Войти / Зарегистрироваться

Креативное лекционно-практическое занятие по дисциплине «Бюджетная система РФ» у студентов экономических вузов

Получить свидетельство
Автор: Кокорина Ольга Константиновна

Концепция инновационного образования актуально в настоящее время, когда осуществляется формирования и становление современной России, когда необходимы высококвалифицированные специалисты и работники как фундаментальная кадровая основа для современной экономики. На первый план выступают осложнения активизации и стимулирования созидательных и творческих способностей преподавателей и студентов экономических вузов и их новаторский потенциал. Высшая школа может кардинальным образом перестроить не только весь имеющийся объем знаний у студентов, но и изменить методы и способы их мышления, усилить степень творческого и созидательного потенциала, если преподаватель вуза расположен к вводу и потреблению новаторских педагогических спецтехнологий, обладание источниками формирования креативного мышления и интерактивными системами преподавания. Нововведения представляют собой долгосрочную инвестицию в будущее. «Для того чтобы привить вкус к новаторству, воспитать личность, которая будет стремиться создавать новшества, само образование должно быть проникнуто нововведениями, в нем должен преобладать дух и атмосфера творчества» [2].
Современная российская действительность описывается активно протекающими процессами развития и модернизации, главным фактором благополучия является человек, направленный на инновационные действия, способный к самообучению и саморазвитию. Это тянет за собой неизбежность реформирования в сфере образования. Стратегией реформ должно стать создание предпосылок для овладения личностью незнакомых средств и методов действий и схем мышления, что дает толчок к вырабатыванию у личности как критического, так и творческого мироощущение.
Целью реформ в образовании является развитие креативной личности, восприимчивой к результативному творческому самовоплощению и развитию талантов у студентов-экономистов, владеющей креативной компетентностью экономиста, профессионально мобильной.
Перед экономическим вузом поставлена задача профподготовки современного поколения экономистов, постигающих ценность и важность выделения текущей проблемы, имеющих представления о развития экономических законов, способных показать личные творческие навыки в профессиональной деятельности.
Креативная компетентность студентов-экономистов является комплексной многофакторной особенностью индивидуальности, ограничивающейся на профессиональной базе воспитание творческих умений студентов и самосовершенствование имеющихся созидательных способностей студентов. Это самообразование личности, находящееся в непростых диалектических взаимосвязях с высокопрофессиональной компетентностью, предусматривающих возможность, как совмещения, так и несоответствия с ней.
Методические учения создания креативной компетентности у обучающегося экономического вуза – это комплексность взаимодействующих элементов: задачи и цели, сущность форм, методов и средств учебной деятельности, адресованных на самосовершенствование, самореализацию, «самовыстраивание» индивида при диалектическом аллелопатии лиц образовательного процесса, рассчитывающего получить высокопрофессиональные и личностные качества востребованные обществом, – креативной компетентности специалиста как профессионала и личности.
Методические учения должны быть выстроены и работающие на следующих правилах (принцип):
- модульность – обеспечивает вариацию обучения;
- эластичность – реализует возможность подбора студентами персональные образовательные планы;
- диференциальность – определяет степень самостоятельности студентов;
- надпредметность процесса и результата формирования креативной компетентности, которая реализуется в ценностно-смысловых связях и отношениях между структурными элементами системы и обеспечивается общей целью всех субъектов образовательного процесса в вузе;
- упорядоченность – восприятие научного текста, определяется подходом к отбору информации;
- гласность – это взаимообмен информацией в образовательной среде
- неизменность – определяется нацеленностью на саморазвитие;
- регулируемость – позволяет перестраиваться, наращивая креативный потенциал;
- стадийность методического учения – позволяет в ходе развития креативной компетентности перейти от подражания к созиданию и творчеству;
- научности – переключение от инстинктивного способа решения задач к осмысленному;
- установка на творческое саморазвитие.
Образование креативной компетентности у студентов-экономистов возможно добиться при определенных требованиях таких, как поэтапного преодолений стадий (репродуктивной, активизирующей, интегративной, творческой) формирования креативной компетентности будущего профессионала, сопровождается приобретением более ценных качеств в процессе личностного и профессионального совершенствования.
Основные способы развития креативной компетентности, предполагающие установленное и инновационное применение:
- эвристический (метод «мозгового штурма», эвристические вопросы, инверсия, эмпатия, синектика);
- исследовательский (метод проектов, кейсов (ситуаций), образовательного путешествия, метод критико-публицистический, моделирование, эксперимент, наблюдение); 
- рефлексивный (портфолио).
В материалах по использованию креативной компетентности студентов-экономистов привлекали межпредмерные креативные технологии, например: проблемные, «продвинутые» лекции, лекции-визуализации, «сократовские диалоги», дебаты, полилоги, кейс-стади, мастерские построения знаний, деловые игры, круглые столы, дискуссии и т. п.
Рейтингами определения степени образования креативной компетентности студентов-экономистов являются следующие:
- влечение к удовлетворению требований в самосовершенствование и самореализации через профессионально-созидательную деятельность;
- умение формулировать творческие задачи для положительной реализации личностной методической инициативы;
- склонность к созданию аналитического текста;
- способность к написанию собственного научного текста;
- обладание методическими средствами и инструментарием.
Разработанный рейтинг позволяет определять индивидуальные критерии комплектности креативной компетентности у любого выбранного студента – будущего экономиста и выяснить, к какому типу экономистов по степени креативности его можно соотнести: экономисту-ретранслятору, экономисту-экспликатору, экономисту-импровизатору, экономисту-аналитику.
В креативной компетентности студента выделяем следующие элементы:
- оценочный – созидательное позиция к слову и к индивидуальности как ценности;
- аффилиационный – потребность в созидании взаимодействии с научным текстом);
- познавательный – потребность к аллелопатии с научным текстом через диалог с студентами и проявляется создании собственных аналитических текстов;
- операциональный – владение методиками анализа, умение творчески использовать накопленный опыт и создавать новые методики,
- рефлективный – размышление по поводу своей роли в процессе создания аналитического текста.
Учебная дисциплина «Бюджетная система РФ» входит в программы высшего профессионального образования. Изучение «Бюджетной системы РФ» носит репродуктивный характер и не способствует развитию креативной личности у студентов-экономистов. Преодоление этого несоответствия видится путем преобразования «Бюджетной системы РФ» в креативную дисциплину на основе развиваемых М. М. Зиновкиной инновационных педагогических технологий.
Инновационные педагогические технологии в многоуровневой системе НФТМ-ТРИЗ предусматривают реализацию основных дидактических принципов через изменение структуры уроков и их оригинальное наполнение. На рис. 1 показана структура сдвоенного креативного урока [2].
 
Рис. 1. Структура сдвоенного креативного урока
 
Блок 1 (мотивация) представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность.
Блоки 2 и 6 (содержательная часть) содержат программный материал учебного курса и обеспечивают формирование системного мышления и развитие творческих способностей.
Блок 3 (психологическая разгрузка) представляет собой систему заданий психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию и др.
Блок 4 (головоломка) представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощенных в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея.
Блок 5 (интеллектуальная разминка) представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей учащихся.
Блок 7 (компьютерная интеллектуальная поддержка) обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющихся компьютерных игр-головоломок, адаптированных к возрасту учащихся, обеспечивает переход из внешнего плана действий во внутренний план.
Блок 8 (резюме) обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока.
На основе этих идей нами прорабатывается креативный вариант учебной дисциплины «Бюджетной системы РФ» для бакалавров. В данной статье предложено одно из его занятий по теме «Бюджетная классификация». Тема «Бюджетная классификация» как и вся дисциплина, предназначена для студентов очной и заочной формы обучения.
Сценарий креативного лекционно-практического занятия представлен ниже. Его структура является вариантом инновационной структуры креативного лекционно-практического занятия, адаптированным к необходимости интенсифицировать тему.
Сценарий креативного лекционно-практического занятия по дисциплине «Бюджетная система РФ»
Блок 1. Мотивирующее вступление. Мотивация (5 мин)
Сегодня мы переходим к изучению одной из основополагающей темы по дисциплине «Бюджетная система РФ». Тема «Бюджетная классификация РФ» имеет практическую значимость при изучении данной дисциплины и написании выпускной квалификационной работы.
На этом занятии мы совместно должны решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты бюджетной классификации РФ;
2) понять необходимость и полезность составления бюджетной классификации для страны;
3) освоить классификацию доходов бюджетов РФ;
4) составить и обсудить создания индивидуальных и групповых «дорожных карт» по рассмотрению классификаций расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов РФ, операций сектора государственного управления.
Вступление с 1 января 2008 г. новой бюджетной классификации РФ имеет важное значенье для развитие современной России. Давно известно, что благодаря эффективной бюджетной классификации можно добиться высоких социально-экономических результатов и лидерского положения при скромных финансовых ресурсах.
Составление и классификация бюджета – это самый простой и добросовестный способ вылезти из долгов.
Блок 2. Содержательная часть (25 мин)
Бюджетная классификация как творческая управленческая деятельность и объект творческого освоения студентами – экономистов. Знакомство с применяемыми в научном творчестве системными схемами изучения и конструирования деятельности и функций управления:
1. Структура деятельности:
а) субъект – предмет – объект;
б) мотив – цели – методы.
2. Структура функций: целеполагание – законодательная база – ресурсное обеспечение – организационное обеспечение достижения целей.
Эвристический диалог с применением схем для знакомства с бюджетной классификации РФ и включением креативного творчества и постановкой личностно значимых целей освоения темы и дисциплины.
Блок 3. Отдых или психологическая разгрузка осуществляется любыми простыми релаксационными упражнениями, например, дыхательными или физическими (5 мин).
Блок 4. Головоломка (10 мин)
Для этой работы подойдут любые головоломки с картинками, монетами или спичками, не требующие специальных знаний и навыков. Головоломки можно подобрать самостоятельно или дать предварительное задание студентам по подготовке таких заданий. Головоломки можно найти в интернете, в печатных и электронных книгах по ТРИЗ.
Пример головоломок: Отгадать зашифрованное слово.

Перерыв – 10 мин.
Блок 5. Интеллектуальная разминка (10 мин)
Работа проводится в группах методами, например, заданиями на ассоциации, логическими заданиями, мозгового штурма и т. д. Это работа способна реализовать оригинальные, остроумные идеи студентов. Вопросы на разминке по основанию целевой заданности могут быть классифицированы как вопросы: на проверку знаний; развитие творческого и аналитического мышления; актуализацию практической значимости; быстроту познавательной реакции.
Пример разминке: Интеллектуальная игра «Алгоритм Цицерона» – самая простая, и отлично подходит для роли «первой разминки» перед любой серьёзной творческой групповой работой.
Группа играющих студентов садится в кружок. Сев удобно в кружок, группа студентов получает задание: Ответить на поставленные вопросы и составить краткий научный текст опираясь на серию последовательных вопросов по теме «Федеральный бюджет»: Это? Когда? Чем? Зачем? Как? Какие?
Блок 6. Содержательная часть (20 мин)
Составляются и обсуждаются под руководством преподавателя создания индивидуальных и групповых «дорожных карт» по рассмотрению следующих тем связанных с рассмотренной темой: классификации расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов РФ, операций сектора государственного управления.
Блок 7. Компьютерные поиски (10 мин)
Компьютерные поиски по теме «Бюджетная классификация РФ» продолжает и углубляет знания с бюджетным кодексом РФ, заложенные в заданиях типа мотивационных, головоломок, интеллектуальной разминке и др. При реализации компьютерных поисков используются дополнительные возможности, предоставляемые компьютерной средой. Выполнение заданий в рамках компьютерных поисков способствуют развитию воображения, внимания, памяти, приобретения навыков по выявлению закономерностей и т. п.
Блок 8. Итог (5 мин)
Последним, но не маловажным блоком в структуре креативного лекционно-практического занятия по дисциплине «Бюджетная система РФ» является резюме. На этом этапе преподаватель подводит итоги занятия по теме «Бюджетная классификация РФ» и устно осуществляет обратную связь со студентами, выявляя их мнения о новизне, практической значимости и полезности темы, эмоциональном состоянии. Преподаватель обобщает и анализирует полученную информацию.
Вышеизложенная информация наглядно доказывает актуальность преподавания в экономическом вузе по системе НФТМ-ТРИЗ, основанной на инновационных педагогических технологиях. Предложенные подходы к разработке креативного лекционно-практического занятия по дисциплине «Бюджетная система РФ» могут использоваться в других учебных дисциплинах.
 
Ссылки на источники
  1. Брякова И. Е. Методическая система формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза Специальность: 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (литература, уровень общего и профессионального образования): автореф. 2010.
  2. Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Социально-антропологические проблемы информационного общества. Выпуск 1. – Концепт. – 2013. – ART 64054. – URL: http://e-koncept.ru/teleconf/64054.html
  3. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. – 2012. – № 9 (сентябрь). – ART 12116. – 1,0 п. л. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm.
  4. Макарушина Е. Н. Педагогические условия эффективного применения модели креативной направленности обучения студентов вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1.

Похожие публикации