Войти / Зарегистрироваться

Личность и творчество

Получить свидетельство
Автор: Кузьменко Светлана Анатольевна

Необходимость развития личности с широким интеллектуальным потенциалом, способствующим развитию креативности как основы инновационной деятельности, отражена в федеральных и региональных документах, например, в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утверждён-ном приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 г. [1], указах, постановлениях, распоряжениях и иных норматив-но-правовых актах по школьному образованию. Каждый человек рождается с уникальными способностями, определенными склонностями к каким-то видам деятельности и талантам. Творческий потенциал личности есть в каждом, но не все стремятся на протяжении всей жизни его развивать. Творческое начало рождает в сознании человека воображение, фантазию. Это начало есть не что иное, как стремление всегда развиваться, идти вперед, достигать совершенства. Развитие творческого потенциала личности способно привести к гиперактивности человеческого мозга, преобладания бессознательного над сознанием и вследствие сочетания креативности и интеллекта способно породить гениальность в человеке. Творчество по природе своей, основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке – это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия [2].
Сегодня образование определяется как процесс и результат становления личности человека. Профессиональное становление охватывает значительную часть онтогенеза человека – с начала формирования профессиональных намерений (14–17 лет) до завершения профессиональной жизни (55–60 лет). Формирование и развитие творческой личности, адекватной постоянно меняющемуся внешнему и внутреннему миру, социально-экономическим условиям и содержанию деятельности, требует непрерывности, преемственности и охвата всего периода онтогенеза человека – от рождения до конца жизни. В отечественной педагогике почти нет исследований по формированию и развитию опыта профессионально-творческой деятельности человека на основе формирования и развития его профессионально-творческого потенциала. Традиционно профессиональный опыт определяют как интеграцию знаний, умений и навыков. При этом подразумевается, что формирование опыта происходит само собой в процессе овладения деятельностью. Вопрос обучения опыту творческой деятельности не ставится вообще. Сегодня практически не рассматриваются вопросы о реализации личности человека по достижению вершин профессиональных зрелости и мастерства, а также по завершению профессиональной деятельности. Активное овладение профессионально-творческой деятельностью, ее эффективная реализация подразумевают не только развитие и интеграцию умений и навыков, выработку индивидуальных способов и приемов выполнения профессиональной работы, но и овладение методологией профессионального творчества, развитие творческого мышления и необходимых креативных личностных качеств. Становление креативной личности можно определить как формирование и развитие личности, адекватной выполняемой творческой деятельности и получаемым творческим результатам. Темп и траектория этого процесса детерминируются биологическими и социальными факторами, собственной активностью личности и ее креативными качествами, а также обстоятельствами, жизненно важными событиями и профессионально обусловленными факторами. Возникает тесная взаимосвязь становления креативной личности и креативного образования. Отсюда следует зависимость уровней профессионально-творческой деятельности человека, достигаемых результатов и уровней его креативной подготовки как готовности к их выполнению и достижению [3, 4].
1. Творческий потенциал, активность и инициативность личности. Объективное и субъективное творчество. В концепции воспитания детей и учащейся молодежи определено, что основной целью воспитания является формирование социально, духовно и морально зрелой творческой личности, субъекта своей жизнедеятельности.
Творческая личность – это личность с высоким уровнем культуры, обладающая творческим потенциалом, способная к саморазвитию и саморегуляции.
В жизнедеятельности личности творчество выполняет следующие функции:
  • выражает активно-преобразовательное отношение к миру;
  • включает личность в значимые для нее сферы деятельности и общественных отношений;
  • выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых субъекту неизвестен;
  • определяет собственную индивидуальность для другого;
  • реализует право личности на свободу, выход за пределы обязательного;
  • защищает личность от стрессов, уныния, жизненных потрясений.
Творчество, как явление многогранное, рассматривают как творческий потенциал, активность и инициативность.
Творческий потенциал – это проявление заложенной природой социальности, духовности человека, его уникальности и неповторимости, которые присущи ему как представителю Homo Sapiens.
О динамике развития творческого потенциала учащегося судят по развитию таких личностных новообразований, как:
  • способность открытия нового знания;
  • появление новых мотивов, целей учебной деятельности;
  • владение новыми (для личности) способами деятельности;
  • импровизационность, как способность внезапно принимать решение;
  • расширение поля интеллектуальной активности;
  • креативность, т.е. плодотворность в учебно-познавательной деятельности.
Творческая активность личности – деятельное отношение человека к миру, его способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Интегральная характеристика Активность личности – активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его принципиальности, последовательности в отстаивании своих, взглядов, единстве слова и дела. В активности личности воплощаются присущие человеку нравственные ценности, которые определяют характер его поведения.
Творческая активность предполагает стремление учащихся к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем, проявлению познавательного интереса.
Инициативность – творческая способность, заключающаяся в постоянном стремлении к самостоятельным действиям, активной жизненной позиции личности. Инициативность – одна из важнейших целей воспитания уч-ся. В процессе учения инициативность развивается с помощью системы дидактических методов, приемов и средств. Участвуя в активных формах учебной, внеклассной и внешкольной деятельности (написание сочинения на свободную тему, выбор одного из способов решения проблемной ситуации, выступления на диспутах, конференциях и пр., уч-ся проявляют творческую самостоятельность, гибкость мышления, импровизируют.
Не менее важной характеристикой личности и творчества является объективное и субъективное творчество.
Объективное творчество – оригинальные, новые общественно значимые продукты (новые теории, научные открытия, произведения искусства).
Вы видите, что характеристика этого понятия включает в себя новые теории, научные открытия, создание произведений искусств.
Субъективное творчество – новые для данной личности способы познавательной деятельности, открытие новых смыслов прежней деятельности.
Сегодня в психолого-педагогической литературе мы встречаемся с понятием «креативность», которое тесно связано с понятием творчество.
Креативность – творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности; это способность порождать множество разнообразна, оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности. Креативность в узком значении слова – это дивергентное мышление, отличительной особенностью которого является разно направленность и вариативность поиска разных, в равной мере правильных решений относительно одной и той же ситуации. Креативность в широком смысле слова – это творческие интеллектуальные способности, в т. ч. способность привносить нечто новое в опыт (Ф. Барон) порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или постановки новых проблем (М. Уаллах), осознавать проблемы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации (Е. Торренс), отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд). В настоящее время креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик. Соответственно, центральное направление в изучении креативности – выявление личностных качеств, с которыми она связана.
Креативность – готовность к постоянному в течении всей жизни личностному и профессиональному развитию.
2. Личностные качества творческой личности, мотивация творчества.
Личностные качества творческой личности это те, которые позволяют отличаться этой личности от других людей.
К ним можно отнести:
  • продуктивное самосознание;
  • интеллектуальная творческая инициатива;
  • жажда познания и преобразования;
  • чувствительность к проблеме, новизне;
  • потребность в нестандартном решении задач;
  • критичность ума;
  • самостоятельность в поиске путей и способов решения проблем.
Залогом развития личностных качеств творческой личности является высокая мотивация творчества. Для психологии творческая мотивация поиска (идей, образов, сюжетов, сценариев и т. д.) – одна из центральных проблем. Ее разработка важна для правильной трактовки коренных вопросов формирования людей науки, техники и искусства и для рациональной организации их труда. С целью лучшей ориентации в иерархии различных мотивационных уровней психологи разделили мотивацию на внешнюю и внутреннюю. Под «внешней» мотивацией они обычно понимают мотивацию, исходящую не от предметно-исторического контекста творческой деятельности, не от запросов и интересов логики ее развития, преломляющихся в побуждениях и замыслах отдельного исследователя-творца, а от других форм его ценностной ориентации. Эти формы (жажда славы, материальных преимуществ, высокой социальной позиции и т.п.) могут быть для него в высшей степени значимы, могут быть представлены в самых глубинах его личности, и тем не менее они являются внешними по отношению к развивающейся науке (технике или искусству), в которой живет творец со всеми своими привязанностями, страстями и надеждами.
К внутренним мотивам творчества относятся интеллектуальные и эстетические чувства, которые возникают в процессе творческой деятельности. Любознательность, удивление, чувство нового, уверенность в правильности направления поиска решения задачи и сомнение при неудаче, чувство юмора и иронии – вот примеры интеллектуальных чувств. Любознательность, умение радоваться каждому малому шагу, каждому небольшому открытию или изобретению – необходимое условие для человека, выбравшего научную профессию. Творчество включает в себя не только познание, но и красоту, эстетическое наслаждение самим процессом и результатом творческого труда. Оба вида мотивации так тесно связаны друг с другом, что их отдельный обособленный анализ является часто весьма затруднительным. Единство мотивации проявляется в самом факте существования н развития природной склонности человека к творчеству, в потребности в самовыражении. Внешние мотивы могут служить двигателем творческой деятельности только посредством внутренней мотивации, которая создается в результате противоречия внутри познавательного поля между тем, что уже формализовано в виде социализированного знания, и тем, что надлежит формализовать данному субъекту творчества, чтобы претендовать на преимущества, выраженные в терминах внешней мотивации.
Обобщая сказанное можно выделить две группы мотивов творчества:
  • внешние (стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения);
  • внутренние (удовольствие от самого творческого процесса и эстетическое удовлетворение, стремление к самовыражению).
3. Условия и технологии развития творческого потенциала личности.
Важнейшими вопросами педагогики являются:
Как научить творчеству каждого обучающегося?
Как развить заложенный в каждом ребенке его творческий потенциал?
Теоретические исследования и педагогическая практика показывают, что всех психофизически здоровых людей можно научить творчеству.
Напомним, что главная цель образования – усвоение подрастающим поколением социального опыта. Этот опыт включает в себя четыре основных компонента (по И. Я. Лернеру):
1) знания о природе, обществе, технике, способах деятельности;
2) опыт осуществления основных способов деятельности;
3) опыт творческой деятельности;
4) опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и деятельности.
Процесс обучения, ориентированный на развитие творческих способностей обучающихся, должен обеспечивать освоение учащимися новых способов мышления и опыта учебно-творческой деятельности. Основными составляющими опыта учебно-творческой деятельности, формирующегося в процессе образования и направленного на развитие нестандартного мышления учащегося, являются:
1) самостоятельное осуществление переноса знаний и умений в новую ситуацию;
2) обнаружение новой проблемы в стандартной ситуации;
3) установление целостной структуры объекта;
4) видение новой функции объекта;
5) разработка и учет альтернатив при решении проблемы;
6) комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности (импровизация) при решении новой проблемы.
Среди теоретических подходов к организации образования учебно-творческой деятельности приоритетное место принадлежит личностно-деятельностному подходу, суть которого заключается в принятии ребенка как личности с присущей ей духовностью, социальностью и креативностью. Реализация этого подхода требует от педагогов поиска продуктивных образовательных технологий освоения знаний с целью их практического применения в непредвиденных ситуациях. Эти технологии призваны «выращивать» в личности творческие способности и потребность в творчестве (социальном, научном, техническом, художественном), ориентировать его на самоопределение и самоактуализацию, помогать раскрытию уникальности и неповторимости его личности. В теории и практике образования они называются личностно-ориентированными, или развивающими, технологиями (о них речь пойдет ниже). В образовательной практике, используются инновационные технологии обучения. Под технологией обучения понимается упорядоченная система способов педагогического взаимодействия, реализация которой обеспечивает достижение поставленной цели. В педагогике существует несколько классификаций технологий; в соответствии с одной из них выделяются две группы: предметно-ориентированные и личностно-ориентированные (развивающие) технологии.
К предметно-ориентированным технологиям относятся технологии полного усвоения учебного материала учащимися, технологии уровневой дифференциации, технологии концентрированного обучения. Эти технологии реализуют традиционную для образования установку: при правильной организации обучения абсолютное большинство школьников в состоянии полностью усвоить обязательный учебный материал. Личностно-ориентированные технологии нацелены на более эффективное личностное развитие и саморазвитие учащихся как субъектов деятельности, с опорой на их индивидуальные особенности и опыт.
Критериальным признаком личностно-ориентированных технологий обучения является не только уровень усвоенных знаний, но и сформированность у обучающихся качеств ума, личностных новообразований. Поэтому такие технологии еще называются развивающими.
Творчество невозможно без вдохновения, эмоционального подъема, т. е. его энергетической составляющей, которая стимулирует этот процесс. Творчество раздвигает границы возможностей человеческого развития, способствует более богатому и глубокому проявлению индивидуальности. Поэтому способами организации учебно-творческой деятельности, стимулирующей развитие творческого потенциала личности, в частности через реализацию ассоциаций и анаксиоматизацию, выступают эвристические методы и принципы (эвристики). Широко распространены такие эвристики, как «мозговая атака», «мозговой штурм»-, метод эвристических вопросов, метод аналогий, метод синектики, прием завышения оценки удачного способа решения задачи, прием «остранения» (выявление странного, необычного в ранее общепринятом и понятном).
Цель метода «мозговой атаки», разработанного А. Ф. Осборном, заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении их от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли при решении творческой задачи. Основной принцип и правило этого метода – запрет всякой критики высказанных идей, поощрение реплик и шуток. Оптимальное количество участников – от 4 до 15 человек. Отбор идей производят специалисты-эксперты (учителя школы, преподаватели, учащиеся с более высоким уровнем развития).
Сущность метода «мозгового штурма» состоит в активизации творческого потенциала учащихся при коллективном генерировании идей. Методика использования данного метода такова:
1-й этап – распределение учащихся по группам (по 7–8 человек, психологически совместимых);
2-й этап – выделение группы анализа проблемной ситуации, формулировка задачи;
3-й этап – генерирование идей по правилам «мозговой атаки»;
4-й этап – отбор, систематизация и классификация идей;
5-й этап – деструктирование идей, т. е. оценка идей в процессе «мозговой атаки». «Мозговая атака» на этом этапе имеет целью всесторонне рассмотреть возможные препятствия по реализации выдвинутых идей;
6-й этап – окончательный выбор идей. Метод коллективного поиска оригинальных идей требует соблюдения следующих педагогических принципов: сотворчества, доверия творческим силам и способностям учащихся; оптимального сочетания интуитивного и логического.
Метод эвристических вопросов (метод «ключевых вопросов») используется для сбора дополнительной информации или для систематизации уже имеющейся в процессе решения творческой задачи. Эвристические вопросы – дополнительный стимул для формирования новой стратегии и тактики решения творческой задачи. Школьные учителя называют эти вопросы наводящими и широко используют их в своей практической деятельности. Приведем в качестве примера варианты эвристических вопросов.
1) Для осмысления предложенной задачи надо поставить перед собой вопросы: что известно? что дано? в чем состоит условие?
2) Для осуществления поиска решения задачи целесообразна постановка следующих вопросов: как найти связь между данными задачи и неизвестным? известна ли вам похожая задача? можно ли ею воспользоваться? можно ли воспользоваться методом ее решения? можно ли сформулировать задачу иначе? можно ли найти более доступную задачу? более общую? более частную? Аналогичную? что полезное можно извлечь из данных? все ли данные уже использованы?
3) При осуществлении плана решения необходимо контролировать каждый свой шаг: правильно ли вы поступили? Обосновывайте правильность ваших шагов.
4) При контроле и самоконтроле полученного решения важными являются вопросы: нельзя ли проверить результат? как проверить ход решения? как и где можно использовать полученный результат? можно ли решить задачу, обратную данной? Достоинство метода эвристических вопросов заключается в его простоте и эффективности решения любых задач, недостаток – в нехватке оригинальных идей и решений.
Метод аналогий – важный эвристический метод решения творческих задач. Процесс применения аналогии является как бы промежуточным между интуитивными и дедуктивными процедурами мышления. В решении творческих задач используются различные аналогии: конкретные (материальные) и абстрактные, живой природы с неживой и т. д. Например, в ситуациях мысленного построения аналога хорошие результаты дает такой прием, как гиперболизация (значительное увеличение чего-либо). Метод синектики предлагает избегать преждевременной четкой формулировки проблемы, так как это сковывает дальнейший поиск ее решения. Обсуждение целесообразно начинать не с самой задачи, а с анализа некоторых общих признаков, которые как бы вводят в ситуацию постановки проблемы, неоднократно уточняя ее смысл. Критический отбор и оценку идей и решений, как и в ранее описанных методах, лучше осуществлять поэтапно.
Эффективным направлением учебно-творческой деятельности учащихся являются игры. В игре расширяются возможности учащегося, его способности и потенции. Игру определяют как царство рафинированной свободы. Рассмотрим деловые и ролевые игры. Деловая игра – это система ролевых функций и установок для моделирования и исследования возможных взаимоотношений, характерных для определенной профессиональной деятельности. Достоинством деловых игр является включенность учащихся в конкретную ситуацию, возможность творчески проявить себя. В деловых играх формируется особый мир отношений, качественно отличающийся от традиционных учебных форм. Это отношения конструктивного сотрудничества, созидания и личностного развития каждого участника. Деловая игра способствует тому, что учащийся обретает свое собственное творческое лицо, иногда неожиданное для соучеников и преподавателя [5.
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. ТРИЗ была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Главная идея его теории – технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. ТРИЗ начал свой путь в дошкольном образовании с 1987 года. Оказалось, что ТРИЗ может использоваться для формирования гибкости, динамичности мышления дошкольников, для развития управляемого воображения, фантазии, творчества детей и давать отличные результаты. ТРИЗ демонстрирует детям мир во всем его многоцветии, многообразии и многогранности. Главная цель ТРИЗ-педагога – формирование у детей навыка творческого мышления, т. е. умения творчески находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни. Это требует определенной подготовки самого воспитателя, его искреннего умения и желания творить, искать и находить новое в обыденном. В ТРИЗ-педагогике развивается понимание причинно-следственных связей. И еще одна важная составляющая ТРИЗ-педагогики – таксономия – наука о порядке. При помощи ТРИЗ ребенок учится систематизировать, объединять объекты по определенному признаку, ранжировать их внутри своей группы. Так у ребенка формируется навык расставлять приоритеты. Ни для кого не секрет, что человек, умеющий планировать, намного эффективнее распределяет свое время и достигает больших результатов, т. к. не тратит время впустую.
Важным направлением в развитии творческого потенциала учащихся является обучение умениям решать учебные задачи, через которые формируются умения и навыки анализировать, разрабатывать проект деятельности, оценивать действия и поступки других, осуществлять рефлексию собственной деятельности, варьировать методы и приемы деятельности с целью достижения поставленных задач.
Одним из обязательных условий развития творческого потенциала учащихся является достаточно высокая степень проблемности предлагаемых им задач. Проблемность задач и уровень познавательной самостоятельности важно увеличивать так, чтобы не вызвать эффект непосильности как субъективной характеристики. При высокой проблемности учебной задачи большое внимание должно уделяться различным эвристикам: подсказке, дополнительным вопросам и др.
Научить видеть проблему, ставить вопрос, связывать теорию с практикой, анализировать задачу расчленять ее на условия и требования с последующим преобразованием структурных компонентов в процессе решения – это психолого-педагогическое требование к составлению заданий, которые представляют известную трудность для учащихся и требуют от них творческого поиска.
Процесс составления и решения учебных задач, кроме интеллектуальной и практической готовности, включает в себя эмоциональный компонент. Связь эмоций и мышления в процессе решения задач исследована О.К. Тихомировым. Им введено понятие «эмоциональное решение задачи», которое означает состояние человека до того, как он сформулирует словесно принцип и ход решения задачи. Это один из важнейших факторов, оказывающих влияние на развитие творческой направленности учащихся. Положительные эмоции, чувство удовлетворения, вера в себя – это те стимулы, благодаря которым возникает желание творить.
Чтобы создать положительный эмоциональный настрой, правомерно использование педагогом примеров из художественной и научной литературы, шуток, загадок, головоломок, аналогий, интересных фактов, игр, опоры на опыт выдающихся личностей.
Эмоциональную готовность к решению учебных задач возможно создать при использовании на занятиях фрагментов конкурсов, соревнований, блиц-турниров. Стимулируют поиск нестандартных решений номинации, которые присваиваются учащимся: самое оригинальное решение, самый лаконичный ответ, самое логичное решение, самое хитроумное решение, виртуальное решение, решение-мечта, самое практичное решение и т. д.
Уже отмечалось, что способом организации учебно-творческой деятельности учащихся выступает «принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное состояние познающего субъекта. Он реализуется в процессе освоения знаний и решения учебных задач через диалоговое взаимодействие педагога и обучающихся. Учащимся предлагается (после прочитанной лекции, практического занятия, урока) ответить на вопросы типа: какие чувства вы испытали во время лекции (урока)? как менялись ваши чувства по ходу занятия? что на лекции (уроке) вызывает у вас наибольшее приятие (неприятие)? как вы это почувствовали? Анализ полученных ответов позволяет учителю (преподавателю) адекватно оценить эмоции, чувства, переживания, мотивы каждого обучающегося, общий настрой и эмоциональную обстановку в аудитории и эффективно управлять эмоциональным состоянием учащихся.
При этом уважение и принятие педагогом эмоциональных состояний учащихся, их поддержка демонстрируют признание за каждым из них права испытывать именно эти чувства, их эмоциональные реакции принимаются как адекватные данной ситуации. Интерес со стороны учителя (педагога) к эмоциям, чувствам, эмоциональным состояниям учащихся на занятиях формируют у них представление о сущности учебно-познавательной деятельности как средстве развития личности. А сущность развития проявляется в смене мотивов, эмоции, чувств, знаний, умений.
Важным фактором развития творческого потенциала обучающихся является не только осуществление и учет педагогом их эмоционального состояния, но и включение учащихся в самоанализ собственной эмоциональной сферы. Самоанализ эмоциональных состояний описывается как рефлексивная практика личности, а рефлексивные способности – как системообразующий компонент личностного роста. Успешное развитие творческого потенциала обучающихся невозможно без обогащения их рефлексивного опыта. Поэтому овладение обучающимися рефлексивными технологиями в учебно-познавательной деятельности должно занимать важное место. Являясь механизмом снятия проблемы, конфликта, рефлексия может быть рассмотрена как культуросозидающая способность личности [6].
Поскольку рефлексия собственных действий является незаменимым компонентом творческой деятельности и условием ее эффективного осуществления, то развитие рефлексивных способностей учащихся также составляет задачу каждого занятия. Интеллектуальная рефлексия включает осознание и оценку своих действий, составляющих сущность интеллектуальной деятельности: объем знаний, характер их систематизации, способы применения в различных областях. Показателями развития у обучающихся рефлексивных способностей являются следующие:
1) уяснение для себя содержания материала, представленного в виде текста (схемы, рисунка);
2) владение приемами отработки изучаемого содержания (пересказ своими словами, понимание логики изложения, выделение ключевых понятий усвоенного материала);
3) владение приемами систематизации (составление обзоров, резюме, аннотаций, схем, таблиц, карточек, папок);
4) умение осуществлять логическую квалификацию текста (вычленять факты, теоретические постулаты, объяснительные принципы, выдвигаемые следствия);
Обогащение рефлексивной практики учащихся может обеспечиваться введением в содержание занятий различных игровых рефлексивных технологий, например: «Рефлексивный круг», «Ключевое слово» и др. Таким образом, рефлексия собственных эмоциональных состояний должна стать компонентом каждого занятия. Сам факт трансформации усваиваемой информации в эмоциональное переживание познающей личности приобретает смыслообразующий статус в учебно-познавательной деятельности. На таких занятиях учащимся открывается принципиально новый, творческий опыт познания, в котором особую значимость имеет проявление собственных чувств, собственной индивидуальности и опыта. Среди эмоциональных характеристик интеллекта творческой личности, наряду со способностью распознавать собственные эмоции, владеть ими, выделяют способность распознавать эмоции других людей. Развитию такой способности содействует установка занятий на формирование умений понимать и принимать другого человека, обеспечивать ему поддержку [7–9].
Таким образом, подводя итог изложенному отметим, что:
1. Развитие творческого потенциала обучающихся в образовательном процессе может эффективно осуществляться, если учебно-познавательная деятельность организуется как учебно-творческая с использованием личностно-ориентированных, или развивающих, технологий обучения. Эти технологии реализуются с опорой на такие психологические механизмы, как ассоциации и анаксиоматизация, а также на эвристические методы и приемы (эвристики) обучения (мозговая атака, мозговой штурм, метод эвристических вопросов, метод аналогий, метод синектики, игровые методы и технологии и др.). Названные технологии и методы:
а) направлены на более эффективное личностное развитие и саморазвитие обучающихся как субъектов учебно-творческой деятельности с опорой на их индивидуальные особенности и опыт;
б) позволяют повысить степень мотивации и эмоциональности, познавательной активности и самостоятельности всех участников образовательного процесса. Полученный опыт учебно-творческой деятельности поможет личности решать нестандартные жизненные и профессиональные задачи, предвидеть и предупреждать неудачи и ошибки, тем самым обеспечит эффективность любого вида деятельности.
2. Необходимым условием организации учебно-творческой деятельности обучающихся выступает создание развивающей, или культурно-образовательной, среды школы. Принципами создания такой среды являются: адаптивности, развития, психологической комфортности, смыслового отношения к миру, ориентировочной функции знаний, обучения деятельности, креативность.
 
Ссылки на источники
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Фе-дер. закон Рос. Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897-ФЗ.
  2. Бухвалов В. А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества – М.: Педагогиче-ский поиск, 2000. – 144 с.
  3. Утёмов В. В. Развитие креативности учащихся основной школы: Решая задачи открытого типа. – Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG (Germany), 2012. – 186 с.
  4. Полякова А. Г. Кластеризация экономического пространства России по уровню устойчивости регионального развития // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. – 2009. – № 1. С. 80–92.
  5. Бухвалов В. А. Алгоритмы активизации творческого мышления // Школьный психолог. – 2004. – № 4. – С. 27.
  6. Введение в теорию решения изобретательных задач. 2-е изд., доп. Новосибирк: Науч. Сиб. Отделение, 1991г – 225с. (Наука и технический прогресс).
  7. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. //Е.Л. Яковлева -Москва: Флинта, 1997.
  8. Галин А.Л. Психологические особенности творческого поведения. М., 1996. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб, 1999.
  9. Моляко В.А. психология творческой личности. М., Высшая школа. 1978.
 
Svetlana Kuzmenko,
Teacher and organizer FGKOU, Orenburg Presidential Cadet Academy «Orenburg»
Personnality and creativity
Abstract. In article the technologies of training promoting development of creative potential being trained in educational process are considered personal focused, or developing. The author describes technologies and methods of personal development and self-development of the being trained.
Key words: Creative person, Creative activity of the personality, creative potential, objective creativity, creativity.
 

Похожие публикации