В 20 веке возникает теория решения изобретательских задач ТРИЗ автора Г. С. Альтшуллера. Главная цель, которой ускорить поиск решения и отбросить ненужные варианты на начальном этапе.
Одним компонентом из составляющих ТРИЗ является информационный фонд, который представляет собой концентрированный опыт решения проблем с целью выхода сразу на определенные решения поставленных задач. Изобретателю-практику благодаря эффектам предоставленных информационным фондом ТРИЗ удобно использовать организационные знания. Структурное содержание современной ТРИЗ-педагогики можно представить как взаимосвязь таких направлений как развитие творческого мышления, развитие творческого воображения, развитие творческой личности. В ТРИЗ-педагогике рассматриваются различные подходы к каждому этапу урока. Становится понятно, что ТРИЗ – это не только возможность изобрести или решить задачу на уроке (что для такого предмета как история может привести к затруднению) [1]. Известно, что учебный материал принимается легче, если он изложен в игровой форме. ТРИЗ-педагогика показывает, что любое учебное задание может быть превращено в игру. Знакомство с работами современных ученых и педагогов по ТРИЗ-педагогике (А. А. Гин, А. А. Нестеренко, Ю. С. Мурашковский и др.), последующее применение ее на своих уроках показало, что одни и те же правила подходят для игр самого различного содержания.
Применение на уроках истории коллективного способа обучения, ТРИЗ-педагогики, методов эвристического обучения поможет учителю научить детей самостоятельности
Креативный урок включает в себя несколько блоков и представляет тем самым некую информационную карту.
В статье предпринята попытка отразить пример разработки креативного урока истории по теме «Древний Египет» в 5-м классе в виде блоков. Урок рассчитан на 1 академический час.
Каждый блок не случаен и несет определенную нагрузку, конечная цель которой формирование творческой, креативной личности [2].
Блок 1. Мотивация
Система встреч с удивительными предметами, разгадывание способов их создания все это позволяет обеспечить интерес и продуктивность в поисковой деятельности учащихся [2]. Учитель может начать урок с таких слов: «Мы отправляемся в увлекательное путешествие по Древнему Египту на машине времени. Будьте внимательны, постарайтесь ничего не пропустить. Нам нужно познакомиться с этой страной поближе, а в конце путешествия вы составите свои отчёты».
Блок 2. Содержательная часть – 1.
Найди ошибку в тексте. Эффект приема «Лови ошибку!» возрастает, если учитель «доказывает» заведомо неверную мысль, гипотезу, а задача учеников – найти контраргументы [3]. «Примерно пять миллионов лет назад в долине реки Нил возникло государство. Всесильным владыкой Египта стал король, который считался сыном главного бога египтян Анубиса. Он восседал на троне, держа жезл и плеть. Это значило, что в его руках было право властвовать и наказывать всех своих подданных. Правители Древнего царства строили себе гробницы в виде каменных пирамид. Самая большая из них – пирамида фараона Тутмоса, высотой около 127 м. Сложена она из блоков, каждый блок весил почти 1,5 тонны. Строителями пирамид были в основном рабы. Пирамиды не могли быть построены без профессиональных мастеров – архитекторов, каменщиков, которые составляли планы работ, расчеты, руководили укладкой блоков. Блоки очень плотно пригонялись друг к другу с помощью связующего раствора. Покой великих пирамид охраняет сфинкс – гигантская фигура с телом крокодила и головой человека в уборе фараона».
После ответов учеников на экране обязательно должна появиться информация с правильным ответом.
Блок 3. Психологическая разгрузка
В структуре креативного урока важное место занимает отдых. Общеизвестно, что систематические физические упражнения имеют огромное значение для поддержания работоспособности и здоровья [2]. Учитель предлагает учащимся; «Сядьте удобно. Обопритесь на спинку стула. Закройте глаза. Представьте, что вы на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий. Набрать в руки воображаемый песок. (Вдох). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержать дыхание). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Уронить обессилено руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками. (Упражнение повторить 2–3 раза)». Снижение психической напряженности на фоне мышечного расслабления проявляется в виде «раскрепощения» в общении, поведении, деятельности и проявлении чувств [2].
Блок 4. Головоломка
Главной целью головоломки, по мнению М. М. Зиновкиной, является развитие парадоксального мышления, смекалки, преодоление стереотипов мышления, развитие творческого воображения, в том числе пространственного воображения [4]. В качестве простейших головоломок могут быть использованы различные тематические ребусы:
Блок 5. Интеллектуальная разминка
Одной из наиболее эффективных форм развития творческого мышления являются интеллектуальные разминки. Интеллектуальные разминки способствуют повышению интереса школьников к знаниям, развивают у детей нестандартное мышление [2]. Детям предлагается; «Угадайте, что..,, кто быстрее, поиграем, приготовьтесь…» такие приемы мгновенно мобилизуют ребят, заставляют их прислушаться, пробуждают интерес.
Задание учащимся: назвать исторические термины, относящиеся только к истории Древнего Египта. Примеры: фараон, саркофаг, пирамида, имена деятелей Древнего Египта: Тутмос III, Тутанхамон, Хеопс, Нефертити; географические названия: оазис, дельта, ил, рельеф, Красное море и т.д.
Кто больше назовет слов, относящихся только к истории Древнего Египта, тот и выиграл этот конкурс.
Интеллектуальная разминка необходима для того, чтобы подготовить к выполнению сложных заданий через осознание значимости правильно проведенного анализа информации [4].
Блок 6. Содержательная часть
В этой части урока можно иcпользовать прием «Да-нетка. Эта игра способна увлечь и маленьких, и взрослых. Важно, что она ставит учащихся в активную познавательную позицию. Способствует развитию внимания, логического мышления, скорости реакции [3]. Условия конкурса: Нужно согласиться или нет с данным выражением и обосновать свой ответ. Задание раздается на карточках, обсуждается в группе. Отвечает один человек от группы.
Вопросы:
- Верите ли вы, что древние египтяне вытесывали из камня большие статуи богов и делали фигурки из бронзы или глины. Они полагали, будто бог вселяется в изображение и слышит всё, что говорят люди. (Да)
- Верите ли вы, что древние египтяне, поклонялись животным – птицам, змеям, кошкам. И в случае их смерти проводили обряд их захоронения. (Да)
- Верите ли вы, что когда умирала богиня Бастет – покровительница женщин и их красоты, её тело сжигали в своих печах, местные жители. (Нет)
Блок 7. Компьютерная игра
Компьютерная интеллектуальная поддержка (КИП) продолжает и углубляет идеи, заложенные в мотивационных заданиях, заданиях типа головоломок, заданиях интеллектуальной разминки и др. При реализации КИП используются дополнительные возможности, предоставляемые компьютерной средой, в частности мультимедийные эффекты, интерактивное взаимодействие и др.. Выполнение заданий в рамках КИП способствует развитию воображения, мышления, внимания, памяти, приобретению навыков по выявлению закономерностей и др. [5] Для подготовки к урокам, я пользуюсь следующим сайтом historic.ru – Cайт «Historic.Ru»
«Окинем взором карту Нильской долины, по которой нам предстоит плыть. По обе стороны Нильской долины раскинулись безбрежные просторы зыбких песков, которые угрожающе смыкаются над страной и которые, кажется, готовы ежеминутно поглотить ее, похоронив под собой Нил и ее обитателей. Высокие скалы, лишенные всякой растительности, расположены близко к Нилу. Плодородной земли мало. Пески подходят вплотную к Нилу, стремясь его засыпать. Лишь одинокие редкие пальмы слегка оживляют мрачноватый пейзаж, продолжая наш путь на север, мы видим, что местность становится менее суровой. А это что за повороты на реке?» Дети делают свои выводы.
Блок 8.
В конце каждого урока важно осуществлять рефлексию состояния ребенка, его отношение к происходящему, его переживания на уроке в связи с тем содержанием и той деятельностью, которая либо коснулась его, либо захватило его, либо была для него полезна и интересна, либо он остался совершенно безразличен к происходящему [2]. Проводится письменное анкетирование, что узнал ученик в этом путешествии. Учащиеся учатся объективно оценивать свои знания.
- На уроке я работал…
- Своей работой на уроке я…
- Урок для меня показался…
- За урок я…
- Мое настроение…
Программа ТРИЗ дает педагогам и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.
Ссылки на источники
- Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. 2 изд., дополн. – Петрозаводск: Скандинавия, 2004. С. 52.
- Горев П. М., Зиновкина М. М., Утёмов В. В., 2013 г. Теория и методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихся
- Гин А. А. Приемы педагогической техники –11-е изд.-м.;ВИТА-ПРЕСС, 2012г.
- Зиновкина М. М. НФТМ – ТРИЗ: креативное образование XXI века. Теория и практика // Монография. – М.: МГИУ, 2007
- Утёмов В. В. Развитие инновационного мышления учащихся посредством решения задач открытого типа // Концепт. – 2012. – № 12 (декабрь)