Войти / Зарегистрироваться

Развитие творческого воображения и мышления в рамках дополнительного дошкольного образования

Получить свидетельство
Автор: Неижко Елена Юрьевна

Человек от природы одарен стремлением к познанию и творчеству. С появлением ребенка на свет он начинает искренне впитывать все, что его окружает. А задача взрослого сообщества создать все условия для того, чтобы ребенок мог раскрыть весь свой потенциал, и превозмочь его.
Но что нужно современному ребенку для познания мира, в который он приходит. А приходит он в быстроизменяющийся мир, с быстрорастущими технологиями. Значит и требования к подрастающему человеку такие же. Он не должен бояться перемен, должен уметь приспособиться к тому, что ему предлагает изменяющаяся реальность, а самое главное – он должен быть двигателем этой реальности. Именно нынешние дети в дальнейшем будут определять темпы развития нашего общества и его вектор.
На данный момент ребенку уже недостаточно статичных знаний. На первый план выходят гибкие навыки. В нашей стране основные из них сформулированы в системе 4К, в которую входят:
  • критическое мышление (умение ориентироваться в потоках информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы);
  • креативность (оценка ситуации с разных сторон, генерация нестандартных решений и уверенность в меняющихся обстоятельствах.);
  • кооперация (умение работать в команде, определить общую цель и способы ее достижения, распределять роли и оценивать результат);
  • коммуникация (умение договариваться и налаживать контакты, слушать собеседника и доносить свою точку зрения).
Эти навыки по кирпичикам строят полноценную творческую личность, подготовленную к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Какие же инструменты позволят растить детей, развивая в них все эти навыки?
И возможно ли развить в человеке способностей больше, чем заложено? Может ли человек преодолеть свою природу и развить в себе больше навыков и умений, чем таланты данные с рождения?
И. Н. Мурашковска приводит такой пример, человек прыгает выше, опираясь на шест; передвигается быстрее, сев в машину; говорит громче, поднеся ко рту микрофон. Значит, свои природные возможности человек увеличивает, используя опыт и достижения всего человечества [1].
Так и в развитии творческих навыков человечество создает себе такие «шесты». В данной статье мы рассмотрим один из самых, на взгляд автора, универсальных инструментов-помощников в этой области это ТРИЗ и педагогика с элементами этой теории.
ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. Инструменты и алгоритмы этой теории разработаны для того, чтобы упорядочить процесс изобретательства и творчества. Возможно звучит не очень возвышено. Как можно процесс творческого созидания загнать в рамки алгоритмов, спросите вы. Но творчество нам необходимо не только при создании предметов искусства, но и для решения любых задач, возникающих ежедневно, нестандартных задач. И там, где нет возможности ждать музу, которая придет и все решит за нас, вступает в силу ТРИЗ, которая пришла к нам из технических систем.
Она была разработана Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его командой. Они изучили большое количество патентов на изобретения, чтобы выявить закономерности, приемы, с помощью которых можно находить решение любой технической задачи, он много изучал основы творчества в человеке. Совместно с П. Амнуэлем, они выявили в художественных произведениях приемы, с помощью которых получена та или иная фантастическая идея, что способствовало в дальнейшем структуризации приемов творческого воображения.
Цели занятий с элементами ТРИЗ раскачать творческое мышление ребенка, побороть инерцию мышления, научить ребенка мыслить системно, мыслить масштабно, а главное, не бояться своих идей, не бояться пускаться в творческий поиск.
Сделав сильное и творческого мышление отправной точкой личности ребенка, мы даем ему конкурентное преимущество перед окружающим его обществом.
При этом занятия с элементами ТРИЗ дают ребенку положительное эмоциональное отношение к учебе, возрастает познавательная активность и интерес, у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне и фантазированию, речь становится более образной и логичной [2]. При этом групповые занятия развивают в ребенке способности в коммуникации, отстаивании своей позиции, принятии позиции товарища.
Большое значение в ТРИЗ-педагогике играет ощущение успеха. Ведь в ТРИЗ не существует единственно верных решений, не существует неверных решений. А значит ребенок постепенно познает радость творческих открытий, верит в себя, что повышает его стремление к познанию.
Творческое мышление – способность мысленно создавать принципиально новый продукт, в широком смысле слова.
Из чего складывается творческое мышление:
  • логическое мышление;
  • причинно-следственное мышление;
  • системно-функциональное мышление;
  • ресурсно-ориентированное мышление;
  • диалектический стиль мышления.
Дотризовские методы развития воображения и инструменты ТРИЗ способствуют развитию этих стилей мышления, причем каждый инструмент задействует сразу несколько стилей мышления.
Системное видение мира дает возможность для целостного восприятия мира ребенком, понимание связей и взаимодействий окружения.
Особенностью детского мышления является стремление связать «все и во всем» в окружающем мире [3].
Но изучая объекты в системе, обязательно задействуется и логическое мышление, и причинно-следственное, и функциональное.
На занятиях с элементами ТРИЗ в игровой форме дети:
  • учатся видеть объекты в системе (вертикальной, горизонтальной);
  • учатся видеть функции объектов;
  • учатся выявлять противоречия в системе и преодолевать их;
  • учатся преодолевать инерцию мышления;
  • учатся находить и использовать ресурсы для решения поставленных задач;
  • развивают изобретательскую смекалку, гибкость и подвижность ума;
  • развивают речь, путем высказывания смелый и аргументированных идей;
  • знакомятся с инструментами и методами ДАРИЗ;
  • научатся фантазировать, используя конкретные приемы и т.д.
Когда же актуально начинать обучать детей этим гибким навыкам? Г. С. Альтшуллер считал, что «оптимальный возраст для выбора цели на всю жизнь (или первой достойной цели) – 13–15 лет. В этом возрасте наступает пик творческих способностей человека и один из пиков поисковой активности» [4]. Но мы понимаем, что мозг человека должен быть к этому готов, настроен, должен иметь потребность этого поиска. Поэтому ТРИЗ-педагоги оптимальным возрастом для начала занятий по развитию творческого воображения считают 5–6 лет.
Конечно мы понимаем, что занятия с детьми такого возраста могут проходить только в игровой форме, в атмосфере дружелюбия и принятия. Игра для детей очень важна, в ней они получают чувство свободы, возможности к импровизации, чувство успеха, который является движущей мотивацией для стремления к познанию.
 
Конспект занятия с элементами ТРИЗ и курса РТВ (развитие творческого воображения) по теме «Дома»
 
Цель занятия: развитие творческого воображения, изучение объекта в системе, развитие ассоциативного, образного, логического мышления, формирование навыков грамотной аргументированной речи.
Блок 1. Мотивация («Встреча с чудом»)
Цель: создание дружественной обстановки, «удивление чудом».
Материалы: Картинки с национальными домами разных народов (рис. 1).
Задание 1.
Педагог интересуется у ребят, в каких домах они живут, нравятся ли им их дом. Есть у кого-нибудь из них загородный дом?
Узнать у ребят, а как они думают, зачем людям нужны дома? Знают ли они какие дома есть у разных народов мира? Или просто необычные дома? Продемонстрировать им наглядный материал (рис. 1). Рассуждать на тему, а зачем людям нужны такие разные и удивительные дома?
 
 
Рис. 1.
 
Блок 2. Содержательная часть 1.
Цель: развитие системного мышления и речи.
Задание 2. Игра «Ты мой кусочек».
Ведущий называет систему. Задача каждого последующего игрока назвать часть названного до него объекта.
Пример: Дом – стена – окно – рама – рука – пластик – полимеры.
Далее педагог предлагает детям подумать, что бывает, если домов несколько?
Какая цепочка кусочков может получиться, если взять систему «город»?
Задание 3. Игра «Был. Есть. Будет».
Ведущий предлагает проследить жизнь выбранной системы (например, крыша дома) с момента рождения до момента разрушения. Каждый игрок называет последовательно этапы жизни системы.
Пример: дерево - бревна - крыша - прохудившаяся крыша -поленья для камина.
Блок 3. Психологическая разгрузка (физминутка)
Цель: смена деятельности, создание позитивного настроения.
Материалы: кубики, медальоны для награждения (возможно наклейки).
Задание 4. Подвижная игра «Строим дом».
Ребята делятся на две команды и стоят домик, у кого выше получится и быстрее получится. Наградить обе команды: за скорость и слаженность, за самую высокую башню.
Блок 4. Головоломка
Цель: развитие логического, образного и ассоциативного мышления, развитие речи, способности аргументировать свою позицию, создание ощущения успеха.
Материалы: вырезанные из бумаги кусочки головоломки Танграм (рис. 2).
Задание 5.
Ребята должны из выданным им кусочков головоломки собрать своей домик. Рассказать почему домик именно такой домик у него получился? Зачем ему те или иные части?

Рис. 2.
Перерыв
Блок 5. Интеллектуальная разминка
Цель: развитие ассоциативного и образного мышления, развития навыка составления рассказов, развитие речи, развитие эмпатии.
Материалы: сюжетная картинка с тематикой «Дом» (рис. 3).
Задание 6.
  • Рассмотрим все, что на ней изображено
  • Подумать, а что на картинке может быть, но чего не видно (белочки в парке, трубы под люком, ребенок в коляске, телевизоры в домах и т. д.)
  • Придумать короткую историю по картине, которая расскажет, что же происходит на картинке
  • Описать свои ощущения, когда оказываешься внутри действия картины
  • Что было до и после тех событий, что на картине
  • Дать ей название.
Рис. 3.
 
Блок 6. Содержательная часть 2.
Цель: развитие логического мышления, развитие навыка формулироваки и разрешения противоречий, применение приемов фантазирования, создание творческого продукта, развитие критического мышления.
Задание 7.
Материалы: тренажер кольца Луллия (рис. 4), картинки тематические, расширение кругозора, развитие речи.
Предложить ребятам подумать, а только ли у человека бывают всякие разнообразные дома? У животных же тоже бывают дома, и они бывают еще более удивительные, чем у человека.
Показать ребятам кольца Луллия. Предложить найти правильное сочетание животное – дом.
Круг 1: разные животные (медведь, собака, оса, бобры, белка, краб)
Круг 2: разные виды жилья животных (берлога, конура, улей, плотина(хатка), дупло, морской риф).
После дети закрывают глаза, ведущий крутит круги, там, где ребята остановят, такое сочетание и получится. Ребята должны решить проблему животного, как же ему жить в том домике, которые ему достался? Будет ли ему там удобно или нет?
 
Рис. 4.
 
Кольца Луллия – тренажер, созданный Раймондом Луллием, философом, богословом и алхимиком 14 века. Тренажер создан для познания мира и развития фантазии дошкольников. Представляет из себя соединенные между собой круги, свободно вращающееся. Круги поделены на разные сектора, в каждом секторе свое значение.
Задание 8.
Материалы: бумага, карандаши или фломастеры, мелочи для хобби и творчества.
Ребята фантазируют и изображают, а каким будет дом, если он будет живой? Встречаются ли в природе живые дома?
По итогу каждый рассказывает всей группе историю о своем домике. Почему его дом именно такой, кому он принадлежит, и чем он удобен своему хозяину. А главное, какие преимущества и недостатки есть у того, что домик живой.
Блок 7. Резюме
Подвести итог занятия. У каждого живого существа в мире существует свой дом, но у всех дома разные. Понравилось ли ребятам знакомство с разными домами? Какие игры понравились больше всего?
Предлагаем ребятам на доске в кружочках нарисовать лица, которые будут отражать их настроение.
 
Ссылки на источники:
  1. Мурашковска И. Н. Когда Я стану волшебником... // Елгава – 2001. – URL: http://www.trizminsk.org/e/prs/232018.htm
  2. Гин С.И. ТРИЗ-педагогика для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей. // М.: КТК «Галактика» – 2019. – 138 с.
  3. Гуткович И. Я., Сидорчук Т. А. Учимся системно думать вместе с детьми // М.: АРКТИ – 2018. – 88 с.
  4. Г. Альтшуллер, И.М. Верткин Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности // Мн.: Беларусь – 1994. – 214 с.

Похожие публикации