Войти / Зарегистрироваться

Развитие творческого мышления на внеурочных занятиях по мировой художественной культуре

Получить свидетельство
Автор: Каратаев Андрей Владимирович

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования диктует необходимость развития личности с широким интеллектуальным потенциалом, способствующим развитию креативности [1]. Одним из направлений программы духовно-нравственного развития личности на ступени основного общего образования является воспитание творческого отношения к учению, труду, жизни; формирование способности к реализации творческого потенциала в различных видах деятельности. Возникает необходимость формировать у детей открытое, творческое мышление.
Психологи различают два типа мышления: конвергентное (закрытое, нетворческое) и дивергентное (открытое, творческое). Тип личности с преобладанием конвергентного мышления называют интеллектуальным, дивергентного – креативным. Интеллектуал готов решать задачи весьма сложные, но уже кем-то до него поставленные и имеющие известные способы решения – закрытые задачи. Креатив же способен сам видеть и ставить задачи, стремится выйти за рамки узкопоставленного условия.
Хотелось бы отметить один важный аспект: под термином «креативность» по­нимается способность особого рода – способность порождать необычные идеи, от­клоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные си­туации. Креативность охватывает определенную совокупность мыслительных и лич­ностных качеств, способствующих творческому проявлению, что подчеркивает воз­можность использования задач открытого типа для оценивания уровня сформиро­ванности креативности [2].
Задачи закрытого типа предусматривают четкую и однозначную трактовку условия проблемы, из которого, зачастую, единственный способ решения напрашивается сам собой. В результате задача имеет, как правило, одно верное решение. Такие задачи не дают возможности ребенку в полной мере проявлять и развивать креативность (рис. 1).
 Рис. 1. Структурная схема задач закрытого типа
 
Теперь рассмотрим задачи открытого типа. Для этого выделим характеристики их основных параметров (рис. 2).
 
Рис. 2. Структурная схема задач открытого типа
 
Задачи открытого типа имеют размытое условие, из которого недостаточно ясно как действовать, что использовать при решении, но понятен требуемый результат. Такие задачи предполагают разнообразие путей решения, которые не являются прямолинейными; двигаясь по ним, попутно приходится преодолевать возникающие препятствия. Вариантов решений много, но нет понятия правильного решения: ре­шение либо применимо к достижению требуемого результата, либо нет [3].
На занятиях по МХК необходимость в решении задач открытого типа особенно важно, так как в истории культуры достаточно много загадок, на которые не дано однозначного ответа (только гипотезы и предположения). Пытливость детского ума, не признающего ограничений (креативное мышление), позволяет задавать нестандартные вопросы и получать ответы, там, где пасует стандартное (конвергентное) мышление. Достаточно вспомнить историю открытия пещеры Ласко четырьмя подростками, решение найти легендарный город Троя четырнадцатилетним Г. Шлиманом…
Для развития креативности используются разнообразные методы, средства, формы и методические приемы. Одним из средств развития креативности учащихся основной школы является теория: технология решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Комплексное изучение и использование инструментов ТРИЗ в обучении в ко­нечном итоге развивает у человека так называемое «тризовское» мышление, суть которого состоит в том, что нацеленность на идеальное решение, выявление и раз­решение противоречий постепенно переходят на подсознательный уровень. Выяв­ление и использование закономерностей развития, системный подход и другие эле­менты становятся неотъемлемой частью мышления, автоматически проявляясь при решении любых возникающих задач [4].
В статье описано внеурочное занятие, направленное на развитие креативного мышления у школьников, рассчитанное на 1 час. Занятие построено по структуре креативного урока системы НФТМ-ТРИЗ М. М. Зиновкиной [5, 6].
1. Мотивация
«Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком» (Д. Дидро).
Система встреч с удивительными предметами, разгадывание способов их создания всё это позволяет обеспечить интерес и продуктивность в поисковой деятельности на внеурочных занятиях МХК.
Пример. Задаем вопрос классу: Зачем древние римляне положили огромные камни посреди проезжей части? Смотрим фото № 1.
 Рис. 3. Фото № 1
 
Не смогли унести? 2.Перегородили, закрыв проезд? Или зачем-то ещё?
Получив ответы, например: да, перегородили, да, не смогли транспортировать… или удобный переход для пешеходов во время дождя (города Римской империи строились в горной местности). Смотрим фото № 2.
 
Рис. 4. Фото № 2
Какая возникает проблема для транспорта? После обсуждения выясняем, что преодолеть преграду могут только повозки определённых габаритов. Выдвигаем предположения, что уже в древних цивилизациях появилась необходимость в стандартах.
Последний вопрос на этом этапе: – Что напоминает расположение этих камней современному человеку? Обычно учащиеся легко отвечают на этот вопрос: разметку «зебра» – пешеходный переход.
2. Содержательная часть содержит программный материал учебного курса и обеспечивают формирование системного мышления и развитие творческих способностей [6].
2.1. С помощью чего египтянам удавалось освещать подземные коридоры пирамид не оставив копоти на стенах? Принимаются любые ответы решающие эту проблему.
2.2. В древних карьерах, близ Асуана, располагается гигантский кусок камня, который был предназначен для создания обелиска. Обелиск не был завершен, вероятно, из-за трещин, которые образовались в каменных карьерах (некоторые считают, что работа по созданию обелиска была прервана насильственно). Огромные размеры этого обелиска впечатляют. Высота обелиска – 42 метра, вес – 1200 тонн. Для более яркого представления высоты обелиска – представьте себе 10-этажное здание. Для транспортировки такого объекта подойдет далеко не каждый кран. Как обелиск собирались транспортировать египтяне – загадка. Фото № 3.
 Рис. 5. Фото № 3
 
- Предложите способ обработки блока со всех сторон, т. к. перевернуть его нет возможности.
- Предложите варианты транспортировки и установки обелиска.
2.3. Как известно, основание пирамиды Хеопса составляет 4,5 га. Однако удивительно, – оно имеет абсолютно ровную горизонтальную поверхность. Как древние египтяне, не имея современных точных приборов и способов выравнивания поверхностей, могли так хорошо выполнить работу? [2]
Полученные ответы обсуждаются и выбираются выполнимые и оригинальные.
3. Психологическая разгрузка
В структуре креативного урока важное место занимает отдых. Общеизвестно, что систематические физические упражнения имеют огромное значение для поддержания работоспособности и здоровья [7]. Учитель предлагает учащимся выполнить упражнение на расслабление мышечных зажимов и концентрацию внимания из системы «Цигун». Упражнение выполняется по схеме на фото № 4.
Встали прямо, ноги вместе левая рука на уровне живота правой описываем круг. Переходим в состояние ясности ума и внутренней гармонии. Вдох носом – рукой описываем круг, выдох ртом – рука идёт вниз. Можно выбрать любое упражнение из урока «Ли Холден утренняя зарядка, 10 мин» перейдя по ссылке [8].
Рис. 6. Фото № 4
 
4. Головоломка
Главной целью головоломки, по мнению М. М. Зиновкиной, является развитие парадоксального мышления, смекалки, преодоление стереотипов мышления, развитие творческого воображения, в том числе пространственного воображения [6]. В качестве головоломки можно предложить решение загадок-картинок – «друдлов». Друдлы (головоломки для развития воображения и креативности) – задачи, в которых требуется домыслить, что изображено на рисунке. Основой друдла могут быть каракули и кляксы.
Друдл – это не законченная картинка, которую нужно додумать или дорисовать. Лучший ответ – тот, который сразу мало кому приходит в голову, но стоит его услышать – и решение кажется очевидным. Особенно ценится оригинальность и юмор.
Любители головоломок – друдлов не ограничиваются одним ответом. Смысл головоломки в том, чтобы подобрать как можно больше версий и интерпретаций. Стоит помнить, что правильного ответа в друдлах нет. Побеждает тот, кто придумает больше интерпретаций или игрок, который придумает наиболее необычный ответ.
Друдлы – головоломка для любого возраста. Начинать игры проще с незамысловатых друдлов, на которых хорошо угадывается знакомый объект. Лучше, если изображение будет иметь минимум деталей. Обратите внимание, что для подстегивания воображения, лучше делать задачки черно-белыми.
Вопрос: Придумайте 7 разных интерпретаций того, что изображено на этом рисунке (первый друдл).
Марина: Лавка, перевёрнутый стол, стена, перевёрнутый турник, два шеста, дверь, 2 светофора, дорога, 2столба, стены.
Иван: Перевернутый стол, клавиши пианино, забор, арка, дверь, лежачий полицейский, лестница.
Рис. 7
 
5. Интеллектуальная разминка представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей учащихся [6].
В качестве интеллектуальной разминки предлагаю включить элементы тренинга на выявление и формулирование противоречий.
5.1. Назови противоположное свойство.
Ребенку называют какое-либо свойство (первую часть пары антонима) и просят назвать противоположное свойство (вторую, противоположную часть пары антонима).
Например:
- Легкий – ?
- Узкий – ?
- Чистый – ?
- Прямой – ?
- Мокрый – ?
- Простой – ?
- Острый – ?
5.2. Назови противоположную функцию (функция – антифункция).
Ребенку называют какую-нибудь функцию или действие, а он должен назвать анти функцию.
Например:
- Создать – уничтожить.
- Усилить – ослабить.
- Удалять – приближать.
- Нагревать – охлаждать.
- Согнуть – разогнуть.
- Открыть – ?
- Налить – ?
- Поднять – ?
5.3. Герои мифов
Предложите детям назвать героев мифов с противоположными характерами.
Попросите назвать эти характеры.
Например:
-  Геракл – Эврисфей.
-  Тесей – Минотавр.
-  Персей – Горгона-Медуза.
-  Авель – Каин.
-  Давид – Голиаф.
-  Илья Муромец – Соловей Разбойник.
6. Содержательная часть содержит программный материал учебного курса и обеспечивают формирование системного мышления и развитие творческих способностей [6].
На этом этапе занятия можно выполнить упражнение «Снежный ком».
Описание: дополняя друг друга по предложению, дети должны составить логический рассказ по изученному материалу. Это может быть любая тема («Средневековый город», «Прогулка по Риму», «Олимпийские игры» и т. д.). Приём универсален и позволяет охватить большую часть класса.
7. Компьютерная интеллектуальная поддержка обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющихся компьютерных игр-головоломок, адаптированных к возрасту учащихся, обеспечивает переход из внешнего плана действий во внутренний план.
При реализации КИП используются дополнительные возможности, предоставляемые компьютерной средой, в частности мультимедийные эффекты, интерактивное взаимодействие и др. Выполнение заданий в рамках КИП способствует развитию воображения, мышления, внимания, памяти, приобретению навыков по выявлению закономерностей и др. [9]
Для работы на этом этапе занятий можно использовать современные возможности интернет ресурсов. Хороший сайт для виртуальной экскурсии по Кремлю: «Открытие Кремля», в котором встроена функция «Президент России гражданам школьного возраста». Ребёнок может выбрать себе проводника по сайту: Илюшу Муромцева, Добрыню Никитина или Алёнушку Попович. Каждый персонаж наделён личностными качествами. На этом сайте можно не только посетить Кремль, но и узнать об истории России, герба и флага и многое другое [10].
Огромные возможности предоставляет сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» [11]. На сайте можно найти интерактивные карты, 3D макеты архитектурных памятников, фильмы по темам…
8. Рефлексия. Резюме обеспечивает обратную связь и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого занятия.
На стадии рефлексии можно использовать форму ТРИЗ «Синквейн». Этот приём интересен и полезен обучающимся в качестве систематизации сложной информации. Дети в процессе составления «Синквейна» – излагают идеи, чувства и выражают эмоции в нерифмованной стихотворной форме. Во-первых, задается тема «Синквейна» – «Загадки цивилизаций». Во-вторых, объясняются правила написания «Синквейна» и в качестве примера приводятся несколько «Синквейнов». Первая строчка – одно существительное в именительном падеже. Например: загадки. Вторая строка – описывает данное явление, предмет или личность через прилагательные (их должно быть два), Например: сложные, интересные. Третья строка – три глагола, которые рассказывают о содержании учебного материала. Эти слова должны сочетаться с предыдущей строкой и между собой. Например: развивают, увлекают, покоряют. Четвёртая строчка является законченной фразой, выражающей отношение автора к изученному материалу. Поскольку здесь выражаются чувства, то в конце могут стоять такие знаки препинания, как многоточие, восклицательный знак, вопросительный знак. Фраза состоит из четырёх слов, которые могут относиться к любым частям речи. Например: помогают стать человеком мыслящим. В пятой строке подводится итог изучаемой темы. Выражается это в виде одного слова или словосочетания из двух слов, должно быть существительное в именительном падеже. Например: мой выбор. Данный прием способствует развитию логического мышления, тренирует внимание, умение обобщать, формулировать свое мнение.
Как вариант рефлексии учитель просит детей оценить сам урок (интересно – не интересно, понравилось – не понравилось и т. д.), например, с помощью двух специальных карточек-картинок, на которых изображены рожицы – грустная и улыбающаяся. Показывая одну из этих карточек, дети дают оценку уроку, то есть речь идет о качественной и эмоциональной оценке урока. Возможны другие варианты оценки со стороны детей [6].
 
Ссылки на источники
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федер. Закон Рос. Федерации от 17 декабря 2010 г.
  2. Утемов В. В. Диагностика уровня развития креативности учащихся на
    основе систем задач открытого типа // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совенок» и «Прорыв». – Март 2012, ART 1222. – Киров, 2012. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1222.htm.
  3. Утёмов В. В. Учебные задачи открытого типа // Концепт. – 2012. – № 5 (май). – ART 1257. – URL: http://e-koncept.ru/2012/1257.htm
  4. Утёмов В. В. Модель развития креативности учащихся на основе системы задач открытого типа // Концепт. – 2012. – №2 (Февраль). – ART 1210. – URL: http://e-koncept.ru/2012/1210.htm
  5. Зиновкина М. М. НФТМ-ТРИЗ: креативное образование ХХI века. Теория и практика. – М.: МГИУ, 2008. – 306 с.
  6. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. –2012. – № 9. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mnogourovnevoe-nepreryvnoe-kreativnoe-obrazovanie-v-shkole.
  7. Горев П. М., Зиновкина М. М., Утёмов В. В., 2013 г. Теория и методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихся.
  8. Ли Холден утренняя зарядка, 10 мин. – URL: http://www.youtube.com/watch?v=lhgcqy8ZSw4
  9. Утёмов В. В. Развитие инновационного мышления учащихся посредством решения задач открытого типа // Концепт. – 2012. – № 12 (декабрь). – ART 12186. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12186.htm
  10. Открытие Кремля: виртуальная экскурсия. – URL: http://tours.kremlin.ru/#/ru&1_7
  11. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

Похожие публикации