Войти / Зарегистрироваться

Приемы активизации творческого воображения младших школьников

Получить свидетельство
Автор: Уварова Лена Петровна

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС), предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики. Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося призвано обеспечить рост творческого потенциала, познавательных мотивов [1].
Одним из важнейших результатов начального образования должно стать освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, умение определять наиболее эффективные способы достижения результата [1].
Таким образом, современное общество требует от школы конкурентоспособной, творческой личности, умеющей мыслить самостоятельно, решать нестандартные, творческие задачи. В свете новых требований одной из актуальных проблем начального обучения, требующей решения, является развитие творческого мышления и творческих способностей младших школьников.
 
Многоуровневая система непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей с активным использованием теории решения изобретательских задач (НФТМ-ТРИЗ), разработанная М.М.Зиновкиной [2], имеет своей конечной целью развитие творческой личности. Согласно этой системе на этапе начальной школы основным направление является развитие воображения и фантазии и пропедевтика ТРИЗ.
Выделяют следующие приемы фантазирования:
  • оживление
  • наоборот
  • ускорение–замедление
  • динамизация–статистика
  • универсализация–ограничение
  • дробление–объединение
  • квантовость–непрерывность
  • внесение–вынесение
  • смещение во времени
  • изменение внешних связей
  • изменение законов природы
Согласно системе многоуровневого непрерывного креативного образования, в начальной школе применяются методы и приемы, направленные на развитие воссоздающего и творческого воображения и фантазии, а также применяются методы мотивации (методы, направленные на подъем интереса к учению и обучению), методы на развитие творческих способностей и качеств творческой личности, в частности, обеспечивающих потребность в саморазвитии [3].
В данной статье мы рассмотрим некоторые приемы фантазирования, которые могут применяться как на креативных уроках, так и на внеклассных занятиях.
Прием «Оживление». Приём фантазирования «Оживление» предназначен для наделения объекта человеческими свойствами, качествами животных, что ведёт к созданию нестандартного художественного образа [4].
Упражнение. Работа в группах. Каждой группе дается название предмета. Нужно от лица этих предметов, «прочитав их мысли», ответить на вопросы: Что я люблю? С кем я дружу? Чего я не люблю? Чего я боюсь? О чём я мечтаю? При подведении итогов группа читает ответы на вопросы, а класс должен догадаться, от имени какого предмета ведётся рассказ.
Приём фантазирования «Дробление-объединение». Назначение приёма – показать многогранность, мозаичность художественного образа [4].
Упражнение. Игра «Салат из сказок». Одним из способов сочинения сказок является разрезание разных сказок на части и их перемешивание. Получиться может приблизительно следующее: «Катится Колобок, а навстречу ему – Емеля с Иваном-дураком. Колобок и говорит: «Идёмте вместе к Бабушке, там нас Волк ждёт-не-дождётся. Вместе скатерть-невидимку возьмём и полетим к Старику Хоттабычу»»… И т. д.
Известный комбинаторный приём фантазирования описал Джанни Родари, дав ему название – бином фантазии [5].
Прием «Бином фантазии».
Предмет должен состоять из двух разных элементов. Биномом фантазии часто пользовались сказочники. Они придумывали героев, со­стоящих из двух различных элементов. Одним из таких писате­лей был Джанни Родари.
Упражнение в соединении двух слов в фантастическое целое. Даются два, не связанных между собой слова. Например, «лошадь» и «диван». Составляются различные словосочетания: лошадь в диване, диван на лошади, лошадь в диване, диван лошади, диван из лошади, лошадь из дивана и т. д.
Упражнение в придумывании конкретной ситуации.
Диван лошади. У лошади есть свой диван в конюшне. Она спит на нем, отдыхает, возможно, смотрит телевизор.
Лошадь из дивана. Диван превратился в лошадь. Лошадь была в цветочек, потому что обивка у дивана была в цветочек. Ножки у дивана были изогнутые, в виде львиных лап. Поэтому ноги лошади тоже были изогнутые, а вместо копыт – львиные лапы.
Прием «Снежный ком».
Упражнение. При фантазировании можно использовать «прием снежного кома». Для этого достаточно взять любое существительное и любой глагол. Например: «кошка чирикает». И поставить к ним вопрос: «Что было бы, если бы ...?» В данном случае: «Что было бы, если бы кошка чирикала?» Возможные ответы: если бы кошка чирикала, то воробьи считали бы ее воробьем, другие кошки ее не понимали бы, когда ей начнут чесать за ушком, будет очень шумно и т. д. Целью является составление цепочки высказываний, исходящих одно из дру­гого, используя фантастическую идею.
Рассмотрим креативное занятие, на котором изучаются и используются приемы фантазирования
Занятие «Фантазируем вместе!»
Я валяюсь на траве,
Сто фантазий в голове.
Помечтай со мною вместе –
Будет их не сто, а двести!
(Ю. Мориц)
Блок 1 (мотивация) представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность.
Царь-Пушку знаете? А Царь-Колокол? Конечно, знаете! А Царь-Фонарь? Одним из интереснейших памятников русского декоративно-прикладного искусства является Царь-фонарь, выполненный из золоченой меди и слюды в XVII в. Фонарь этот, высотой более двух метров и весом в десять пудов (160 килограммов), несли обычно перед крестным ходом на Пасху восемь человек. А находится он в Суздальском Кремле, в Богородице-Рождественском соборе
 Рис.2. Царь-фонарь. XVII в.

Блок 2
(содержательная часть) содержат программный материал учебного курса и обеспечивают формирование системного мышления и развитие творческих способностей.
Словарная работа
- Фонарь – греческое по происхождению слово. В русском языке известно с XIV в. Значение данного слова – «осветительный прибор, как правило, в виде стеклянного шара».
Слово фонарь – словарное, поэтому правописание надо запомнить. Подберите несколько однокоренных слов к слову фонарь и запишите их (фонарик, фонарщик, фонарный, фонарище и т. д).
- Какие суффиксы использовали? (-ик-, -щик-, -н-, -ищ-)
- Объясните значения этих суффиксов (уменьшительно-ласкательный, принадлежность к профессии, суффикс прилагательного, увеличительный).
Далее происходит знакомство с понятием «фантазия»
- Представьте предметы с помощью вашего воображения. (Учитель произносит: «Круглый предмет»).
- Что вы представили? (Ученики называ­ют круглые предметы (мяч, шар, голова, фонарь...)
- Вы назвали предметы по своему воображению, предметы, которые вы знаете.
- Кто из вас может представить предмет, который вы никогда не видели?
- Способность человека представлять предмет, явление, не существующее в действительности, – это фантазия. Значит, вы сейчас фантазировали.
- На что похож фонарь?
- На что похожа буква Ж?
- Придумайте и нарисуйте предмет, которого не существует (например, похож на фонарь и букву Ж).
- Все, что нас окружает, создано природой и фантазией че­ловека.
- Назовите волшебные предметы из сказок. (Ковер-самолет, сапоги-скороходы, волшебное зеркало и т. д.)
- Какие предметы созданы по их подобию?
- Были такие предметы на самом деле?
- Их придумал человек. Человек мечтал высоко летать, да­леко видеть, быстро передвигаться. Человеческая фантазия создала эти воображаемые предметы, а затем фантазия воплотилась в реальности.
- Как вы думаете, есть ли правила для фантазии? Оказывается есть! Суще­ствуют специальные показатели фантазии[6]. Это – новизна и убе­дительность. Новизна – что-то новое в чем-либо. Убедительность – умение заставить поверить во что-нибудь.
Задание 1 (подготовительное). Маленькая девочка поливала цветы в саду и придумывала им названия. Она говорила:
- Вот еще один цветонок! А вот его брат цветоночек. Это мама – цветиха. А это ее сынок – крошечный цветончик. (По И. Голуб)
- Как вы думаете, можно сказать, что девочка фантазировала? (Сравниваем с показателями – в чем новизна, есть ли убедительность)
- Новизна. От слова, обозначающего неодушевленный предмет, девочка с помощью суффиксов придумала слова, со значениями живых существ (-онок-, с его помощью образуются существительные, обозначающие детёнышей животных- зайчонок; -чик- уменьшительно-ласкательный суффикс, например зайчик, -их- обозначает существа женского пола, например зайчиха, ежиха, повариха). С помощью суффиксов она «оживила» предмет.
- Убедительность. Девочка придумала слова для себя и не пытается кого-то убедить в их реальности. Но для нее эти слова реальны.
Задание 2 (тренировочное). Придумать предмет, явление, которых в при­роде не существует, и о которых человек не слышал.
Вспомните суффиксы, которые помогли девочке придумать новые слова. А теперь добавьте эти суффиксы к корню слова «фонарь». Что получилось? (Предметы как будто ожили – фонарёнок, фонарчонок, фонарчик, фонариха).
- Можете вы их представить?
Задание 3 (творческое). В зависимости от количества учащихся, подготовленности класса, психологического фона возможны два варианта.
1-й вариант. Работа в группе. Придумайте и запишите маленькую сказку с этими персонажами.
2-й вариант. Коллективная работа. Все дети садятся в круг. Ведущий произносит первое предложение; «Жил-был Фонарь». По часовой стрелке второй.ребенок называет свое предложение, продолжая ведущего, третий – третье и т. п. В итоге должен получиться общая коллективная сказка про семью фонариков.
Блок 3. На данном занятии психологическая разгрузка реализуется через систему групповых эмоциональных игр, театрализацию и др.
Игра «Тень». Эта игра развивает наблюдательность, память, внутреннюю свободу и раскованность [7].
Звучит фонограмма спокойной музыки. Из группы детей выбираются два ребенка. Остальные – «зрители». Один ребенок – «путник», другой – его «тень». «Путник» идет через поле, а за ним, на два-три шага сзади, идет вто­рой ребенок, его «тень». Последний старается точь-в-точь скопировать движения «путника». Желательно стимулировать «путника» к выполнению разных движе­ний: «сорвать цветок», «присесть», «поскакать на одной ноге», «остано­виться и посмотреть из-под руки» и т. д.
Игра «Зеркала» способствует развитию наблюдательности и коммуникативных способно­стей [7].
Из группы детей выбирается один водящий. Пред­ставляется, что он пришел в магазин, где много зеркал. Водящий встает в центр, а дети – полукругом вокруг него (ведущий и учитель может быть одним из играющих). Водящий показывает движение, а «зеркала» тотчас же повторили это движение, и т. д.
Блок 4 (головоломка) представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощенных в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея.
Изображенная на рисунке фигура вырезана из одного листа бумаги. Отогнутый «флажок» можно двигать. Он также является частью листа, а не был отрезан и затем вклеен. Размер «флажка» точно соответствует размеру двух вырезанных частей листа. Как же сде­лана эта бумажная головоломка? [8]
 Рис.3. Бумажная головоломка
Блок 5 (интеллектуальная разминка) представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, логического мышления и творческих способностей учащихся. Творческие задания не требуют специальных знаний, а только размышления, смекалки, принятия самостоятельных решений.
Задание 1. Смысл один
Переставьте прямоугольники с буква­ми таким образом, чтобы слева по верти­кали можно было прочитать русскую по­словицу.
Если вы правильно выполните усло­вие, то справа прочтете такую же по смыслу грузинскую пословицу.

ЛА

ЕН

ЕШ

ГН

ШИ

ВС

КЕ

ЯН

ВМ

ЕО

НЕ

ЕС

УТ

КР

ШЬ

ШЬ

АИ

ОЕ

(Ответ: Шила в мешке не утаишь. В сене огня не скроешь.)
В данном блоке возможно использование заданий на решение противоречий.
Задание 2. Один человек взял у соседа кастрюлю. Через несколько дней он вернул кастрюлю, но положил в нее маленькую миску.
Откуда миска? – спросил сосед.
Кастрюля ее родила, – ответил человек. – Поздравляю тебя с прибылью.
Сосед обрадовался, и когда человек снова попросил кастрю­лю, дал ее с удовольствием. Прошло много дней, но человек не нес кастрюлю. Сосед сам за ней пошел к человеку.
- Что сказал ему человек? (Она умерла)
Задание 3. Расшифруйте пословицы
Невежество хуже бедности. Дурак и с деньгами беден. Брань что туча в ясном небе. Громче стоишь, ближе будешь. Врозь свободно, а вместе весело. Черные ножки свое безделье ненавидят. (Ум лучше богатства. Умный и без денег богат. Доброе слово, что солнышко в ненастье. Тише едешь, дальше будешь. Вместе тесно, а врозь скучно. Белые ручки чужой труд любят.)
Блок 6 (содержательная часть) Знакомство с приемами фантазирования.
- Назовите вторую букву английского алфавита. (Би.) «Би» – это два. Значит, в слове «бином» присутствует чис­ло два. Предмет-бином должен состоять из двух разных элементов. Приведите примеры таких предметов. (Карандаш с ластиком, комбинезон, бинокль, лыжи на роликах).
- Прием фантазирования, когда соединятся два разных предмета, называется бином фантазии. Биномом фантазии часто пользовались сказочники. Они придумывали героев, состоящих из двух различных элементов. Одним из таких писателей был Джанни Родари. Вам хорошо знакомы герои мультфильма «Смешарики». Биномом каких предметов они являются? (шар+животное).
Упражнение в соединении двух слов в фантастическое целое.
- Соедините в одном предложении слова «дом» и «крыша». Предложение должно содержать фантастическую идею. (Дом на крыше, крыша без дома, крыша под домом).
- Кто из авторов воспользовался одним из этих биномов? (А. Линдгрен: У Карлсона дом на крыше, спрятался за трубой).
- Назовите сказочных героев, которые произошли от какого-то неживого предмета. (Колобок – тесто, Снегурочка – снег, Чиполлино – лук.)
Сказочники создали этих героев, используя прием оживления. А мы с вами пользовались этим приемом? (Да, когда сочиняли сказку про семью фонарей).
Игра «Угадай-ка». Группа задумывают сказочных персонажей, созданных с помощью приемов «бином фантазии» и «оживление». Другая группа при помощи наводящих вопросов должна отгадать героя.
Блок 7 (компьютерная интеллектуальная поддержка – КИП) обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющихся компьютерных игр-головоломок, адаптированных к возрасту учащихся, обеспечивает переход из внешнего плана действий во внутренний план.
Для КИП я использую диски «Уроки Кирилла и Мефодия. Начальная школа». В них в игровой форме представлены интерактивные задания, интерактивные тренажеры по предметам русский язык, математика, окружающий мир.
 Рис. 4 Уроки КиМ. Лингвистические игры и задачи. Ребусы
Лингвистическая задача. Задание на развитие логического мышления, внимания, наблюдательности
 Рис. 5 Уроки КиМ. Лингвистические игры и задачи

Блок 8 (резюме) обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока.
Продолжите предложение:
- Мне понравилось……
- Мне не понравилось…..
- Я узнал…
- Я научился…
- У меня хорошо получилось…
- Мы смогли…
 
Ссылки на источники
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 [дата обращения 25.03.2014]
  2. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1. – ART 53572. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X. [дата обращения 20.03.2014]
  3. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. – 2012. – №9 (Сентябрь). – ART 12116. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12116.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X. [дата обращения 20.03.2014]
  4. Флореску Р. Изобразительное изобретение по правилам? Лаборатория образовательных технологий «Образование для Новой Эры», 2002-2014. URL: http://www.trizway.com/art/book/108_3.html [дата обращения 25.03.2014]
  5. Джанни Родари, Грамматика фантазии, М., «Прогресс», 1990 г., с. 25-26. URL: http://vikent.ru/enc/2766/[дата обращения 20.03.2014]
  6. Абъятанова Л. А., Иванова Т. А. Развитие мышления и познавательных способностей младших школьников. Волгоград: Учитель, 2011 – 87 с.
  7. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., Новая школа, 1993. – 144 с.
  8. Таунсед Ч. Б. Самые трудные головоломки из старинных журналов М., АСТ-ПРЕСС, 1998. – 96с.
 
Lena Uvarova,
teacher of primary school, of the municipal budget educational institution «Sangar gymnasium», Sangar, Republic of Sakha (Yakutia).
sangcit@mail.ru
Metods of development of imagination of primary schools pupils
Abstract. The author of the article tells about methods of development of imagination of primary school’s pupils. The author also describes some ways of stirring up of child’s imagination and some creative activities.
Key words: primary school, the methods development of imagination, binomial of imagination, «snowball».
 
 

Похожие публикации