Занятия на художественном отделении детской школы искусств способствуют воспитанию гармонически развитой личности и пробуждают интерес к творческому процессу. Главной задачей преподавания в школе искусств является выявление наиболее одарённых учеников и их подготовка к поступлению в художественные учебные заведения.
С сентября 2013 года началось внедрение федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись».
Федеральные государственные требования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на выявление одарённых детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте [1].
Реализация дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств ориентирована на … формирование у одарённых детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области выбранного вида искусства [1].
Успешной реализации программы способствует применение инновационных методик системы НФТМ-ТРИЗ. НФТМ-ТРИЗ – систему непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей обучаемых с активным использованием теории решения изобретательских задач [2].
Как часто преподаватели со своими воспитанниками принимают участие в конкурсах различного уровня и сталкиваются с требованиями к конкурсной работе. В целях и задачах конкурсов часто указывают – конкурс проводится в целях развития творческого воображения.
ПРИМЕРЫ ТВОРЧЕСКИХ 3АДАНИЙ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ РАЗМИНКИ НА ЗАНЯТИЯХ с применением методов, развивающих творческое воображение.
Пример использования мозгового штурма учениками художественного отделения.
Мозговой штурм (англ., brainstorming) – метод группового выдвижения альтернативных идей с отнесенной систематической оценкой и развитием скрытых в них возможностей. Метод разработан в 40-х годах ХХ в. А. Осборном [3].
Мозговой штурм проводится в 2 этапа:
1 этап: генерируется как можно больше идей.
2 этап: проводится критическое обсуждение и выбор идей.
Важное правило работы участников на 1 этапе – запрещение всякой критики выдвинутых идей.
Типы мозгового штурма:
- индивидуальный;
- парный;
- групповой;
- коллективный.
Задание. Необходимо показать цвета натюрморта из трёх предметов на нейтральном фоне, имея один простой карандаш.
Варианты:
- подписать названия каждого цвета предметов натюрморта.
- нарисовать разнообразные геометрические линии, фигуры, символы, определить соответствие линии – цвету.
- найти предмет, фрукт, овощ, с характеристиками данного цвета. Изобразить на фоне предметов.
- Предмет определённого цвета обозначить начальной буквой цвета. Например: фиолетовый чайник – пишем на фоне нарисованного чайника – буквы «Ф» разного размера.
Использование метода фразеологизмов.
Фразеологизмы – устойчивые обороты речи, которые не могут быть дословно переведены на другой язык.
Идея применения фразеологизмов для развития творческого воображения впервые предложена и методически проработана действительным членом Академии профессионального образования, доктором педагогических наук, профессором М. М. Зиновкиной [4].
Задания для учеников: Изобразить в рисунке фразеологизмы «Влюблен по уши», «Сгущать краски», «Повесить лапшу на уши», «Заморить червячка» и т.д.
Этот метод развивает творческое воображение и вызывает положительные эмоции учеников.
Использование приёмов фантазирования.
Изменить объект с помощью приёмов фантазирования. Следующий метод ТРИЗ – типовые приёмы фантазирования (ТПФ). В основе – активизация мыслительной деятельности людей, занимающихся изобретательством.
Приёмы: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.
Приём фантазирования «Оживление».
Приём фантазирования «Оживление» предназначен для наделения объекта человеческими свойствами, качествами животных, что ведёт к созданию нестандартного художественного образа.
Психологи этот приём называют «Эмпатия» – умение посмотреть на мир, на себя глазами другого, умение почувствовать внутренний мир другого. Обучаемым можно предложить игру, разделив группу на несколько команд. Каждая подгруппа получает задание:
- Описать весну глазами солнца.
- Рассказать свои ощущения чувствами и глазами куклы.
Остальные участники (конкурентные команды) должны угадать образ оживлённого объекта: побеждает та группа, которая точно назовёт исходный объект и/или объекты.
Педагог может предложить ребятам нарисовать картину (слепить, сконструировать в объёме) оживлённого объекта, явления [5].
Задания:
- ученикам можно предложить описать ощущения кувшина, которого рисуют дети, сидящие вокруг постановки натюрморта.
- описать рисунок ученика глазами кисточки,
- рассказать свои ощущения глазами палитры.
Предложите придумать фантастическоерастение – и 10 человек из 10 обязательно начнут видоизменять цветок или дерево, то есть целый организм [6].
Данное упражнение также интересно юным художникам. В условии предложенного задания можно раскрыть: где растёт фантастическое растение (земля, море, воздух, горы), на какой поверхности (кора, камень, вода, огонь), из чего состоит (жидкое, твёрдое, газообразное, плазма).
Эти упражнения вызовут массу положительных эмоций учеников и раскрепостят их.
Все эти задания помогут выявить преподавателем степень интеллектуальной одарённости ребёнка, креативность.
Креативная личность – это личность, способная и готовая к субъективному и объективному творчеству как процессу и результату. Человека при этом называют креативом. Креатив – это человек, склонный к нестандартным способам решения задач, способный к оригинальным действиям, открытию нового, созданию уникальных продуктов [7].
Содержание образовательной программы на допрофессиональном этапе художественно-педагогического образования основывалось на первоначальных знаниях, умениях и навыков, полученных школьниками в семье, детских дошкольных учреждениях и общеобразовательной школе [8].
Поэтому, преподавателю художественного отделения необходимо самому овладеть системой НФТМ-ТРИЗ, чтобы с успехом применять в обучении и развитии творческих учеников.
Система дополнительного образования направлена на создание условий для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности [9].
Воображение – свойство психики человека создавать образы, отражающие действительность или прогнозирующие процесс будущей деятельности и ее результаты [10].
Творческое воображение – это высшая форма активного воображения, предполагающая создание образов, отличающихся объективной или субъективной новизной, и их реализацию в процессе творческой деятельности.
В школе искусств на художественном отделении мы воспитываем личность через творчество.
Воспитание творческой личности – это процесс передачи методологии и опыта творческой деятельности одним поколением и усвоение их другим поколением с целью формирования у него духовности и нравственности, устойчивой направленности на творчество, целенаправленного развития творческого мышления, творческих личностных качеств и способностей, необходимых для превращения его субъективной творческой деятельности в объективное творчество.
Без высокоразвитого воображения и фантазии невозможно представить себе эффективное творческое решение даже при владении всеми интеллектуальными и креативными инструментами методологии творчества. Необходимо развить творческое воображение обучаемых и научить их методологии эффективного саморазвития и самоуправления этим феноменом при решении своих творческих задач.
Главное – не давать ребенку готовых решений, предложить ему самому вспомнить приемы работы или обдумать варианты изображения.
Заключительную часть занятия занимает просмотр и анализ детских работ, сопровождаемый беседой с целью обратить внимание детей на результат деятельности. Таким образом, можно сделать вывод. Ученик на художественном отделении школы искусств получает навыки передачи сложных цветовых отношений в условиях воздушно пространственной среды, навыки создания рисунка и композиции. После занятий ученик будет иметь развитое ассоциативное мышление, творческое воображение.
Ссылки на источники
- Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта г. 2012 №156
- Зиновкина М.М. НФТМ-ТРИЗ: Креативное образование XXI века. (Теория и практика) // Монография. – М.: МГИУ, 2007. – 306 с
- Osborn A.F. Applied imagination. – NY: Charles Scribner's Sons, 1948.
- Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1. –ART 53572. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.
- Флореску Романhttp://www.trizway.com/art/book/108_3.html - [Дата обращения 18.11.2013]
- Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения, М., "Московский рабочий", 1973 г., с. 251-258.СИЛА ФАНТАЗИИ http://www.altshuller.ru/rtv/science-fiction2.asp - [Дата обращения 18.11.2013]
- Утёмов В.В. Система задач открытого типа как средство развития креативности учащихся // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 5;
URL: www.science-education.ru/99-4805 (дата обращения: 29.11.2013). - Смирнова Н. Б. Оптимизация непрерывного художественно-педагогического образования на основе преемственности на всех его уровнях // Концепт. – 2013. – № 10 (октябрь). – ART 13195. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13195.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X. [Дата обращения 17.11.2013]
- Посашилина В. А. Развитие системы поддержки талантливых детей: чтобы ученик почувствовал себя успешным // Концепт. – 2012. – №10 (Октябрь). – ART 12144. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12144.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X. [Дата обращения 17.11.2013]
- Утемов В.В. Технология формирования креативного мышления на основе задач открытого типа. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2011. № 3. С. 51-57.
RusskovaSvetlana,
teacher of the art department, Children's Art School, Ibresi, Chuvash Republic
russlana_@mail.ru
Development of creative thinking of students in class art department Art School
Abstract. The author discusses the development of creativity in further education students.
Keywords: federal the state requirements, creativity development, creative problems, further education students.