Войти / Зарегистрироваться

Уроки развивающей логики для младших школьников

Получить свидетельство
Автор: Кожевникова Елена Николаевна

Социально-экономические изменения в жизни общества, происходящие на небольшом отрезке времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Сегодня, когда школа претерпевает различные изменения в области образования, необходимо принять за основу внимания психологические ориентиры развития личности в обучении. Совершенствование существующих методов обучения и воспитания, их преломление через естественные возможности психического развития требуют переосмысления основных позиций с точки зрения творчества. Творческая личность, способная превращать любую совершаемую деятельность в творческий процесс, необходима современному обществу. Эта задача ложится прежде всего на начальную ступень образования. Игнорирование или формальный подход к проблеме творчества в школьном возрасте чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Это объясняется тем, что школьный возраст сенситивен для образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Поэтому творчество, развитие творческой деятельности – одна из главных задач школьного воспитания [1].
Каждый ребенок – это вселенная. В нашу эпоху всеобщей коммерциализации и доступности информации ребенок знакомится со школой задолго до 1 сентября (различные курсы подготовки к школе и т.п.). Что ожидает увидеть мальчик 6–7 лет, придя 1 раз в 1 класс? Чаще всего вместо понятной и беззаботной жизни «до школы» ребенок получает пугающую, не всегда понятную, и не очень приятную атмосферу «Делай как все!»
А что может в данной ситуации сделать учитель? Перед ним 25–30 абсолютно разных «вселенных», и их нужно научить учиться….
В данной статье представлены разработки, позволяющие педагогу установить контакт с каждым ребенком, что в свою очередь будет способствовать развитию способностей и получению любых навыков, полноценному становлению творческой личности.
«Разница между правильным и почти правильным словом такая же, как между молнией и мерцанием светлячка» (Марк Твен). Как узнать правильное или почти правильное слово найдено для конкретного ребенка? Что делать, если подобных вопросов сотни, и ответов на них нет? Просто нужно любить каждого ребенка, для которого собираешься стать учителем. Только любовь, которую дети чувствуют и определяют безошибочно, может придать обучению смысл.
1. В отечественной педагогике почти нет исследований по формированию и развитию опыта профессионально-творческой деятельности человека на основе формирования и развития его профессионально-творческого потенциала. Уникальным средством гармонического развития личности в младшем школьном возрасте является искусство, соединяющее в себе свойства научно-теоретического и эмоционально – образного видения мира. В процессе разнообразной художественной деятельности, охватывающей самые различные стороны психики ребенка, успешно развиваются его эмоциональная сфера, интеллектуальные и творческие способности. Вместе с тем каждый вид искусства обладает своими специфическими возможностями воздействия на личность, играет особую роль в ее становлении. Уроки рисования и музыки в школьной программе уже есть. Уроки по предмету «Логика» не являются обязательными. Это дает учителю определенную свободу действий, но, в то же время, накладывает особую ответственность, ведь необходимо дать детям что-то совсем новое, необычное, интересное, увлекательное…..
В начале 1-го урока по предмету «Логика» в начальной школе детям предлагается попробовать самостоятельно сформулировать определение понятия «Логика» с помощью наводящих вопросов.  В первую очередь все называют математику как самую близкую родственницу логики. В дальнейшем, неоднократно возвращаясь к этой теме, необходимо показать детям, что математика (так же как и логика) – основа всего.
2. Мотивация. Не менее важный момент: Зачем мне это нужно? Рассуждая с детьми о мотивации, о постановке цели и ее достижении, можно использовать примеры из собственной жизни. Темпы развития современного общества ежедневно предлагают нам для решения новые, ранее не встречавшиеся задачи. Где взять информацию для их решения, с чего начать, с какой стороны вообще подойти к задаче? Вот те вопросы, которые зачастую ставят в тупик даже образованного человека. А как быть ребенку, который находится в начальной стадии развития креативных способностей, ведь его проблемы, зачастую, гораздо серьезнее наших (с его точки зрения)… В данной ситуации огромным подспорьем является ТРИЗ, работа по кардинальному обновлению форм мышления через освоение инструментария ТРИЗ; перевод школьников на новые стадии интеллекта: от наглядно-действенного к словесно-логическому; от эмпирического к теоретическому диалектическому мышлению [2].
3. Итак, продолжаем занятие: Каждый ребенок талантлив! Детям предлагается попробовать нечто новое – графический диктант. Здесь существует уникальная ресурсную база, наиболее подходящую для учеников 1–2 классов (рис.1).
Графические диктанты для дошкольников и младших школьников хорошо помогают родителям и педагогам предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с данными графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость. Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития малыша. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет. Для начала рисуем по клеточкам легкий узор, затем усложняем задачу – рисуем фигуры животных, людей, различные предметы. Каждая новая фигура неизменно вызывает у детей бурю положительных эмоций. В дальнейшем, пробуем зеркально отобразить то, что получилось. И обязательно присутствует элемент творчества. Детям предлагается раскрасить свой рисунок так, чтобы было красиво. Здесь особенно отличаются девочки: они дорисовывают зверушкам косы и банты, платья и шляпки, рисуют рядом с кошкой ее котят и т.п. Дети с удовольствием сами диктуют классу фигуры, придуманные ими. Обязательно каждый получает похвалу, если все получилось – замечательно; если получилось не все – молодец, что старался! Используя графические диктанты можно дать детям и задачу сложнее: левую часть диктуем, правую – дорисовываем самостоятельно, включая либо логику (если это зеркальное отображение), либо воображение. В данном случае ребенок получает возможность работать самостоятельно, а не вместе со всеми.
4. Не устаем удивлять: Детям предлагается поучаствовать в фокусе: Учитель берет за верхний уголок небольшой листок бумаги примерно 8 на 10 см, и роняет его, ребенку предлагается поймать этот листок двумя пальцам, расположив их на 3–4 см. ниже  пальцев учителя. Утверждается, что никто не сможет поймать этот листок, естественно дети в один голос говорят, что поймают. Дается возможность попробовать всем желающим, естественно – никто не может поймать. После этого необходимо объяснить, что это вовсе не фокус – а закономерность (логика), поймать этот листок крайне сложно из-за сложных нейро-физиологичеких процессов в мозге человека, то есть объяснить с научной точки зрения. Эффект – удивительный: дети в 1 классе понимают то, что за гранью их понимания. В данном случае демонстрируется инерция привычного действия. На первый взгляд – поймать листок очень легко.
5. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию и др. [2]. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка [3]. В качестве релакс-паузы детям предлагается поиграть пальчиками в паутинку: указательным пальцем правой руки прикасаемся к большому пальцу левой руки и наоборот, затем отрываем указательные пальцы поочередно и обводим круги вокруг друг друга. Очень приятно смотреть на детей в первый раз, они смотрят на свои пальчики так, как будто видят их в первый раз, и все стараются…
6. Следующий блок: головоломки, вернее их разгадывание. Головоломки могут быть  различные от буквенных ребусов до магических квадратов (рис. 2). Неизменно нравятся детям любых возрастов головоломки со спичками.
В данном случае дети знакомятся с эвристическими задачами, готовятся к участию в олимпиадах. Обучение с элементами игры. Кроме того, удовольствие, получаемое детьми в момент угадывания, приносит радость и учителю. Только самостоятельно решенная задача (пусть даже маленькая и простая) несет в себе пользу и запомнится ребенку. Дети с удовольствием рассказывают, что дома загадывали головоломки или ребусы родным, и те не смогли их решить, а у нас на уроке решается все! Разумеется, не нужно делать акцент на то, что мы готовимся к их решению, что на уроке даются завуалированные подсказки и т.п. Каждый ребенок – уникален и гениален!
7. Подводя итог занятия, можно с уверенностью сказать, что каждый ребенок узнал нечто новое, открыл в себе талант художника, и попытался соприкоснуться с очень серьезной наукой – физиологией. Детям дается возможность высказаться о том, что было самым интересным, что было самым смешным, и что осталось непонятным. (Но скучно точно не было!) К сожалению, структура современной школы не позволяет уделять каждому обучающемуся столько времени, сколько ему нужно. Будущее образования – это индивидуальные занятия. Жаль только, что, скорее всего – по интернету. Занимаясь с ребенком один на один, мы раздвигаем границы непознанного, добиваемся практически 100 % усвоения информации. Именно те моменты, где есть пробелы можно доработать и углубить. В занятиях с детьми младшего школьного возраста, прежде всего, должно соблюдаться правило – не навреди! Так, как ребенок научится учиться в начальной школе, так он и будет учиться в старших классах. Дети воспринимают новые знания с интересом, с желанием узнать больше. Они стали увереннее отвечать на всех уроках, не боятся ошибиться, потому что мы неоднократно обсуждали значение ошибок в жизни каждого человека. «Не ошибается только тот, кто ничего не делает»!
Все, что окружает нас в современном мире – результат воображения и основанной на нем творческой деятельности человека!
 
Ссылки на источники
  1. Азарова Л. Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Журнал практического психолога. – 1998. – № 4. – С.83.
  2. Утёмов В. В. Учебные задачи открытого типа // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». – Май 2012, ART 1257. – Киров, 2012 г.
  3. Горев П. М., Утёмов В. В. Тренинг креативного мышления: краткий курс научного твор-чества. - Saarbrucken: AV Akademikerverlag, 2012. - 88 с.

Похожие публикации