Войти / Зарегистрироваться

Использование эффективных форм и нетрадиционных методов на уроках русского языка и литературы

Получить свидетельство
Автор: Абдурахманова Наталья Ильдаровна

Одной из целей изучения литературы в основной школе на современном этапе является развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности. И сегодня, в век компьютерных технологий, социально-экономических, политических преобразований от человека требуется поступать в соответствии с ситуацией – творчески.

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность школьников? Поэтому включение методов и приёмов ТРИЗ способствует развитию и речи, и мышления, помогает строить высказывание в соответствии с законами логики, искать взаимосвязи между предметами и явлениями действительности, видеть мир в системе.

Основная позиция ТРИЗа – каждый ребёнок талантлив от природы. Принцип работы – воспитание личности через творчество. Если деятельность ребёнка носит творческий характер, то она постоянно заставляет думать, и сама по себе становится достаточно привлекательным делом, как средство проверки и развития способностей. Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя новых знаний, обнаружения в самом себе новых возможностей.

Подходы к решению проблемы выявления и развития творческих способностей и в отечественной, и в зарубежной педагогической психологии весьма разнообразны. Для характеристики творческих способностей личности чаще всего используют понятие «креативности». Креативность – способность порождать множество оригинальных идей. Более того, это понятие соотносится с творческим мышлением, так как критерии творческого мышления и креативности личности весьма сходны.

К примеру, приём постановки проблемного вопроса. Можно ли определить грамматические признаки слова, не зная его лексического значения? «Глокаякуздраштекобудланулабокра и кудрячитбокренка» – знаменитая фраза Л В. Щербы не содержит ни одной лексической морфемы, но грамматически правильно и обладает смыслом.

Креативные уроки – это всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя и когда класс становится коллективом.

И именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Это:

  1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т. п.
  2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
  3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублёр» начинает действовать».
  4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.
  5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча.
  6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, учёный Совет.
  7. Перенесённые в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».
  8. Интегрированные уроки.
  9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачёт (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.

 

Блок 1. Мотивация.

Методы мотивации

I. Эмоциональные:

  1.  поощрение,
  2. порицание,
  3. учебно-познавательная игра,
  4. создание ярких наглядно-образных представлений,
  5. создание ситуаций успеха,
  6. стимулирующее оценивание,
  7. свободный выбор задания,
  8. удовлетворение желания быть значимой личностью.

II. Познавательные:

  1. опора на жизненный опыт,
  2. познавательный интерес,
  3. создание проблемной ситуации,
  4. побуждение к поиску альтернативных решений,
  5. выполнение творческих заданий,
  6. «мозговая атака»,
  7. развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод).

III. Волевые:

  1. предъявление учебных требований,
  2. информирование об обязательных результатах обучения,
  3. формирование ответственного отношения к учению,
  4. познавательные затруднения,
  5. самооценка деятельности и коррекции,
  6. рефлексия поведения,
  7. прогнозирование будущей деятельности.

IV. Социальные:

  1. развитие желания быть полезным обществу,
  2. побуждение подражать сильной личности,
  3. создание ситуации взаимопомощи,
  4. поиск контактов и сотрудничества,
  5. заинтересованность в результатах коллективной работы,
  6. взаимопроверка,
  7. рецензирование.

Блок 2. Творческие идеи

Урок-исследование

Одним из современных требований к уроку русского языка является работа с текстом. Целесообразно использовать такую форму урока, как исследование. В самом названии «урок-исследование» просматривается основная задача – исследование языкового материала на основе текстов.

Этапы подготовки и проведения урока-исследования по русскому языку:

Особое внимание при подготовке к такому уроку следует обратить на выбор текста. Текст должен быть высоко художественным, при этом необходимо учитывать и возрастные особенности учеников, и объём исследуемого материала. Целесообразно использовать для анализа тексты разных авторов, объединённых общей темой, тексты разных стилей и типов речи, чтобы впоследствии провести сравнительный и сопоставительный анализ.

На таком уроке перед учителем возникает задача: исследовать язык художественного текста /нескольких текстов/ «под лингвистическим микроскопом» и вместе с тем не лишить художественное произведение его поэтического очарования и целостности. Как правило, перед таким уроком знакомлю ребят с произведением на уроке литературы, чтобы они имели представление о произведении в целом.

Например, на уроке по теме «Не с причастиями» ученики получают задания по уровням:

Уровень «Звоночки»

Составьте словосочетания из слов:

(не)разбирающийся; (не)ухаживающий; (не)смотрящий; (не)отказавшийся; (не)пришедший; от цветов; на цветы; в цветах; с цветами; за цветами.

Уровень «Звоночки» – это слабые ученики. Подобное упражнение позволяет им справиться с заданием.

Уровень «Карандаш»

Составьте словосочетания, в которых НЕ – приставка

(не)распустившийся__________________

(не)сорванный __________________

(не)выращенный ___________________

(не)политый __________________

(не)купленный ___________________

(не) подаренный ___________________

Уровень «Карандаш» – средний уровень учащихся.

Уровень «Книга»

Составьте словосочетания, в которых Не – частица

(не)распустившийся _________________

(не)сорванный __________________

(не)выращенный ____________________

(не)политый ____________________

(не)купленный ____________________

(не) подаренный_____________________

Уровень «Книга» – уровень сильных учащихся. Подобный материал позволяет проявить свои знания.

Выполнив это упражнение, ребята учатся составлять текст, используя в нём причастия с изучаемой орфограммой.

Работа по составлению текста

А теперь попробуем правильно употребить причастия с НЕ при составлении текста. Но в то же время познакомимся с ещё одной историей о хризантеме.

По другой легенде, родиной этого_____________________________ очарования растения является Китай. Китайцы, _____________ в своей правоте, назвали в честь хризантемы девятый месяц года. По __________силы преданию, смельчак, __________сорвать в девятый день девятого месяца цветок хризантемы, обретает бессмертие.

Для справок: (не)побоявшийся, (не)потерявшего, (не)утратившему, (не)сомневающиеся.

Такие уроки можно проводить в классах с различным уклоном, будь то гуманитарный класс, либо физико-математический, с различными уровнями познавательной активности. 

В зависимости от направленности можно подобрать методы, эффективные именно для данного класса. Например, для класса с ярко выраженным гуманитарным уклоном, ориентированным на образно – чувственное восприятие материала, можно провести в стихах. А для любителей точности – предпочтительна лаборатория, эксперимент.

Для своей работы я выделила несколько приёмов, наиболее интересных для меня, о которых хотелось поподробнее рассказать. Это синквейн, дидактическая игра, нетрадиционные уроки, нестандартные элементы, работа с тестами, нетрадиционные формы домашнего задания.

Синквейн – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций. Синквейн – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

Основные цели проведения: обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею (ключевую фразу), позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом, получается у всех (что очень важно).

Существуют определённые правила написания синквейна:

1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно существительное.
2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы.
3 строка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.

Например:

Левша.

Умелый, человечный.
Создаёт, переживает, страдает.
Хоть и шуба овечкина, так душа человечкина.
Мастер.

Блок 3. Психологическая разгрузка

Ребёнок должен научиться завершать работу. Для этого нам помогут разные психологические тренинги, внушения, игра. Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребёнка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребёнка.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоциональный дискомфорт даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжение помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

К тому же, каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает её обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

На уроках литературы практически на любом этапе урока можно применять элементы игровых технологий. Это кроссворды, викторины по тексту, роль от имени героя. Например, при изучении сказа «Левша» предлагаю ребятам побывать в роли Левши и представить рассказ «На что бы я обратил внимание за границей?») Упражнение «Релаксация» (цель – снять утомление, расслабление).

«Игра с песком»:

– Сядьте удобно. Обопритесь на спинку стула. Закройте глаза. Представьте, что вы на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий. Набрать в руки воображаемый песок. (Вдох). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержать дыхание). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Уронить обессилено руки вдоль тела: лень двигать тяжёлыми руками (упражнение повторить 2–3 раза).

Использование игровых технологий, позволяют снять эмоциональное напряжение, обеспечить психологическую разгрузку учащихся. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний.

Блок 4. Головоломки. Главная функция блока – развитие творческого мышления, смекалки, развитие творческого воображения.

«Собери фразеологизм»

Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.

«Собери пословицу»

Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставить знаки препинания.

  1. Ремесло не коромысло: – не научиш(?)ся.
  2. Хорош(?) садовник – собереш(?) хлеба на грош(?).
  3. Не помучиш(?)ся, не посееш(?) – не взойдут.
  4. Не удобриш(?) рож(?) – плеч(?) не оттянет.
  5. Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.

Блок 5 Интеллектуальная разминка

Словесный портрет, выберите и используйте опорные слова и выражения, подходящие к описанию казака Платова и косого Левши.

Из усов кольца вьёт;
Старенький озямчик;
Бугровый кулак;
Изрубленный кулак;
Пятно родимое;
Штанина мотается;
Бурка лохматая;
Левша Крючочки не застегиваются;
Платов;
Щипаная голова;
Опорочки;
Корешковая трубка;
Шиворот разорван;
Казакин;
Кулак страшный;
Пальцы куцапые;
Гробоватый нос;
Весь в орденах;

Прочитайте текст, перескажите его. Спишите, объясните правописание приставок.

Исторический путь русского языка

Сколько лет русскому языку? Ответить на этот вопрос (не)легко. Лингвисты ра…деляют живой ра…говорный язык и литературный. Ра…говорный язык рождается из недр языка-предка, или праязыка, у которого тоже есть свой язык-предок, и т. д. Поэтому точное время его появления определить практически невозможно. Иное дело – литературный язык. Его история – это история нормы. В лингвистике нормой принято называть правила выбора языковых средств в конкретном обществе и в конкретное время. Литературный язык возникает тогда, когда п…является письменность. И поэтому момент его рождения обычно и…вестен.

(По А. Плетневу)

Блок 6. Теоретический

Для развития и поддержания интереса к изучению литературы можно привлечь учащихся к составлению ТРИЗ-открытий. Писатели используют цветовые номинации при построении своего художественного мира, учитывая различные функции цвета: информационную, эстетическую, символическую. Например, урок по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». При чтении первой главы поэмы обращаем внимание на цвета, которые использует Гоголь, и записываем их: «… когда бричка подъехала к гостинице, встретился молодой человек в белых панталонах…», «верхний фасад гостиницы был выкрашен вечною желтою краскою» и т. д. Приходим к выводу, что Гоголь выделяет 6 цветов: жёлтый, зелёный, белый, красный, синий, чёрный. Так проявляется цветовая палитра эпизодов поэмы. Далее предлагаю составить интерпретацию цвета в поэме. Красный цвет – страсть к соблазнам (Ноздрев), зелёный – наивность (Манилов), жёлтый – болезнь (Коробочка), чёрный – несчастье (Чичиков), синий – постоянство (Собакевич), белый – старость (Плюшкин). Выбор связан с авторской характеристикой. Например, Гоголь описывая внешность Манилова, использует зелёный цвет: «… стоял в зелёном шалоновом сюртуке…»; описывая внешность Ноздрева, – красный: «свеж он был, как кровь с молоком,…» и т. д.

Анализируя цветовую палитру, открываем психологический портрет автора.

Блок 7. Компьютерная интеллектуальная поддержка

Использование на уроке компьютерной поддержки открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием (КИП) даёт возможность для размышления, и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса учащихся к предмету, повышению качества образования. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволили учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил». Применение современных технологий в образовании создаёт благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества. 

Работа с мультимедийными пособиями даёт возможность разнообразить формы работы на уроке за счёт одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала. 

Такая работа может осуществляться на разных этапах урока: 

Уроки с использованием компьютерной презентации – это и уроки объяснения нового материала, и урок-лекция, и урок-обобщение, и урок-научная конференция, и урок-защита проектов, и интегрированный урок, и урок-презентация, и урок-дискуссия в режиме Интернет-конференции. 

Урок защиты проектных работ – уникальный способ реализации творческого потенциала учащихся, способ творческого преломления их знаний и умений на практике. При работе над созданием мультимедийных тестов, учащимся предоставляется возможность творческого переосмысления и систематизации приобретённых знаний и навыков. Такие уроки, которые дают учащимся навыки работы с информацией, её отбора и анализа, очень важны. Они способствуют приобщению не только к литературе, но и к другим видам искусства. Подобные уроки позволяют повысить мотивацию учащихся в изучении предмета, формировать общее мировоззрение на современном научном уровне.

Блок 8. Резюме

Обратная связь с учащимися и эмоциональная оценка урока.
Ответы на вопросы.
Я чувствовал себя уверенно на уроке.
Я научился составлять, использовать материалы.
Я уверенно отвечал на вопросы.
Я смог самостоятельно выполнить работу.

Далее рассмотрим урок литературы в 7 классе с использованием системы НФТМ-ТРИЗ. Структура урока включает в себя блоки, реализующие цели занятия, отвечающие целям креативного образования в целом.

 

Конспект урока по литературе в 7 классе МБОУ СОШ № 77,

п. Казачьи Лагери Октябрьского района Ростовской области по теме

«Эпос с «человеческой душою» (по сказу «Левша» Н.С. Лескова)»

 

Решаемые учебные проблемы для учителя:

Задачи, направленные на достижение целей:

Задачи, которые будут решать школьники:

Тип урока: Урок-беседа с элементами исследования.

Методы:

Оборудование:

Компьютер, проектор для показа презентации, художественный текст «Левша», учебник литературы автор Г. С. Меркин, портрет Н. С. Лескова, презентация, ресурсы сайт Интернет. Иллюстрации к содержанию повести, карточка – информатор незнакомых слов.

Блок 1. Мотивация.

Учитель информирует учащихся о теме урока, об общих целях и задачах, ориентирует семиклассников на различные формы работы на уроке (беседы, прослушивание индивидуальных заданий, исторической справки, различные виды чтения, работы по развитию речи учащихся – описание портрета героя, умение находить в тексте нужные эпизоды, изучение новых литературоведческих понятий, применение ранее изученных).

Вслед за этим учитель сообщает о средствах обратной связи в конце урока – подготовиться к развёрнутому ответу на вопрос, коллективной работе.

Подготовка школьников к восприятию нового произведения.

«… там, где стоит «левша», надо читать «русский народ».
«У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина».

Н. С. Лесков.

В нашей литературе есть авторы, чьё творчество, вроде бы вписываясь в общий процесс, все же стоит особняком, как бы поодаль. Я думаю, к числу этих немногих можно отнести Н. С. Лескова.

Слово искусствоведам:

«Из чёрной рамы смотрит мне в глаза
Глазами жадными лицо Лескова,
Как затаённая гроза,
В изображенье умного Серова».

За год до смерти писателя художник Валентин Серов написал портрет Лескова. Репродукция картины висит в лесковском музее, а оригинал находится в Третьяковской галерее в Москве. Близко знавших писателя людей поразило сходство Лескова с его портретом. И Вл. Гиппиус сложил об этом портрете такие замечательные строки.

– Давайте же и мы, ребята, попробуем всмотреться не только в глаза этого удивительного писателя, но и в его замечательные произведения.

Мы с вами прочитали сказ Н. С. Лескова «Левша».

– Ребята, а кого называют левшой?

Слововеды: Левша – человек, который владеет левой рукой лучше, чем правой.

– А в чём особенность героя Н. С. Лескова?

(Тульский Левша – умелый мастер, изощрившийся в тонкой работе).

Слововеды: Лесковский Левша стал впоследствии нарицательным героем, так говорят о народных умельцах, а его имя пишется с маленькой буквы).

– Но своё произведение Лесков начал не с истории о Левше.

Давайте прочитаем начало произведения.

«Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть.»

Историковеды дают историческую справку: (Царь – победитель, участник великих европейских событий). Действие происходит в России и в Англии вскоре после войны с Наполеоном, упоминается Великий конгресс 1814-1815 г.г. Поездка Александра I и Платова в Лондон.

– Казалось бы, рассказчик с большим почтением относится к царю. Однако обратим внимание на слово «проездиться».

Блок 2. Творческие идеи

Слововеды: приставка «про» придаёт этому слову легковесность (ср: «пробежать» глазами книгу, прокатиться, прослезиться).

– Зачем автору понадобилось это слово?

(Очевидно, для того, чтобы принизить фигуру царя, подчеркнуть его легкомыслие как государственного деятеля, придать его образу сатирические черты).

– Как проявляет себя Александр I, решая «проездиться» по Европе? Соответствует ли это вашим представлениям?

Целесообразно обратиться к предложению: «…у государя от военных дел сделалась меланхолия» (здесь автор соединил стилистически несоединимые слова: просторечие «сделалось» с книжным словом «меланхолия», которое обозначает пассивное состояние души человека, нежелание что-либо делать, беспричинную грусть. Эти несоединимые слова автор употребляет с целью подчеркнуть слабость и капризность характера императора).

Далее проследим за Александром I и отправимся вслед за ним в музей, в котором хранятся редкие вещи, посетим кунсткамеру.

Блок 3. Головоломка
Работа в группах

– А теперь я предлагаю вам побывать в роли переводчиков: вы должны «перевести» на современный русский язык следующие слова из лесковского произведения.

Аболон полведерский – Аполлон Бельведерский
Буреметры морские – барометры морские
Мерблюзьи мантоны – верблюжьи манто
Огромные бюстры – огромные бюсты
Преламут – перламутр
Верояции – вариации
Мелкоскоп – микроскоп
Египетская керамида – египетская пирамида
Нимфозории – инфузории
Валдахин – балдахин.

– Для чего Лесков искажает звучание этих слов? (Действительно, многие слова и сцены заставляют улыбнуться).

– Смогли ли англичане удивить русского императора?

– Кто сопровождает Александра Павловича в путешествии по Европе?

Историковеды: (краткая историческая справка о Платове)

Блок 4. Психологическая разгрузка

Блок 5. Содержательная часть

Литературоведы:

  1. Сказ ведётся в манере, резко отличающейся от авторской, и ориентируется на формы устной речи.
  2. Сказочные формы повествования помогают писателю прибегать к подражанию, например, народной речи.
  3. В сказе имеются определённые особенности: подчинительный смысл, близость к сказке. Зачин, повторы, диалоги.
  4. Какие пословицы и поговорки вы нашли в тексте сказа? «Дело выгорело», «снег на голову», «в Польше нет хозяина больше», «кто кого перепьёт, того и горка», «небо тучится, брюхо пучится».

– Можно ли назвать тульских мастеров и, в частности, Левшу праведниками?

Литературоведы:

Блок 6. Интеллектуальная разминка

Из усов кольца вьет;
Старенький озямчик;
Бугровый кулак;
Изрубленный кулак;
Пятно родимое;
Штанина мотается;
Бурка лохматая;
Левша Крючочки не застегиваются;
Платов
Щипаная голова;
Опорочки;
Корешковая трубка;
Шиворот разорван;
Казакин;
Кулак страшный;
Пальцы куцапые;
Гробоватый нос;
Весь в орденах;

– В каком интерьере вы их видите? (Тесная хороминка, на досадной кушетке, в кабинете).

Слововеды: Интерьер – внутреннее убранство помещения.

– Так в чём же схожесть данных героев?

(Несмотря на то что Платов – главный виновник гибели Левши, не дал времени сбегать за «тугаментам» и не вступился потом, когда Левшу не приняли без «тугамента» в больнице, он защищает русское национальное богатство, которое создаёт Левша). Не случайно они оба не имеют семьи – служение Отечеству и делу своему для них превыше всего.

– Итак, какие основные качества характера Левши вы увидели в сказе?

Чтение и анализ эпизода «Левша на приёме у императора».

– Поверил ли царь, что его мастера обманули?
– Что увидел царь в бриллиантовом орехе?
– Почему имени Левши не было на подкове? Как сам он это объяснил?

(Рисуя образы Левши и мастеровых-туляков, автор прибегает к поэтическому слову, правда, иногда он иронизирует над их слабостями, но при этом он всё же болеет за них и желает им добра).

– Кого ещё, по мнению Лескова, можно назвать праведником?
– Что беспокоит больше всего тульского мастера перед смертью? Что просил передать он государю?

Блок 7. Содержательная часть

Работа с текстом.

«…кажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть, чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог война, они стрелять не годятся»

– О каких качествах свидетельствуют данные слова? (Праведник – патриот. Не случайно английский подшкипер говорит: «У него хоть шуба овечкина, так душа человечкина»)

Этап организации усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для применения.

Рассказ о Левше по плану (С опорой на текст)

А) «– Говорите себе, а нам некогда – и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул и за своё дело принялся»
Б) «… Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не сможет».
В) «Идет в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается».
Г) «Мы в науках не занимались, но только своему Отечеству верно преданные».
Д) «А я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать».

Ученики представляют образ Левши по заполненной цитатами таблице и выделяют основные качества героя.

– Из общего стиля повествования «выбивается» 20 глава.
– Как объясняет автор своё обращение к старине?

Следует обратить внимание на заключительную фразу главы: «Это их эпос, и притом с очень «человечкиной душою. «Человечкиной»… Странное словцо: тихое, робкое какое-то.

– Какой смысл автор вложил в это слово? (Доброта, патриотизм, сострадание, вера, «человеческая душа».

Подтекстовый элемент структуры урока.

Вывод:

– Так кем же для каждого из нас стал Левша?

(Учащиеся цепочкой, дополняя друг друга составляют ассоциативный ряд.

Совесть – вера – правда – герой – талант – мастер – собирательный образ и т. д.)
Запись в тетради.
Левша – это … (см. эпиграф к уроку).

Блок 8. Компьютерная интеллектуальная поддержка

Презентация.

Блок 9. Резюме

Я чувствовал себя уверенно на уроке.
Я научился составлять, использовать материалы.
Я уверенно отвечал на вопросы.

Рефлексия: напишите одной фразой, что вы для себя лично взяли из нашего разговора

Домашние задания индивидуальные:

  1. Памятник Левше.
  2. Памятник блохе.
  3. Подготовить связный рассказ по теме: «Каким я представляю себе тульских умельцев в «Левше».

 

Ссылки на источники

  1. Утёмов В. В. Диагностика уровня развития креативности учащихся на основе систем задач открытого типа // Концепт. – 2012. – №3 (Март). – ART 1222. – URL: http://e-koncept.ru/2012/1222.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X. [Дата обращения: 13.03.2016]
  2. Утёмов В. В. Модель развития креативности учащихся на основе системы задач открытого типа // Концепт. – 2012. – №2 (Февраль). – ART 1210. – URL: http://e-koncept.ru/2012/1210.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X. [Дата обращения: 14.03.2016]
  3. Меркин учебник литературы 7 класс Москва. Русское слово.
  4. Зиновкина М. М., Гареев Р. Т., Горев П. М., Утёмов В. В. Теория и методика развития творческого мышления учащихся // Концепт. – 2014. – приложение 19. – e-koncept.ru›static/files/2014.pdf– 80 с.
  5. Зиновкина М. М., Гареев Р. Т., Горев П. М., Утёмов В. В. Научное творчество: инновационные методы в системе многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ: Учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 109 с.
  6. Утёмов В. В. Система «открытых» задач как средство развития креативности учащихся основной школы [Текст] / В. В. Утемов // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы между- нар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). С. 79-8 [Дата обращения: 12.03.2016].
  7. Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 4. – С. 261–265. – URL: http://e-koncept.ru/2013/64054.htm.
  8. Литература в школе № 9. Урок открытых мыслей. 

Похожие публикации