Войти / Зарегистрироваться

Образ Аси в повести И.С.Тургенева "Ася"

Получить свидетельство
Автор: Кирячек Полина Владимировна

Тема: «Образ Аси в повести И. С. Тургенева».Тип урока: урок открытия нового знания.
Вид – интеллектуальный клуб.
Цели:
• Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
• Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Задача: формировать и развивать УУД.
Образовательный аспект: совершенствование умений и навыков словесного оформления образов, умения находить подтверждение своим суждениям в тексте; закрепление теоретических понятий «образ», «герой», «композиция», «сюжет», «повесть», углубление знаний учащихся об образе главной героини повести; познакомить с понятием литературный тип «тургеневской» девушки.
Развивающий аспект: формирование умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, развитие навыков самоконтроля и рефлексии, формирование у учащихся интереса к исследовательской работе; развитие логического и образного мышления;
Воспитательный аспект: воспитывать эстетическое восприятие любви, искренность, гуманизм, бережное отношение к женщине; воспитание грамотного читателя.
Место урока в учебном плане: на изучение данного тематического блока выделяется 3–4 часа, данная тема обсуждается на 2 занятии.
Технологии: технология проблемного обучения, игрового обучения, развивающего обучения, индивидуального обучения, технология обучения на примере конкретных ситуаций.
Методы: эвристическая беседа, дискуссия, проблемные задания, анализ информации разных форм, инсценирование, конструирование, дифференцирование.
Формы работы: индивидуальная, групповая, парная, коллективная.
Виды контроля: устные и письменные ответы, рефлексивная карта. Оборудование: УМКГ.С. Меркина, С.А. Зинина (М: Русское Слово, 2013г.), презентация Power Point, раздаточный материал для каждогоучащегося, видеозапись трейлера. Межпредметные связи: литература, МХК, история, философия, искусство театра и кино.
ХОД УРОКА
1.
Вступительное слово.
Добрый день. Сегодня я приглашаю вас в интеллектуальный клуб, в котором вежливо ведётся дискуссия, ценится быстрота реакции при ответе на вопросы. В интеллектуальном клубе вы сможете показать оригинальность мышления, поразить нестандартностью высказываний и умением задавать вопросы. В общем, блистайте эрудицией. Вот некоторые установки нашего занятия в интеллектуальном клубе. Перед началом работы необходимо ознакомиться с материалами. Возьмите ваш файл, рассмотрите. Подпишите индивидуальный бланк. Поднимите руки те, у кого в файлах есть текстовая информация на белых листах. Я прошу вас приступить к выполнению задания, а остальные будут работать вместе со мной. Актуализация знаний по теме.
Мы продолжаем изучение повести И.Тургенева «Ася Мы будем работать с текстом повести, доказывать свои суждения, выполнять исследовательскую работу. Мы знакомы лишь с малой частицей творчества И. Тургенева. Мастерство его проявляется в каждом росчерке пера, и повесть «Ася» – одно из показательных произведений. В нем вы, совершив путешествие в XIX век, встретили «тургеневскую девушку», представляли себя рядом с героями, убедились, что человеческие чувства: любовь и дружба, взаимопонимание и отношения между людьми – были всегда сложными и многогранными…
Беседа по вопросам проблемного характера.
• О чем эта повесть? Как зовут главного героя? Что вы можете сказать о нем? Каковы его занятия, увлечения?
Н. Н. – обобщение, традиционное обозначение какого-либо лица, скрывающего свое настоящее имя. Н. Н. типичен, он представитель своего поколения «лишних людей»: умных, образованных, стремящихся к какой-либо деятельности, но не знающих, что делать и как (яркий пример – Гагин.) Не умея найти себе поприще для реализации своих знаний и таланта, они скитаются либо по России, либо по миру, привыкая ничего не делать, ничего не решать, ни за что не отвечать. «Умная ненужность», «лишние люди», «эгоисты поневоле» – разные их имена. «Лишние люди» – поколения дворянских интеллигентов 1820–1850-х годов, причем русских дворян, не нашедших себе применения в социально-политической структуре общества тех лет. Так как они «эгоисты поневоле», они думают только о себе, своих чувствах и переживаниях, о своем душевном и материальном комфорте. Другие люди существуют на периферии их чувств и желаний.
Как правило, испытания любовью, сильным чувством они не выдерживают, иболюбовь – всегда жертва, всегда революция, всегда смена образа жизни.
• Что вы можете сказать о Гагине?
• Какова тема повести? Тема прочитанной повести – любовь, человеческие взаимоотношения, отношение к близкому человеку, бережное отношение к чувствам других — это и есть нравственный аспект произведения.
• Почему повесть названа «Ася», если повествование ведётся от первого лица?
• Где происходят события? Перенесёмся в Германию на берега Рейна.
Ich weiβ nicht, was soll es bedeuten
Daβ ich so traurig bin;
Ein Märchen aus alten Zeiten,
Das kommt mir nicht aus dem Sinn.
(Heinrich Heine
“Die Heimkehr”, 1823-1824)
 
А так звучит перевод А. Блока.
Не знаю, что значит такое,
Что скорбью я смущён;
Давно не даёт покою
Мне сказка старых времён. (1909)
 
Эта сказка старых времён повествует о юной золотоволосой девушке Лорелей, сидящей на вершине скалы и поющей чарующие песни. Её красота и голос привлекали рыбаков, которые разбивались о подводные рифы и погибали. Лорелей – символ любви, к которой стремится душа. Любовь прекрасна. Но в ее пламени можно и погибнуть. Лишь безумцы отваживаются любить, ведь придет миг, когда придется проститься с любимым навсегда.
Учитель вывешивает на доску иллюстрацию и подписывает основную краткую характеристику образа. /любящая, страдающая, отчаянная, опасная/ 4 минуты.
Теперь, ребята, посмотрите в файлы /розданы индивидуально/ и найдите иллюстрации /только у 7/. Скажите, знаете ли вы, кто изображён? Предположительно назовут Маргариту из «Фауста» и Татьяну из «Евгения Онегина», но могут и не определить. Вызвать 1 ученика к доске с иллюстрацией. Ребята высказывают предположения.
– Те, у кого есть текстовая информация на белых листах, помогают нам раскрыть неизвестные факты, и мы соотнесём рисунок и текст на доске /по данному выше учителем образцу/.
2. Культурологичекая экспозиция. Завязка урока.
Работа с информацией о
1. Семистрельной Мадонне /черты – жертвенность и всеобъемлющая Любовь/,
2. Маргарита – Гретхен из «Фауста» И. Гёте /чистота, невинность/,
3. Доротея из «Германа и Доротеи» И. Гёте /домовитость, степенность/,
4. Галатея Рафаэля /совершенная физическая и духовная красота/,
5. Татьяна Ларина /искренность, безупречная душевная красота, чистота, сила духа, смелость/,
6. Полина Тургенева /характеристику не даём, так как она – мостик к теме и целям?
По очереди все изображения оказываются прикрепленными к ватману. Всего 7 образов вместе с Лорелей. 8–10 минут.
– Посмотрите на получившийся коллаж. Что отличного и общего?
6 культурологических и 1 реальный, все связаны с Тургеневым, с повестью «Ася».
Можете предположить тему и цели нашего интеллектуального заседания?
«Образ Аси. Тип «тургеневской девушки».
Узнать из чего, как складывается художественный образ; в чём особенности «тургеневской девушки»; подумать об актуальности образа Аси.Запишите тему в бланк.
Записать вопросы урока на доске:
«Из чего складывается художественный образ человека»,
«В чём обаяние образа тургеневской девушки?»
«Для чего же создаётся художественный образ».
– Докажем ваше предположение, что женские образы на нашем импровизированном стенде имеют отношение к тексту повести «Ася» и непосредственно к самой героине. Читают цитаты учащиеся.
Просмотр слайдов 2–10 с цитатами из повести для создания общей картины. 3–4 минуты.
Сделать микровывод о том, что Тургенев целенаправленно упоминает данные женские образы, т.к. при создании образа Аси писатель использует их основные черты /см. коллаж/
– Таким образом, при создании собственного художественного образа писатель опирается на определённые прототипы. Для более полного восприятия и дальнейшей работы с текстом предлагаю посмотреть трейлер к кинофильму 1977 года по мотивам повести «Ася». Просмотр трейлера.4 минуты.
3. Основная часть урока. Работа с текстом, терминами.
– Чтобы и нам с вами ответить на вопросы Гагина: «А какого Вы мнения об Асе? Вам сестра моя нравится?» – предлагаю проанализировать цитаты из повести. В ваших файлах есть оранжевые, зелёные и жёлтые листы с текстовой информацией.
«Зелёные листочки» встают и работают отдельно за выделенным столом по выданной инструкции. /5 минут/
Инструкция. Прочитайте фрагменты текста, определите автора высказывания, расположите отрывки в хронологическом порядке /по сюжету/, выберите свой номер, определите основные черты описанной героини. Ваше время 5 минут.
«Оранжевые» по очереди зачитывают цитаты. Выявите общее в высказываниях и запишите в бланк на цветок. Почему цветок? Вспомните эпизод, в котором Ася бросает из окна ветку герани. /сумасшедшая, странная, бедова (ничего не боящаяся, смелая, дерзкая)/ 2 минуты.
Слайд № 9.
«Жёлтые» зачитывают цитату и актёрски обыгрывают /произнесите реплику от имени Аси, как бы вы сыграли её. Выявите основные черты и запишите. 3 минуты. Слайды 10–11.
Время «Зелёных»: ребята показывают результаты, объясняют свой выбор, записывают вывод. Проверка правильности на слайде №12–16. Запись основных черт характера, поведения и внешности в бланк. 4 минуты
– Какой открылась нам, читателям Ася? Вам нравится такая девушка?
4. Кульминация урока
– Посмотрите на промежуточный итог вашей работы, отражённый на доске. Мы рассмотрели много женских образов и подошли к основополагающим вопросам урока: «Из чего складывается художественный образ человека», «В чём обаяние образа тургеневской девушки?» и «Для чего же создаётся художественный образ».
– Что в литературоведении понимают под термином «художественный образ»?
Слайд № 17.
Из чего строится художественный образ человека? Вспомните всё, что делали на уроке. Составьте схему. 1 минута самостоятельной работы на обороте бланка.
Приёмы создания художественного образа человека:
– Внешность /портрет/
– Психологический анализ /внутренний мир/
– Поступки и речь
– Характеристика героя другими действующими лицами
– Условия /интерьер и пейзаж/
– Социальная среда
– Художественная деталь
– Прототип
Проверка правильности выполнения задания и коррекция.
Слайд № 18.
Вы прошли сегодня путь создания образа. Творческий путь. Вы его прочувствовали на себе. Образ стал для вас осязаемым. Вот и цель создания художественного образа – пережить, прочувствовать. Образ должен возбудить отношение к нему, взбудоражить ваши чувства, ваш внутренний мир. Какое действие произвела Ася на Н.Н.? слайд № 19.
Какой же образ создал для нас И. Тургенев? Посмотрите на цветок герани с записями. Попробуйте сформулировать связное высказывание: «В чём прелесть тургеневской девушки, и в частности Аси? 2 минуты.
Асяестественна, как сама природа. И чувства ее естественны и сильны, без каких-либо нюансов: любить так любить, ненавидеть так ненавидеть, жертвовать так жертвовать. Из таких ярких и цельных натур получаются сильные жертвенные матери, жены декабристов и революционерки. Ася – собирательный образ естественной внешней и внутренней красоты.А красота всегда имеет имя и при этом всегда нетипична, всегда индивидуальна, непохожа на другую красоту. Ася – это яркость первого чувства, поворот в жизни героя, поэтому имя юной героини вынесено в название произведения: если бы не встретил герой Асю, таки жил бы неосознанно-растительно, вроде бы ища что-то, но особо никуда и ни к чему не стремясь. Недаром «ненужность», хотя и умная. Только пройдя проверку сильным чувством, ты понимаешь, на что ты способен и чего стоишь.) А теперь обобщим сказанное. Учитель показывает карточки – ученики подтверждают или опровергают высказывание /ссылаясь на текст/. Черты «тургеневской девушки»:
– Способность на искренние сильные чувства, отсутствие фальши и кокетства
– Устремлённость в будущее
– Сильный характер, готовность к самопожертвованию
– Активность и самостоятельность в решении своей судьбы
– Душа, которую невозможно не полюбить
Все ответы утвердительные. Принятие образа – проживание его. Подведение итогов – Рефлексия. Слайд 20.
Запись в индивидуальный бланк.
– Обсуждение домашнего задания
– Выставление оценок.



Похожие публикации