Преподаватель вместе с детьми сидит за круглым столом, затем кладет перед собой изображение, и предлагает детям внимательно посмотреть на рисунок и подробно описать то, что они на нем видят.
Видите ли вы кота? Как он выглядит? Злой он или добрый?
Вероятней всего дети скажут, что видят довольного кота, который прищурил глазки и поднял в хвост в явном ожидании, что ему достанется что-то вкусное, например, рыбка, или будто кот ждет, чтобы хозяин почесал его за ушком.
Преподаватель говорит, что он видит на этом рисунке вовсе не кота, а собаку. Дети удивляются, ведь на картинке отчетливо видно изображение кота. На картинке изображена оскалившаяся собака, явно не дружелюбная, того и гляди, может укусить. Сможете ли вы увидите на этом рисунке собаку?
Затем картинку переворачивают, изображение кота пропадает, будто кота и не было, и дети видят оскалившуюся собаку. Данный эксперимент, прежде всего, показывает, что двое людей, глядя на одно и то же, могут видеть разное, и при этом оба быть правы [1].
Важно, чтобы одна сторона рисунка (кот) была расположена перед детьми, а другая сторона (собака) – была перед преподавателем. Таким образом, каждый будет описывать то, что он реально видит, поэтому прав преподаватель, который со своей стороны видит злую собаку, и дети, т. к. с их точки зрения на картинке изображен мурлыкающий кот.
Итак, цель занятия раскрытие творческих способностей детей, раскрепощение фантазии, генерация уникальных и не повторяющихся идей.
2. Блок 2. Содержательная часть
2. Блок 2. Содержательная часть
Содержательная часть урока состоит из ряда интересных упражнений на развитие фантазии учащихся.
Одно из упражнений для развития воображения является нетрадиционная техника рисования – кляксография. Кляксография – это дорисовывание произвольно поставленной на бумагу кляксы до узнаваемого художественного изображения.
Эта игра по превращению клякс и пятен не только развивает фантазию и воображение, но и учит легко относиться к ошибкам и неприятностям. Когда кажется, что все испорчено, можно подключить творческое мышление и придумать выход. Ужасные пятна превращаются в веселые иллюстрации [2].
Можно попросить детей поставить на листе бумаги свои кляксы, или воспользоваться заготовленными. Также интересно делать кляксы, раздувая пятна краски через коктейльную трубочку, или отпечать симметричную кляксу, сложив лист надвое пополам, а затем посмотреть на что это похоже.
У меня есть для вас интересная игра, которая должна вам очень понравиться. Вот перед вами «запачканная» чернилами страница. Я уверена, что вы сможете превратить ее в смешную иллюстрацию.
Что нужно сделать, чтобы не испачкаться этими чернилами? Правильно, надо надеть фартуки.
А на этой странице кто-то пил кофе. Или чай? В любом случае можно что-то сделать с этим пятном и украсить страницу. На что это похоже? Дорисуйте!
Очень важно, чтобы дети придумывали рисунки сами, а не списывали «идею» у соседа. В конце урока можно устроить выставку рисунков и обсудить получившиейся изображения.
3. Психологическая разгрузка
3. Психологическая разгрузка
Психологическая игра проходит под музыкальную разминку, преподаватель показывает несколько простых упражнений, которые нужно за ним повторить, на определенном этапе преподаватель специально делает ошибку в упражнении, что сопровождается смехом у детей.
4. Головоломка
4. Головоломка
Эта часть занятия включает интересную головоломку, которая помогает разбить стереотипы мышления и включить воображение.
Задача: надо нарисовать на листе бумаги 4 точки и соединить их тремя прямыми линиями.
Казалось бы, простое задание, но вызывает массу сложностей. Задача не решается, если нарисовать точки в ряд в виде линии точек. Как правильно расположить точки, чтобы решить головоломку?
На листе бумаги в клеточку, нужно нарисовать 4 точки так, чтобы точки были рассоложены в виде квадрата. Лучше, чтобы рисунок был расположен в центре листа, далеко от краев бумаги.
Прелесть задачи в том, что решений может быть несколько, и все решения при этом будут верны.
Но что, если задача усложнится, и три линии должны будут образовать замкнутую фигуру? Основная причина по которой не получается найти решение этой задачи: линии не заканчиваются в нарисованных точках. Точки – это концы отрезков, а в задаче говорится о линиях.
Для решения такой задачи требуется выйти из рамок «квадратного» мышления, и рисовать линии за пределами области, ограниченной точками [3].
5. Интеллектуальная разминка
Детям нужно придумать историю на основе слов, которые скажет преподаватель. Преподаватель раскладывает картинки, подсказывающих сюжет истории: девочка, лес, дровосек, волк, бабушка, а шестая картинка – вертолет. Казалось бы, сказка про Красную шапочку, но в ней появляется вертолет.
С помощью такой игры исследуется способность детей реагировать на новый по отношению к определенному ряду фактов неожиданный элемент, их умение использовать такое слово в уже известном сюжете, заставлять привычные слова реагировать на новый контекст [4]
6. Содержательная часть
6. Содержательная часть
Содержат программный материал учебного курса и обеспечивают формирование системного мышления и развитие творческих способностей.
Одно из упражнений для развития творческих способностей на поиск различных способов использования объектов.
Возьмите какой-либо хорошо известный вам (это важно!) объект, например, «фотоаппарат». Требуется перечислить как можно больше различных способов его использования: от прямых функциональных – фотографирование – до самых «смелых» – например, забивание гвоздей. Где-то в промежутке между ними будет использование линз от фотоаппарата для увеличения изображения других предметов или для разжигания костра. При выполнении упражнения следует не только учитывать разнообразие свойств данного предмета, но и приводить их во взаимосвязь с особенностями других. А это уже, по сути дела, системный многофункциональный анализ. Упражнение позволяет развить способность концентрировать мышление на одном объекте, «ощупывать» и «раскачивать» его, включать в самые различные ситуации и связи, находить в обычном скрытые свойства [5].
7. Резюме обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока.
7. Резюме обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока.
Дети отвечают на вопросы:
– какая игра больше всего понравилась?
– Что показалась сложным и почему?
– какая игра больше всего понравилась?
– Что показалась сложным и почему?
Ссылки на источники
-
Кови С. Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 374 с.
-
Быкова А. А. Кляксотерапия. Рисуем с детьми 3–5 лет, развивающая тетрадь от «ленивой мамы». – М.: Издательство «Э», 2016. — 48 с.
-
Буянов Е. Творческое мышление: развитие креативности // 4BRAIN – URL: https://4brain.ru/tvorcheskoe-myshlenie/_4-tochki-3-linii.php.
-
Родари Д. Грамматика фантазии. – М.: Издательство «Самокат», 2011. – 240 с.
-
Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с.