Войти / Зарегистрироваться

Использование эффективных форм и нетрадиционных техник на уроках изобразительного искусства

Получить свидетельство
Автор: Гасанова Раиса Викторовна

Блок 1. Мотивация.
Проблема развития творческого воображения школьников является актуальной в современном мире. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творческой активной личности, обладающей способностью нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед современной школой встаёт важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.
Чтобы ребёнок вырос творческой личностью, большое внимание необходимо уделять развитию воображения.
Без воображения нельзя мечтать, планировать, нельзя научиться догадываться и нельзя научиться видеть проблемы.
Как сделать урок изобразительного искусства для учащихся значимым, таким же как «основные» уроки?
На каждом уроке необходимо поддерживать атмосферу увлеченности
Урок – панорама.
Урок – викторина.
Урок - игра.
Урок – репортаж с выставки.
Уроки-конкурсы.
Уроки-познания.
Уроки-тесты.
Уроки-знакомства с различными техниками: графика, живопись, батик, монотипия, лепка, витраж, аппликация, и прочее, позволяет учащимся почувствовать материал, создать свое, проявляя фантазию. Одна из главных задач таких занятий рисованием – помочь детям познавать окружающую действительность, развивать наблюдательность, научить правильно видеть, развивать мышление, воображение и творческие возможности ребенка. Внушить учащимся, что все они способны к творчеству, только одни рисуют лучше карандашами, другие фломастерами, третьи красками. Работая над образом, дети думают, какой материал лучше использовать, чтобы выразить свои мысли и чувства на бумаге. На всех ступенях обучения используются различные техники изображения и различные подходы к выполнению художественных работ для создания индивидуального творческого почерка. Применение различных техник на уроках ИЗО позволяет раскрыть творческие способности учащихся. Творчество не является уделом избранных, оно является необходимым условием для существования человека. Н. Рерих способность личности к творчеству охарактеризовал, как птицу, «которая не может не петь, ибо её песнь есть выражение её сущности». И задача учителя изобразительного искусства помочь каждому ученику раскрыться, самоопределиться, реализоваться как творческим личностям. Большие возможности для этого имеет изобразительное искусство. Поэтому особое внимание на уроках ИЗО нужно уделять развитию воображения.
Основная позиция ТРИЗа – каждый ребёнок талантлив от природы [1, 2]. Принцип работы – воспитание личности через творчество. Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом, как средство проверки и развития способностей. Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя новых знаний, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к знанию, к приложению усилий. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах.
Подходы к решению проблемы выявления и развития творческих способностей и в отечественной, и в зарубежной педагогической психологии весьма разнообразны. Для характеристики творческих способностей личности чаще всего используют понятие “креативности”. Креативность - способность порождать множество оригинальных идей. Более того, это понятие соотносится с творческим мышлением, так как критерии творческого мышления и креативности личности весьма сходны.
Примечательны слова Б. Неменского: «Умение внимательно вглядываться в жизнь – самое главное умение! Художник изображает не только то, что видит, но и то, что подсказывает воображение. Воображать, фантазировать, как художник, тоже можно научиться. Умение вглядываться в жизнь, помноженное на воображение, помогает очень многое понимать. И в первую очередь – других людей» [3]. При помощи метода фразеологизмов и метода фокальных объектов можно с детьми нафантазировать столько всего необычного! [4] Нас окружают столько разных идей. Всё зависит от того, как к ним относиться: либо творчески, либо не замечать их совсем. Вот примеры фантазирования детей младшего возраста на тему «Цветочная поляна».
Блок 2. Творческие идеи
Например, обратимся к такой технике как граттаж, (фр.grattage) что означает –скрести, царапать. Урок в 5 классе на тему “Фасад избы” можно выполнить в технике “Граттаж”. Непростым в выполнении этого задания, будет то, что необходимо выполнить предварительную работу. Учащиеся натирают лист бумаги воском. Гуашь смешивается с тушью или мылом, и в несколько приемов, лист закрашивается. Самым интересным является то, что рисовать узор необходимо сразу и исправить уже ничего нельзя. После такой работы ребята становятся более уверенными. Так же интересно в этой технике получаются работы на тему «Греческая керамика», работы в жанре пейзажа.
На уроке “Красивые рыбы” уместно будет применить технику “Печать со стекла”. Эта техника поможет ребенку быстро “нарисовать” водное пространство, в котором и будут жить его рыбки. Стекло произвольно горизонтальными мазками закрашиваем голубой, и синей акварелью, можно сразу сделать 2-3 вертикальные зеленые полосы, имитируя водоросли. Приложить чистый лист бумаги. Аккуратно прижать. Отпечатавшийся рисунок просушить. Далее дорисовать по плану.
Помимо изучения физических свойств материалов, дети могут анализировать их химические свойства. Очень интересен опыт рисования на сырой бумаге с применением соли или марганца. Необычные формы, полученные при применении этой техники, пробуждают фантазию, призывают исследовать. И такое нестандартное творчество нравится всем детям без исключения.
Как из одного незначительного пятна получить целую композицию? На уроке “Узоры на крыльях” используем технику “Монотипия”. Все изображения сначала из-за симметрии похожи на бабочек. На кисточку берем небольшое количество краски (лучше гуашь), и стряхиваем на чистый лист бумаги несколько капель. Так можно делать несколько раз, но желательно другим цветом. Сложите лист пополам или под углом и хорошо прогладьте. Раскроем лист – и о чудо, там уже готовая бабочка, вам только нужно дорисовать узоры на крыльях.
Задание: внимательно посмотрите, на что похоже ваше пятно и дорисуйте его! Можно создать целую систему превращения пятна в картину. Учитывая возрастные особенности, мы должны знать, что дети младшего возраста видят сказочное превращение предметов в удивительные рисунки. Урок должен быть в виде игры, в виде сказки, только тогда малыши могут усвоить урок, только тогда у них появится полезная инерция и творческое решение задачи. Игра является ведущим видом деятельности с детьми дошкольного возраста. Дети среднего возраста к решению задачи по предмету должны развивать системный подход в творческой деятельности [5]. Предложив нестандартные задания по изобразительному искусству, надо учитывать по ТРИЗу способности, возможности и индивидуальности ребёнка. Не все дети умеют выражать свои эмоции и способности. Есть дети со скрытым потенциалом, и их трудно раскрыть в работе. К ним нужен индивидуальный подход и терпение.
На уроке “Пейзаж” используем технику “Тампонирование”. Для выполнения этой техники из кусочка бумаги необходимо сделать тампон.
Лист бумаги мы сжимаем.
И ладошки разминаем.
Мы, стараемся, катаем,
Дружно в шарик превращаем.
Не дадим ему скучать,
Будем им мы рисовать.
Рисунки в технике «Тампонирование»
Опустив тампон в краску, наносим на приготовленную бумагу продуманный рисунок. С помощью тампона можно нарисовать небо, траву (ближе – дальше), листья деревьев, животных. Дети учатся рассуждать, уметь предметно мыслить, ставить задачу и решать её. Школьный курс не ставит своей целью сделать всех профессиональными художниками. Уроки ИЗО должны сформировать у детей способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребёнка творчески подходить к решению любых проблем, иными словами формировать индивидуальность ребёнка.
Важность и необходимость своих предметов в школе знает каждый учитель, но часто открытым остаётся вопрос, «где пригодятся знания, умения, полученные на уроках?» Разговоры же о том, что «каждый образованный человек должен быть гармонично развит, обязан знать не только искусство своей страны, но и культурное мировое наследие; уметь со вкусом украсить интерьер своего дома; изготовить своими руками сувенир, открытку для своих друзей», - иногда для учеников не являются убедительными. Возникает вопрос: как заинтересовать ребёнка, как сделать обучение в школе увлекательным? Для этого необходимо как можно шире применить различные художественные техники и материалы прикладной деятельности. Существует ещё один аспект, о котором говорится крайне мало и редко: каждая художественная техника, которая применяется на уроках ИЗО развивает ребёнка физически, а также и подготавливает к таким предметам как черчение и геометрии (и даже к русскому языку). Дело всё в том, что на кончиках пальцев, образно говоря, находится память, логика, речь и грамотность. Так, например, тонкая графическая работа карандашом или пером учит лучшей координации движений; лепка, развивает пальцы; а задания, выполняемые в живописных техниках, способствуют большей свободе и раскованности всей руки. Декоративное искусство не только продолжает жить в современном мире, но и находит новые формы, материалы, средства выразительности. Можно экспериментировать с материалом, формой, цветом, создавая всякий раз что-то совершенно новое. Одним из интересных направлений декоративно-прикладного искусства является работа с тканью – роспись ткани «Батик»
Из истории батика
Батик - искусство росписи по ткани. Это искусство пришло к нам из Индонезии (4 век): мастера издавна занимались там росписью ткани. Они наносили орнаменты восковой смесью, а затем ткань окрашивали в нужный цвет. Воск смывали, и на ткани оставался белый узор. Этот вид искусства расходился по всему миру. К нам в Россию он пришёл из Японии в 20 веке.
Техника выполнения батика
Современные художники работают в разных техниках батика. Одна из них – горячий батик. Силуэты контура рисунка, а также пятна обводятся, нанося горячий резервирующий состав. Резерв наносится тонкой жёсткой кисточкой. После нанесения резерва работа пропитывается и мгновенно высыхает. Затем наносится краска, от светлого к тёмному, в несколько слоёв, высушивая каждый. Существует и менее трудоемкий способ – холодный батик. Здесь рисунок выполняется по ткани специальным составом (резервом) при помощи стеклянных трубочек. Резерв, проникая в ткань, создает как бы перегородку, которая не пропускает краску. Именно поэтому линии рисунка должны быть замкнуты, чтобы краска не смогла растечься. Узелковый батик. Это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей, что означает"обвяжи-окрась". Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду.
Выполнение практической части.
Детям предлагается применить технику батика не на ткани, а на обычном альбомном листе бумаги (дети пробуют рисовать, не получается, краска растекается). Учащиеся предлагают свои варианты решения проблемы. Если не последует предложения использовать восковые мелки, нужно направить детей путём подводящего диалога. Предлагается вспомнить историю возникновения батика.
Проводится небольшое исследование.
Раскрасить треугольник, нарисованный простым карандашом. Как ведёт себя краска на ткани? (Растекается). Раскрасить треугольник нарисованный восковым мелком. Как теперь повела себя краска? (Не растеклась)
Сделаем вывод. Как рисовать на бумаге? (Сначала прорисовать мелками, потом раскрашивать, т.е надо закрепить краску, а вместо резервирующего состава использовать будем мелки.) 
Блок 3.Психологическая разгрузка
Ребёнок должен научиться завершать работу. Для этого нам помогут разные психологические тренинги, внушения, игра. Иначе, как научить детей творческой деятельности? Как организовать детей и прийти к успеху? Можно с детьми дружно спеть песню, сыграть в игру пантомиму, в театр, поиграть в слова и т. д.
Игра «К нам прилетел волшебник»
Участникам раздаются ручки и бумага. Им дается следующая ситуация "К вам прилетел волшебник. Он может исполнить семь ваших желаний, которые вы должны написать на листочках, начиная со слов "Я хочу". В течение трех минут участники записывают свои желания на бумаге.
Цветные загадки.
Зелёные
Летом – в огороде,
Свежие, зелёные.
А зимой – в бочке,
Крепкие, солёные. (Огурец)
Красные
Красный нос
В землю врос.
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь)
Жёлтые
В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке,
Только жёлтые лучи
У него не горячи. (Подсолнух)
Синие
Выше леса, выше гор
Расстилается ковёр.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он ярко – голубой. (Небо)
Разноцветные
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо – мост.
Чудо – мастер смастерил
Мост высокий без перил. (Радуга) 
Блок 4 – Головоломка.
Головоломки – это упражнения для ума. Они помогают ребёнку нетрадиционно мыслить, искать решение разными путями. Пример головоломок для детей школьного возраста.
рис.1 рис. 2 рис.3 
рисунок 1- найди десять медведей
рисунок 2- найди инструменты
рисунок 3- найди семь отличий 
Блок 5 Интеллектуальная разминка
Задание: “Закорючка”
Ребенку последовательно предъявляются десять рисунков - закорючек. В его задачу входит каждый раз зарисовывать закорючку так, чтобы получился конкретный узнаваемый образ, и раскрасить получившийся образ цветом, которым ему хочется сегодня рисовать.
Результаты игры отражают творческие возможности воображения и образной памяти ребенка. 
Задание: “Тайна отпечатков”
Ребенок доложен задумать определенный образ и в соответствии с этим расположить на листе цветовые пятна. Далее поменяться с соседом работой, и отгадать задуманный им образ.
Это задание является наиболее показательной при определении способностей учащихся воображать и находить образ. Бесконечное разнообразие цвета и фактура отпечатка стимулирует продуцирование самых разнообразных образов. По сложности обработки и интерпретации результаты этого задания выходят на первое место. Это задание позволяет использовать все три критерия творческого мышления: скорость, гибкость, оригинальность. 
Задание: “Орнамент”
Создать свой орнамент, используя геометрические фигуры и раскрасить самыми любимыми цветами (красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, фиолетовый) и подписать работу. 
Задание: “Фантазеры”.
Агглютинация - соединение несоединимых в реальности качеств и свойств (задумать слова арбуз - электричество - рыба; в действительности не соединяемые, но дети могут нарисовать электрического кота с арбузом вместо головы, туловищем в виде рыбы и двумя глазами - лампочками). 
Задание: “Волшебник”.
Гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета (муха с большими глазами, в которых отражается мир; кит, на нем огромные города). 
Задание: “Дизайнеры”.
Учитель предлагает выполнить аппликацию животных, с помощью различных геометрических фигур. Для его изображения можно использовать точку, прямые линии и геометрические фигуры: круг, прямоугольник, треугольник. Это могут быть и “геометрические” птицы. Предлагаемое задание достаточно полно отражают способности восприятия линейного контура, способности “достраивания”, “продолжения” линейного образа. 
Необходимо на занятиях по изобразительному искусству применять данные задания для развития творческих способностей детей, так как учитель должен не только обучать ребенка, но и понимать и раскрывать его внутренний мир, который перенасыщен разными эмоциями, зачастую не только положительными. Следовательно, работа, направленная на развитие творческих способностей состоялась и принесла положительный результат. Использованные методики достаточно эффективны и, имеют большое будущее, так как способствуют развитию и становлению тех необходимых качеств: активность, мобильность, самостоятельность, творчество, которые диктует нам новая образовательная парадигма на современном этапе развития.
Блок 6. Компьютерная интеллектуальная поддержка
Просмотр слайдов, фоновая музыка. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития ребёнка. Музыка воздействует на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, является великолепным фоном для создания детских работ.
Блок 7. Резюме
Обратная связь с учащимися и эмоциональная оценка урока
Ответы на вопросы
Было интересно узнать о новых приемах и техниках.
Я чувствовал себя уверенно на уроке.
Я научился использовать материалы
Я уверенно отвечал на вопросы.
Я смог самостоятельно выполнить работу.
 
Ссылки на источники
  1. Утёмов В. В. Диагностика уровня развития креативности учащихся на основе систем задач откры- того типа // Концепт. – 2012. – №3 (Март). – ART 1222. – URL: http://e-koncept.ru/2012/1222.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X. [Дата обращения: 12.05.2015]
  2. Утёмов В. В. Модель развития креативности учащихся на основе системы задач открытого типа // Концепт. – 2012. – №2 (Февраль). – ART 1210. – URL: http://e-koncept.ru/2012/1210.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X. [Дата обращения: 12.05.2015]
  3. Неменский Б. М.. Учебник для 2 класса трёхлетней 3 класса четырёхлетней начальной школы. «Искусство вокруг нас». Москва «Просвещение». 2000.3 – 9 с.
  4. Зиновкина М. М., Гареев Р. Т., Горев П. М., Утёмов В. В. Теория и методика развития творческого мышления учащихся // Концепт. – 2014. – приложение 19. – e-koncept.ru›static/files/2014.pdf– 80 с. Научное творчество: инновационные методы… [Дата обращения: 12.05.2015]
  5. Утёмов В. В. Система «открытых» задач как средство развития креативности учащихся основной школы [Текст] / В. В. Утемов // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы между- нар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). С. 79-8 [Дата обращения: 12. 05.2015].
  6. Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Социально-антропологические проблемы инфор- мационного общества. Выпуск 1. – Концепт. – 2013. – ART 64054. – URL: http://e-koncept.ru/teleconf/64054.html – Гос. рег. Эл № ФС 77 – 49965. – ISSN 2304-120X. [Дата обращения: 3.12.2014]
  7. Дьякова Н. Н. Применение техник нетрадиционного рисования для развития изобразительных умений детей. — 2012. — №6. — С. 386-389.

Похожие публикации