В любой отрасли деятельности современные предприятия, фирмы, учреждения ищут и отбирают творческих людей, специалистов, способных давать новые и нестандартные идеи [1]. Но как научить творчеству? Задача современной школы – создать условия для выявления творческих способностей и их развития.
Психологи различают два типа мышления: конвергентное (закрытое, нетворческое) и дивергентное (открытое, творческое). Тип личности, с преобладанием конвергентного мышления называют «интеллектуальным», дивергентного – «креативным». Интеллектуал готов решать задачи, даже весьма сложные, но уже кем-то до него поставленные и имеющие известные технологии решения, так называемые «закрытые задачи». Креатив же способен сам видеть и ставить задачи, стремясь выйти за рамки узко поставленного условия.
На самом деле, каждый человек обладает как интеллектуальными, так и креативными способностями, но по мере взросления креативное мышление «затухает». Подавляющее большинство старшеклассников тяготеет к разложенной строго «по полочкам» информации. Неопределенность условия и вариативность решения их пугает. Творческое, открытое мышление не развивают на закрытых задачах.
Творчество должно стать нормой жизни. Это необходимо воспитывать на всех этапах образования на основе приобщения к технологиям поиска творческих решений.
Эвристика – это метод анализа явлений и процессов, а также принятия решений, основанных на интуиции, находчивости, аналогиях, изобретательности. Изучение различных предметов в школе производится в отрыве друг от друга – отсюда фрагментарность знаний, отсутствие целостной картины мира. Эвристические упражнения применимы при изучении любых дисциплин: и гуманитарных, и естественнонаучных. Я хотела бы познакомить Вас с возможностью использования их на уроках развития речи.
Сложному, динамичному, развивающемуся миру должна соответствовать в нашем сознании его полная модель – сложная, динамическая, развивающаяся.
Упражнение «Системный оператор»
Системный подход подразумевает выявление совокупности подсистем и надсистем рассматриваемого объекта и учет их взаимодействия на разных этапах существования объекта. Все части связаны между собой, не живут друг без друга. И целое, образованное ими, тоже является частью чего-то. И все это существует во времени. Это необходимо помнить при описании состояния человека и окружающей среды, при сравнительном описании.
Возьмем для примера описание дерева осенью [2]. Наш объект состоит из корней, ствола, ветвей, листвы – это подсистема. Само объект – дерево – входит в надсистему – лесная опушка или поляна в парке. Мы расширим описание, включив в него пасмурное дождливое небо и землю, покрытую опавшей листвой.
Прошлым и будущим данной системы станет описание этого же дерева летом и зимой. Причем описание будет включать в себя и надсистему, и подсистему [3, 4]
Таблица 1
|
Надсистема (окружение)
|
|
Пошлое системы
|
Система (объект)
|
Будущее системы
|
|
Подсистема (части)
|
|
Таблица 2
|
Лес осенью
|
|
летом
|
Дерево
|
зимой
|
|
Ствол, ветви, листья, корни.
|
|
Упражнение «Опоры»
У всех систем есть свойства, которые мы воспринимаем всеми органами чувств. В описании объектов необходимо задействовать разные каналы (зрительного, слухового, осязательного, обонятельного) восприятия. Нарисуем на доске глаз, ухо, нос, ладонь – и в сочинениях появятся пение птиц и шум дождя, запах прелой листвы и грибов, шершавость коры и холодок капель.
Таким образом, работа с системным оператором и опорами служит не только алгоритмизации процесса создания сочинения, но и развитию воображения и целостного взгляда на мир.
Упражнение «Морфологический ящик»
(с использованием функционального анализа)
Сочинение описание памятника может быть проведено не на основе реального объекта, а как фантастический проект памятника будущего.
Ученикам предлагается придумать необычные места для его установки, предложить оригинальные формы постамента и непривычные материалы. Дополнить свой проект нужно фантастической функцией, которую будет выполнять памятник.
Учениками были найдены оригинальные решения:
Таблица 3
Место установки
|
Луна
|
Дно моря
|
Айсберг
|
Дупло дерева
|
Форма постамента
|
Цветок
|
Лодка
|
Волна
|
Листок
|
Материал
|
Голограмма
|
Воздушные шары
|
Ткань
|
Стекло
|
Фантастические функции, предложенные детьми:
- кормит голубей
- поливает цветы
- охраняет клад
- читает лекции
- служит солнечными часами
- открывает для всех зонтик во время дождя.
Использование эвристических упражнений на уроках позволяет повысить работоспособность и снизить утомляемость учащихся за счет их заинтересованности, включенности в процесс обучения не как его объектов, а как субъектов – творцов. Видя перед собой цель, которая интересна им, ученики быстрее включаются в работу, лучше сосредотачиваются и представляют себе результат своей деятельности, способны работать достаточно долгое время. Немаловажно, что на уроках с использованием эвристических упражнений активно работают и те ученики, которые на обычных уроках остаются в тени, боятся проявить себя. Такие задания дают им возможность проявить себя, повысить самооценку, завоевать внимание и поощрение окружающих. А ведь помочь ребенку стать уверенной в себе, активной, творческой личностью – и есть цель педагогики.
Сказка о терминах ТРИЗ «Хочу тигра!»
Действующие лица:
Светка, восторженная мечтательница
Даша, девочка, способная остановить на скаку коня
Толя, мальчик в очках и с толстой книжкой
Тигр, обаятельный хищник
Кошка, роль без слов, но с грацией и шармом
Даша
|
Что с тобой сегодня, Света?
Как же странно ты одета!
Ты без куртки и берета.
Разве наступило лето?
|
Толя
|
И зачем тебе ружьё?
И капкан, и сетка?
На кого охотиться
Собралась ты, Света?
|
Света
|
Жарко будет мне, друзья,
Отправляюсь в джунгли я.
Нужен и капкан, и сетка,
Чтоб поймать мне тигра в клетку.
|
Даша
|
Тигра в клетку ловишь ты?
Что за глупые мечты?
Тигра знаю я приметы:
Он в полоску, а не в клетку.
|
Света
|
Пусть он будет хоть в цветочек,
В клетке пусть сидит, и точка.
|
Толя
|
Если хочешь тигра в клетку,
То возьми тетрадку, Света,
И рисуй тигрёнка в ней
Вместо цифр поскорей.
|
Света
|
Мне не нужен тигр такой,
Нужен тигр мне живой.
Сбудется мечта моя –
Вот он тигр…
|
Тигр
|
Вот и я.
|
Света
|
Будем мы вдвоём – бином,
Мы отлично заживем!
Вот я С тигром на прогулке,
Вот НА нём по переулку,
Он, как ветер, быстро скачет!
Вот ЗА ним от мамы прячусь.
А сейчас я буду В нём…
|
Толик и Даша
|
Света! Мы тебя спасём!
|
Толя
|
И зачем тебе он нужен?
Он же съест тебя на ужин!
|
Даша
|
Вижу я противоречие:
Тигр красив, но бессердечен.
Чтоб не съел он нашу Свету,
Мы его посадим в клетку.
|
Толя
|
Мы пойдём другим путём,
ИКР иной найдём.
Обмозгуем, разберёмся
И без тигра обойдёмся.
Хищники зачем в квартире?
Функции его какие?
|
Света
|
Чтоб ласкался и урчал,
Спинку чтобы выгибал.
Он же всех прекрасней в мире!
Признаки его такие:
Чтоб усатый,
И хвостатый,
И ужасно полосатый!
|
Даша
|
Тигра мы сравним и кошку:
Ростом меньше, но немножко.
|
Толя
|
И к тому же ловит мышек –
Не девчонок, не мальчишек!
|
Даша
|
И как тигр усатая.
|
Толя
|
Словно он хвостатая.
|
Даша
|
И такая же как тигр
Жутко полосатая!
|
Толя
|
Спинку гнет она красиво.
|
Даша
|
Как тебе альтернатива?
|
Света
|
Я, друзья, ей только рада!
Тигра мне уже не надо!
|
Все вместе поют песню на мотив «Если с другом вышел в путь…»
|
Если с ТРИЗом вышел в путь,
Если с ТРИЗом вышел в путь,
То легка дорога!
Ты подумаешь чуть-чуть,
Ты подумаешь чуть-чуть,
И решений много!
Что вопрос нам любой,
Что противоречий рой,
За ИКР мы смело в бой!
Что вопрос нам любой,
Что противоречий рой,
За ИКР мы смело в бой!
|
Ссылки на источники
- Горев П. М., Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Летнее путешествие с Совенком: учебно-методическое пособие. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. – 174 с.
- Ладыженская Т. А. Живое слово. – Москва, 1986.
- Горев П. М., Утёмов В. В. Учимся вместе с Совенком: эвристические методы мышления и активизации творчества: Учебное пособие. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2012. – 112 с.
- Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1. -ART 53572. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm