Войти / Зарегистрироваться

Стихотворения в прозе И. С. Тургенева. Темы, образы, способы выражения

Получить свидетельство
Автор: Галиахметова Светлана Александровна

Специальность: для всех специальностей 1 курса
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели :
1. Образовательная:создать условия для осмысления жанрового и тематического своеобразия стихотворений в прозе, рассмотреть место стихотворений в прозе в творчестве писателя, обратить внимание на разнообразие тем, богатство и поэтичность языка.
2. Развивающая: способствовать развитию устной  и письменной монологической речи, умению аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.
3. Воспитательная: создать такое настроение, которое поможет учащимся
выразить себя и в роли творца, и в роли воспринимающего, поможет
развитию ассоциативного мышления и творческого воображения.
4. Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения и информационно-коммуникационных технологий.
Методы обучения:  репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: 
Портрет И. С. Тургенева;
музыкальные произведения:
1. «Утро туманное» А. Абаза.
2. «Меркнет слабый свет свечи» П. Чайковский.
3. Лунная соната Л. Бетховен
Этапы урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Изложение нового материала
4. Анализ стихотворения в прозе.
5. Самостоятельная работа учащихся в группе.
6. Выступления групп.
7. Чтение наизусть. Проверка домашнего задания.
8. Подведение итога занятия.
9. Домашнее задание.
Ход урока

 

Этапа урока

Содержание

Примечание

 1.Орг.момент. Сообщение темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступительное слово учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируем цели урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изложение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ стихотворения в прозе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная  работа. Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступления групп. Анализ стихотворений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение наизусть. Проверка домашнего задания.

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добрый день, ребята!  Сегодня урок мне хочется начать необычно, я прошу вас послушать известный романс «Утро туманное»

Хочу поблагодарить вас за эту ткань из солнца, радуги, алмазов, женских слёз и благодарной мужской мысли, которая называется “Стихотворение в прозе”- писал П. М. Анненков редактору журнала “Вестник Европы ” где было напечатано это произведение.

Полностью это сочинение Тургенева называется так : «Senilia». Стихотворение в прозе 1876-1882гг. (senilia в переводе- песни старости)

«Сам язык … гармонический, образный тургеневский язык производит впечатление скорее стихов, чем прозы», -писал Арсений Введенский.

Сегодня мы будем читать стихотворения в прозе И.С.Тургенева. Это новый для русской литературы жанр, который создал И.С. Тургенев на склоне лет. Жанр, в котором он соединил, казалось бы, несоединимое.

Начинаются «стихотворения в прозе» обращением к читателю: «добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно скучно стане - и книга вывалится из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, и какое-нибудь из них может быть заронит тебе что-нибудь в душу».

Стихотворения в прозе были написаны Тургеневым между 1871 и 1882 годами, в пору предсметрной болезни писателя. Отсюда и название, придуманное Иваном Сергеевичем «Senilia» ( «Старческое»).

Почему Тургенев посчитал важным так обратиться к читателю?

Активизация деятельности учащихся. Ответы

Действительно, прочесть все стихотворения «сподряд» можно очень скоро. Но взгляд скользнет только по поверхности; может остаться непонятным глубинный смысл, улетучится неповторимый аромат тургеневского слова, поэзии, образа.

Остановиться, подумать. «Служенье муз не терпит суеты». Стихотворения вызывают не только чувства, они рождают мысли.

Многие стихотворения в прозе напоминают прежние, более крупные, тургеневские произведения: словно смотришь на них сквозь уменьшительное стекло. Они предельно кратки.

Материал «Стихотворений в прозе» в тематическом и жанровом отношении многообразен. Что ни миниатюра, то новая тема, новая мысль, новый образ, новый способ изображения. Здесь быт и сказка, сатира и легенда, диалог и философская миниатюра, некролог. Последуем совету И.С. Тургенева и почитаем его стихотворения, подумаем над ними.

1.  Сообщение ученика:

Судьба «Стихотворений в прозе» необычна. Состоят они из двух частей. Первая часть была напечатана еще при жизни автора 1882 году в журнале

«Вестник Европы» (лишь миниатюра «Порог» не была здесь приведена из - за цензурные предосторожности).

Вторая часть («Новые стихотворения в прозе») сохранилась в черновиках писателя и впервые была опубликована французским ученым - славянистом Мазоновым в Париже только в 1930 году.

Подумать только! Человек другой культуры, других представлений заинтересован в их спасении. Значит, есть в них общечеловеческий смысл.

2. Давайте попробуем разобраться, в чем особенность стихотворений в прозе.

Сравните данные произведения разных жанров и назовите отличительные особенности жанра стихотворений в прозе.

Работа по карточке

Ф.И.Тютчев

Последняя любовь

0, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный  свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, -
Помедли, помедли, вечерний  день,
Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность...
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.

 

Отрывок из рассказа «Бирюк» И.С.Тургенева

Мы вышли вместе. Дождик перестал. В отдалении еще толпились тяжелые громады туч, изредка вспыхивали длинные молнии; но над нашими головами уже виднелось кое-где темно-синее небо, звездочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака. Очерки деревьев, обрызганных дождем и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака. Мы стали прислушиваться. Лесник снял шапку и потупился. «Во… вот, — проговорил он вдруг и протянул руку, — вишь какую ночку выбрал». Я ничего не слышал, кроме шума листьев. Бирюк вывел лошадь из-под навеса. «А этак я, пожалуй, — прибавил он вслух, — и прозеваю его». — «Я с тобой пойду… хочешь?» — «Ладно, — отвечал он и попятил лошадь назад, — мы его духом поймаем, а там я вас провожу. Пойдемте».

Мы пошли: Бирюк впереди, я за ним. Бог его знает, как он узнавал дорогу, но он останавливался только изредка, и то для того чтобы прислушиваться к стуку топора. «Вишь, — бормотал он сквозь зубы, — слышите? слышите?» — «Да где?» Бирюк пожимал плечами. Мы спустились в овраг, ветер затих на мгновенье — мерные удары ясно достигли до моего слуха. Бирюк глянул на меня и качнул головой. Мы пошли далее по мокрому папоротнику и крапиве. Глухой и продолжительный гул раздался.

Стихотворение в прозе И.С.Тургенева

Стой!

Стой! Какою я теперь тебя вижу - останься навсегда такою в моей памяти!
С губ сорвался последний вдохновенный звук - глаза не блестят и не сверкают - они меркнут, отягощенные счастьем, блаженным сознанием той красоты, которую удалось тебе выразить, той красоты, во след которой ты словно простираешь твои торжествующие, твои изнеможенные руки!
Какой свет, тоньше и чище солнечного света, разлился по всем твоим членам, по малейшим складкам твой одежды?
Какой бог своим ласковым дуновеньем откинул назад твои рассыпанные кудри?
Его лобзание горит на твоем, как мрамор, побледневшем челе!
Вот она - открытая тайна, тайна поэзии, жизни, любви! Вот оно, вот оно, бессмертие! Другого бессмертия нет - и не надо. В это мгновение ты бессмертна.
Оно пройдет - и ты снова щепотка пепла, женщина, дитя... Но что тебе за дело! В это мгновенье - ты стала выше, ты стала вне всего преходящего, временного. Это твое мгновение не кончится никогда.
Стой! И дай мне быть участником твоего бессмертия, урони в душу мою отблеск твоей вечности!
Ноябрь 1879

(Ответы учащихся: сходство и отличие жанров)

- жанровое своеобразие;

Стихотворение в прозе- это лирическое произведение в прозаической форме. Для стихотворения в прозе характерны все признаки лирического стихотворения, за исключением метра и рифмы: небольшой объем, часто - членение на мелкие абзацы, подобные строфам, повышенная эмоциональность стиля, круг образов, мотивов, идей, характерных для поэзии данного времени, обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного впечатления или переживания. Некоторые стихотворения в прозе повествовательны, имеют сюжет ("Воробей").

Стихотворения различны по характеру. Но их объединяют и общие черты:

Автобиографичность, рассказ от первого лица.

Философские раздумья над важнейшими вопросами.

Доверительное общение с читателем.

Давайте выполним анализ стихотворения «Как хороши, как свежи были розы…»

(Читает подготовленный учащийся)

Как хороши, как свежи были розы ...

Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною... но первый стих остался у меня в памяти:
Как хороши, как свежи были розы...

Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове все звенит да звенит:
Как хороши, как свежи были розы...

И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка - и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею,- но как она мне дорога, как бьется мое сердце!
Как хороши, как свежи были розы...

А в комнате все темней да темней... Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрипит и злится за стеною - и чудится скучный, старческий шепот...
Как хороши, как свежи были розы...

Встают передо мною другие образы... Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино - и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара...
Как хороши, как свежи были розы...

Свеча меркнет и гаснет... Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ... Мне холодно... Я зябну... и все они умерли... умерли...
Как хороши, как свежи были розы...

Сентябрь 1879

 Каким настроением проникнуто это стихотворение

(Настроением грусти, одиночества, ощущением безысходности и тоски.)
Какой приём использует автор в создании стихотворения?
(Стихотворение построено на антитезе: основные его мотивы противоположны – мотив молодости и старости, жизни и смерти.)
Найдите в тексте слова, словосочетания, которые могут быть антонимами.

Молодость = жизнь:

Старость = смерть:

-«летний вечер», «тёплый воздух»,

-«зима», «мне холодно»,

-«весёлый шум семейной деревенской жизни»,

-«зима», «мне холодно»,
-«старый пёс,
мой единственный товарищ»,

-«молодые, добрые голоса»

-«чудится скучный, старческий шёпот»,

-«уютная комната»,

- «в комнате всё темней да темней»,
«низкий потолок»,

-«ланнеровский вальс», «воркотня патриархального самовара».

«Кто это кашляет так хрипло и глухо?»

Уже на уровне композиции стихотворения мы понимаем неразрывность этих понятий: жизни и смерти, молодости и старости. Мгновенность прошедшей жизни осознаётся только в её конце. Что остаётся в памяти человека, прожившего долгую и трудную жизнь? Только несколько воспоминаний, только одна чарующая фраза, только ощущение промелькнувшей жизни. Миг. Миг радости, любви, счастья…

Какие лексические, стилистические, синтаксические особенности стихотворения в прозе раскрывают авторскую мысль?
(задание заранее подготовлено) Комментарий учащегося: В стихотворении в прозе 6 абзацев. Каждый завершается строчкой из одноимённого стихотворения И.Мятлева. В дальнейшем абзацы строго чередуются: в нечётных (1,3,5) - представлено прошлое, в чётных (2,4,6) – настоящее. Причем развитие мысли движется как бы по синусоиде: то вверх, то вниз. Первые два абзаца почти одинаковы по размеру. Само строение 1-го абзаца – короткие фразы, плавно переходящие в более длинные, - создаёт ощущение музыкальности, медленного кружения в танце. 2-й же абзац – контрастный - состоит из коротких, чётких фраз. На морфологическом уровне также видно ритмическое несходство: 1абзац – 3 глагола, 2абзац – 5+1 деепричастие (они убыстряют ритм, делают его жёстким, в результате чего чувство блаженства исчезает и сменяется чувством безнадёжности. Зима- это зима в природе, это зима в жизни человека, это старость.

Вторая антонимическая пара абзацев не совпадает по размеру. Воспоминания увлекают рассказчика, он постепенно погружается в них, забывая обо всём. Теперь темнота создаёт совсем другое ощущение – романтического ожидания, любви, надежды. Интонация тоже изменяется: если в 1-м абзаце она была мечтательной, то здесь она становится восторженной.

Последние два абзаца снова различны по объёму.

В 5-м – бурная, радостная жизнь. «Весёлый шум», «сдержанный смех», «добрые голоса», «воркотня самовара», «вальс» - кажется, будто ритм вальса уносит героя всё дальше в счастливое прошлое, во времена молодости, жизни, счастья. Речь вдруг резко обрывается. В последнем абзаце сначала исчезает свет: гаснет свеча… Звуки становятся глуше…Вздрагивает старый пёс, зябнет хозяин. Холодно. В 6 предложениях – 6 многоточий. Абзац заканчивается словами: «И все они умерли…умерли.» Последнее воспоминание перед смертью - «Как хороши, как свежи были розы…»)

 В чём смысл названия произведения?
Строчки из стихотворения  И.Мятлева «Как хороши, как свежи были розы…» - своеобразное напоминание о том, как прекрасна молодость, особенно когда в душе живет любовь.  А розы – это символ, увы, прошедшего счастья, радости, всего мира далекого прошлого.

Уважаемые группы! Перед вами стихотворения в прозе, у каждой группы своё.

Ваша задача: проанализировать стихотворение по заданным вопросам.

1 группа: «Старуха» (смотри приложение)

1. Кого олицетворяет Старуха? Опишите её.

2. Какие мысли возникают у рассказчика при виде Старухи?

3. Проследите за глаголами и прилагательными. Как при помощи них создается общее настроение?

4. На что указывают многоточия и восклицательные предложения?

5. прокомментируйте конец стихотворения.

 

2 группа «Собака» (смотри приложение)

Определите тему стихотворения

Определите основные мотивы

Найдите стилистические средства выразительности и определите их роль в тексте

Прокомментируйте конец стихотворения 

группа «Воробей» (смотри приложение)

Какими мы видим воробья и собаку?

Как автор передает из чувства и состояние?

Какие чувства испытывает сам рассказчик?

Почему не происходит борьбы между сильным и слабым?

Что хотел донести до нас автор, наблюдая за участниками этой сцены-битвы?

Анализ стихотворения « Старуха»

Стихотворение пронизано ощущением смерти. Рассказчик подробно описывает Старуху: её лицо, одежду, особенно глаза. Постепенно напряжение увеличивается через ряд глаголов (причудилось ,оглянулся, пристала, направляет, надвигаюсь , бросаюсь в сторону,  мечусь…).  Через прилагательные (морщинистое,  беззубое,  злыми,  зловещими,  хищной, слепой, грозное….).

Естественно меняется настроение и интонация: от удивления и недоумения к беспокойству, испугу, ужасу, панике.

Заканчивается стихотворение репликой «Не уйдешь!». Но автор реплики не назвал. Кто это? Старуха?! Судьба!?  Герой!? Загадка остается не решена.

Анализ стихотворения «Собака»

Стихотворение представляет собой философские размышления о жизни и смерти. Тема произведения, находящая на поверхности, рассказ автора о нем самом и его собаке. Скрытая тема произведения – одиночество, размышления о незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Интересны стилистические средства, используемые для создания образа смерти. Она предстает перед нами в образе огромной хищной птицы, которая «налетит», «махнет» (метафора) на огонек жизни «холодным широким крылом». Даже сама жизнь у Тургенева представлена как отдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и «одна жизнь жмется пугливо к другой» (метафора).

В тексте также присутствуют тавтологии: «гляжу в глаза», «она сама себя не понимает — но я ее понимаю», «две пары одинаковых глаз» и «в каждой из этих пар». Во втором случае повторение глагола «понимать» используется как стилистический прием, который подчеркивает некую незримую связь между человеком и животным, которым не нужны слова, чтобы понять друг друга.

Для усиления интонации в последнем предложении используется эпифора. «Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И каждой и этих пар, в животном и в человеке, — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.»  незавершенность фразы (многоточие), восклицательные предложения усиливают напряженность.

 «И конец!» - подчеркивается необратимость, безвыходность. «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…» — восклицательный знак используется для усиления отрицания.

Анализ стихотворения «Воробей»

Миниатюра посвящена героической птице, воробью, сумевшему преодолеть страх и ужас смерти ради спасения воробышка: «Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он  жертвовал собою!» Автор ещё раз убеждается, что «любовь сильнее смерти  и страха смерти. Только ею движется жизнь. Последний абзац – апофеоз  счастья, счастья от сделанного открытия, от справедливости закона, которому подчиняется мир.

Учитель: мысль, прозвучавшая в стихотворении «Воробей» - это любимая мысль автора, отразившаяся во многих его произведениях.

Давайте ещё послушаем выразительное чтение стихотворений в прозе.  (чтение наизусть стихотворений подготовленными учащимися)

«Русский язык»

«Встреча»

«Дрозд 2»

«Без гнезда»

«О моя молодость, о моя свежесть»

Какие вопросы ставит автор в своих стихотворениях?

1. Как и в своих романах, автор ставит самые сложные и разнообразные социальные, нравственные и эстетические проблемы.
2. Они изумляют не только прелестью словесного искусства, но и большой смелостью, даже дерзостью, с которой он обращается к вечным загадкам жизни и смерти, красоты и безобразия, любви и страдания.
3. Тургенев неизменно возвращался к главным темам дня: народ, личность, настоящее и будущее России, смена поколений, миг, вечность.
4. Возрастом и одиночеством продиктовано начало многих последних сочинений Ивана Сергеевича Тургенева. Тем не менее, нота оптимизма пробивается и через эту печаль. Печаль Тургенева светлая, пушкинская, многие стихотворения о смерти, об одиночестве. Но общая философская доминанта — жизнеутверждение.

Учитель. Жанровая специфика этого произведения отразилась в заголовке. И.С. Тургенев использовал в названии прием оксюморона. «Стихотворения в
прозе» относятся к лирическому роду и, хотя в них нет рифмы и размера, по языку, мелодичности, композиционным особенностям они выступают в виде самых настоящих стихотворений. В них как бы сконцентрированы его житейские наблюдения и раздумья. Не случайно многие из них стали крылатыми словами — афоризмами: «Только любовью держится и движется жизнь» («Воробей»), «Мы еще повоюем!», «Житье дуракам между трусами» («Дурак»), «Бывают улыбки хуже слез» («Памяти Ю.Л. Вревской»).

Итак, «Стихотворения в прозе» - это прозаическое произведение  малой формы. Такой жанр был новым в литературе второй половины XIX века. И. С. Тургенев не надеялся на благосклонное внимание публики к книге. Но пророчество автора не сбылось. Стихотворения встретили самый радушный прием и надолго остались в литературе, которая откроется перед вами, ребята, новыми находками и раздумьями, обогащающими духовный мир человека.

Попробуйте вспомнить самые острые чувства, самые сильные впечатления от услышанного и попытайтесь написать свое стихотворение в прозе.  Для этого обязательно продумайте образ. 

Темы стихотворений в прозе:

• раздумья о ничтожности человеческой жизни перед вечностью природы;

• размышления писателя о русском народе;

• гуманность человеческих отношений;

• торжествующая любовь;

• противопоставление добра и зла;

• размышления о неотвратимости смерти;

• счастье и красота;

• воспоминания о давней любви;

• о подвиге и трусости;

• о русском языке, его роли


                                                                Приложение

Звучит

«Утро туманное» А. Абаза.

 

 

 

 

Слайд 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

 

 

 

 

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по карточке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6

 

 

 

 

 

 

 

«Меркнет слабый свет свечи» П.И.

Чайковский

 

  

 

Слайд № 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 10

 

Слайд № 11

 

Слайд № 12

 

Слайд № 13

 

Слайд № 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Собака
 Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
Собака сидит предо мною — и смотрит мне прямо в глаза.
И я тоже гляжу ей в глаза.
Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает — но я ее понимаю.
Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом...
И конец!
Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
Нет! это не животное и не человек меняются взглядами...
Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на Друга.
И в каждой из этих пар, в животном и в человеке — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль 1878
Старуха
Я шел по широкому полю, один.
И вдруг мне почудились легкие, осторожные шаги за моей спиною... Кто-то шел по моему следу.
Я оглянулся — и увидал маленькую, сгорбленную старушку, всю закутанную в серые лохмотья. Лицо старушки одно виднелось из-под них: желтое, морщинистое, востроносое, беззубое лицо.
Я подошел к ней... Она остановилась.
— Кто ты? Чего тебе нужно? Ты нищая? Ждешь милостыни?
Старушка не отвечала. Я наклонился к ней и заметил, что оба глаза у ней были застланы полупрозрачной, беловатой перепонкой, или плевой, какая бывает у иных птиц: они защищают ею свои глаза от слишком яркого света.
Но у старушки та плева не двигалась и не открывала зениц... из чего я заключил, что она слепая.
— Хочешь милостыни? — повторил я свой вопрос. — Зачем ты идешь за мною? — Но старушка по-прежнему не отвечала, а только съежилась чуть-чуть.
Я отвернулся от нее и пошел своей дорогой.
И вот опять слышу я за собою те же легкие, мерные, словно крадущиеся шаги.
«Опять эта женщина! — подумалось мне. — Что она ко мне пристала? — Но я тут же мысленно прибавил: — Вероятно, она сослепу сбилась с дороги, идет теперь по слуху за моими шагами, чтобы вместе со мною выйти в жилое место. Да, да; это так».
Но странное беспокойство понемногу овладело моими мыслями: мне начало казаться, что старушка не идет только за мною, но что она направляет меня, что она меня толкает то направо, то налево, и что я невольно повинуюсь ей.
Однако я продолжаю идти... Но вот впереди на самой моей дороге что-то чернеет и ширится... какая-то яма... «Могила! — сверкнуло у меня в голове. — Вот куда она толкает меня!»
Я круто поворачиваю назад... Старуха опять передо мною... но она видит! Она смотрит на меня большими, злыми, зловещими глазами... глазами хищной птицы... Я надвигаюсь к ее лицу, к ее глазам... Опять та же тусклая плева, тот же слепой и тупой облик...
«Ах! — думаю я... — эта старуха — моя судьба. Та судьба, от которой не уйти человеку!»
«Не уйти! не уйти! Что за сумасшествие?.. Надо попытаться». И я бросаюсь в сторону, по другому направлению.
Я иду проворно... Но легкие шаги по-прежнему шелестят за мною, близко, близко... И впереди опять темнеет яма.
Я опять поворачиваю в другую сторону... И опять тот же шелест сзади и то же грозное пятно впереди.
И куда я ни мечусь, как заяц на угонках... всё то же, то же!
«Стой! — думаю я. — Обману ж я ее! Не пойду я никуда!» — и я мгновенно сажусь на землю.
Старуха стоит позади, в двух шагах от меня. Я ее не слышу, но я чувствую, что она тут.
И вдруг я вижу: то пятно, что чернело вдали, плывет, ползет само ко мне!
Боже! Я оглядываюсь назад... Старуха смотрит прямо на меня — и беззубый рот скривлен усмешкой...
— Не уйдешь!
Февраль, 1878
Воробей
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой - и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тельце трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущённого пса - и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
Апрель, 1879

Похожие публикации