Войти / Зарегистрироваться

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ

Получить свидетельство
Автор: Старцева Татьяна Ивановна

Исследования научных трудов ученых-педагогов, психологов и разработчиков Теории решения изобретательских задач, новых психологических и педагогических концепций обучения, инновационных технологий, исследований, а также собственные фундаментальные исследования позволили Зиновкиной М. М. создать и описать психолого-педагогические основы Многоуровневой системы непрерывного креативного образования НФТМ – ТРИЗ (Непрерывное формирование творческого мышления и развития творческих способностей с активным использованием теории решения изобретательских задач)
Целю системы НФТМ-ТРИЗ является формирование творческой личности учащихся всех уровней образовательного процесса [3].
Зиновкиной М. М. предложена структура креативного урока, которая состоит из блоков, предполагающих их оригинальное наполнение.
Блок 1 (мотивация) представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность.
Блоки 2 и 6 (содержательная часть) содержат программный материал учебного курса и обеспечивают формирование системного мышления и развитие творческих способностей.
Блок 3 (психологическая разгрузка) представляет собой систему заданий психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию и др.
Блок 4 (головоломка) представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощенных в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея.
Блок 5 (интеллектуальная разминка) представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей учащихся.
Блок 7 (компьютерная интеллектуальная поддержка) обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющихся компьютерных игр-головоломок, адаптированных к возрасту учащихся, обеспечивает переход из внешнего плана действий во внутренний план.
Блок 8 (резюме) обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока [4].
Далее рассмотрим описание занятия по развитию познавательных умений с использованием технологий ТРИЗ.
Конспект НОД по развитию познавательных умений с использованием технологий ТРИЗ в старшей группе «Путешествие в жаркую Африку»
 
Программное содержание: создать условия для развития коммуникативной и эмоциональной сферы у дошкольников посредством формирования представлений о животных Африки
Систематизировать: знания о животных Африки у дошкольников.
Обучающая: создать представление о животном мире Африки, научиться классифицировать по заданному основанию.
Развивать навыки связно-речевых умений, умения выслушивать сверстников при обсуждении проблемных ситуаций. Развитие эмоциональной сферы, логического мышления, классификационных навыков.
Воспитывать навыки дружелюбия, умения радоваться успехом сверстников.
Активизация словаря: называние животных Африки (слон, жираф, бегемот, тигр, лев, буйвол, зебра)
Методы и приемы
Противоречия: Игра «Да- нет»
Ассоциации: творческая игра «Дорисуй животное»
Предварительная работа:
Чтение К. Чуковский «Доктор Айболит»
Дидактические игры с элементами ТРИЗ.

Ход НОД

Блок 1. Мотивации
Воспитатель: «Ребята, я предлагаю детям встать в круг и взяться за руки».
Тихим голосом говорит.
Воспитатель: «Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем как оно дышит!» Все присушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. А теперь послушаем вместе!»
Вдох – все делают шаг вперед, выдох – шаг – назад.
Воспитатель: «Так не только дышит животное, также ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д.».
Воспитатель: Ребята, вы, наверно, маленькие рыбки… и попала в аквариум? 
Дети: Нет

Рис. 1. Материал для игры «Да - нет»

Воспитатель: Тогда, наверно, вы веселые зверюшки, и я попала в джунгли? 
Дети: Нет.  Мы из детского сада…
Воспитатель: Конечно же, вы – ребята из детского сада. А я просто представила себе, что вы – рыбки или зверюшки. И я, и вы, все люди умеют представлять себя кем-нибудь или где-нибудь. Умеют воображать. И мы сегодня попробуем пофантазировать!

Блок 2. Содержательная часть (7 мин)
Игра «Хвосты и ноги – части животных».
Цель: учить детей делить представителей животного мира по признаку ЧАСТЬ, предложить ребенку изобразить схематически признак ЧАСТЬ, дать обобщенное представление о том, что у всех объектов животного мира есть части, но они разные [1].


Рис. 2. Материал для игры «Хвосты и ноги – части животных»
Правила игры: разложить на столе картинки с изображением объектов животного мира на три группу (первая группа – животные имеющие хвосты, вторая группа – животные, имеющие ноги, третья группа – животные, не имеющие ни того ни другого).
Оборудование: набор картинок с изображением представителей животного мира (Количество картинок не ограничено).
Игровые действия: педагог предлагает разложить картинки на три группы. При раскладывании у ребенка возникают проблемные ситуации, когда одно и тоже животное имеет и хвост, и ноги. Ребенку предлагается решить самому по степени важности этой части, в какую группу положить картинку. Взрослый подчеркивает, что части есть у всех животных, но они разные. Предлагается нарисовать по-своему схему этого признака. Схемы используют для дальнейшего развития игры.
Результат: ребенок понимает признак части, которая присуща всем представителям животного мира.
Воспитатель: Ребята, вы, любите путешествовать? Тогда давайте представим себе, что мы отправляемся в путешествие в жаркую Африку.
Африка – большой материк и очень-очень теплый. По величине Африка занимает второе место на нашей планете. Природа Африки разнообразна. (рассматривают карту дети и воспитатель, определяют цветовое пятно – желтого цвета, так как много пустынь). Рассматривают обитателей животного мира на данном континенте.
Вспоминают произведение К. Чуковского «Доктор Айболит», сравнивают и находят на карте животных, о которых говорит автор.
Воспитатель: «Ребята, предлагаю поиграть в игру «Да-нет» с набором картинок.
Цель: закреплять умение у детей сужать поле поиска с помощью уточнения признаков и их значений заданного на картине объекта, закреплять названия признаков.
Правила игры: вопросы можно задавать по самостоятельно выбранному признаку и его значению, убирая те картинки, в которых данное значение признака отсутствует.
Оборудование: набор картинок с изображением животных пустыни: верблюд, антилопа, зебра, слон, страус, буйвол, обезьяна, тигр, лев.
Игровое действие: взрослый загадывает объект на картинке, дети с помощью вопросов, основанных на суждениях для поиска признаков объекта его отгадывают.
Результат: загаданный объект найден. Обсуждается, какой вопрос ребенка и какая схема признака помогла ему сузить поле поиска, убрать наибольшее количество картинок.

Блок 3. Физкультминутка под музыку (2 мин) [2].
Ребята, животные жарких стран не стоят на месте, хотят постоянно двигаться, любоваться природой. Звучит веселая музыка появляется слон….
Физкультминутка «Слон»
В зоопарке ходит слон.
Уши, хобот, серый он (наклоны головы в стороны).
Головой своей кивает (наклоны головы вперед),
Будто в гости приглашает (голову прямо),
1, 2, 3 – вперед наклон
1, 2, 3 – теперь назад (наклоны вперед- назад)
Головой качает слон,
Он зарядку делать рад (подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад).
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка (дети садятся).
Ребята, посмотрите обезьянки… Звучит задорная музыка появляется обезьянки….
Физкультминутка «Обезьянки»
Рано утром на полянке так резвятся обезьянки:
Левой ножкой: топ, топ! Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, верх, верх, кто поднимет выше всех?
Руки вниз – и наклонись, на пол руки положили.
А теперь на четвереньках погуляем хорошенько.
А потом мы отдохнем, посидим, играть пойдем.

Блок 4. Содержательная часть (4 мин)
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами делали зарядку, животные жарких стран все перепутались! Давайте их поселим обратно на свой жаркий материк.
Творческое задание «Пересели животное Африки».
Перед ребенком выкладывают картинки: животные Африки, Антарктиды.
Воспитатель: Пересели животных Африки на свой теплый материал, а то им очень холодно в Антарктиде, они не смогут там выжить!

Блок 5. Психологическая разгрузка (4 мин)
Игра на развитие воображение «Дорисуй животное».
Воспитатель приглашает детей к столу, раздает карточки, на которых изображены различные формы. Предлагает пофантазировать и дорисовать недостающее животное, которое живет в Африке.
Дети выполняют творческое задание, затем делают небольшую выставку и рассматривают работы своих товарищей. Определяя самый лучший рисунок. Дети высказывают свое мнение и вместе выбирают одно решение.

Блок 6. Рефлексия «Солнечные лучики» (1 мин)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы познакомились с животными жаркой Африки, погрелись на солнышке, нам было очень весело. Протяните руки вперед к солнышку и соедините их в центре круга. Давайте тихонечко построит, почувствует себя теплым солнечным лучиком.
Молодцы, вы были очень активными на занятии!

Ссылки на источники:
1. 
Творческие задания на закрепление знаний о классификации объектов рукотворного мира // Учебные материалы для студентов «ВУнивере.ру» [сайт] – URL: http://vunivere.ru/work53777/page17 (дата обращения: 18.01.2017).
2. Кляпышева А. А. Сборник физических минуток для детей [режим доступа] – URL: http://pedsovet.su/_ld/101/10177_sbornik_shizmin.zip (дата обращения: 18.01.2017).
3. Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 4. – С. 261–265. – URL: http://e-koncept.ru/2013/64054.htm.
4. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с.


Похожие публикации