Для реализации современной модели образования в Республике Казахстан была разработана Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы, приоритетным направлением которой является разработка, внедрение и распространение инновационных образовательных проектов. Инновационные образовательные проекты способствуют формированию новых критериев, принципов и подходов для модернизации всей системы образования, обеспечивая ее гармоничное развитие.
В данной статье мы представим опыт работы с учащимися по вопросу развития художественно -эстетических способностей в рамках интеграции и инновационного развития учебных заведений города Усть-Каменогорска. С этой целью мы далее раскрыли сущность понятия «инновационная школа» и отметили особенности работы КГУ «Школы-центра дополнительного образования №19» и Центра одаренных детей «Гармония».
Педагогический термин «инновация» (от латинского «innovatio» – нововведение, изменение, обновление) связывается, прежде всего, с деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. Понятие «инновация», как правило, отождествляется с понятием «нововведение», при этом, инновационный процесс рассматривается как процесс развития школы.
По мнению А.Н. Тубельского, к инновационным, могут быть отнесены лишь те школы, которые сами полностью разрабатывают и реализуют комплексные инновационные программы «от замысла до воплощения», а не просто внедряют готовые разработки. Школа в этом случае одновременно выполняет функции и научной лаборатории, и экспериментальной площадки. Таким образом, мы считаем, что, к школам инновационного типа можно отнести нашу КГУ «Школу- центр дополнительного образования №19» города Усть-Каменогорска и центр одаренных детей «Гармония», который существует на базе школы.
Преподавателями вышеперечисленных учебных заведений была разработана и апробирована авторская программа по хореографии для специальных классов с 1–11 класс. Занятия учащихся хореографией имеет большое значение для их художественно-эстетического развития.
Искусство танца, обладает огромными возможностями для всестороннего эстетического развития ребенка, для его гармоничного духовного и физического совершенствования. Занятия хореографией развивают в учащихся и чувство ритма, и умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, и одновременно развивают и тренируют мышечную силу корпуса и ног, пластику рук и грацию. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.
Следует отметить явный положительный эффект влияния занятий хореографией на, физическое состояние детей. Развитие всех этих качеств составляет основное содержание программы по хореографии в целом.
А, значит, тему развития художественно-эстетических способностей учащихся мы считаем актуальной и своевременной, как в общеобразовательной школе, так и в сфере дополнительного образования.
Обучение хореографическому искусству в школе № 19 города Усть-Каменогорска проводится в 3 этапа:
I-й этап подготовительный (0 и 1 класс)
Включает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, элементов народно - сценического экзерсиса и движений народного танца.
II-й этап обучающе-развивающий (2, 3, 4 класс)
Включает совершенствование полученных знаний, продолжение изучения классического и народно - сценического экзерсисов (как основа правильного физического развития и ритмического воспитания ребенка), исполнение народных танцев, знакомство с современными направлениями. Развитие актерского мастерства и воспитание способности к танцевально - музыкальной импровизации.
III-й этап Школа мастерства (5–11 класс и хореографический ансамбль)
Этот этап предполагает специализированные занятия в хореографическом ансамбле «Непоседы» в Центре одаренных детей (ЦОД) «Гармония», где я являюсь руководителем.
Систематически на уроках хореографии отслеживается мониторинг специальных ЗУН учащихся в профильных классах по результатам эстетических сессий.
Сравнительный мониторинг ЗУН учащихся средних и старших классов хореографии отражает следующие результаты.
2012-2013 учебный год: 5 «Р» 85%, 6 «Р» 85%, 7 «Р» 72%, 8 «Р» 70%,9 «Р» 80%.
2013-2014 учебный год: 5 «Р» 90%, 6 «Р» 90%, 7 «Р» 75%, 8 «Р» 75%,9 «Р» 82%.
2014-2015 учебный год: 5 «Р» 97%, 6 «Р» 94%, 7 «Р» 80%, 8 «Р» 70%,9 «Р» 95%.
Вышеуказанные результаты показывают положительную динамику развития специальных ЗУН учащихся в профильных классах по хореографии.
В центре развития учащихся «Гармония» в 2015-2016 учебных годах нами были продолжены диагностические исследования творческих способностей у учащихся отделения хореографии и выявлялся уровень развития художественно-эстетических способностей учащихся в специализированном классе хореографии 9 «Р» и классе изобразительного искусства 9 «И».
Цель исследования: изучение уровня развития художественно-эстетических способностей учащихся.
Количество испытуемых: 24 человека – 12 человек 9 «Р» класс школы №19 и 12 человек 9 «И» класс школы № 19.
Мы определили следующие уровни развития художественно-эстетических способностей учащихся: высокий, средний, низкий.
Также быль разработаны следующие критерии:
1. Выразительность
2. Координация движений
3. Чувство ритма
4. Ориентация в пространстве
5. Пластичность
6. Эмоциональность
7. Теоретические знания
Далее нами представлены результаты сравнительной диагностики профильных классов: 9 «Р» класс – от 85% до 100%, 9 «И» класс – от 74% до 85%.
При сравнительной диагностике двух классов, уровень развития художественно-эстетических способностей 9 «Р» класса по всем показателям выше, чем в 9 «И» классе.
Результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что учащиеся специализированных классов ритмики проявляют наряду с высоким уровнем развития художественно-эстетических способностей также и высокий уровень развития социальности учащегося. Данные исследования побудили нас разработать индивидуальные маршруты для учащихся класса хореографии с высоким уровнем развития мотивации.
Уроки хореографии в КГУ «Школе-центре дополнительного образования №19». имеют свою специфику, отличную от уроков хореографии в школе искусств или занятий в хореографическом кружке. Главное отличие в том, что если в специализированной школе или танцевальной студии есть уроки классического, народного, бального танцев, то урок общей хореографии в КГУ «Школе-центре дополнительного образования 19» города Усть-Каменогорска представляет собой интеграцию всех направлений, скрепленную беседами по истории танца. Кроме того, на урок хореографии приходит весь класс без учета способностей и желания детей. И все это в условиях ограниченного времени.
На уроках хореографии у младших школьников активно применяются игровые технологии, ведь, маленький школьник с увлечением играет, и играть будет еще долго. Игра рассматривается и как самостоятельный метод. Результаты обследований показывают, что в процессе игры укрепляются и развиваются психические процессы, повышается толерантность. Обучающая функция игры состоит в перестройке отношений, расширении диапазона общения и жизненного кругозора.
Интегрированные уроки также являются одной из эффективных форм систематизации знаний в современной школе, так как на данных уроках осуществятся синтез знаний через различные ассоциативные связи дисциплин. Одним из предметов школьного образования, позволяющих интегрировать знания и тем самым способствовать развитию творческих способностей учащихся, является, в первую очередь, хореография. В целях повышения творческой активности учащихся в нашей школе почти каждый 3–4 урок хореографии – интегрированный: учащиеся, знакомясь с хореографией, знакомятся и с историей, и с музыкой, и с литературой, и с изобразительным искусством.
Для успешного развития познавательных процессов в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и эффективные технологии обучения. Развитие новых информационных технологий наложило определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Учитывая материальную базу школы, мы активно используем данные технологии на занятиях хореографией в ЦОД «Гармония».
Когда школа находится на этапе инновационного развития, то и к педагогу-хореографу предъявляются серьезные требования. Многообразна и ответственна его работа. Оценивают деятельность педагога-хореографа по его постановкам. Педагог-хореограф все время обязан повышать свои общие и специальные знания, идти в ногу со временем, т.е. быть педагогом новой формации.
Подводя итог вышесказанному, нам особенно хочется отметить, что данная авторская программа по хореографии, а также мониторинг и диагностический блок развития художественно-эстетических способностей учащихся помогают эффективно развивать данные способности учащихся и могут быть рекомендованы к работе, как в общеобразовательных школах, так и в учреждениях дополнительного образования.
Литература:
1. Тубельский, А.Н. Школа самоопределения [Текст]. М.: НМО творческая педагогика, 1991.2. Волков, И.П. Учим творчеству [Текст]. ‒ М.,1988
3. Лук, А.Н. Теоретические основы выявления творческих способностей [Текст] ‒ М., 1991.
4. Мусницкая, Е.В. Обучаем, развиваем, воспитываем [Текст] / И ЯШ.‒ 1989. ‒ №3.
5. Развитие творческой активности школьников [Текст] / под ред. А.М. Матюшкина. ‒ М.: Педагогика, 1991.
6. Учите детей танцевать [Текст]: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. /. ‒ М.: Владос, 2003
7. Чечина, Ж.В. Урок хореографии, как основная форма организации образовательного процесса [Текст] // Дополнительное образование в современном мире: сборник научной конференции – СПб.: ЦРНС, 2011.