Войти / Зарегистрироваться

Адаптированные методы научного творчества в обучении русскому языку

Получить свидетельство
Автор: Войтюлевич Лариса Александровна

Воспитание творческой личности – первостепенная задача любого современного учебного заведения, начиная со школы и все усилия должны быть направлены на решение этой задачи.
Творчество – это двигатель всех дел учащегося. Ведь учебу, внеклассную работу, способность вовлечь в процесс педагогов, студентов и их родителей, т.е. любое дело, связанное с учёбой, можно сделать творческим, увлекательным [1].
К тому же, творческие дела на самом деле являются коллективными, т.к. планируются, готовятся, совершенствуются и обсуждаются совместно. При этом вырабатывается культура общения: умение вести дискуссию, сопереживать, корректировать свое поведение. А главное – творческие дела помогут найти и поддержать в каждом студенте хорошее, увидеть личность в каждом из них.
Каждый человек должен творить в области своих интересов и на уровне своих возможностей. Разве создание нового рецепта блюда хуже, чем написание литературного романа? Возникает вопрос – какая цель является творческой? Для этого Г. С. Альтшуллер и И. М. Верткин предложили следующие критерии [2].
Новизна – цель должна быть новой никем ранее не достигнутой, или новыми должны быть средства достижения цели.
Общественная полезность – цель должна быть полезна и для самого творца и для других людей и цивилизации в целом.
Конкретность – структура цели должна быть конкретной и ясной, как для самого творца, так и для других.
Значительность – достижение поставленной цели должно принести значительные результаты обществу.
Еретичность – цель должна содержать в себе элемент фантастичности, неправдоподобности.
Практичность – работа над целью должна приносить конкретные практические результаты.
Независимость – достижение цели, во всяком случае на первом этапе не должно требовать дорогостоящего оборудования, помощи больших научных коллективов.
За основу по данной теме я взяла теорию развивающего обучения, которая ориентирует на поиск психолого-педагогических средств, воздействующих на формирование интеллекта обучающегося, на развитие основ творческой личности.
Всё это мы можем найти в работах Г. С. Альтшуллера, Н. Е. Вераксы, Л. С. Выготского, М. С. Гафитулина, Л. А. Григорович, В. В. Давыдова, О. М. Дьяченко, М. М. Зиновкиной, А. Н. Леонтьева, А. М. Матюшкина, Н. Н. Поддъякова, Е. Е. Сапоговой, Н. Ф. Талызиной и других [3].
Опираясь на результаты обобщения новых психологических и педагогических концепций обучения, инновационных технологий, на результаты собственных фундаментальных исследований, исследований ученых-педагогов и психологов, а также на труды разработчиков Теории решения изобретательских задач и др. Зиновкиной М. М. были созданы и описаны психолого-педагогические основы Многоуровневой системы непрерывного креативного образования НФТМ – ТРИЗ (Непрерывное формирование творческого мышления и развития творческих способностей с активным использованием теории решения изобретательских задач) [4]. Инновационные педагогические технологии в многоуровневой системе НФТМ-ТРИЗ предусматривают реализацию основных дидактических принципов через изменение структуры уроков и их оригинальное наполнение. Подробное описании можно встретить в работах Зиновкиной М.М. и Утёмова В.В. [5,6].
1. Блок мотивации. «Удивление есть начало всякой мудрости» (Сократ). Проблема мотивации учебной деятельности традиционна для педагогической психологии. Изучением ее роли, содержания, видов мотивов, их развития и целенаправленного формирования занимались в разные годы Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. И. Божович, А. К. Маркова, Г. С. Абрамова, М. В. Матюхина, Г. И. Щукина, П. М. Якобсон и другие ученые.
Общие концепции мотивации учебной деятельности были применены и к анализу мотивов учения студентов. Оказалось, что учебная мотивация студентов существенно отличается от мотивации школьников не только из-за их возрастных различий. Деятельность студентов в техникуме с полным основанием можно назвать учебно-профессиональной. А значит, профессиональные мотивы не просто «вклиниваются» в структуру мотивации учения, а становятся ее неотъемлемой частью, взаимодействующей с мотивами учения и формирующей учебно-профессиональную мотивацию. Исследованию мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов посвятили свои работы М. В. Делеу, Л. Б. Ительсон, Е. И. Савонько, Л. П. Урванцев, М. И. Дьяченко, О. Н. Арестова, А. А. Вербицкий, Н. А. Бакшаева, А. А. Реан и другие психологи [7].
Ученые доказали, что мотивация является одним из ведущих факторов успешного обучения. Но особенности этого фактора и его действенность различаются, а именно, на разных этапах учебного процесса, через которые проходит студент. От первого к последнему курсу изменяется и сама учебно-профессиональная деятельность, и ее мотивация. Специфичным для студентов-первокурсников считается процесс их адаптации к новой ситуации в целом и к учебной деятельности, в частности.
Для мотивации можно использовать метафоры. Например. Однажды шёл по лесу мудрец. И он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже очень давно, сильно устал, а результат был очень невелик. «Что ты делаешь?» – спросил мудрец. «Не видишь – я работаю!» – сердито ответил лесоруб. «Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее» – посоветовал мудрец. «Не мешай мне, мне некогда, мне работать надо!» – ответил упрямый лесоруб [8].
Мотивацией может послужить предположение. Давайте зададим себе вопрос: «Сколько ударений может быть в слове?» Одно, два. А если я скажу, что может быть три, а ещё бывает такое, что слово остаётся без ударения.
В какой степени успешность учебной деятельности первокурсников связана с мотивацией учения? Какие компоненты мотивации играют большую, а какие – меньшую роль в этой связи?
Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток.
Человеку, в качестве мотивационных факторов, стали приписывать те же органические потребности, которыми ранее наделяли только животное, в том числе и инстинкт. Одним из первых проявлений такой крайней, иррационалистической, по существу биологизаторской, точки зрения на поведение человека стали теории инстинктов 3. Фрейда и У. Манн Дауголла [8].
Учебная деятельность студентов может быть также представлена как функциональный блок, состоящий из различных уровней.
2. Блок творческого разогрева. В этот блок могут входить различные творческие задания в форме игры. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношении и проявлений в труде. Творческие задания можно решить различными методами: «Методом проб и ошибок», «Методом разрешения противоречий», «Методом выявления противоречий», «Методом преодоления психологической инерции». Все эти методы можно применять в форме игры [9].
3. Теоретический блок 1. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
В качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элемент (иногда весьма существенный) более обширной технологии; в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде с четко выраженной учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.
Иногда такие игры входили в историю. Так в Петербурге в 1815 году было образовано литературное общество «Арзамас». Члены этого литературного общества называли друг друга веселыми прозвищами. Жуковский назывался Светланой, Д. Блудов – будущий министр внутренних дел, звался Кассандрой, поэт Пушкин носил имя Вот, а потом, когда ему присвоили звание старосты – Вот – я – вас.
Особенностями игры в старшем подростковом возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. Поэтому в данном возрасте студентам интересны деловые игры. Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового материала и его закрепления, развитие творческих способностей, формирования учебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций [10].
4. Блок примеров 1.Лексико-фразеологические игры: «Собери фразеологизм»; «Переводчик»; «Кто быстрее?»; «Найди пару»; «Объясни значение»; «Прямое и переносное»; «Аукцион»; «Замени фразеологизмом»; «Подбери синонимы»; «Географические названия»; «Имена собственные»; «Закончи фразеологизм»; «Угадай профессию».
Лингвистические игры. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм: «Третий лишний»; «Справочное бюро»; «Словарный диктант»; «Диктант-шутка»; «Диктант-молчанка»; «Лингвистический футбол»; «Цифровой диктант»; «Какой глагол задуман?»; «По опорным словам»; «Омофоны»; «Глаголы-парадоксы»; «Подбери синонимы»; «Аукцион»; «Цепочка»; «Кто последний»; «Двойное ударение».
Микроисследования как одна из форм реализации игровых технологий.  Задания этого типа предполагают формирование у обучающихся исследовательских умений (на доступном для определенного возрасте уровне): работы с научно-популярной литературой и справочниками; умение анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада) [11].
Нестандартный подход проявляется в необычной формулировке темы, в занимательном характере исследования. Здесь за внешней простотой формы – серьезное лингвистическое содержание. Наиболее типичны следующие: а) развернутый ответ на вопрос проблемного характера или обычно сформулированный вопрос; б) сочинение на лингвистическую тему. Исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).
К нестандартным заданиям можно отнести: диктанты на засыпку; предметные (терминологические), диктанты (лингвистический, литературоведческий, математический, исторический).
5. Блок экспериментов 1.
Эксперимент 1. В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо - и социодрама.
На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета, союза наставников, отдела, цеха, участка и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность. Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
Эксперимент 2. «Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки – научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.
6. Теоретический блок 2.
Свойство тел сохранять свою скорость при отсутствии действия на него других тел называется инерцией. Этот первый закон Ньютона называют законом инерции. Но инерция встречается и в поведении человека и в манере его мышления. Проявляться инерция может в любой форме.
7. Блок примеров 2. Формами проявления инерции может быть:
- инерция созвучия, т.е. совпадения слова-ответа по рифмующимся слогам.
 
Едет он на двух колёсах,
Не буксует на откосах.
И бензина в баке нет.
Это мой …(велосипед).
 
Когда порою одиноко,
Вдруг в тишину ворвётся звон,
И голос друга издалёка
Тебе подарит …(телефон)
 
На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела,
В пёстрой юбке танцовщица,
Музыкальная …(юла)
 
- инерция авторитета (Согласно взглядам Аристотеля тело движется только тогда, когда на него действуют другие тела, а при отсутствии внешнего воздействия тело может только покоиться. Идеи древнего философа господствовали в науке около двух тысяч лет. Верно ли утверждение Аристотеля?) В 17 веке итальянский ученый Галилео Галилей первый показал, что тело может не только покоиться в отсутствии внешнего воздействия, как утверждал Аристотель, но может ещё и двигаться. Это видно из опыта с попугаем. Выполним опыт с попугаем Кешей, который отправился в Таити на машине. Но он так замечтался об отдыхе, что не увидел препятствия перед собой и упал. Подумайте и скажите, почему упал попугай? На него никто же не действовал, а он продолжил движение в виде падения.
- инерция движения. Вы разбежались, отталкиваясь от снега, набрали скорость, вскочили на ледяную дорожку, скользите. Меняется ли ваша скорость? Почему? В конце ледяной дорожки вам, к несчастью, попалась «проплешина», свободная ото льда земля. Что произойдет? (всё объясните на основе закона Галилея)
- инерция привычной функции (авторучка-указка, авторучка с подсветкой)
- инерция привычного принципа действия (Проснулся-умылся-почистил зубы -заправил-попил-оделся)
- инерция привычного состава компонентов (вода-чай-сахар-молоко)
- инерция специальных терминов (Для мониторинга и контроля должна быть создана группа надзора. Предполагается, что она будет сформирована в период с 3-й декады текущего месяца до конца квартала. Дебаты прошли без инцидентов.»
- инерция привычных условий эксплуатации (женские капроновые колготки используют, как маску грабители, бабушки как средство для хранения и сушки лука)
8. Блок экспериментов 2.
Эксперимент 3. Делить систему на подсистемы.
Тема «Словообразование». Можно использовать такие игры, образовать слово, используя морфемы других слов (прибежать – приставка; школьник – корень; каменный – суффикс; красивый – окончание = пришкольный).
Эксперимент 4. Сейчас мы попробуем определить, присутствует ли у вас одна из форм инерции. Примером инерции привычной формы является такое задание: Назвать слова во множественном числе, например: плот – плоты, дуга –, рука – , мука – , житель –, грек – , узбек – , человек – по инерции произносят «человеки».
Психологическая разгрузка.
Эксперимент 5. Физкультминутка. Предлагаю вам изобразить поведение пассажиров во время поездки в троллейбусе. Представьте, что я – водитель. Я:
- Резко трогаюсь с места. Куда отклоняетесь? (Назад). Почему? Из-за инерции движения пассажира. При резком увеличении скорости ноги уходят вперёд, а верхняя часть тела продолжает двигаться с прежней скоростью, в результате происходит отклонение пассажира назад.
- Поворачиваю направо. (Налево). Почему? Т.к. вы продолжили по инерции двигаться по курсу вперёд.
- Поворачиваю налево. (Направо).
- Резко торможу. (Вперёд). Происходит это в силу инерции движения пассажира, т.к. при внезапной остановке ноги из-за трения «припечатываются» к полу, а тело продолжает двигаться. Пока мы ехали, всё время с нами была госпожа «Инерция». Подумайте и ответьте, когда же проявляется инерция?
(Инерция проявляется, если изменяется значение скорости или её направление.)
9. Теоретический блок 3. В зависимости от предъявляемых учащимся проблемных ситуаций, мыслительных действий, формы представления противоречий (явные, скрытые) условно можно выделить три уровня сложности (от простого – к сложному) содержания системы творческих заданий, в соответствии с которыми распределены методы творчества, характеризующие творческую деятельность обучающихся. При выполнении этих заданий учащиеся, наряду с эвристическими, должны использоваться алгоритмические методы организации творческой деятельности.
Каждый уровень представляет собой своеобразную ступеньку продвижения учащегося к овладению опытом творческой деятельности, определяемую уровнем развития компонентов креативности.
В качестве объекта на III уровне сложности выступают слова, предложения. Творческие задания уровня предполагают работу по образцу, объяснение значение слова, фразы и предназначены для развития творческой интуиции, продуктивного воображения. Выполнение творческих заданий осуществляется на основе выбора вариантов и накопленного творческого опыта в младшем школьном возрасте. Используются эвристические методы творчества: метод фокальных объектов, морфологический анализ, метод контрольных вопросов, отдельные приемы типового фантазирования.
10. Блок примеров 3. Задания III уровня сложности. На занятиях по русскому языку лучше брать пословицы с нравственной тематикой. Например: Ты ему по секрету, а он всему свету. Не вкусив горького, не узнаешь и сладкого. Язык и хлебом кормит, и дело портит. «Я чувствую, что я…» (рассказ-фантазия).
Задания II уровня сложности находятся на ступеньку выше и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения. Под объектом в заданиях данного уровня выступает текст. Творческие задания представлены либо в виде проблемной ситуации, либо предполагают создание собственного продукта на основе предложенного. Примерами заданий данного уровня могут быть: «Я начну, а ты продолжи…» (проба поэтического пера).
Задания I уровня сложности. Это задания, содержащие скрытые противоречия. В роли объекта на этом уровне рассматриваются система русского языка в целом или художественная система писателя, эпохи. Задания такого типа направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения. Предполагают выполнение творческих заданий на основе мыслительных инструментов ТРИЗ.
11. Блок экспериментов 3. А теперь проверим,как задания разного уровня сложности выполняют студенты.
Эксперимент 6. Задания III уровня сложности. Студенты должны представить, что они превратились в один из предметов, их окружающих. Передать свои ощущения. Постараться свои мысли записать в форме маленького рассказа или стихотворения.
Эксперимент 7. Задания II уровня сложности. На доске записаны две стихотворные строки. Нужно завершить начатое за определенное количество времени. От цитаты высказывания к собственному тексту. Внимательно прочитать высказывания. Выбрать одно из них – по своему усмотрению. Определить тему и сформулировать главную мысль (идею) этого высказывания. Выразить  свои мысли в небольшом тексте-рассуждении. Например: Война превращает в диких зверей людей, рожденных, чтобы быть братьями. Ф. Вольтер.
Эксперимент 8. Задания I уровня сложности. Примерами заданий данного уровня могут быть: Исследование «Энциклопедия одного слова».
1. Исследовать одно слово с научной точки зрения (с точки зрения каждого из разделов науки о языке), а потом проследить, как живет слово в сказке, маленьком рассказе, большой повести, в стихах.
Процесс увеличения количества творческих заданий должен носить постепенный характер: освоили студенты правила выполнения творческих заданий определенного вида – соответственно увеличивается их количество. Начинать лучше с тематических занятий, цель которых – объединить язык и речь. Результатом таких занятий становится создание студентами собственных текстов. Тематические занятия на речевой основе позволяют включить студентов в активный процесс речевого творчества [12-14].
11. Резюме. Последним блоком в структуре креативного занятия является Резюме. На этом этапе преподаватель подводит краткие итоги занятию и устно осуществляет обратную связь с учащимися, выявляет их мнение о занятии. Преподаватель просит всех оценить само занятие (интересно – не интересно, понравилось – не понравилось и т.д.), например, с помощью двух карточек-смайликов, на которых изображены рожицы – грустная и улыбающаяся. Показывая одну из этих карточек, учащиеся дают оценку занятию. То есть речь идет о качественной и эмоциональной оценке занятия. Возможны другие варианты оценки со стороны студентов. Их нужно сочетать.
Дополнительный вариант качественной и эмоциональной оценки занятия –студентам предлагается закрыть глаза. Далее преподаватель просит поднять руки тех, кому занятие понравился, затем тех, кому занятие не понравился. Все это делается с закрытыми глазами.
Однако даже такая примитивная оценка занятия, позволяет преподавателю внести необходимые коррективы в содержание занятия и методику его проведения.
Важность интеллектуальной активности студентов и усилий по регуляции собственной активности отмечается как главное условие пробуждения и роста способностей. Развитие способностей к самоуправлению в творческой деятельности осуществляется через рефлексию. Рефлексия у учащихся проявляется с двух сторон: как оценка задачи, которую надо решать и как оценка своих ресурсов: могу ли я данную задачу решить.
В данном компоненте блоков предусмотрено развитие навыков качественной оценки и самооценки личной и коллективной деятельности; рецензирование; дискутирование; индивидуальное и коллективное планирование знаний; исключение «неработающих» средств, задач; проверку достижения целей; использование тестов контроля за качеством усвоения и уровнями развития.
Как и для других компонентов креативного занятия важно своевременное получение позитивной обратной связи.
 
Ссылки на источники
  1. Методические пособия и рекомендации, опубликованные на сайте Рубрика «ТРИЗ и технологии образования» – http://www.trizminsk.org/e/index.htm#03
  2. Альтшуллер Г. С. Найти идею. – Петрозаводск, 2003г.
  3. Альтшуллер Г. С. Структура талантливого мышления. Творчество как точная наука. – М.: Сов. радио, 1979.
  4. Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Социально-антропологические проблемы информационного общества. Выпуск 1. – Концепт. – 2013. – ART 54054. – URL: http://e-koncept.ru/teleconf/1/rynok_truda_i_obrazovanija/struktura-kreativnogo-uroka.html – Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. – ISSN 2304-120X.
  5. Утёмов В. В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». – 4 квартал 2011, ART 11-4-02. – Киров, 2011 г. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2011/11402.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. – ISSN 2225-1618.
  6. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. – 2012. – № 9 (сентябрь). – ART 12116. – 1,0 п. л. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. – ISSN 2304-120X.
  7. Шаталов В. Ф. «Психологические контакты». М., НМО «Творческая педагогика», 1992
  8. Хоменко Н. Н. Теория решения изобретательских задач – ТРИЗ (краткая справка) http://www.trizminsk.org/intr.htm
  9. Александрова А. Г. Занимательный русский язык. – Тригон. Санкт-Петербург, 1998.
  10. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения – М.: Директ-Медиа, 2008
  11. Бондаренко С. М. Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5-7 кл. / – М.: Просвещение, 1991.
  12. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. Москва: «Просвещение», 1991.
  13. Литвинова О. И., Головина Л. И. Пособие по русскому языку для внеклассной работы в школе. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2009.
  14. Шкатова Л. А. Подумай и ответь. Занимательные задачи по русскому языку. Москва: «Просвещение», 1989.
Voytyulevich Larisa Alexandrovna,
teacher of the Budget Educational Institution of Secondary Education «Muravlenkovsky Versatile College», Muravlenko, Yamalo-Nenets Autonomous District, Tyumen Region, Russia.
voitiulievich@bk.ru
Adapted Methods of Scientific Creativity in Teaching Russian.
Annotation. The paper presents a model of creative thinking which ensures the development of systems thinking, the ability to identify the forms of the function depending on the function to divide the system into the parts to determine the super-system, consider the system in its development. The author cites the adapted methods used by her in the lessons.
Keywords: creative personality, practicality, functionality, creative assignments, role play.

Похожие публикации