Современная система образования ориентируется на подготовку молодого поколения к реальной жизни. Для того чтобы стать востребованным на рынке труда, выпускнику школы, ВУЗа необходимо обладать творческими способностями, самостоятельностью и оригинальностью мышления, уметь самостоятельно получать и анализировать знания в ходе творческой деятельности.
Такому всестороннему развитию ребенка способствует учебное учреждение – в первую очередь общеобразовательная школа, где организуются не только классные занятия, но и осуществляется внеклассная деятельность учащихся в различных формах (кружки, научные общества и т. д.). Такая система образования обеспечивает не только получение обширных знаний, но и способствует достижению более высокого творческого уровня развития мышления.
Задача педагога – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности. Во многих случаях результаты впечатляющие, так как работы в наших условиях выполняют в основном обычные дети, и притом все. Я считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.
«Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие». (А. Холодная и др.).
Развитие человека есть развитие его способностей (С. Л. Рубинштейн).
Наследуются не способности, а возможности их развития – задатки (Л.С. Выготский).
Способности и интересы формируются и проявляются лишь в деятельности (А. Н. Леонтьев).
Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества, творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа.
Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они как алмазы, встречаются редко…
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка – это первые толчки к развитию творческих способностей.
Это можно объяснить тем, какое количество связей «задействовано» между клетками мозга. Каждый ребенок имеет при рождении богатейшую волокнистую сеть, соединяющую клетки мозга, но это только потенциальные, возможные связи. Реальными, действующими они становятся только тогда, когда запускаются в ход определенные нервные структуры, когда начинают функционировать те или иные способности и по «линиям связи» начинают проходить биотоки. И чем моложе ребенок, тем образование связей проходит легче, а с возрастом все труднее и труднее.
Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учат ребенка разговаривать. Никто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с ним. С ним просто говорят – со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает, кажется ничего. Проходит пять, десять месяцев, наступает момент – произнесено первое слово!
Условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены заранее, они опережали развитие речи, непрерывно стимулировали ее, и созревание соответствующих отделов мозга шло успешно.
А что если и в развитии других способностей поступить подобным образом: насколько это, возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться? Именно в этом и состоит важное условие эффективного развития творческих способностей.
Способностями называют качества личности, которые обеспечивают успешность и продуктивность той или иной деятельности. По существу, каждой потребности соответствуют свои способности. Знание человеком своих способностей, наличие определённого положительного опыта их использования также во многом определяют его выбор поведения и жизнедеятельности [1].
Творческие способности – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом, как средство проверки и развития способностей. Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к знанию, к приложению усилий. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах. В отечественной педагогике творчество и творческие способности рассматриваются более широко и гибко. Только творческое мышление не отражает всех аспектов творческой направленности личности. В творчестве не менее важно и восприятие, и воображение, тем более – фантазия. Первые попытки понять закономерности творческого мышления были предприняты выдающимися учеными – философами древности Архимедом, Гераклитом, а позднее Д. Беконом, Р. Декартом и др. Они установили, что творчеством способны заниматься специально подготовленные для такого рода деятельности личности, обладающие творческим воображением и способностью к аналитическому мышлению. Часто они трактовали специальную подготовку (обученность техническому творчеству) как «божий дар» (одаренность) и приписывали эту одаренность очень ограниченному, часто весьма состоятельному кругу лиц.
Современные представления о творческих людях базируется не только на их врожденной способности все замечать и все изменять вокруг, но и на профессиональном мастерстве или всестороннем знании, т.е. процесс обучения профессиональному мастерству является одним из важных факторов в дальнейшей творческой деятельности. Известно, что невозможно сделать более или менее важное изобретение в какой-либо области деятельности, если нет хорошего и профессионального представления об этой деятельности. Правда, бывают и редкие исключения, но именно они и доказывают, что это представление можно принять как закономерность [2].
Достаточно трудно определить в какой момент времени мы начинаем мыслить творчески. Мышление представляет собой процессы познания человеком объектов и явлений окружающего мира и их связей, решения жизненно важных задач, поиска неизвестного, предвидения будущего. Мышление – это процесс работы сознания, переработки мозгом хранящихся в нём знаний, поступающей информации и получения результатов: управленческих решений, продуктов творчества, новых знаний [1]. Психологи различают два типа мышления: конвергентное (закрытое, нетворческое) и дивергентное (открытое, творческое). Тип личности с преобладанием конвергентного мышления называют «интеллектуальным», дивергентного – «креативным». Интеллектуал готов решать задачи, даже весьма сложные, но уже кем-то до него поставленные и имеющие известные технологии решения, – так называемые «закрытые задачи». Креатив же способен сам видеть и ставить задачи, стремится выйти за рамки узко поставленного условия. Главная особенность креативного мышления заключается в отказе от опыта репродуктивного мышления и действий, поскольку любое действие по аналогии будет соответствовать только той ситуации, в которой оно раньше применялось. Применение репродуктивного действия или действия по аналогии всегда будет ниже по результатам и может не принести желаемого успеха. Известно множество статей о том, что попав в традиционную школу, ребёнок на многие годы освобождается от тренировки креативной мыследеятельности, поскольку такая школа основана на развитии репродуктивного мышления. Ему нужно запоминать уложенные в учебнике сведения и уметь воспроизводить эти знания по первому требованию учителя. Это репродуктивное воспроизводство знаний. Однако в жизни, в любой творческой профессиональной деятельности самым ценным является опыт креативного мышления.
Сравнивая интеллектуальную активность ребёнка на традиционном уроке и на уроке с элементами ТРИЗ (это всегда продуктивное обучение) наблюдается большая разница. На традиционных уроках ребёнок интеллектуально активен тогда, когда он напрямую работает в проблемной ситуации с учителем. В сумме это не более 2-х часов в неделю. В остальное время ребёнок пассивно воспринимает происходящее на уроке. Учитель, работая с классом, не может уделять много времени каждому учащемуся. При продуктивном обучении учащиеся работают творчески самостоятельно, индивидуально или в паре. Такая работа занимает 2–3 часа в учебный день. Естественно, что при такой нагрузке на интеллектуальные процессы креативность постоянно тренируется. Переход с репродуктивного обучения в школе на продуктивное – первый и важнейший путь формирования креативной мыследеятельности.
Главная цель ТРИЗ в школе состоит в целенаправленном развитии творческого системного мышления, направленного на преобразование действительности. Дети, с которыми занимаются ТРИЗ, очень быстро привыкают… думать.
В основе ТРИЗ-педагогики лежат:
- методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ – развитие творческого воображения);
- методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ) – общая теория сильного мышления);
- воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ)
В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Однако при «тризовском» обучении перед учащимися не только ставятся проблемы, но предлагаются инструменты для их решения, что помогает достижению успешности в решении проблемных задач.
Главным при обучении является направленность и управляемость творческих процессов, в качестве методов используются как неалгоритмические методы активизации воображения, так и алгоритмизированные приемы фантазирования, разработанные в ТРИЗ. К неалгоритмическим методам активизации воображения относятся метод мозгового штурма, морфологический анализ, метод фокальных объектов, синектика.
Наиболее известным и широко применяемым методом генерирования новых идей является метод «мозгового штурма» – («мозговой атаки»), предложенный американским инженером А. Осборном [1, 2].
Это и сейчас один из наиболее распространённых методов активизации творческого мышления при коллективном поиске новых идей.
Мозговой штурм представляет собой метод поиска и получения новых идей в творческом сотрудничестве отдельных членов организованной группы. Название связано с тем, что группа как единый мозг штурмует творческое решение рассматриваемых проблем. Работа идёт в несколько этапов: подготовка, проведение штурма, оценка и отбор идей, проработка и развитие наиболее ценных идей. На этапе подготовки чётко формулируется и записывается (в общих понятиях) задача. В подготовку входит также подбор фактического материала: аналогов; объекта, данных о принципах действия, различного рода ограничениях.
Суть мозгового штурма – совместный поиск вариантов решения проблем преимущественно на основе интуиции с последующей экспертизой идей, при этом поощряются неожиданные и фантастические предложения. Метод позволяет избежать инерционной направленности поиска, активизирует ассоциативные способности человека. Известен ряд модификаций мозгового штурма: групповое решение задач, конференция идей, массовая мозговая атака и т. д., отличительной особенностью которых является отделение процесса генерации идей от их критики и оценки [3].
В результате обучения методом мозгового штурма у школьников появляется желание обсудить какую-либо идею с другими, в речи активно используются высказывания типа: «Давайте подумаем вместе…», «А как сделать, чтобы…», «Что произойдет, если…»
- Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть?
- Как можно определить время, если нет часов?
- Как измерить высоту пещеры, до потолка которой не доходит свет фонарика, а вскарабкаться по стене невозможно.
- Надо вычистить изнутри извилистую трубу. Как быть?
- Придумайте новое невиданное природное явление. Как помочь себе фантазировать?
- Существует опасность столкновения Земли с крупным астероидом. Предложите систему мер для решения этой проблемы.
При этом дети приучаются выслушивать различные варианты ответов, конструктивно обсуждать возникающие проблемы; выдвигать множество разнообразных идей, оценивать идеи с различных точек зрения и выбирать наиболее продуктивные. Генерирование идей происходит хаотично, наугад, что не позволяет последовательно рассмотреть имеющиеся предложения.
Метод «контрольных вопросов». Философ Сократ так искусно задавал вопросы собеседнику, что тот, отвечая на них, сам приходил к наиболее рациональному решению задачи. Суть метода состоит именно в этом умении ставить вопросы на интересующую нас тему. Загадка «да-нетка» по сюжету литературных произведений, каких- либо природных явлений, признаков представляет собой описание ситуации как можно в более общем виде, среди которых нужно выбрать загаданный. Задумывается какое-то понятие: предмет, персонаж, явление. Ребята задают друг другу вопросы, на которые отвечают, используя только слова «да» или «нет». Если вопрос задан некорректно, т.е. не позволяет дать ответ «да» или «нет», то вправе отказаться от ответа [4].
Придумать рассказ (сказку) по вопросам. Игра идет в парах: один задаёт вопросы, а другой отвечает, записывая ответы, а затем наоборот [5].
- Кто это был?
- Как выглядел?
- Куда пошел?
- Кого встретил?
- Что ему сказал
- Что он ответил им?
- Что ему сделали?
- Какова была его реакция?
- Чем вся история закончилась?
- Какова мораль рассказа (сказки)?
Для систематизации перебора возможных вариантов используется метод морфологического анализа. Применение морфологического анализа позволяет развивать комбинаторные умения, дает возможность получать большое количество вариантов ответа в рамках заданной темы, создает условия для оценки полученных идей. Решение изобретательских задач очень сложное дело, и учеными были разработаны и предложены разные способы их решения. Американец Ч. С. Вайтинг предложил метод фокальных объектов (от слова «фокус» (по аналогии с оптикой)- концентрация внимания на конкретном объекте). Метод позволял решать задачу путем выполнения ряда последовательных шагов [2]. Назначение метода фокальных объектов – преобразование заданного объекта, находящегося в «фокусе» внимания (отсюда и название метода) через установление ассоциативных связей с признаками других объектов («случайными). В результате фантазирования получаются объекты, обладающие необычными свойствами. Обязательным в обучении является анализ практического применения полученных проектов: «А где можно использовать такой объект? Для чего он может понадобиться? Чем новый, усовершенствованный объект лучше прежнего?». Подобный анализ позволяет избегать ситуации «фантазирование ради фантазирования» и приучает учащихся к осмысленности и целенаправленности при создании нового.
В основе метода синектика лежит использование различных аналогий: прямой, личностной (эмпатии), символической, фантастической. При использовании прямой аналогии происходит перенос решения из другой области знаний; применяя эмпатию, человек должен «вжиться» в образ изменяемого объекта и на основе полученных чувственных ассоциаций предложить решение проблемы; в ходе использования символической аналогии изменяемый объект описывается при помощи метафоры, поэтического образа; фантастическая аналогия предполагает изменение объекта в фантастических условиях без реальных ограничений, когда «возможно все».
Обучение при помощи метода синектика предполагает в основном использование личной аналогии, что развивает умение рассматривать объекты и ситуации с различных точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий, воспитывает чувство сопереживания, взаимопонимания, толерантности.
К достоинствам неалгоритмических методов генерирования идей можно отнести доступность в освоении, увеличение количества новых идей, возможность решения несложных задач, что позволяет их использовать при развитии воображения.
Г. С. Альтшуллером разработаны по аналогии с типовыми приемами разрешения противоречий, используемыми в ТРИЗ, типовые приемы фантазирования, обучение которым позволяет выходить на уровень управляемого творческого процесса [1].
Выделяются следующие приемы фантастического преобразования объектов: увеличение – уменьшение, дробление – объединение, динамизация – статика, ускорение – замедление, специализация – универсализация, прием оживление, прием преобразования времени; прием наоборот и др.
Развитие творческого воображения школьников предполагает использование в обучении алгоритмических процедур создания творческих продуктов: сочинение загадок (методика А. А. Нестеренко), составление загадок «да-нетка» по литературным произведениям (методика Т. А. Сидорчук), придумывание рассказа по картинке (методика И. Н. Мурашковской), синтез подвижных игр (методика М. С. Гафитулина, С. В. Сычева).
Алгоритм сочинения загадок А. А. Нестеренко благодаря своей универсальности может использоваться на протяжении всего периода обучения [6].
Во внеклассных мероприятиях часто использую ТРИЗ-технологии:
- Игры на воображение «Антивремя», «Бег ассоциаций», «Юмористическая разминка»
- Тесты на развитие логического, ассоциативного мышления
- Логические задачи – «Задачи Шерлока Холмса», «Подумай и ответь»:
- Куда уходит ночью солнце?
- Почему мы не могли бы жить на Луне без скафандра?
- Как образуется радуга?
В интеллектуальных играх творческая задача – быстро прими решение в нестандартной ситуации. На первое место выходят логические операции, требующие индукции, дедукции, пространственного воображения и т.п.
Познавательные игры дают возможность решать сразу ряд задач обучения и воспитания. Они являются прекрасным средством развития интеллектуальных творческих способностей. Эти игры формируют потребность в расширении кругозора, развивают творческое мышление. К ним относятся почти все познавательные игры – конкурсы «Турнир эрудитов», «Что? Где? Когда?», КВН, конкурсы знатоков, викторины.
Применяя приемы ТРИЗ-технологии можно наблюдать, как дети с большим интересом осваивают предложенные алгоритмы и успешно применяют их в самостоятельной учебной и внеучебной деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности и мотивации учащихся, предоставляет возможность успешной самореализации.
Универсальные творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их начиная с младшего школьного возраста.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
- Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.
- Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.
- Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.
- Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т. д.
- Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
- Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Для развития творческих качеств личности, на мой взгляд, необходимы специальные меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей школьников:
- Введение в образовательную программу школьных учреждений специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей.
- На уроках по рисованию, музыке, трудового обучения давать детям задания творческого характера, вводить использование приемов ТРИЗ-технологии.
- Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.
- Работа с родителями. В тематические разработки родительских собраний включать приемы ТРИЗ-технологии.
Школьники, овладевая приемами ТРИЗ-технологии, обучаются способам организации творческого труда, научатся сочинять загадки, метафоры, сказки, освоят приемы фантазирования, научатся преодолевать психологическую инерцию. У ребят появится стремление к новизне.
Выполняя разнообразные виды деятельности, дети создают собственные творческие продукты. Даже самый слабый ребенок всегда может почувствовать свою значимость, поверит в свои силы, ощутит себя создателем. А «вознаграждением» служит радость от творчества, чувства «Я могу», «Я умею». Использование приемов ТРИЗ способствует мотивации учебной деятельности, росту познавательного интереса, и как следствие, повышает качество знаний учащихся.
Ссылки на источники
- Горев П. М., Утёмов В. В. Научное творчество: Практическое руководство по развитию креативного мышления. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. – 112 с.
- Утёмов В. В. Технология формирования креативного мышления на основе задач открытого типа. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2011. № 3. С. 51-57.
- Горев П. М., Утёмов В. В. Волшебные сны Совёнка: учебно-методическое пособие. – Киров: ВятГГУ, 2012. – 138 с.
- Кукушин, В. С. Педагогические технологии: Учеб. пособие для студ. пед. Специальностей / Под общей редакцией В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2004
- Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей, Москва «АСТ-ПРЕСС», 1999г
- Винокурова Н. Лучшие задачи на сообразительность, Москва «АСТ-ПРЕСС», 1999г
Natalia Lysenkova,
pedagogue-organizer of the Orenburg presidential cadet school in the city of Orenburg
Development of creative (creative) thinking through the use of TRIZ-technology in extracurricular activities
Annotation. The article considers the ways and methods of development of creative thinking in extracurricular activities. The author describes adapted methods of scientific creativity, theory of inventive problem solving.
Key words: creative creative thinking, TRIZ-technology, brainstorming, the method of focal objects, synectics.