Войти / Зарегистрироваться

Учебная программа по предмету "Музыкальная грамота"

Получить свидетельство
Автор: Бояринцева Алевтина Анатольевна

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Музыкальная грамота»  разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.
Учебный предмет «Музыкальная грамота» является частью дополнительной общеразвивающей программы в области театрального (музыкально-театрального) искусства. Содержание данного предмета направлено на формирование у учащихся начальных музыкально-теоретических знаний и умений.
Целевая направленность учебного предмета «Музыкальная грамота» - воспитание основ музыкальной грамотности.
Большое внимание в программе уделяется разучиванию и театрализации  детских песен, развитию навыков музицирования, музыкально-театральной импровизации.
Рекомендуемые формы и методы работы на уроке - рассказ, беседа, «живое» музыкальное исполнение,  прослушивание музыкальных произведений, музыкально-дидактические игры, викторины, рисование музыкальных впечатлений, этюды на музыкальный образ в пластике, в жесте, в звуке, театрализация песни или инструментального произведения.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного  предмета  «Музыкальная грамота»  для детей, поступивших в образовательную организацию в возрасте 7-8 лет, составляет 1 год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной  организации на реализацию учебного предмета
Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельные.
Объем учебного времени составляет 34 часа максимальной учебной нагрузки, из них: 17 часов – аудиторная нагрузка, 17 часов – самостоятельная работа. Продолжительность учебных занятий в году – 34 недели. Продолжительность аудиторного занятия – 0, 5 часа (20 минут).
Сведения о затратах учебного времени.

Форма занятий

 

 

Аудиторная      

(в часах)

17

Внеаудиторная (самостоятельная, в часах)

17

Максимальная учебная нагрузка

34

 
Обоснованием объема учебной нагрузки являются «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств».
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Учебный предмет «Музыкальная грамота» реализуется в форме мелкогрупповых  занятий (от 4 до 10 человек).
Занятия проводятся из расчета 0,5 академических часа в неделю на группу.
Цель и задачи учебного предмета
Цель предмета - развить творческие способности учащегося средствами музыкального искусства.
Задачи предмета:
  • обучение основам музыкальной грамоты;
  • развитие музыкальных способностей;
  • формирование навыков музицирования;
  • воспитание базового навыка работы с нотным текстом (необходимого, в частности, для занятий по вокалу);
  • подготовка к изучению курса сольфеджио;
  • воспитание эстетического чувства.
Обоснование структуры программы учебного предмета
 Структура программы отражает все аспекты работы преподавателя с учеником и  содержит  следующие разделы:
  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач программы используются следующие методы обучения:
  • словесный (рассказ, беседа, объяснение);
  • наглядный (наблюдение, демонстрация);
  • практический (упражнения - воспроизводящие и творческие; творческие показы).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Средства, необходимые для реализации программы
Дидактические:  
  • наглядные и учебно-методические пособия;
  • методические рекомендации;
  • нотная, игровая и художественная литература для детей и педагога.
Материально-технические:
  • учебная аудитория, соответствующая требованиям санитарных норм и правил;
  • учебная мебель;
  • фортепиано (пианино или кабинетный рояль);
  • доска с двумя нотоносцами;
  • компьютер или ноутбук, оснащенный звуковыми колонками;
  • наглядные пособия (несколько экземпляров изображения клавиатуры, таблицы с ритмическим делением, паузами и т.п.)
  • видео- и аудиотека.
 
II.  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план
 

 

 

 

 

 

Темы уроков

Общий объем времени

 (в часах)

Ауди-торные занятия

Самостоя-тельная работа

Макси-мальная учебная нагрузка

 

 

1

Понятие о высоте и длительности музыкального звука. Регистр. Тембр

1,5

1,5

3

2

Понятие о мажоре и миноре.

1

1

2

3

Мелодический рисунок. Поступенное движение и скачки в мелодии. Восходящее и нисходящее движение

2

1

3

4

Нотный стан и клавиатура. Изучение нот в скрипичном ключе.

2,5

3

5,5

5

Основные длительности: целая, половинная, четверть, восьмая, шестнадцатая (ознакомительно)

1,5

1

            2,5

6

Паузы

1

            1

2

7

Понятие метра, такта, тактовой черты

1

1

2

8

Изучение интервалов

2

2

4

9

Запись мелодии

1,5

1

2.5

10

Знаки альтерации

0,5

0,5

1

11

Пение по нотам (сольфеджирование)

2

3

5

12

Контрольный урок

0,5

1

1,5

 

Итого:

17

17

34


 
Годовые требования
Тема 1. Понятие о высоте и длительности музыкального звука. Регистр. Тембр
Данные понятия разбираются на уроках с детьми посредством простейших образно-эмоциональных ассоциаций. Дети должны дать ответы на вопросы:
  • «Что напоминают вам низкие музыкальные звуки?» (предполагаемые ответы: рычание медведя, жужжание пчел, гул самолета, «как будто дедушка сердится» и т.п.).
  • «Что напоминают вам высокие музыкальные звуки?» (предполагаемые ответы: пение маленьких птиц, писк комара).
  • «Как звучит твой голос?» (предполагаемый ответ – «не высоко и не низко, в середине»).
Учащиеся выполняют двигательно-фонопедические упражнения: «Ууу – взлетает самолет» (голосовое глиссандо из низкого регистра в верхний в сочетание с постепенным подъемом рук), «Ууу – идет на посадку!» (глиссандо в низкий регистр с постепенным опусканием рук). Упражнения могут самостоятельно разрабатываться педагогом.
В процессе выполнения обсуждения ответов дается объяснение понятия «регистр» - это «этаж», на котором «живет» звук.
Перед введением понятия «тембр» педагог просит детей сказать одну и ту же фразу сердито, ласково, угрожающе, испуганно. Вместе с педагогом дети выясняет, что меняется краска голоса – тембр. Предлагается игра «Телефонный звонок», в которой один из учеников, не видя собеседника, угадывает, кто с ним говорит («звонящий» немного меняет голос). Предлагается также игра «Иностранец»: педагог предлагает ребенку на «тарабарском» языке сказать что-то приветливое, радостное, грустное и т.п. Остальные должны угадать, что было сказано (модальность сообщения).
В продвинутых группах целесообразно ввести понятие интонации – обобщающего по отношению к тембру, регистру, звуковысотности и т.д.
Музыкальный материал: Рахманинов, Этюд-картина «Красная Шапочка и Серый Волк», ор.39, №6 (высокие и низкие звуки; контрасты регистров, их образное восприятие); Сен-Санс, «Слон» и «Аквариумные рыбки» из «Карнавала животных» (разные регистры, их образная характеристика; запоминающиеся тембры; короткие и долгие длительности/ «короткие и длинные ноты»); Прокофьев, «Петя и волк» (обобщение материала: звуковысотность, взаимосвязь тембров и регистров); колокольные звоны (наложение звуков разной длительности, ритмическое дробление).
Тема 2. Понятие о мажоре и миноре. Минор и мажор – два основных «настроения» музыки: грустное и радостное. Дети подбирают близкие по значению слова («печальное, скорбное  - веселое, озорное» и т.п.), выясняются их смысловые оттенки. Детям предлагается услышать настроение в пьесах (фрагментах), которые играет педагог, и изобразить его. Инсценируются знакомые детям песни с ярко выраженной ладовой краской.
Музыкальный материал: Шаинский, «Дождь пойдет по улице…» (появление мажора в минорной песне); Шаинский, «Антошка» (материал для инсценировки); Чайковский, «Болезнь куклы» и «Новая кукла» из «Детского альбома» (ладовый контраст, его образное значение).
Тема 3. Мелодический рисунок. Поступенное движение и скачки в мелодии. Восходящее и нисходящее движение
На доске детям предлагается несколько мелодических фраз с разными контурами: с постепенным долгим подъемом и резким скачком вниз, с ровным контуром, с волнообразным контуром. Вместе с педагогом дети дают словесное описание контуров. Педагог или один из учащихся делает условно графическое изображение фраз (с помощью линий). Педагог играет несколько примеров на фортепиано, характеризует их. Наиболее выразительные и вокально удобные из них поются детьми.
Тема 4. Нотный стан и клавиатура. Изучение нот в скрипичном ключе
Дети активно работают в нотных тетрадях и у доски. Педагог знакомит детей с историей нотного письма (изобретение Гвидо Аретинского, переход от квадратных нот к округлым и т.д.). Дети учатся писать скрипичный ключ (по необходимости - пошагово, по элементам). Осваивается нотный стан: дети постепенно, по мере изучения материала «заселяют» его нотами. Важно дать понять детям, что движение от первой линейки к пятой – это движение вверх, о  пятой к первой – вниз.
Целесообразно писать ноты без уточнения длительности, при этом ноты, для удобства, изображаются как целые. Для запоминания названия нот и их месторасположения предлагаются шуточные стихи. Также детям предлагается вспомнить слова, в которых «прячутся» названия нот: «ДОрога», «РЕклама», «МИлый МИшка» и т.д.
При освоении этой темы целесообразно использовать «Рабочую тетрадь по сольфеджио, 1 класс» Т.Е. Первозванской.
Тема 5. Основные длительности: целая, половинная, четверть, восьмая, шестнадцатая (ознакомительно)
На доску прикрепляется таблица с ритмическим делением. Вместе с детьми педагог делит целую ноту-«яблоко» («апельсин») на доли: половины, четверти, восьмые. Дети знакомятся с графическим образом длительностей. Для запоминания характера соотношения длительностей рекомендуется использовать двигательно-речевые игры – на усмотрение педагога. Дети учатся «считывать» простейшие ритмические рисунки. На доске педагог пишет ритмические «песенки», которые учащиеся должны прохлопать или простучать. Задания могут содержать паузы: они изображаются условным знаком  – «!», «х».
При освоении этой темы целесообразно использовать «Рабочую тетрадь по сольфеджио, 1 класс» Т.Е. Первозванской.
Тема 6. Паузы
Дети знакомятся с понятием паузы. Используются понятные детям аналогии: каникулы – это пауза между учебными четвертями, воскресенье – пауза между рабочими днями и т.д. Педагог должен подчеркнуть, что в музыке пауза не означает остановки в развитии: пульс - «сердечко»  музыки – продолжает биться, мы продолжаем счет ритмических долей. Паузы очень важны для дыхания: причем дышит не только исполнитель (в первую очередь, певец), но и сама музыка. Полезны также привести ассоциации со знаками препинания в письменной речи, с построением устной речи.
Дети знакомятся с графическим образом пауз, учатся писать их в тетрадях и на доске. Отрабатываются ритмические «песенки-задачки» с паузами. Педагог примеры использования пауз в знакомых детям музыкальных произведениях.
Музыкальный материал: Шаинский, «Если с другом вышел в путь…», Пожлаков, «Первые шаги», Чайковский, «Сладкая греза».
Тема 7. Понятие метра, такта и таковой черты
При объяснении материала используются ассоциации с ритмичностью дыхания, биением сердца. Постепенно начинается работа над тактированием.
Музыкальный материал: Чайковский, пьесы из «Детского альбома», фрагменты из маршей, полек и вальсов И. Штрауса-сына.
При освоении этой темы целесообразно использовать «Рабочую тетрадь по сольфеджио, 1 класс» Т.Е. Первозванской
Тема 8. Знакомство с интервалами (общее)
При изучении данной темы рекомендуется сначала познакомить детей со звуковым образом интервалов, а уже позже – с их строением. Подробное изучение  качественной и количественной величины интервалов рекомендуется перенести в курс сольфеджио. На музыкальной грамоте педагог предлагает детям сказочную музыкальную историю, «действующими лицами» которой являются интервалы: к примеру, Принцессы Терции, Солдат Кварта, Злая колдунья Септима, Добрая фея Секста и т.д. Дети сами могут придумать простейшие сюжеты с участием «героев-интервалов», а педагог «озвучит» их на фортепиано. На данном этапе освоения темы следует начинать пропевание интервалов – в определенных ритмических рисунках. Можно предложить детям сочинить песенки-«малютки» про интервалы.
Тема 9. Запись мелодии
Дети уже знают принцип расположения нот на нотном стане. Полезно закрепить эти знания - «прочитывать», проговаривать вместе группой и индивидуально номера из учебника сольфеджио (Барабошкина, Сольфеджио для 1 класса, §12-16). Совместно с педагогом дети записывают в тетрадях и на доске хорошо знакомые песни: «Маленькой елочке…», «Во поле береза стояла». Сначала рекомендуется вместе пропевать эти песенки, прохлопывать их ритмический рисунок, показывать рукой направление движения мелодии, делать условное графическое изображение (линиями), а затем уже фиксировать высоту и длительность.
Тема 10. Знаки альтерации
Дети получают представление о знаках альтерации через ассоциацию – «желание» ноты приблизиться к соседней, расположенной выше или ниже. Дети учатся писать знаки в тетради. Педагог обращает внимание на то, что мы произносим знак альтерации после названия ноты, а пишем – наоборот. Для закрепления рекомендуется работать с нотным материалом (А. Барабошкина, Сольфеджио, 1 класс; §18): находить конкретную ноту, названную педагогом, «прочитывать» полностью номер (мелодию) с названием знака альтерации.
Рекомендуется использовать «Рабочую тетрадь по сольфеджио, 1 класс» Т.Е. Первозванской.
Тема 12. Пение по нотам (сольфеджирование)
Одна из основных задач предмета – подготовить детей к  самостоятельному освоению нотного текста, к выучиванию вокальных произведений. Поэтому очень важно как можно раньше приучить их к осознанной работе с нотным материалом. Дети должны научиться анализировать текст, выявлять ритмические, интонационные особенности, трудности. Для начального этапа работы можно рекомендовать перед пением проговаривать ноты  в заданном ритме. Чтобы избежать инертного отношения к материалу, можно предложить детям поработать с нотами песен, в которые педагог внес «ошибки».
Музыкальный материал:  Н. Ладухин, Одноголосное сольфеджио, №1-27; А. Барабошкина, Сольфеджио (1 класс) §12-18; знакомые детям песни В. Шаинского, А. Пахмутовой, Г. Гладкова.
Контрольный урок.  Итоговый урок рекомендуется проводить в форме викторины. Игровой компонент позволит свести к минимуму стрессовые проявления и увлечь детей музыкально-творческой деятельностью. В ходе урока-викторины ученики показывают приготовленные дома задания (выученные инструктивные номера, песни, решенные ритмические задачи, освоенный словарь терминов и т.п.) и выполняют задания, предлагаемые  непосредственно  на занятии. В процессе проведения урока каждый учащийся должен продемонстрировать: а) достаточный уровень приобретенных вокально-интонационных навыков; б) владение навыком пения по нотам; в) наличие элементарных ритмических представлений и навыков; г) умение определять на слух базовые компоненты музыкального языка (мажорный, минорный лады; направление и характер движения мелодии; регистр звучания; отдельные интервалы); д) знание и понимание определенного круга музыкальных терминов («регистр», «пауза», «интервал», «тактовая черта» и т.п.); е) способность к импровизации (досочинение-допевание мелодической фразы, ритмическая импровизация в заданных условиях и т.д.)
        
   III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Уровень подготовки учащихся является результатом  освоения  программы  учебного  предмета  «Музыкальная грамота».
К концу года  обучения учащийся приобретает:
  • знания основ музыкальной грамоты;
  • практический навык пения по нотам;
  • практический навык элементарного анализа музыкального текста;
  • навык определения на слух базовых элементов музыкального языка;
  • общее представление о средствах  музыкальной выразительности;
  • знание  отдельных музыкальных терминов.
 
 
IV.    ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную  и итоговую аттестацию учащихся. Текущий контроль и промежуточная аттестация проводятся в счет аудиторного времени.
Предлагаемые формы текущего контроля и промежуточной аттестации.
  • текущий контроль - выполнение заданий в классе, демонстрация домашнего задания;
  • промежуточная аттестация – комплексная оценка педагогом результатов работы учащегося в течение определенного периода (четверти, полугодия);
  • итоговая аттестация - проводится в  форме игры, викторины, состоящей из  практических музыкальных заданий,  по окончании изучения всего курса учебного предмета «Музыкальная грамота».
При выведении итоговой оценки следует принимать во внимание также работу учащегося в течение всего учебного года.
Критерии оценки
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
  • 5 (отлично) - ставится, если учащийся в полной мере справляется с программой предмета, выполняет все задания преподавателя, проявляет старание, интерес к предмету и творческую инициативу;
  • 4 («хорошо») – ставится, если учащийся справляется с программой предмета, но испытывает небольшие затруднения в отдельных моментах, проявляет трудолюбие, старательно выполняет задания преподавателя в полном объеме, но с некоторыми погрешностями, стремится к устранению неточностей в выполнении заданий, проявляет интерес к предмету и творческую инициативу;
  • 3 («удовлетворительно») - ставится, если учащийся с трудом справляется с программой предмета, небрежно относится к домашним и классным самостоятельным заданиям, не проявляет интереса к предмету, творческая инициатива отсутствует.
Для  большей дифференциации оценок рекомендуется использовать также «+» и «-»: 5+, 5-, 4+, 4- и т.д.
 
 
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Методические рекомендации
Программой предусмотрена гибкость подхода при постановке и решении учебной задачи. Это позволяет педагогу учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося и, как следствие, добиваться высоких результатов в  освоении программы.
Работа с учащимися театрального (музыкально-театрального) отделения предполагает соответствующую профилизацию: на уроках музыкальной грамоты важно делать акцент на образно-эмоциональном восприятии детьми учебного материала, что способствует лучшему запоминанию,  развивает творческое воображение. Большинство тем учебного предмета может быть преподнесено через образ – посредством музыкально-речевых, двигательных игр, элементы инсценировок, театрализации.
Наряду с традиционными формами урока программой предусматривается проведение уроков-игр, уроков-викторин.
Программа учебного предмета требует постоянно включения в ход урока примеров из «живой» музыки – академической, народной, эстрадно-джазовой и, конечно, песенного детского репертуара. Методически грамотное преподнесение теоретического материала невозможно без обогащения музыкально-слухового опыта учащихся.
Обучение должно носить живой, эмоциональный характер. Важной задачей для педагога является создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы. Вместе с тем необходимо поддерживать в классе учебную дисциплину, серьезное отношение к занятию.
Что касается домашних заданий на закрепление пройденного в классе материала, то они должны быть небольшими по объему, доступными и, что важно, интересными. Это может быть сочинение сказочных историй, поэтических четверостиший по пройденной теме; создание иллюстрации к прослушанному в классе музыкальному произведению; выучивание предварительно разобранных с педагогом номеров, повторение  музыкальных терминов и т.п.
 
 
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
        Методическая, учебно-методическая  литература
  1. Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребенка – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 97 с.
  2. Домогацкая И.Е. Первые уроки музыки – М.: Классика-XXI, 2011.  – 144 с.
  3. Емельянов В.В. Развитие голоса: координация и тренинг - Изд.3-е, испр. — СПб.: Лань, 2003. — 192 с.
  4. Зебряк Т.А. Основы музыкальной грамоты и сольфеджио – М.: Кифара, 2003. -  71 с.
  5. Таблицы по музыкальной грамоте (набор из 10 плакатов) / Сост. Т. Вахромеева. – М.: Музыка, 2014. – 10 л.
  6. Современное музыкальное образование – 2003: Материалы международной научно-практической конференции (9-11 октября 2003 г.) – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 329 с.
Учебная литература
  1. Барабошкина А.В. Сольфеджио: для 1 класса ДМШ. – М.: Музыка, 2015. – 72 с.
  2. Кончаловская Н.П. Нотная азбука. – Москва: Олма-Пресс, 2000. – 64 с.
  3. Ладухин Н. М. Одноголосное сольфеджио. - М.: Кифара, 1998. – 34 с.
  4. Первозванская Т.Е. Мир музыки: Рабочая тетрадь по сольфеджио, 1 класс - СПб.: Композитор, 2004. — 50 с.
 
 
 
 
 
 
 

Похожие публикации