В результате обсуждения и выступления от групп учащиеся приходят к следующим выводам, которые фиксируются в тетради:
  • при пересказе современным языком объем текста существенно уменьшается;
  • можно найти общие черты с народной сказкой (зачин, повторы, постоянные эпитеты, уменьшительные суффиксы);
  • былина имеет определенный ритмический рисунок, напевность, что отличает ее от сказки;
  • для былинного повествования характерно замедление действия;
  • в былине активно используются приемы гиперболизации (преувеличение силы) и контраста (противопоставление героев)
Блок 7. Резюме
Попробуем найти место былины в системе литературных жанров. Это фольклорный жанр, с одной стороны, мы можем найти в нём сходства со сказкой, пословицей, поговоркой. С другой стороны, это эпический жанр, который напоминает героическую поэму, исторический роман.
Отвечаем на главный вопрос урока.
– Как вы думаете, Вольга и Микула существовали на самом деле? Объясните, почему.
– Былина: правда или вымысел? Аргументируйте ответ.
Кто-то изменил своё первоначальное мнение в ходе урока?
Хотя многие исследователи пытаются найти соответствие былинным персонажам в реальной истории, большинство литературоведов и фольклористов считают, что былинные герои – идеализированные собирательные образы защитников Родины, настоящих мужчин.
Рефлексия проводится в форме ответов на вопросы: Какое открытие я совершил? Что мне понравилось (как в уроке, так и в себе)? Что могло быть лучше (как в уроке, так и в себе).
 
Ссылки на источники
  1. Зиновкина М. М. НФТМ-ТРИЗ: креативное образование XXI века. Теория и практика: монография. – М.: МГИУ, 2007.
  2. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. – 2012. – №9 (Сентябрь). – ART 12116. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12116.htm. – ISSN 2304-120X. – [Дата обращения 30.05.2016].
  3. Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 4. – С. 261–265. – URL: http://e-koncept.ru/2013/64054.htm.
  4. Былинные слова и выражения. Краткий разговорник для путешествующих в мир былины. – URL:http://arzamas.academy/materials/576. – [Дата обращения 26.05.2016].
 

Похожие публикации