Блок 1 (мотивация) – необходимо пробудить мотивацию и интерес у детей.
Занятие начнется с вопроса «что вы видите?» «Как это можно использовать?» «А как еще?» «А что объединяет их?» Попробуйте предположить.
– Глина, уголь, куркума, лазурит, известняк.
Учимся выдвигать гипотезы, доказывать их. Предметы можно трогать, производить манипуляции (раскрошить, постучать, потереть, бросать и др.). Дети не ограничены в действиях, но об этом не предупреждены. Задавая наводящие вопросы об использовании предметов, добиваюсь их участия и дальнейшее размышление на тему «что объединяет эти предметы»? Всеми этими предметами пользовались наши предки. Что они могли ими выполнять?
Представьте, что вы оказались в то время, когда не было ничего из привычного вам. Как можно использовать эти предметы?
Блок 2 (основное содержание) – формирование системного мышления.
Что ж, мы выяснили что вышеперечисленные предметы объединены одной общей функцией – они умеют оставлять след. В свою очередь оставленный след нам что дает? (какую-то информацию).
Наши предки нам смогли оставить некоторую информацию о себе и своем быте благодаря рисункам. Оказывается, умение смотреть на рисунок, видеть в нем детали и уметь понимать общий смысл может много рассказать о человеке, событиях, эпохи. Мы с вами поучимся сегодня это делать.
Блок 3 (психологическая разгрузка). Задействованы игры для развития обоих полушарий мозга. В этой игре задействовано сенсорное развитие. Дети на время обводят рисунок, не отрывая ручки от бумаги (рис. 1). Или вариант посложнее – дети повторяют рисунок, воспроизводят его по примеру.
Во время выполнения упражнения включается азарт, что позволяет быстро переключить внимание, развиваются графомоторные способности. При знакомстве с темой занятия, во время урока и выполнения разминки, включаются тактильное и зрительное восприятие, координация, двуручное действие.
Все это помогает скоординировать развитие каналов восприятия информации, закрепить и «прочувствовать». Чем больше будут скоординированы системы, тем гибче и быстрее будет мышление.
Блок 4 (головоломка). Суть этого задания в уроке увлечь ребенка предметом изучения (рис. 2). Вызвать интерес, удерживать внимание, увлекать. Попутно вести рассказ о художнике или сюжете картины.
Здесь лучше объединиться по группам по 3–4 чел. (вырабатывается умение работать в коллективе). После включить элемент опроса на развитие воображения. «Как бы вы назвали картину»? «О чем думал художник, рисуя картину?» (рис. 3) Развиваем чувство эмпатии, включается ассоциативное мышление.
Формируется навык рассуждения и рассказа. Формируется навык системного видения, когда целое состоит из кусочков, а кусочки пазла составляют целое. Как в жизни «что-то состоит из чего-то» (строчка из стихотворения М. Гафитулина).
Блок 5 (интеллектуальная разминка) – предлагается разгадать друдл (рис. 4). Друдлы – это рисунки-загадки.
Дается часть какого-это элемента. Детям предлагается придумать что это может быть. Попутно вести диалог можно с использованием вопросов, развивающих системное мышление. «Где использовать придуманное?» «Что он выполняет?» «Кто его использует?» «А если повернуть элемент наоборот, на что становится похоже?»
Такая игра головоломка раскрепощает фантазию детей, но в то же время не превращает в беспорядочное придумывание, а является целенаправленной деятельностью. Сюда можно включить методы фантазирования, задавая наводящие вопросы: «А если увеличить/уменьшить что произойдет? Как изменится?»
Разминка учит рассуждениям, системному мышлению, поиска множества вариантов решений, когда условие размыто (тип открытой задачи с размытым условием). Включаются образное мышление, развивается творческий потенциал, рождается креативность.
Блок 6 – продолжение знакомства с пониманием рисунка на примере скальных.
А вот смотрите на пещерную живопись. Известно, что пещерные люди изображали в основном животных. Учены обнаружили интересный факт: на рисунках животные как будто входят в стену и заходят в стену.
Как думаете почему такое изображение?
(контрольный ответ: обводили шкуры животных)
А для чего еще могли рисовать животных наши предки?
(контрольный ответ: тренироваться для успешного нападения)
Вы, когда рисуете, обозначаете землю? Солнце?
А почему этих элементов нет на скальных рисунках?
(контрольного ответа нет, все варианты возможны)
Вопросы помогают детям погрузиться в прошлое и проследить в обсуждениях как развивалось понятие «рисунка» от предков до наших дней. Приходит понимание того, как каждый человек может менять стиль или придумывать свое, давая целое направление для развития искусства. Оказывается, креативность это и способ самовыражения.
Блок 7 (компьютерная интеллектуальная поддержка) – в этой части занятий дети перевоплощаются в виртуальных художников. Для реализации этого блока необходима программа, обеспечивающая разукрашивание известных полотен или дающая интерактив: нарисовать недостающий элемент, объединить элементы (велосипед, ведро, дом) общим смыслом, наполнить картину сюжетом.
Занятие с компьютером дает понять, как создаваемое искусство может стать основой массового потребления. Эскиз может стать декором, рисунком ткани или обоев, по эскизу можно создать картину для вышивания или сделать иллюстрацией к рассказу/блогу и др.
Блок 8 (резюме) – в резюме хочется увидеть понимание насколько было интересным знакомство с картинами, что понравилось на уроке, что запомнилось.
Обратная связь даст понимание, на что делать акцент, какие игровые моменты добавить, факты.
Ребята, а теперь закроем глаза, сделаем вдох-выдох и отвечаем на вопрос поднятием руки.
Левая рука означает нет, правая –да, а две руки – дважды да.
Понравилось занятие?
Понравилось разгадывать друдлы?
Интересно было путешествовать к предкам?
А быть виртуальным художником понравилось?
А кому понравилось собирать пазл?
Домашнее задание. Ребята, попробуйте нарисовать свою картину. Затем разрежьте ее на разные геометрические фигуры и дайте родителям собрать. Уверена, им понравится собирать вашу картину.
Ссылки на источники
-
Алла Корзунова –нейропсихолог, психолог. Пример игр для развития полушарий мозга.
-
Методология получения нестандартных эффективных решений творческих задач.
-
Утёмов В. В. Адаптированные методы научного творчества в обучении математике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №7 (Июль). – С. 71–75. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12095.htm.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897).