Войти / Зарегистрироваться

Упражнения, применяемые для развития творческого воображения на уроках музыки

Получить свидетельство
Автор: Морохай Ала Васильевна

Воображение – это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человечество не обладало фантазией, оно лишилось бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать – лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особом развитии. А развивается она особенно интенсивно в детском возрасте. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека снижаются возможности творческого мышления.
Изменения, произошедшие в системе образования с внедрением Федеральных Государственных стандартов второго поколения, привели к переосмыслению методов и приемов обучения в общеобразовательной школе. Перед учителями и преподавателями абсолютно всех учебных дисциплин ставятся непростые задачи, так как наша роль – помочь овладеть учащимся познавательными, регулятивными, коммуникативными и т.д. навыками, которые им действительно пригодятся в жизни. Для того, чтобы полученные учениками знания, применялись не только в учебных ситуациях, важное значение имеет развитие творческого воображения и мышления.
В методике развития творческого мышления и творческих способностей учащихся существуют методы и приемы активизации творческого воображения и фантазии, преодоления психологической инерции мышления и познавательно – психологических барьеров, а также приемы генерирования творческих идей и повышения эффективности решения творческих задач.
Содержание методики можно разбить на два класса:
Приемы и методы первого класса в основном используются для развития компонентов творческого воображения и мышления: гибкости, оригинальности, переключаемости внимания, памяти и др.
Методы второго класса позволяют получать фантастические идеи путем целенаправленного преобразования исходной ситуации [1–3].
Приведенные ниже упражнения можно применить на уроке музыки для развития творческого воображения, мышления и фантазии.
Упражнение 1. Составить осмысленное предложение, включающее в себя 3 заданных слова.
Пример:
  1. Слова: музыка, литература, композитор (Композитор сочиняет музыку на основе литературного произведения);
  2. Слова: Глинка, романс, Италия (Путешествуя по Италии, Глинка написал романс «Венецианская ночь»);
  3. Слова: сюита, Бах, танец (И.С. Бах написал много сюит, состоящих из старинных танцев).
Упражнение 2. Синквейн. Детям дается слово, к которому нужно подобрать два прилагательных, три глагола, четыре связных слова и в конце одно обобщающее слово. Слова не должны повторяться, также нельзя использовать однокоренные слова.
Пример:
а) Моцарт – солнечный, праздничный – сочиняет, творит, вдохновляет – мы любим его музыку – классик;
б) оркестр – симфонический, камерный – играет, гастролирует, выступает – четыре группы музыкальных инструментов – коллектив;
в) квартет – вокальный, инструментальный – импровизирует, гастролирует, музицирует – Иван Крылов написал басню – ансамбль;
г) барокко – причудливый, вычурный – увлекает, вдохновляет, завораживает – перламутровая жемчужина неправильной формы – стиль.
Упражнение 3. На исключение лишнего элемента (звена) объекта. Выберите три-четыре любых объекта, характеристики которых в чем-то сходны. Это сходство может быть выражено чем угодно: функциями этих объектов, отдельными признаками и др. Найдите как можно больше общих признаков, объединяющих эти объекты. Чем больше общих признаков, тем больше связей между ними. Выявите из трех-четырех исходных объектов два, имеющие наибольшее число общих или объединяющих признаков (связей). Остальные объекты лишние, они должны быть исключены. Целью упражнения является нахождение как можно большего количества вариантов, объединяющих сходные объекты и исключающих «лишний» объект [1].
Пример: Даны четыре картинки с изображением музыкальных инструментов (рисунок 1):1. Труба; 2. Тромбон; 3. Валторна; 4. скрипка. Какая картинка лишняя? На всех четырех картинках изображены музыкальные инструменты. Лишняя – картинка со скрипкой, потому что она одна относится к струнно-смычковой группе инструментов, а остальные инструменты на картинках из медно-духовой группы.
Рис. 1. 1 – Труба; 2 – Тромбон; 3 – Валторна; 4 – Скрипка.
Упражнение 4. Задача. В симфоническом оркестре есть духовые инструменты: кларнет, флейта, туба, труба.(рисунок 2). Реши задачу и выбери правильную картинку.
Кот Василий не играет ни на кларнете, ни на тубе. И кот Мурзик не умеет играть на кларнете. Бурундучок Хома не умеет играть на флейте, на которой играет мышонок Фома. На каком инструменте играет бурундучок Хома?
Рис. 2. 1 – Кларнет; 2 – Флейта; 3 – Туба; 4 – Труба.
Упражнение 5. Ассоциативный ряд. В старших классах я использую этот прием следующим образом: после прослушивания и анализа музыкального произведения ученики должны по цепочке, не повторяя друг друга, назвать ассоциативные слова, относящиеся к произведению, и к уже названным словам. Все варианты ответов фиксируются ребенком в рабочей тетради. Опираясь на перечисленные понятия, предлагается написать мини-сочинение.
Пример: Патетическая соната Бетховена – трагическая – драматическая – взволнованная – бурная – стремительная – увлекающая – героическая – победа – ликование...
Упражнение 6. Определи звучащий инструмент.
Заранее раздаются карточки с изображениями музыкальных инструментов. При прослушивании пьесы, ребята определяют звучащий инструмент и поднимают карточку с его изображением.
Упражнение 7. Найди карточку соответствующую музыкальному образу. Заранее раздаются карточки с изображениями. Например: музыка весёлая – «солнышко улыбается», музыка грустная – «солнышко грустит»). При прослушивании ребята поднимают нужную карточку.
Упражнение 8. Создание звуковых картин
Пример: звуковая картина «В зимнем лесу»
Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки, листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон. Детей можно разделить на группы, каждая группа выполняет свою зарисовку.
«Идём по снегу» – дети равномерно хрустят целлофаном.
«Бежим» – хрустят в быстром темпе.
«Остановились, прислушались» – пауза.
«Завыл ветер» – голосом изобразить вой ветра.
«Зашумели ветви деревьев» – дети шуршат листами бумаги.
«Сосульки» – звучит треугольник или металлофон.
«Дятел стучит» – карандашами по столу.
Упражнение 9. Пластическая импровизация. Происходит гармоничное развитие творческих способностей детей через синтез музыкального и сценического искусства. Так в симфонической сказке "Петя и волк” С. Прокофьева учащиеся не только анализируют тембры музыкальных инструментов, но и в пластической импровизации передают образ каждого героя: кошки, птички, утки, волка, дедушки и охотников. Осуществляется формирование эстетического отношения к музыкально-звуковой действительности: музыкальный звук – музыкальный образ – способ его воплощения.
Упражнение 10. Вокальная импровизация. В ходе создания импровизации каждый ученик ощущает себя творцом, композитором, где его и только его ощущения найдут воплощение в музыкальных созвучиях. Учащимся предлагается придумать мелодии на заданный текст и вокально исполнить их. Как правило, это небольшие четверостишия.
Упражнение 11. Сочинение-миниатюра. Перед слушанием учащимся ставится творческая проблемная ситуация, в которой школьники должны выступить в роли драматурга и придумать свою историю, которую, на их взгляд, поведала им музыка. Так, начиная с 5 класса, учащиеся на уроках музыки могут писать сочинения-миниатюры на заданное музыкальное произведение. Также можно сочинять сказки и рассказы.
Упражнение 12. «Перевод на язык другого вида искусства». Можно предложить несколько творческих заданий, основанных на этом приеме – после прослушивания и анализа музыкального произведения «перевести» его на язык красок или движения. Требования к старшеклассникам относительно этого приема усложняются как количественно, т.к. они слушают более крупные музыкальные произведения, с более сложной формой их построения, так и качественно. Ученикам предлагается сочинить историю, рассказ или стихотворение в письменной форме, выразить в цвете (абстрактно) образный строй каждой из частей или с помощью пантомимы изобразить содержание данного музыкального произведения.
 
Ссылки на источники
  1. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. - Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. - 212 с
  2. Утёмов В. В. Технология формирования креативного мышления на основе задач открытого типа // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2011. - № 3. - С. 51-57
  3. Горев П. М., Утёмов В. В. Тренинг креативного мышления: краткий курс научного творчества. - Saarbrucken: AV Akademikerverlag, 2012. - 88 с.
Morohai Ala.
The music teacher, the teacher of additional education of the Federal state educational institution" secondary school № 162" , Khabarovsk – 47
morohai73@mail.ru
Exercises used for the development of creative imagination for music lessons
Abstract. The article discusses exercises that promote the development of creative imagination and imagination that can be used for music lessons.
Keywords: school, music, promotion of creative imagination, fantasy

Похожие публикации