Войти / Зарегистрироваться

Методическая разработка «Роль педали в учебном процессе детской музыкальной школы»

Получить свидетельство
Автор: Кучеренко Татьяна Геннадьевна

«Как в живописи нужны красочные мазки,
так в музыке педаль нужна для создания красок».
К.Н. Игумнов

Наряду с фразировкой, динамикой, артикуляцией педаль является ярким средством выразительности. Педаль (имеется в виду правая педаль) помогает преодолеть ударность и «сухость» фортепиано.
Во время учебного процесса в фортепианном классе ДМШ не лишним будет познакомить учеников с информацией исторического плана о возникновении педали. Общеизвестно время изобретения фортепиано – это начало XVII I века, но педали инструмента стали использоваться лишь в конце упомянутого столетия.
Педаль – это деталь рычажного устройства, управляемая ногами. Педаль в мире музыке появилась в XIV веке – у органа был введен басовый регистр, у фисгармонии ноги качали воздух для мехов, у арфы набор из семи педалей обеспечивал перестройку звуковысотности, а сейчас педаль еще и зачастую является неотъемлемой частью ударных установок.
Педаль (правая) у фортепиано обогащает художественные возможности этого инструмента. С помощью педали пианист проявляет свой вкус, индивидуальность и способность разнообразить звучание фортепиано тонкими красками.
Необходимые условия возможности применения педали учеником:
1) ученик сидит правильно за инструментом;
2) нога ученика достает до лапки педали;
3) ученик владеет навыками игры legato;
4) ученик контролирует слухом свою игру.
Преподавателю следует ознакомить ученика с возможностью влиять на звук нажимом педали:
1) как педаль позволяет певуче «вести» звук;
2) как педалью объединяются мелодические звуки приемом, близким к legato, которые находятся на значительном расстоянии друг от друга;
3) как педаль позволяет объединить аккордовые последовательности;
4) как педаль может усиливать звук;
5) как педаль способствует объединению баса с далекой гармонической фигурацией или аккордом;
6) как педаль «окрашивает» звучание.
Педагог может заинтересовать своего ученика этим довольно трудным процессом освоения педали и движением механики фортепиано во время педализации.
С самого начала освоения педали необходимо объяснить ребенку положение ноги перед взятием педали, во время взятия педали и после взятия педали. Ученик, упираясь пяткой в пол у педали (носок ноги касается педальной лапки), бесшумно ее как опускает, так же и позволяет ей подняться, избегая излишних движений корпусом вместе с ногой.
Ошибки учащихся при взятии педали:
1) стук ногой (нога поднимается над лапкой педали);
2) «грязная» педаль (нога находится слишком глубоко на педали и педаль не успевает освободиться от предыдущего звучания);
3) поспешность при начале взятия педали (звучат предыдущие звуки).
Советы преподавателям:
1) Уделять внимание педали на каждом уроке;
2) Учить педализации, как и любой стороне фортепианного исполнительства;
3) В начале обучения педализации обязательно фиксировать педаль в тексте (в нотах);
4) Научить учащегося проверять результат взятия педали слухом;
5) Помнить, что педаль – это очень важное выразительное средство;
6) Постоянно ученику напоминать, что педализацией управляет слух и проверяет слух;
7) Воспитывать в ученике постоянный самостоятельный слуховой контроль, позволяющий ему самому решать, где применять педаль;
8) Помнить слова Ферруччо Бузони: «И у фортепиано есть нечто, только ему одному присущее неподражаемое средство, отображение небес, луч лунного света – педаль», которые доказывают важность применения педали в стремлении добиться многообразной, яркой, выразительной игры на фортепиано.
Список используемой литературы:
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.,1961.
Гельман Н. Педализация. М., 1954.
Гельман Н. Правая фортепианная педаль и основы ее употребления. М., 1930.
Голубовская Н. Искусство педализации. Л., 1988.
Мильштейн Я. Исполнительские и педагогические принципы К.Н. Игумнова. В книге «Мастера советской пианистической школы». М., 1961.
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1988.
Щапов А. Некоторые вопросы фортепианной техники. М., 1968.


Похожие публикации