Отношение к творчеству, творцу в общественном сознании менялось в соответствии с эпохами развития человечества. Творец-созерцатель – в античном мире, творец-художник – в эпоху Возрождения, творец-мыслитель – в XVII-XVIII вв., учёный, конструктор в XIX-начале XX в, ... Сегодня мы стоим на пороге осознания творца как человека в его индивидуальной неповторимости и разнообразной деятельности. «У человека не всегда имеются объективные и субъективные возможности для создания творчески нового в том или другом виде деятельности. Но, поскольку он личность, у него не может не быть готовности к творческим свершениям, где бы то ни было» [1].
Философская энциклопедия определяет творчество как деятельность, порождающую нечто новое, никогда ранее не бывшее [2]. Это, видимо, самое широкое определение творчества. Можно определить значение этого слова и по-другому, подчеркнув, что творчество является человеческой деятельностью. Творчество – деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Известный психолог Л. С. Выготский говорил, что в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека [3].
Проблема творчества волновала людей всегда, выступая как общечеловеческая проблема. Феномен гениальности тоже всегда вызывал восхищение людей и составлял непреходящую ценность цивилизаций. Педагоги обычно ставят вопрос о раннем выявлении задатков таланта в детях, о путях развития этих задатков.
В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.
Проблему творчества в разное время изучали: советские психологи Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, педагог В. П. Пархоменко и др. [4]. Опираясь на результаты обобщения новых психологических и педагогических концепций обучения, инновационных технологий, на результаты собственных фундаментальных исследований, исследований ученых-педагогов и психологов, а также на труды разработчиков Теории решения изобретательских задач и др. Зиновкиной М. М. были созданы и описаны психолого-педагогические основы Многоуровневой системы непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ (Непрерывное формирование творческого мышления и развития творческих способностей с активным использованием теории решения изобретательских задач). Инновационные педагогические технологии в многоуровневой системе НФТМ-ТРИЗ предусматривают реализацию основных дидактических принципов через изменение структуры уроков и их оригинальное наполнение [5].
1. Блок мотивации.
1. Блок мотивации.
Профессор В. Г. Максимов придерживается взгляда, что обучить творчеству невозможно, но это вовсе не значит, что не нужно содействовать его формированию и развитию. Он утверждает, что без определенных задатков педагога невозможно ожидать от него творческого подхода к профессии. Должны присутствовать такие качества, как любовь к детям и к своему делу, высокая нравственная и эстетическая культура, искусство владения словом, особая чуткость и внимание к миру детских переживаний чувств. Эти качества составляют ядро личности педагога-мастера, которое делает человека личностью и профессионалом.
Творчество – это двигатель всех школьных дел: учебы, труда, внеклассной работы – способный вовлечь в процесс педагогов, детей и родителей.
Только при полном взаимопонимании, поддержке друг друга, участии родителей, возникает положительный творческий результат.
Целостность учебно-воспитательного процесса укрепляет творческое начало и повышает мотивацию детей к познанию и самовоспитанию.
Педагогическая проблема в творчестве заключается в создании таких условий, когда обучаемый за сравнительно короткий промежуток времени сумеет овладеть содержанием изученных страниц Книги Знаний и попытается открыть для себя и для человечества ее новые страницы. Здесь также не может быть строгих рекомендаций, поскольку это противоречило бы сущности понятия «творчество».
2. Блок творческого разогрева
2. Блок творческого разогрева
Сложившаяся система образования, традиционно основанная на непрерывном и последовательном усвоении знаний, несмотря на многовековую историю, не претерпела практически никаких изменений. Однако объем знаний сейчас таков, что усвоить их не то что целиком, но и частично уже невозможно.
Проблема состояния традиционного обучения заключается в том:
1. Профессора отбирают те элементы научных знаний, которые нужны людям в течение достаточно длительного времени.
2. Авторы школьных учебников «пережевывают» и описывают эти кусочки информации. Их метод – репродукция. Основной источник – имеющиеся уже школьные книги.
3. Учителя передают отобранные конкретные знания ученикам на лекциях и практических занятиях (дорога с односторонним движением информации).
4. Ученики получают и запоминают эти знания пассивно, они повторяют слова учителя и школьных учебников на экзаменах, затем они быстро забывают это (чтобы «освободить комнату» для новых порций материала для запоминания). Документ об образовании, который они получают, чаще всего является «лицензией» на прекращение обучения.
5. Наука, однако, не стоит на месте. Научно-технический прогресс влияет на политику, экономику, образование. Авторы школьных учебников трудятся над тем, чтобы не отставать от времени. При этом они добавляют новые страницы к книгам, но все напрасно: ученикам нет времени учить это. Возникает провал между активной наукой и наукой, изучаемой в школе. Ученики находят отдельные предметы скучными, теряют интерес к школе.
6. Общество выражает недовольство качеством обучения во время выпускных, а затем и вступительных экзаменов. Отмечается, что молодежь не имеет ни достаточных знаний, ни интереса.
1. Профессора отбирают те элементы научных знаний, которые нужны людям в течение достаточно длительного времени.
2. Авторы школьных учебников «пережевывают» и описывают эти кусочки информации. Их метод – репродукция. Основной источник – имеющиеся уже школьные книги.
3. Учителя передают отобранные конкретные знания ученикам на лекциях и практических занятиях (дорога с односторонним движением информации).
4. Ученики получают и запоминают эти знания пассивно, они повторяют слова учителя и школьных учебников на экзаменах, затем они быстро забывают это (чтобы «освободить комнату» для новых порций материала для запоминания). Документ об образовании, который они получают, чаще всего является «лицензией» на прекращение обучения.
5. Наука, однако, не стоит на месте. Научно-технический прогресс влияет на политику, экономику, образование. Авторы школьных учебников трудятся над тем, чтобы не отставать от времени. При этом они добавляют новые страницы к книгам, но все напрасно: ученикам нет времени учить это. Возникает провал между активной наукой и наукой, изучаемой в школе. Ученики находят отдельные предметы скучными, теряют интерес к школе.
6. Общество выражает недовольство качеством обучения во время выпускных, а затем и вступительных экзаменов. Отмечается, что молодежь не имеет ни достаточных знаний, ни интереса.
Для плодотворной работы и создания чего-то нового необходимо обладать широким кругозором и уметь грамотно решать проблемы. Вузов, где этому учат, сейчас единицы. А объем информации в мире продолжает расти: по некоторым оценкам, он увеличивается каждые десять лет вдвое. Пройдет еще время, и люди просто захлебнутся в потоке информации. Одним словом, пора переходить от традиционного образования (непрерывного усвоения новых знаний и их накопления) к образованию креативному [6].
Выделение универсальной творческой способности, названной креативностью (от английского creativity – дословно: творческость), произошло не так давно и связано с именем Гилфорда, предложившего трехфакторную модель интеллекта. Креативность определяется более конкретно как «совокупность мыслительных (дивергентное мышление; беглость, гибкость, оригинальность мышления; широта категоризации, генерализованная чувствительность к проблеме; умение абстрагироваться, конкретизировать, перегруппировывать идеи) и личностных (регуляторные процессы, воссоздающее и творческое воображение, фантазия) качеств, способствующих проявлению и становлению творчества как субъективного, индивидуально окрашенного стиля деятельности ЛИЧНОСТИ». Гилфорд указал на принципиальное различие двух типов мыслительных операций. Мышление, направленное на нахождение единственно правильного решения задачи, было названо конвергентным (сходящимся). Тип мышления, идущего в различных направлениях, ищущего решение различными путями, назван дивергентным (расходящимся). Дивергентное мышление может привести к неожиданным, непредвиденным выводам и результатам.
Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности:
1) оригинальность – способность продуцировать необычные ответы;
2) продуктивность – способность к генерированию большого числа идей;
3) гибкость – способность к легкой переключаемости и выдвижению разнообразных идей из различных сфер знания и опыта;
4) способность усовершенствовать объект, добавляя детали.
Кроме того, к креативности относится способность к обнаружению и постановке проблем, а также способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.
В отличие от интеллектуалов, которые могут решать хотя и сложные, но уже поставленные кем-то задачи, креативы способны самостоятельно видеть и ставить проблемы [3].
3. Теоретический блок 1.
3. Теоретический блок 1.
Все чаще в последнее время говорят, что изменились дети, и учить стало труднее. А студенты говорят, что не испытывают интереса к учению. Привычный, стандартный обучения мир часто ограждает детей от большого мира с его сложностями и опасностями, поэтому выпускники в большинстве своем не готовы к свободному использованию полученных знаний в повседневной жизни. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать или создавать новую.
Современный педагог должен знать различные технологии, методы и приемы обучения и умело комбинировать их в соответствии с педагогической задачей. И самыми эффективными приемами активизации устной речи обучающихся, на мой взгляд, являются интерактивные приемы.
Интерактивный – значит взаимодействовать. Интерактивные приёмы способствуют организации комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Использование этих приёмов предполагает моделирование жизненных ситуаций, ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.
В интерактивном обучении учитываются потребности обучающегося, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, обучающийся анализирует собственную деятельность. Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с педагогом и сверстником каждый чувствует себя комфортнее. Современный педагог все чаще использует на занятиях нестандартные формы и методы обучения, такие как: «Карта памяти», «Мозговой штурм», «Синквейн», «Ажурная пила», «Карусель» и многие другие [7]
4. Блок примеров.
4. Блок примеров.
«Кейс-стади», метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа – техника обучения, использующая описание реальных социальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
Пример 1
Ситуация 1:
Представлен пример издержек воспитания (необходимо самостоятельно определить проблему и найти пути решения, а так же рекомендации для предотвращения подобных ситуаций)
Ситуация 2
Представлен пример компьютерной зависимости (необходимо самостоятельно определить проблему и найти пути решения, а также рекомендации для предотвращения подобных ситуаций).
Пример 2
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу. Слово «Синквейн» происходит от французского «cinq», означающего – пять. Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Как это делать
Название (обычно существительное) -----
Описание (обычно прилагательное) -----
Действия -------------
Чувство (фраза) --------
Повторение сути -------
Пример синквейна по теме ШТОРМ
Ветер…
Балуется…
Играет жизнями
Корабли на скалы сносит…
Горе…[7].
5. Теоретический блок 2
Активизация творческого мышления предполагает знание факторов, отрицательно влияющих на него [8] (рис. 1).
Наиболее важным для творчества видом мышления является воображение. Творческому воображению, фантазии принадлежит решающая роль в создании нового и развитии общества. Эта способность должна постоянно развиваться, стимулироваться и тренироваться (рис. 2).
Специфичность акта творчества заключается во внезапном озарении, в осознании чего-то, всплывшего из глубин подсознания, в охвате элементов ситуации в тех связях и отношениях, которые гарантируют решение задач. Поиск решения творческой задачи чаще всего продолжается в подсознании, причем сам процесс обработки информации при этом не осознается (в осознании отражается лишь результат решения).
Одной из проблем творчества является его мотивационная структура. Мотивации (побуждения) связаны с потребностями человека (рис. 3).
Рис. 3.
6. Блок резюме.
Рис. 3.
6. Блок резюме.
Одной из важнейших задач развития творчества является развитие творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков. В связи с этим повышается роль формирования личности, способной в будущем к высокопроизводительному труду.
Внеклассная работа по творчеству в сочетании с учебными занятиями помогает приобрести глубокие и прочные знания. Занимаясь творчеством, можно практически применять и использовать полученные знания в различных областях, что в будущем облегчит сознательный выбор профессии и последующее овладение специальностью.
Усилиями многих педагогов накоплен большой опыт работы. Сложились конкретные организационные формы этого звена учебно-воспитательного процесса, разработаны основы работы занятий с обучающимися по различным направлениям развития творчества [1].
Ссылки на источники
- Бердяев Н. А. Самопознание: сочинения / Н. А. Бердяев. – М.: ЗАО Изд-во «ЭксмоПресс»; Харьков: Изд-во «Фолио», 2008.
- Вишнякова Н. Ф. Креативная психопедагогика: монография / Н. Ф. Вишнякова. – Ч.Ι. – Минск, 2005.
- Иванов Ю. А. Воспитание творческой личности: Дидактический аспект: Монография. – Брест: Изд-во Брестск. ун-та, 2000.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 2009, № 6.
- Утёмов В. В. Адаптированные методы научного творчества в обучении математике // Концепт: научно-методический электронный журнал. – 2012. – № 7 (июль). – ART 12095. – 0,5 п. л. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12095.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.
- Иванов Ю. А. Воспитание творческой личности в школе: пособие для руководителей и педагогов общеобразовательных школ / Ю. А. Иванов. – Мн.: Экоперспектива, 2004.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2007.
- Иванов Ю. А. Воспитание творческой личности в условиях общеобразовательной школы. ¾ Брест: Изд-во Брестск. ун-та, 2008.
- Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Современные научные исследования. Выпуск 1. – Концепт. - 2013. – ART 53572. – URL: http://e-koncept.ru/article/964/ – Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. – ISSN 2304-120X.
Boyarkina Svetlana Nikolaevna,
teacher of GBOU SPO Yamalo-Nenets Autonomous Area «Muravlenkovsky versatile college», of Muravlenko.
Pedagogical aspect of education of the creative person.
Abstract. In article it is considered aspects of development of creative abilities. The author describes methods of scientific creativity in teaching, and as education of the creative person in student teaching. Aspects of formation of future expert are considered.
Keywords: creative potential, creative person, development of the personality, pedagogical process