Войти / Зарегистрироваться

Развитие креативности у младших школьников на уроках музыки

Получить свидетельство
Автор: Шишкина Маргарита Александровна

Сегодня, в век высоких технологий, инноваций и модернизаций, мы все чаще и чаще хотим видеть и замечаем вокруг себя лишь яркие краски жизни. Примеряем на себя все новое, тянемся к тем, кто выделяется из толпы, и резюмируем: «Да, это творческая личность, креативная» –подчеркиваем вдохновенно. А, что же такое творчество и креативность? И как выделиться из толпы или как раскрасить толпу яркими красками. Ведь, «иногда творчество означает просто ежедневную работу в виде помощи другим людям видеть проблему по-другому». Джозефф Бадаракко.Возникает объективный вопрос, а когда и на каком возрастном этап, лучше всего развивать в человеке творчество, креативность. И именно здесь стоит обратить внимание на новое, но столь актуальное понятие в образовании «креативная педагогика, или педагогика креативного образования». По результатам исследований Р. Альберта, К. Бери, С.Д. Бирюкова, Д.Б. Богоявленской, Дж. Гилфорда, Н.М. Гратко, Е.Л. Григоренко, В.Д. Дружинина, Л. Калберга, Е.А. Корсунского, Б. И. Кочубея, Д. Манфилда, А. М. Матюшкина, М. Рунко, Д. Саймонтона, Е.В. Субботского, Э. П. Торренса, В. И. Тютюнника, Н.В. Хазратовой, Д.Б. Эльконина и др. позволяет выделить основные стадии становления креативной личности: потенциальную, первичную, общую и специализированную. Исходя из этих данных, следует, что креативность додеятельностная, характеризует врожденные предпосылки креативности индивида с точки зрения его готовности к приобретению актуальной креативности. Далее следует общая способность к творчеству, развивающаяся у детей до 6-7 лет. А уже далее следует «специализированная креативность», – способность к творчеству в определенной сфере человеческой деятельности и развивается на основе общей креативности под влиянием опыта профессионально – творческой деятельности. Креативность является одним из важнейших психологических образований, обуславливающих успешность человека в самых разных областях деятельности человека. Развитие креативности – одна из приоритетных задач современного образования. Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно – мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития. Ценность творчества, его функции, заключается не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. Все это в полной мере можно отнести и к музыкальному искусству и школьным урокам музыки. Именно уроки музыки могут способствовать развитию креативности у учащихся младших классов. Под развитием креативности на уроках музыки мы понимаем развитие творческих умений в восприятии (слушательской деятельности), сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке. Возвращаясь к стадиям становления креативности личности, вспомним, что именно младший школьный возраст 6-7 лет, является сенситивным для развития креативности. Именно в этом возрастном периоде закладывается благоприятное основание для развития личности в целом, ее самораскрытия, самосовершенствования, самореализации, гибкой адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни современного мира, самодостаточности и толерантности. Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативной личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучения его природы и форм проявления его источников, стимулов и условий. Итак, природа творчества сложна и противоречива. Большинство исследователей во взглядах на творчество сходятся в следующем: творчество – специфически человеческое явление, родовая, сущностная характеристика человека [1, с.56]. Творчество – деятельность или результат деятельности человека, обладающей определенной новизной, значимостью и полезностью [2, c.33]. Особо подчеркивая роль творчества в формировании личности ребенка, Л.С. Выготский отмечает, что творчество является нормальным и постоянным спутником детского развития [3, с.13]. Формирование и развитие способностей детей к творчеству – одна из актуальных проблем современной педагогики, которая особенно остро стоит перед учителями, работающими с младшими школьниками. Ведь именно на этом возрастном этапе у детей закладывается умение мыслить, рассуждать, творчески подходить к разрешению проблем. Показателем творческого развития является креативность. Под креативностью следует понимать способность и готовность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности [2, с.12]. Своеобразие креативности в том, что она составляет творческий, эстетический аспект индивидуального сознания личности, которая состоит из критического анализа своего и чужого предшествующего опыта, понимания и выработки новых идей, умения видеть проблему там, где другим все ясно; способности быстро и смело отказываться от точки зрения, опровергнутой обстоятельствами; развитой интуиции. Сопоставляя определения «творчество» и «креативность», следует отметить, что они далеко не тождественны. Если понятие «креативность» ограничено специфически психологической проблематикой, то креативность представляется, как универсальная, творческая способность к продуктивной деятельности и составляет «частный» случай творчества в широком смысле, как деятельность по созданию нового, оригинального, ранее неизвестного. Младший школьный возраст стадия способности к интеллектуальному творчеству, где креативность формируется, как личностное качество. Уникальные психофизиологические возможности младших школьников позволяют считать этот возраст самым благоприятным периодом для формирования творческих способностей у учащихся с помощью искусства. Предметы эстетического цикла и особенно музыка, способны раскрыть творческие возможности младшего школьника более ярко, т.к. целый ряд психологических явлений превращает эстетическое переживание в сотворчество: это сопереживание, вовлечение, присутствие и т.д. На любом материале задача остается одной и той же: раскрыть мысль школьника, научить его стремиться к созданию большего, нестереотипного, нового, делать самостоятельный выбор, принимать самостоятельные решения за себя и других людей. Путями и педагогическими приемами развития креативности на уроках музыки являются:
  1. Система вопросов и творческих задач. Раскрывают у детей образное содержание музыкального искусства.
  2. Создание условий для прочтения каждым ребенком, исходя из своего индивидуального видения, слышания, прочувствования звучащей музыки.
  3. Овладение навыком музыкального восприятия осуществляющегося в процессе многообразных видов деятельности. Дети воспринимают музыкальные произведения в целом. Постепенно с опытом дети начинают слышать и выделять выразительность интонации, изобразительные моменты, дифференцируют части произведения, вступления и заключения.
  4. Активные формы музицирования – с танцами, игрой и пением, в которых участвуют сами дети.
Все это позволяет развивать в детях творческое, креативное начало [4; с. 69-70].
«Ребенок субъект творчества, маленький художник. Никто, кроме него, не знает верного решения стоящей перед ним творческой задачи. И первое дело учителя постараться, чтобы перед ребенком всегда стояла именно творческая задача …» [4, с. 12].
Для второго класса автор определяет следующую основную задачу по развитию креативности на уроках музыки: осмысление и усвоение понятий о таких средствах музыкальной выразительности, как интонация, темп, динамика, тембр, штрихи, лад, регистр, ритм – на основе ряда творческих заданий. При этом, автор стремится к развитию: творческой фантазии; умения сопереживать и отождествлять себя с действующим лицом. Воспринимать и воплощать его мысли, чувства, настроения; умения накапливать наблюдения, воплощать их в импровизациях, в ролевых играх, в музыкальных диалогах, сценах; навыков сочинения простейших мелодий, напевок, интонаций в определенном ладу, ритме; навыков музыкальной иллюстрации литературного, живописного произведения; навыков вокально-хорового и инструментального музицырования; элементарных навыков репродуктивной ориентации в понятиях; умения воплощать в словесных, живописных, пластических импровизациях собственные впечатления о художественном явлении, музыкальном сочинении. Умений анализировать средства художественной выразительности, обращать особое внимание на роль образной детали.
Приводим конспект урока, в котором предоставлены разнообразные формы, методы и приемы развития креативности детей в процессе усвоения вышеуказанных средств музыкальной выразительности.
Тема: «Развитие музыкально-творческих способностей детей на уроках музыки в начальной школе»
Цель урока: Развитие творческих способностей учащихся через музыкально-образное восприятие музыки.
Форма урока: творческая мастерская
Цель урока: осознание процесса творчества как вида художественной деятельности.
Задачи:
- формирование собственного понимания «творчества», обучение импровизации в разных видах исполнительской деятельности;
- развитие творческих способностей в ходе разных видов исполнительской деятельности и «словаря эмоций», формирование умения вглядываться в мир «духовными глазами»;
- формирование и развитие интереса ребят к уроку музыки, расширение музыкального кругозора.
-  Продолжительность урока: 45 минут
Этапами урока явились: организационный момент. Дети входят в класс под песню «Сказки детства». На этом этапе урока у детей формируются такие творческие способности, как выразительность музыкальной речи, вокально-хоровые способности, чувство ритма и темпа. Этап целеполагания: Любите ли вы сказки? А какие? Давайте сегодня сочиним не простую сказку, а музыкальную. Я начну, а вы помогайте. Ваша задача при ответе на вопрос использовать голос, движения, инструменты. На данном этапе у учащихся формируется оригинальность мышления. Сейчас мы попробуем представить, что мы композиторы и попробуем к этим словам сочинить мелодию – Какая мелодия у вас получается? – громкая или тихая, быстрая или медленная, она будет похожа на песню, на танец или на марш? – (обобщение ответов детей, проговаривание текста, интонирование внутренним голосом, исполнение мелодии, пластическое интонирование, работа над текстом второго куплета, разучивание припева с разделением на две группы, исполнение песни «Камышинка-дудочка» В Поплянова, сл. В.Татаринова). Разучивание второго куплета может быть проведено на втором уроке. Основной этап урока: Чему подражали вы своими движениями? (Играли на музыкальных инструментах: дудочке, балалайке, на ложках… дети называют знакомые им инструменты, выполняли танцевальные движения) – Как называются такие музыкальные инструменты? (Народные)
– Какому народу они принадлежат? (Русскому) – Каждый музыкант играл отдельно? (Нет) Как называется музыкальный коллектив, в котором все музыканты играют одновременно, вместе? (Оркестр, оркестр народных инструментов). Голос какого музыкального инструмента звучал выделяясь, солируя? (Дудочка). – Как звучал голос у этой дудочки? (Ярко, звонко, задорно, игриво). – А сейчас мы откроем учебник и мы с вами посмотрим рисунок и поймем – куда нас пригласила в гости наша Муза? (девушки в народных костюмах пляшут под веселые звуки дудочки, на которой играет мальчик-пастушок, – его образ мы видим в центре разворота учебника). – А из чего же сделан его музыкальный инструмент? – ответ на этот вопрос мы найдем в поэтических строках (читаем текст). – Какое чувство вызвали у вас эти стихи, как они прозвучали? (нежно, задумчиво, ласково, немного грустно) – Почему? (слова – «Плачет и поет она»). – Действительно веселиться и радоваться плакать и петь может свирель. На данном этапе урока у детей формируются следующие креативные способности: рождения музыки внутри ребёнка, образного мышления, фантазии, ладового чувства, развитие музыкально ритмических способностей, музыкально-исполнительской памяти, инсценировка и импровизация, образно-игрового вхождения в народное творчество, пластическое интонирование, артистизма зрительный ряд – слайды).
Итог урока: Получилось сочинить свою сказку, непростую, а музыкальную? А кто мне помог её сочинить? А без вас у меня получилось бы? Может и получилось, но не так интересно, как с вами. Рефлексия (учебно-познавательная). Чему научились в музыкальной сказке? (Сочинять, петь, фантазировать, слушать музыку, музицировать.) Эмоциональная рефлексия: Кто помогал мне – нарисуйте нотку на нотном стане и возьмите с собой скрипичный ключик на память. Дети рисуют и выходят из класса.
Таким образом, результаты экспериментальной работы доказали, что применение различных творческих заданий и упражнений, а также креативных методов музыкального обучения (метод придумывания интонаций утвердительного, восклицательного, вопросительного характера, метод эвристического наблюдения за развитием интонаций в музыке) на развитие гибкости мышления, умений самостоятельно переносить опыт восприятия музыки в новую жизненную ситуацию, позволили понять и освоить явления креативности.
 
Ссылки на источники:
  1. Горюнова Л. Развитие ребенка как его жизнетворчество. // Искусство в школе. 1993. № 1.
  2. Зиновкина М.М. НФТМ-ТРИЗ: Креативное образование ХХI века. Теория и практика.- М.:МГИУ, 2008.-306 с.
  3. Богино Е. Игры – задачи. Для начинающих музыкантов. М.: Музыка, 1974, – 293с.
  4. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Музыка. 1973. – 452с.
  5. Агурова Н.В. Игры песни на английском языке. Пособие для воспитателей детских садов. М.: Просвещение, 1995. – 48с.
  6. Бычков. Ю.Н. Проблемы детского музыкального воспитания. Вып. 131. – М.: РАМ им. Гнесеных, 1994, – 120с.
  7. Вендрова Н. Воспитание музыкой. М.: Просвещение. 1991. – 248с.
  8. Вишнякова Н.Ф. Креативная акмеология. Психология высшего образования. Минск: 1996. – 300с.
  9. Виноградов Л.В. Методическое пособие для учителя М.: Ассоциация педагогов – музыкантов «Элементарное музицирование». Учебно-методический центр. 1990. – 97с.
  10. Горюнова Л. Развитие художественно-образного мышления детей на уроках музыки. // Музыка в школе. 1991. № 1.
  11. Готсдинер А.Л. Музыкальная психологогия. – М.: Просвещение, 1993. – 194с.
  12. Утёмов В. В. К вопросу формирования инновационного мышления учащихся общеобразовательной школы посредством решения задач открытого типа. Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2010. Т. 3. № 2. С. 31-33.
Shishkina Margarita Aleksandrovna,
teacher of the initial classes МБОУ school №1 with. Iglina Iglinski district of the Republic of Bashkortostan.
Shishkina.margarita2013@yandex.ru
Development of creative abilities of the children in primary school music classes.
Abstract. The article considers the problems connected with the development of creativity of pupils in the process of music education, musical art as the most important means of development of creativity, because it has a pronounced creative essence, incrementally description of one of the lessons of music with the characteristics of creative development of children at each stage of the lesson.
Keywords: creativity, creativity, ability, the development of creativity, the development
 

Похожие публикации