Войти / Зарегистрироваться

Творческая интерпретация художественного текста на уроках литературного чтения по образовательной системе "Гармония"

Получить свидетельство
Автор: Козлова Светлана Викторовна

Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить,  обладать  хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными  средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное - эффективно действующего подхода  к развитию речевой деятельности  в самом широком понимании, его организации и корректировке.
Рассмотрим некоторые виды интерпретации художественного текста на уроках литературного чтения.
Большую роль в развитии воссоздающего воображения (видения) играют  графическое и словесное рисование.
Какие же существуют эффективные способы  формирования у детей воссоздающего воображения?
Начнем с того, что различают два типа воображения - воссоздающее и творческое, и оба нужны для полноценного восприятия художественной литературы. Сущность воссоздающего воображения в том, чтобы по авторскому словесному описанию представить созданную писателем картину жизни (портрет, пейзаж, эпизод). Творческое воображение помогает детально представить картину, скупо представленную в словесном оформлении.
Работу иллюстративного характера в начальных классах следует начинать не с создания детьми собственных графических и словесных рисунков, а с анализа книжных иллюстраций, картин.
При работе над портретом героя уместны вопросы: «Какие черты характера героя отразились в портрете? Почему вы так решили?  Как передал художник черты характера персонажа?». При анализе группового портрета возможны такие вопросы: «Как вы узнали, кто есть кто? Как относится художник к персонажам своей картины? Как вы это определили?»
Часто учитель организует сопоставление иллюстраций и текста. В этом случае можно предложить следующие задания:
- Подберите рисунок (картину) к тексту.
- Найдите в тексте подписи к каждому из фрагментов картинного плана.
- Сравните рисунок (картину) и фрагмент текста
(или весь текст, например, небольшое произведение
пейзажной лирики).
Сравнение иллюстраций можно проводить по вопросам: «Как изобразил художник? Почему? А как изобразил это другой художник? Каково различие иллюстраций? Кто из художников интереснее представил героев (эпизод) произведения? Кто из них точнее следует тексту? »
Иногда используется другой вариант сравнения иллюстраций. Дети сами иллюстрируют (графически) текст, а затем рисунки сравниваются между собой, либо чей-то рисунок сопоставляется с иллюстрацией в книге.
Обучение словесному рисованию лучше начинать с создания жанровых (сюжетных) картинок. При этом нужно помнить, что словесная картинка статична, на ней герои не двигаются, не разговаривают, они как бы «застыли», словно на фотографии, а не действуют, как на экране.
На любом из этапов обучения словесному рисованию порядок работы будет одинаков:
- Выделяется эпизод для словесного иллюстрирования.
- «Рисуется» место, где происходит событие.
- Изображаются действующие лица.
- Добавляются необходимые детали.
- «Раскрашивается» контурный рисунок. Усложнение работы возможно, во-первых, за счет того, что «раскрашивание» будет производиться попутно с «рисованием», во-вторых, при переходе от коллективных форм работы, когда  в устном  иллюстрировании принимает участие весь класс, к индивидуальным, когда ученик предлагает один элемент иллюстрации, остальные при необходимости корректируют, а позже кто-то из детей полностью создает словесный образ эпизода, остальные же принимают участие только в обсуждении словесной картинки.
Предложенный здесь алгоритм работы годится только для создания сюжетного «рисунка».
Словесное рисование пейзажных иллюстраций обычно делается к поэтическим текстам. Заметим, что при работе над лирическим произведением прием словесного рисования следует применять предельно осторожно, так как при чтении лирики не должно возникать отчетливых зрительных представлений, не должно быть все высказано до детали, нельзя конкретизировать поэтические образы, «заземляя» их. [27, с.76].
Обычно после выделения из контекста образной картины, созданной писателем, словесное рисование проходит в русле построения композиции рисунка ориентировочно по таким вопросам: «Что нарисуем на первом плане? Почему? (Обычно это центральный образ поэтической картины, например, береза в стихо­творении С. Есенина «Береза».) Как об этом сказано у автора? Что нужно изобразить неподалеку? Какие слова помогают нам это увидеть? Что мы еще не нарисовали?»
Потом дети подбирают цветовое решение. Особое внимание при этом уделяется не столько цвету каждого элемента картины, сколько ее общему колориту, выражающему эстетические переживания писателя, эмоциональный строй произведения. Очень важным в этой работе является постоянное внимание к авторскому языку, особенно к эпитетам, а также к определению общего эмоционального тона описания.
После того как в процессе совместной работы дети усвоят общий ход создания пейзажной словесной иллюстрации, учитель может предложить вопросы такого типа: «Какие картины природы представились вам особенно ярко? Какой вы представляете себе эту картину? Какие слова помогают нам увидеть картину? Какой увидел поэт березу? С каким чувством он описывает ее? Какие слова подсказывают нам это?»
«Нарисуем» картинку к этому стихотворению с помощью слов. Представьте, что мы рисуем на этом листе. Что у нас будет главным в картине? (Береза.) Значит, ее мы нарисуем на переднем плане. Кто покажет, где? (Посередине листа.) Где растет береза?  (Во дворе, перед окнами дома.) Как об этом сказал поэт? (Дети цитируют.) Вот здесь мы нарисуем березу. А где нарисуем дом? (За березой. Окошки дома «смотрят» на нее.) Какая береза — большая или маленькая (высокая или низкая)? (Высокая.) С чего начнем рисовать березу? (Сначала нарисуем ствол с черными пятнами.) А какие ветви у березы? (Тонкие, раскидистые, покрытые инеем.)
А теперь нарисуем двор и дом. Какой нарисуем дом — городской или деревенский? (Деревенский.). Соотношение размеров дома и березы показывается на листе бумаги с помощью указки.
Из чего построен дом? (Из бревен.) А какая у дома крыша? Какие у дома окна? Чем они украшены? Нарисовали дом. А в окнах горит свет? (Нет, потому что это раннее утро, все еще спят.) Что еще нарисуем? (Рядом можно нарисовать поленницу, стог сена, забор, которым огорожен двор.) А теперь закройте глаза и представьте картинку целиком. Заменяя чистый лист ватмана на лист с контурным рисунком, учитель говорит: Во дворе деревенского дома стоит береза. Ветви ее тонкие, раскидистые. За березой домик с красивыми резными ставнями. Рядом с домом поленница дров и сено. Откройте глаза. Такую вы представили картину? А теперь давайте раскрасим ее. Начнем с березы. Какого цвета ее ствол? (Белый, с черными пятнами.) Какие ветви? (Белые, пушистые от инея) Как раскрасим дом? (Стены и крышу коричневой краской, ставни синей.) На крыше лежит снег. Какого он цвета? (Голубоватый.) А где еще лежит снег? (На земле, на дровах.) Какого цвета небо? (Розовое, потому что восходит солнце.) Закройте глаза и представьте рисунок в цвете. Учитель заменяет контурное изображение на цветное. Откройте глаза. Такой вы представляли себе картинку?
На уроке литературного чтения часто составляем диафильмы.
Диафильм — это серия словесных или графических рисунков, содержание и порядок которых соответствуют последовательности событий в произведении, а каждый рисунок снабжен титрами (подписями).
Порядок работы учащихся по составлению диафильма:
1. Прочитать текст (или заданный отрывок  из него), определить общий характер будущего диафильма (юмористический, грустный, серьезный и т. д.).
2. Разделить текст на части (картинки, кадры).
3. Выделить в первой части «главные» предложения (для титров).
4. Представить себе мысленно картинку к первой части текста.
5. Устно «нарисовать» картинку к первому кадру.
6. Графически изобразить кадр (выполняется пожеланию, но не на уроке).
7. На основании выделенных в тексте предложений сделать титры к кадру (устно или письменно)
8. Проверить соответствие рисунка и титров.
9. Проделать работу, отмеченную в п. 3, 4, 5, 6, 7, 8, с каждой частью текста.
Если в тексте имеются диалоги, то при составлении диафильма можно использовать прием озвучивания кадров.
Подготовительные виды работы по составлению диафильма:
- подбор титров к готовому картинному плану;
- рисование словесных иллюстраций к имеющимся титрам
Сделаем анализ нескольких вариантов составления диафильма. Литературное чтение К.Паустовский. «Барсучий нос»
- Составим диафильм. Сколько действующих лиц будет в нашем диафильме?
- Каким будет наш фильм: веселым, грустным?
- Давайте выделим кадры. Что включим в первый кадр? Озеро с лодкой посередине или вид на стоянку с костром?
- Каким образом где-то вблизи, за кустами, показать волчью морду?
- Можно ли обойтись без этой детали, которая дана в рассказе Паустовского для понимания того, почему и днем и ночью охотники жгли костер?
- Как разместить вокруг костра охотников, и сколько их было? Автор-рассказчик, мальчик-выдумщик, а еще кто?
- Чем можно дополнить первый кадр? Может быть, так: кругом тьма, лишь вверху точки звезд, а внизу те же точки, но как бы двоятся, отражаясь в едва заметных переливах воды. Посередине  яркое полыханье  костра. Прямо к нам обращено лицо мальчика, который что-то увлеченно рассказывает. Рядом двое мужчин, на лице одного удивление, на лице дру­гого сомнение.
- Чем заполним второй кадр? (работа проводится аналогично)
Экранизация литературного произведения- немаловажный вид интерпретации.
Она проводится в следующем порядке:
1. Подбор части произведения для экранизации (небольшой рассказ можно взять целиком).
2. Деление текста на эпизоды, их озаглавливание.
3. Заполнение эпизодов воображаемыми кадрами - картинками так, будто действие происходит на экране («Давайте представим, что действие происходит на экране. Что мы видим  в этом кадре?»).
4. Инсценирование по ходу экранизации диалогов, если они имеются.
5. Определение характера музыкального сопровождения («Какая музыка будет звучать в нашем фильме: медленная, быстрая; грустная, веселая?»).
При использовании приема драматизации на уроках чтения нужно иметь в виду, что формы драматизации бывают различной степени сложности. Их следует вводить постепенно, все более усложняя, но с учетом возрастных возможностей детей и целей урока.
Назовем основные формы драматизации в порядке нарастания их сложности: анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и  пантомимики изображенных на них героев; постановка индивидуальных (участвует один человек) и групповых (участвуют несколько человек) «живых картин»; произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонационной, но и пластической выразительности (мимики, жестов, движений); чтение по ролям; драматизация развернутой формы.
Рассмотрим перечисленные формы драматизации подробнее.
Анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев нужно начинать с подготовительного этапа обучения грамоте.
Анализ иллюстраций происходит в таком порядке: восприятие иллюстративного материала («Что изображено на картинке?»); выделение «эмоциональных знаков» («Что делает герой?», «Какое у него выражение лица?»); истолкование значения «эмоционального знака» («Когда так делают?», «В каких случаях у людей бывает такое выражение лица?»).
Для того чтобы учащиеся более остро почувствовали эмоциональное состояние героя иллюстрации, можно усложнить работу, предложив им задание: «Попробуйте сделать так же, как на картинке. Что вы при этом чувствуете?»
Все дети, сидя на своих местах, воспроизводят жест, позу или мимику героя. Затем учитель уточняет: «Так каково же герою? Почему?» Последний вопрос обращает внимание детей на содержание иллюстрации или текста, к которому она имеет отношение, и тем самым разговор переключается на решение следующих учебных задач: работу по развитию речи на основе иллюстрации или анализ содержания текста.
Существуют еще музыкальные иллюстрации, т. е. иллюстрации, созданные звуками. Попробуем подобрать такую иллюстрацию к стихотворению А. Пушкина «Уж небо осенью дышало».
- Какому главному требованию должно отвечать музыкальное произведение, которое мы выберем в качестве иллюстрации к стихотворению. (Характер музыки должен соответствовать характеру, настроению стихотворения А. Пушкина.)
Далее учащимся предлагается выбрать из двух пьес П. Чайковского («Осенняя песня» и «На тройке») музыкальную иллюстрацию к стихотворению А. Пушкина и аргументировать свой выбор.
При музыкальном иллюстрировании возможен также вопрос, рассчитанный на большую творческую свободу учащихся: «Какую музыку вы сочинили бы к этому произведению? Почему?»
Таким образом, творческая интерпретация художественного текста на уроках литературного чтения играет большую роль  в совершенствовании речевой деятельности младшего школьника.

Похожие публикации