Войти / Зарегистрироваться

Применение НФТМ-ТРИЗ на уроках истории

Получить свидетельство
Автор: Дунаева Светлана Михайловна

В двадцатом веке резко возросла потребность в решении творческих задач, в связи с этим возникла теория решения изобретательских задач. Её разработка и применение связана с именем инженера-изобретателя, писателя-фантаста Г. С. Альтшуллера. Главная цель теории: ускорить поиск решения и отбросить ненужные варианты на начальном этапе. ТРИЗ – это наука о творчестве. Творчество, всегда считавшееся неопределённым явлением человеческой жизни, вышло на уровень точной науки. Идеи и методы ТРИЗ переносятся в гуманитарные области, а система обучения охватывает все возрасты. Структурное содержание ТРИЗ-педагогики можно представить как взаимосвязь таких направлений как развитие творческого мышления, творческого воображения, в итоге – развитие творческой личности. ТРИЗ-педагогика показывает, что любое учебное задание может быть превращено в игру, и одни и те же правила подходят для игр различного содержания. Применение на уроках истории ТРИЗ-педагогики поможет учителю научить детей самостоятельности.
В статье предпринята попытка отразить пример разработки креативного урока истории по теме «Древний Китай». Урок рассчитан на 1 академический час.
Блок 1. Мотивация
Система встреч с удивительными предметами, разгадывание способов их создания – всё это позволяет обеспечить интерес и продуктивность в поисковой деятельности учащихся [1]. Учитель может начать урок с таких слов: «Вы знаете, что одним из главных достояний древнего Востока были медитации? Мудрецы древнего Китая активно занимались медитацией, благодаря которой они могли постигать тайны Вселенной и бытия, переноситься мысленно в потаенные уголки нашей планеты и достигать состояния внутренней гармонии и умиротворения. Давайте и мы с вами прикоснемся к этой удивительной практике, удивительному размышлению и мысленно перенесемся во времена Древнего Востока. Будьте внимательны, постарайтесь ничего не пропустить. Впереди вас ждёт интересное путешествие по Древнему Китаю, а в конце путешествия вы составите свои отчёты».
Блок 2. Содержательная часть – 1
Содержательная часть содержит программный материал учебного курса и обеспечивает формирование системного мышления и развития творческих способностей.
«Найди ошибку в тексте». Эффект приёма «Лови ошибку!» возрастает, если учитель «доказывает» заведомо неверную мысль, гипотезу. Задача учеников – найти контраргументы [2].
Учитель зачитывает текст письма на бумажном свитке «Просьба о помощи»: «Дорогие ребята, я очень известный путешественник, но попал в трудную ситуацию, и поэтому своё имя назвать не буду. Дело вот в чём. Однажды я захотел побывать в очень загадочной и интересной стране Китай, которая находится между реками Тигр и Ефрат. Там я хотел посетить столицу этой страны город Вавилон, увидеть пирамиду Хеопса и гробницу Тутанхамона. Когда я рассказал об этой мечте своему другу – историку, тот рассмеялся и сказал, что моя мечта никогда не сбудется».
– Ребята! Подскажите, в чём дело?
После ответов учеников на экране обязательно должна появиться информация с правильным ответом.
Блок 3. Психологическая разгрузка
В структуре креативного урока важное место занимает отдых. В данном блоке уместно использовать игровые технологии. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Игра «Кот в мешке». В мешке находятся, например: пакетик с сахаром, компас, бумага, шахматная фигурка, шёлковый лоскут и т. д. На ощупь предлагается угадать, о каком предмете идёт речь. После того как назван предмет, он достаётся из мешка, если предмет угадан, задаётся вопрос какое отношение он имеет к Древнему Китаю.
Блок 4. Головоломка
Главной целью головоломки, является развитие смекалки, творческого и пространственного воображения [3]. В качестве головоломок могут быть использованы различные старинные задачи [4], например:
До того умел и хитроумен был бог Лу Бань, покровитель плотников и строителей, что мог сделать что угодно из чего угодно. Многие приходили к нему учиться мудрости, и были среди них даже кузнецы и гончары. А когда пришла пора строить Великую Китайскую стену, пришел к Лу Баню – строителю чуть не весь народ китайский. Ибо случилось так, что не осталось в Поднебесной глины для кирпичей – всю ее пустили гончары на кувшины:
 Рис. 1
 
Но кузнецы изготовили по подсказке Лу Баня чудесную пилу, которая в один миг разрезала любой предмет, правда, только по прямой линии. Вот такою-то пилой и сумел Лу Бань превратить каждый кувшин в кирпич, из которых сложили китайцы свою стену. А как ему это удалось – догадайся сам.
– Вот тебе кувшин, (бумажная заготовка), а поскольку ты все же не бог, то прими подсказку от Лу Баня: понадобится тебе всего два прямых разреза, чтобы из получившихся частей легко сложить квадрат.
Ответ (рис. 2).
 Рис. 2
 
Всего двух разрезов чудесной пилы Лу Баня хватило, чтобы разделить кувшин на три части, из которых можно сложить замечательный квадратный кирпич. А если тебе почему-то не нравятся квадратные кирпичи то, пожалуйста: из такого же кувшина ты можешь получить и более любезный твоему глазу и привычный руке прямоугольный кирпич. Правда, разрезов тогда понадобится уже три.
Блок 6. Содержательная часть – 2
В этой части урока можно использовать метод мозгового штурма. Этот древний метод из методов активизации поиска решений, используемых в курсе развития творческого воображения.
Учитель может задать вопрос: «Назовите самое важное «ручное животное» Китая. (Шелковичный червь).
«Один из князей царства Джоу приказал своим подданным к утру приготовить лоскут шёлковой ткани для подарка своей невесты. Подданным были принесены корзины с тутовыми шелкопрядами (рис. 3).
Рис. 3
 
– Что делать? Как размотать тутового шелкопряда?»
Задача: как размотать тутового шелкопряда?
Учащиеся предлагают варианты решения проблемы. Обсуждается каждый вариант (плюсы и минусы) и выбирается самый подходящий по всем параметрам вариант к решению данной проблемы.
Блок 7. Компьютерная интеллектуальная поддержка продолжает и углубляет идеи, заложенные в мотивационных заданиях. В виртуальной среде чрезвычайно активизируется работа зрительного канала учащегося через интерес и потребность решения.
Перед вами спутниковая карта участка республики Китай [5] (рис. 4). Попробуйте отыскать на ней древние китайские пирамиды.
Рис. 4
В конце дети делают свои выводы.
Блок 8. Резюме
В конце каждого урока важно осуществлять рефлексию состояния ребёнка, его отношение к происходящему, его переживания на уроке в связи с тем содержанием и той деятельностью, которая либо коснулась его, либо захватила, либо была для него полезна и интересна, либо он остался, совершенно безразличен к происходящему [1]. Проводится письменное анкетирование, что узнал ученик в этом путешествии. Учащиеся учатся объективно оценивать свои знания.
  1. На уроке я работал
  2. Своей работой на уроке я
  3. Урок для меня показался
  4. За урок я
  5. Моё настроение
Программа ТРИЗ дает педагогам и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея едиными инструментами, дети и взрослые могут легче найти общий язык и понять друг друга.
 
Ссылки на источники
  1. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества: учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с.
  2. Горев П. М., Утёмов В. В. Научное творчество: практическое руководство по развитию креативного мышления: учебно-методическое пособие. – Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2014. – 112 с.
  3. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1. – ART 53572. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm
  4. Куликов А. Н. Задачи, ребусы, головоломки стран мира, серия «Занимательная наука». – М.: Пилигримм, 1997.
  5. https://www.google.ru/maps.

Похожие публикации