Войти / Зарегистрироваться

Методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Получить свидетельство
Автор: Романчак Светлана Михайловна

 
«Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому».
Жан-Жак Руссо
 
Я считаю, что не только с внедрением ФГОС второго поколения проблема творческого мышления актуальна. Педагог, который приходит в школу не только отвести урок, а дать как можно больше детям и учиться вместе с ними, а также развивать в них всё самое лучшее, всегда работал для развития ребёнка. Сейчас это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Происходящий в последнее время рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности школьников [1].
В основе творчества – открытость личности миру, в том числе иным возможным мирам. Такая личность более восприимчива к любой внешней информации: природной, социальной, культурной. Природные и культурные процессы ведут творческую личность своими путями, заставляя её переживать и решать все возникающие напряжения как свои проблемы.
В настоящее время, принципиально новая общественная, социально-экономическая ситуация в России требует развития в человеке таких личностных качеств, которые помогли бы ему не просто выжить в условиях сложного современного общества, но и стать активным субъектом общественной жизни, способным творчески преобразовывать действительность, используя весь спектр своих возможностей [1].
Формирование нового общественного мировоззрения требует личность, глубоко знающую себя и владеющую собой, активно проявляющую свою индивидуальность. Развитие такой личности связано с процессом саморазвития и творческой реализации. Однако традиционное образование, основной целью которого является формирование «систематизированных знаний, умений и навыков» не способно создать условий для гармоничного развития личности, и в основном направлено на подготовку обезличенных молодых квалифицированных кадров [3].
Творчество детей – естественный компонент их развития. В младшем школьном возрасте идёт период самоутверждения, возникновение вариативного мышления, ребёнок обнаруживает и раскрывает много возможностей для творчества, легко создаёт один вариант творческого продукта за другим.
Творцов с детства отличает то, что они не боятся дивергентных задач. Так условно называются задачи, имеющие не один, а множество правильных ответов. В дивергентных задачах конечный мыслительный продукт (ответы) не выводится напрямую из условий. Решение их требует поиска разных подходов, допускает и частично предполагает их сопоставление. А невыводимость ответов из самого условия и проявляющаяся таким образом недосказанность требуют не просто мобилизации и объединения уже полученных знаний, а интуиции, озарения [6].
Е. Григоренко и Р. Стернберг предлагают 12 стратегий развития творческого потенциала, которые могут быть положены в основу обучения творческому мышлению в школе на любом учебном предмете. Используя эти стратегии, принципы, учитель не только сможет увеличить вероятность раскрытия творческого потенциала своих учеников, но и усилить креативное начало в самом себе.
Основные принципы:
  • быть примером для подражания;
  • поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям и допущениям;
  • разрешать делать ошибки;
  • поощрять разумный риск;
  • включать в программу обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности;
  • проводить проверку усвоенного материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность их применения;
  • поощрять умение находить, формулировать и переопределять проблему;
  • поощрять и вознаграждать творческие идеи и результаты творческой деятельности;
  • предоставлять время для творческого мышления;
  • поощрять терпимость к неопределённости и непонятности;
  • подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности;
  • стимулировать дальнейшее развитие;
  • найти соответствие между творческой личностью и средой.
Необходимо отметить, что развитие творческих и изобретательных способностей многократно увеличивает эффективность урока, создаёт условия для раскрытия личности учащихся, развивает их в интеллектуальном плане.
Вот приёмы, которые я использую в своей педагогической деятельности на уроках литературного чтения:
1. Творческая работа со стихами, песенками на начальном этапе обучения, их исполнение по ролям.
Дети в начальных классах очень любят учить стихи и их рассказывать, а ещё мы их рисуем и показываем.
2. Творческий подход к диалогам. Один и тот же диалог можно разыграть по-разному. Идеи и роли можно подсказать ребятам, часто они сами придумывают оригинальные варианты. Идёт работа в группах.
3. Размышления над интересными цитатами. В нашей школе есть рубрика «Цитата дня». Каждый класс предлагает свою цитату, все другие ребята по классам её обсуждают.
Варианты заданий:
  • обсуди с партнёром по парте, выскажи своё мнение;
  • дискуссии в группах. Одна группа соглашается, другая – спорит. Выступают по очереди. На доске висят фразы согласия / несогласия, что особенно важно для детей с более низким уровнем успешности.
4. На уроках чтения рисование сказки, стихотворения, героев произведения и т. д. Работа проводится индивидуально, группами.
5. Большие возможности для развития творческого потенциала учащихся имеет и проектная и исследовательская работа, когда ребята представляют результаты своей исследовательской деятельности в виде докладов, альбомов, стенгазет, устных журналов, коллажей, презентаций по таким темам, как «Моя семья», «Буквоград», «Жили-были…» [5].
6. Нестандартные уроки: урок-инсценировка, на которых учащиеся обыгрывают сказки и произведения.
7. Использование творческих заданий на уроках:
  • использование заданий на развитие образного воображения, творческого мышления («Придумать продолжение истории»);
  • составление на уроках вопросов, поощряющих размышлять творчески – «представьте себе», «предположите, что…», «сочините», «порассуждайте о…» и т. д.
Таким образом, все методы и приёмы, используемые в работе, способствуют развитию креативного мышления и творческих способностей учащихся. Методология творчества дает и преподавателю, и учащемуся интеллектуальные инструменты для формирования творческого системного мышления, учит смотреть на мир системно и управлять процессом мышления [4].
 
Пример применения креативного урока.
Урок литературного чтения в 1 классе. (Учебно-методический комплект «Школа России»)
Тема урока: «Сказки».
Тип урока: Урок закрепления полученных знаний.
Цель урока:
1. Образовательная:
  • познакомить со сказками;
  • учить учащихся пользоваться ознакомительным, поисковым и просмотровым видам чтения;
  • обеспечить условия для совершенствования техники чтения (осознанное, выразительное чтение);
  • сравнивать произведения по жанру, называть автора, выделять главную мысль.
2. Развивающая:
  • развивать умение вслушиваться в строки сказки;
  • литературоведческие понятия «авторская сказка» и «народная сказка»;
  • развивать память, речь, наблюдательность, активность, самостоятельность;
  • развивать «умение держаться на сцене».
3. Воспитательная:
  • воспитывать любовь к чтению, положительный мотив к учению;
  • воспитание грамотного, думающего ученика;
  • воспитывать ученика, который умеет слушать других.
Планируемый результат (предметные умения):
Ребята повторяют сказки, вспоминают материал прошлых уроков, показывают себя на сцене, сплачиваются.
УУД:
Личностные: формировать личностные качества учащихся необходимые во взаимоотношениях с одноклассниками; проявлять доброжелательность, взаимопомощь, терпение, вежливость.
Коммуникативные: формировать умение слушать и вступать в диалог для поддержания учебно-деловой беседы.
Познавательные: уметь осознанно строить речевое высказывание с опорой на образец и без него, формулировать ответы на вопросы учителя и одноклассников.
Регулятивные: планирование своей деятельности в соответствии с целевой установкой; использовать речь для регуляции своего действия; моделировать ситуации поведения в классе.
Основные понятия: сказка (авторская, народная), декорации, стиль речи, аргументы.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая работы.
Ресурсы: аудиозаписи сказок; интерактивная доска; костюмы и декорации для сценок.
 
Ход 1 урока.
Блок 1. Мотивация
1) Организационный момент:ученики разделились на группы.
– Ребята, вы все любите мультфильмы? Давайте сейчас мы и посмотрим мультфильм «Кораблик».
(После просмотра задаю вопросы)
– Понравился ли вам мультфильм? Чем?
– Как работала «команда друзей»?
– Как поступил лягушонок?
– Почему лягушонка прогнали?
– Почему муравей поменял своё мнение о лягушонке?
Дети разбирают мультфильм и говорят о том, что надо работать в команде, нельзя ссориться и ругаться, нужно прислушиваться к мнению других и учиться дружить.
2) Актуализация знаний.
Вступительное слово учителя:
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
Ю. Энтин
Работа в группах.
– Над каким жанром мы работаем? (сказка)
– Какие сказки мы знаем? (авторские и народные)
(Ребята могут вспомнить прочитанные сказки и соотнести их со схемой. Работа может идти по группам, индивидуально или в паре).
 
 
Рис.
Блок 2. Содержательная часть
– Сегодня мыс вами начинаем работу над сказками, которые вы будете инсценировать.
Ребята в группе начинают работать (назначают роли, выбирают реплики, костюмы, декорации, назначают ответственных за выполнение той или иной работы, распределение времени).
Учитель на данном этапе только помощник.
Блок 3. Психологическая разгрузка
Физкультминутка для глаз.
Блок 4. Содержательная часть
Реклама сказки (по группам).
Каждая группа представляет свою сказку и приглашает всех посмотреть её на следующем уроке. (Это может быть рекламка, реклама или театрализованное представление по своей сказке).
Блок 5. Резюме
Подведение итогов.
1. Самооценка своего внутреннего состояния и самочувствия к выполняемым на уроке заданиям.
Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей, все задания были понятны, то он ставит зеленый цвет: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то покажите желтый цвет: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он показывает красный цвет: «Стоп! Мне нужна помощь!»
2. – Что нового узнали?
– Что ещё нужно доработать?
– Какое задание было самым трудным?
– За что можешь себя похвалить
Задание на дом.
Работа над своей ролью.
 
Ход урока 2.
На следующем уроке идёт представление сказок по группам. Приходят все желающие.
Время урока делится на количество групп и одной группе предоставляется определённое время, за которое нужно уложиться.
После идёт рефлексия.
Ребята высказываются по всем группам (и по своей).
Данный урок способствует формированию творческого мышления и творческих способностей учащихся. Структура креативного урока отличается от традиционной структуры и включает в себя блоки, которые не только соответствуют современным требованиям креативного образования, но и помогают реализовать цели и задачи в обучении литературного языка. Только в процессе целенаправленной, упорной работы удастся сформировать определенные качества и добиться заинтересованности на уроках. Многообразие форм дидактической работы порождает многообразие целевых установок учащихся, увеличивает объем времени, необходимого на самостоятельную работу. Приобретение знаний, умений и навыков самостоятельной работы приучает учащихся к получению нестандартных эффективных решений, развивает творческое мышление; создает предпосылки для их применения в системе профессиональной деятельности, совершенствует способности устного и письменного общения, отдавая предпочтение выражению мнений, эмоций и чувств, а также умению аргументировать. Но по-настоящему творческой личность станет тогда, когда для этого будут созданы все условия: дома, в школе, в общении с друзьями. Дух творчества возникает в том случае, когда у ребенка появляется заинтересованность и желание работать.
 
Ссылки на источники
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федеральный Закон Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897ФЗ. – URL: http://www.rg.ru/2010/12/19/obrstandart-site-dok.html.
  2. Википедия – свободная энциклопедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
  3. Утёмов В. В. Технология формирования креативного мышления на основе задач открытого типа // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2011. – № 3. – С. 51–57.
  4. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. – 2012. – № 9 (сентябрь). – ART 12116. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12116.htm
  5. Учебно-методический комплект «Школа России» «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.
  6. Асмолов А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека М.: Смысл, 20075
  7. Перминова Л.М. Взаимосвязь стандартов первого и второго поколений // Народное образование. – 2010. № 7. – с. 209-216. Анализ стандартов. Существенные отличия и связи образовательно-обучающего характера.

Похожие публикации