В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» обозначены пути России как конкурентного общества в мире 21-го века – модернизация и инновационное развитие. Вследствие данных направлений развития предполагается формирование креативного человека, способного к свободному, творческому мышлению, самостоятельному генерированию и воплощению новых идеи и технологий. Подготовка такой личности перекликается с разрабатываемыми в педагогической теории и практике современными подходами (стратегиальный, парадигмальный, компетентностный, личностно-деятельностный, задачный, исследовательский), которые указывают на разносторонность характера подготовки современного личности. На современном этапе модернизации образования при существовании множества подходов ведущим признается компетентностный (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, А.В.Хуторской и др.). Данный подход не отрицает знаниевого компонента в образовании, а усиливает его с позиций практической ориентации, помогая развитию личности, ее самореализации и самоактуализации. Корреляция компетентностного подхода со знаниевым предполагает овладение личностью способностями использовать знания и умения для эффективных и продуктивных действий в различных ситуациях, достигая при этом высокий уровень личностного развития и опыта.
Таким образом, компетентностный подход предполагает формирование у личности определенных компетенций и компетентностей. В рассматриваемом нами контексте подготовки особой личности, способной действовать креативно, мы занимаемся изучением «креативной компетентности личности студента». Впервые запрос на массовость «креативной компетентности» был заявлен в проекте «Российское образование – 2020: модель образования для инновационной экономики» (А.Е. Волков, Я.И. Кузьминов, И.М. Реморенко, Б.Л. Рудник, И.Д. Фрумин, Л.И. Якобсон) [1], где указано, что в проекте целей новой модели креативные компетентности нужны для всех. Итак, актуальность формирования креативной компетентности личности определяется социально-экономическими факторами. Отдельным вопросом в данном случае является процесс формирования креативной компетентности, который в научных трудах представлен недостаточно полно. В данной статье мы представляем собственный подход к формированию креативной компетентности личности студента при помощи эвристических методов.
Рассмотрим понятие «креативная компетентность личность студента». Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что научных исследований креативной компетентности как педагогического явления немного. Изучением понятия «креативная компетентность» занимаются исследователи И.Е. Брякова [2], А.М. Давтян [3], которые понимают под креативной компетентностью качество личности. На основе анализа этимологической сущности дефиниций «компетентность» и «креативность» и имеющихся на сегодняшний день определений термина «креативная компетентность», мы уточняем последний как интегральное качество личности, способную качественно выполнять деятельность, направленную на создание нового. В нашем случае формирование креативной компетентности будет осуществляться у студентов вуза как субъектов, являющихся потенциальными инноваторами, креативными личностями, будущими специалистами, отвечающим современным запросам государства.
Нами были обнаружены исследования (И.Е. Брякова, А.М. Давтян), в которых описаны условия формирования креативной компетентности в зависимости от субъектов педагогического процесса. А именно, И.Е. Бряковой [2] разработана концепция формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза, в рамках которой использованы метапредметные креативные технологии (проблемные лекции, деловые игры, дебаты, рефлексивные и исследовательские портфолио), а также авторские методики, направленные на развитие литературно-творческих способностей. Данные технологии и методики используются И.Е. Бряковой [Там же], исходя из специфики исследования (формирование креативной компетентности студентов-филологов), где акцент сделан на реализацию выделенных ею компетенций: филологической, культурологической, психолого-педагогической, методической. А.М. Давтян [3] предлагает формировать креативную компетентность учащихся в определенных условиях, предлагая создание особой развивающей среды – школьное дополнительное образование, где предполагается использование технологии педагогической поддержки, которая организует особую творческую атмосферу и постоянно культивирует в жизни детей ситуации выбора.
Таким образом, на современном этапе развития педагогической науки недостаточно глубоко решена проблема формирования креативной компетентности личности студента. Вследствие этого, нами предложен один из путей решения данной проблемы. Мы предлагаем использовать эвристические методы при изучении дисциплины «Методы исследования в педагогике».
Дисциплина «Методы исследования в педагогике» обеспечивает образовательные интересы личности студента, обучающегося по специальности «Иностранный язык с дополнительной специальностью», удовлетворяет требования работодателей к выпускниками университета, обладающими такими компетенциями, как: осознание характера поисковой деятельности как творческой, продуктивной, нацеленной не просто на привлечение информации, а на ее создание и постижение смысла, на поиск оригинальных и эффективных решений; наличие личностного творческого потенциала, способности к нестандартным подходам и решениям; овладение технологиями, т.е. основными процедурами, последовательностью операций и действий, методиками и алгоритмами деятельности и другие. Целью изучения дисциплины «Методы исследования в педагогике» является изучение основ методологии педагогического познания как научной базы для организации педагогического процесса в образовательных учреждениях. В процессе работы происходит формирование теоретических представлений: о понятийном аппарате, методах психолого-педагогического исследования, требованиях к их выбору и модификации, к организации условий проведения наблюдений, экспериментов, тестов, опроса и др., а также об основных требованиях к сбору и обработке экспериментальных данных, интерпретации получаемых результатов, формулировке выводов и оформлению научной работы.
Изучение дисциплины предполагает лекционные, семинарские, практические, контрольные занятия.
Практические занятия направлены на развитие у студентов исследовательских навыков и аналитических умений. Выполняя задания по разработке инструкций и программ наблюдений и экспериментов, вопросников бесед и анкет, участвуя в деловых играх, студенты моделируют отдельные фрагменты научно-исследовательской работы и приобретают необходимый опережающий опыт.
Моделирование педагогического исследования позволяет студентам опосредованно погрузиться в технологию работы, получить первый реальный опыт изучения экспериментальных материалов, а также почувствовать интерес к исследовательской работе. На семинарских и практических занятиях организовывается опосредованное погружение в исследовательский процесс с помощью работы с визуальными материалами и выполнение функции помощника экспериментатора по сбору фактического материала, ведется работа с реальными экспериментальными данными (опубликованными в научной литературе и диссертационных исследованиях) с последующим их качественным анализом. Контрольные мероприятия проводятся в форме решения задач разного уровня и содержания, экспертной оценки, взаимоконтроля, оценки качества выполненных заданий по разработке методик.
Особым аспектом при этом является использование специальных методов по формированию креативной компетентности личности студента. В данном случае, мы принимаем во внимание классификацию методов обучения по степени самостоятельности и активности познавательной и творческой деятельности студентов, данное И.Е. Бряковой [2], и предлагаем использовать четыре группы методов формирования креативной компетентности личности студента: репродуктивные, эвристические, исследовательские, рефлексивные.
Итак, необходимо отметить, что репродуктивная и творческая деятельность выступают в качестве единого целого. Если репродуктивная деятельность предполагает, как отмечает И.Е. Брякова, «усвоение накопленных знаний, умений, навыков, способов деятельности, а целью творческой деятельности – дальнейшее совершенствование полученных знаний, конструирование их, применение в новой ситуации, создание новых способов деятельности, активизацию творческого мышления студентов, развитие их креативности, саморазвитие, «самодостраивание», самосовершенствование, то это две взаимопроникающие стороны одного и того же процесса» [2, с. 117]. Так закономерным является использование репродуктивных методов и методов, направленных на развитие творческих способностей, в частности при формировании креативной компетентности личности студента. В нашем исследовании мы учитываем тот факт, что «при репродуктивном методе студенты получают знания в готовом виде, но не догматически: этому способствует проблемное изложение материала» [Там же]. Мы отбираем систему творческих задач научно-исследовательского характера, а студент действует по образцу. В научно-исследовательской деятельности (как и в учебной) важно обобщение, суммирование знаний, их систематизация для более эффективного дальнейшего использования, поэтому репродуктивный метод является основой для применения других методов.
Исследовательские методы предполагают самостоятельную подготовку и решение творческих и научно-исследовательских задач в новой ситуации. Данные методы являются основополагающими вследствие специфики нашего исследования (научно-исследовательская деятельность студентов). Преподаватель использует следующие виды деятельности: консультирование; помощь в определении «проблемного поля» как совместно с преподавателем, так и в командной работе; руководство исследовательским проектом на протяжении всего обучения студента(тов) в вузе; подготовка студентов к участию в научно-практических конференциях, конкурсах различного уровня и другие. Видами деятельности студентов являются: создание проектов различного характера; разработка методологически оформленной идеи; создание образа, модели, объекта; выступления на конференциях, публикации в вузовских сборниках научных трудов, научных журналах и др.
Рефлексивный метод предполагает осознание студентами способов деятельности, обнаружения ее смысловых особенностей, выявление образовательных приращений, новообразований в собственной деятельности, и др. Рефлексия как механизм индивидуального сознания позволяет студенту осмыслить собственную творческую деятельность. В нашем исследовании рефлексия подразумевается в трех направлениях: на собственную деятельность (осмысление результатов собственных личностных изменений), на деятельность преподавателя (моделируется будущая профессиональная деятельность студента) и на деятельность других студентов (в случае работы в команде). Данная деятельность складывается из следующих видов: создание банка креативных идей, обсуждение портфолио, самооценка студентом своего портфолио и оценка преподавателя, обсуждение проектов и другие.
Рассмотрим более подробно эвристические методы формирования креативной компетентности студента, так как они, имея характерную специфику, позволяют наиболее эффективно формировать креативную компетентность личности студента ввиду содержательной характеристики креативной компетентности – креативность.
Эвристические методы как система эвристических приемов и правил в деятельности педагога и деятельности студента активно развивают интуитивные процедуры деятельности студентов в решении научно-исследовательских творческих задач, которые ставит педагог при изучении дисциплины «Методы исследования в педагогике». Эвристические методы в данном случае позволяют развивать мышление студентов, искать и находить оригинальные решения творческих задач разного уровня сложности и проблемности. Особо следует подчеркнуть, что данные методы можно применять не только при решении сложных творческих задач, но также и для решения научно-исследовательских задач. Мы можем использовать следующие эвристические методы при формировании креативной компетентности личности студента: тренинги по развитию креативности, деловые игры, диспуты, дебаты, метод «мозгового штурма», метод эвристических вопросов, метод проблемных ситуаций, метод синектики, метод «причинно-следственная диаграмма», метод «коллективная записная книжка», а также упражнения: «невероятная ситуация», «способы действия», «кроссенс», «ассоциации» и т.п.
Представим структуру креативного урока по дисциплине «Методы исследования в педагогике» с акцентом на активное использование эвристических методов (для студентов 2 курса специальности «Иностранный язык») на тему «Основные структурные компоненты педагогического исследования: работа над проблемой исследования». При разработке данного урока мы опирались на положения педагогической системы непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей школьников [4]. Целью данного урока является формирование умений находить пути решения проблемы. Предполагается, что студентами уже изучены такие темы, как: «Методология научного педагогического исследования», «Научная педагогическая исследовательская деятельность», «Понятие о психолого-педагогическом исследовании», «Проблематика современных педагогических исследований», «Логика и структура педагогического исследования», и они определились с проблемой исследования, сформулировав ее на прошлом занятии. Кроме этого, работа осуществляется в формате групповой деятельности, студенты распределены по собственному желанию по группам (5-6 человек).
Итак, первым этапом является мотивация, где осуществляется пробуждение поисковой активности посредством акта удивления («эффектом чуда»). Здесь мы предлагаем использовать упражнение «Скрепки» [5, с. 47]. Смысл данного упражнения состоит в том, что участники делятся на подгруппы по 5-6 человек, где у каждого из них в руках по 4 скрепки. В первом задании студентам предлагается как можно быстрее составить из них цепочку (одну на каждую подгруппу, использовав при этом все скрепки). Педагог фиксирует минимальное и максимальное время. Во втором случае студентам предлагается как можно быстрее разобрать цепочку. После этого участникам дается 1 минута для обсуждения, как можно выполнить это задание быстрее, и игра повторяется. Педагог опять фиксирует время и сравнивает его с потребовавшимся в первой попытке. Данное упражнение способствует осознанию того, что деятельность продуктивнее тогда, когда заранее спланирован способ ее выполнения, некоторое время потрачено на то, чтобы решить, как именно лучше сделать ее, что касается и творческой деятельности (которая происходит в ситуациях с высокой степенью неопределенности, отсутствия заранее известных способов действия). Таким образом, студенты включаются в тему урока через осознание собственных действий.
На следующем этапе студенты озвучивают проблему исследования, на которой будут работать в группах. Здесь важно определиться с возможным решением проблемы. На данном этапе педагог предлагает поработать с помощью метода – мозговой штурм, где студенты попытаются решить исследовательскую задачу. Если команда не знакома с данным методом, педагог объясняет его основы и разъясняет важнейшие правила. Далее студентам предлагается следующий метод – ментальная карта, с помощью которой студенты пытаются образно структурировать знания и отражают ее в различных плоскостях. Например, сначала студенты продумывают, как можно описать проблему одним емким словом. Далее они фиксируют его на бумаге и начинают работать согласно технологии данного метода. Данный метод позволяет привести в порядок мысли вокруг проблемы, разработать пути ее решения.
После того, как составлена ментальная карта, обсуждены пути решения проблемы, наступает этап психологической разгрузки. На данном этапе можно предложить студентам поучаствовать, например, в упражнении «Построимся» [5, с. 136], где участникам предлагается хаотично перемещаться по классу, а по команде педагога встать в колонну поочередно по какому-либо признаку (росту, дню и месяцу рождения и т.п.). Разговаривать или переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. Данное упражнение позволяет демонстрировать возможности адекватного обмена довольно сложной информацией даже без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения. В данном случае осуществляется тесная связь между умственной, эмоциональной и физической нагрузками, что способствует поддержанию работоспособности и здоровья студентов.
На следующем этапе (головоломка) студенты решают какую-либо логическую задачку, например, сложить четыре равносторонних треугольника из шести спичек, или задача «Перевезти козу» [5, с. 59]. Также на этом этапе могут быть использованы задачи открытого типа [6].
Далее наступает перерыв, после которого наступает следующий этап (интеллектуальная разминка). Здесь предлагается студентам упражнение «Четыре буквы» [5, с. 100]. Педагог, или кто-то из студентов называет четыре буквы из числа распространенных в русском алфавите, а каждый из других участников по кругу быстро придумывает и говорит предложение из четырех слов, каждое из которых начинается с названной водящим буквы.
На следующем этапе студенты возвращаются к проблеме исследования. Метод, который мы предлагаем использовать на данном этапе, называется «Причинно-следственная диаграмма» (диаграмма Ишикава) [7, с. 142]. Студентам объясняется то что, чтобы решить проблему, нужно точно знать их причины. Здесь студенты работают по следующим этапам: формулировка проблемы, рассмотрение основных причин, рассмотрение побочных причин, разработка наиболее вероятных причин, проверка наиболее вероятных причин, определение источника проблемы, выработка возможностей решения. Работа над диаграммой является основой для групповой дискуссии и способствует пониманию групповой взаимосвязи проблем.
На следующем этапе студенты оформляют результаты общей работы над проблемой в виде компьютерной презентации и представляют возможные пути решения проблемы. Это позволяет обобщить результаты, выделить основное, представить информацию в определенном виде.
В конце занятия проводится рефлексия, где подводятся итоги содержательного и эмоционального характера. Необходимо отметить, что рефлексия осуществляется после каждого этапа совместно с саморефлексией, что позволяет объективно оценить педагогический процесс.
Таким образом, репродуктивные, эвристические, исследовательские, рефлексивные методы представляют собой комплекс методов, основанный на систематичности и взаимодополнении. Представленное занятие предусматривает развитие коллективных навыков, коммуникативных, исследовательских компетенций, качественной оценки собственной деятельности и группы в целом, также таких качеств личности, как мотивация к достижению успеха, склонность к риску, любознательность, инициативность, эмпатийность и другие. Вследствие чего происходит целостное формирование креативной компетентности личности студента.
Ссылки на источники
- Волков, А. Е. Российское образование – 2020: модель образования для инновационной экономики [Электронный ресурс] / А. Е. Волков, Я. И. Кузьминов, И. М. Реморенко, Б. Л. Рудник, И. Д. Фрумин, Л. И. Якобсон -- http://www.hse.ru/data/2011/02/21/1208561970/model2020.pdf
- Брякова, И. Е. Методическая система формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза [Текст]: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02 / И. Е. Брякова. – Санкт-Петербург, 2010. – 463 с.
- Давтян, А. М. Формирование креативной компетентности учащихся в условиях школьного дополнительного образования: методические рекомендации для учителей [Текст] / А. М. Давтян. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2006. – 51 с.
- Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе [Электронный ресурс] / М. М. Зиновкина // Концепт. – 2012. – № 9 (сентябрь). – ART 12116. – 1,0 п. л. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. – ISSN 2304-120X.
- Грецов, А. Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов [Текст] / А. Г. Грецов. – СПб.: Питер, 2007. – 208 с.
- Утёмов, В. В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы [Электронный ресурс] / В. В. Утёмов // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». – 4 квартал 2011, ART 11-4-02. – Киров, 2011 г. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2011/11402.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. – ISSN 2225-1618.
- Бос Э. Как развивать креативность [Текст] / Э. Бос / пер. с нем. Петросян К. А. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 189 с.
Shumovskaya Alfiya,
senior teacher of the pedagogy subdepartment, the federal state-financed educational institutions of the higher vocational education, Irkutsk state linguistic university,
Irkutsk, Russia
alenkiy27@mail.ru
The use of the heuristic methods for the formation the creative competence of the personality of the student (on the example the study of discipline «Research methods in pedagogy»)
Abstract. The article deals with the methodological description of creative lesson in the system of continuous formation of creative thinking and the development of creative abilities with the purpose of the formation of creative competence of the personality of students.
Keywords: The terms: innovations, competence-based approach, creative competence of the personality of the student, heuristic methods.