Войти / Зарегистрироваться

Анализ урока в Детской музыкальной школе

Получить свидетельство
Автор: Фисенко Елена Ренатовна

«Сильным, опытным становится педагог,
который умеет анализировать свой труд...»
В. А Сухомлинский
 
Умение анализировать свою педагогическую деятельность на уроке лежит в основе творческого труда педагога. От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие в ходе урока, результаты собственных педагогических воздействий на ученика, во многом зависит способность учителя отрегулировать свою педагогическую деятельность для достижения наибольшего эффекта. От способности анализировать урок во многом зависит профессиональное мастерство преподавателя, производительность его педагогического труда.
Любой разбор урока должен носить аналитический характер, который помогает выявить наиболее удачные фрагменты занятия, а также и те, которые требуют дальнейшего совершенствования. К сожалению, возможности аналитической деятельности в ходе планирования урока используются далеко не в полной мере.
Работая много лет в Детской музыкальной школе преподавателем и руководителем, я пришла к выводу, что при анализе уроков педагоги испытывают затруднения, так как не очень представляют себе, что надо поставить во главу угла в этом процессе, на что обратить внимание и обсудить. Ведь каждое открытое занятие для педагога, прежде всего, способ повысить свою квалификацию. Поэтому ему крайне важно услышать квалифицированную аргументированную оценку и выстроить перспективу своего профессионального роста. Анализируя педагогическую деятельность (как чужую, так и собственную), педагог учится избегать ненужных ошибок и приобретает новый бесценный опыт.
Поэтому цель данной методической работы:
- повышение профессионального уровня педагога, качества его обучения, 
- методическая помощь педагогам и администрации школы в обучении методам анализа и самоанализа педагогической деятельности.
Самоанализ урока
Самоанализ урока необходимо рассматривать с методической позиции, с профессиональной и с позиции здоровьесбережения учащихся. Это очень актуальный вопрос в настоящее время. Известно, что только 11% выпускников школ выходят во взрослую жизнь здоровыми. В музыкальной школе положение усугубляется неправильными посадками за инструментом и напряжением игрового аппарата детей (форсированием голоса) в моменты интенсивных репетиций. Поэтому вопросам посадки, постановки игрового аппарата, его координации, движениям в процессе занятий, логичной смены и чередования видов деятельности должно уделяться особое внимание.
Ниже приведен образец самоанализа урока по общим принципам российской педагогики, адаптированные к уроку в музыкальной школе. 
Модель самоанализа группового занятия.
  1. Место данного урока в системе уроков по общей теме. Как реализована триединая задача педагогики: обучение, развитие и воспитание? Не упущено ли чего? Основная цель урока? Была ли она оглашена в начале урока, подведены ли её итоги?
  2. Все ли дети были включены в практическую деятельность? Нашлось ли время для физминутки, отдыха у младших школьников? Всегда ли дети были активны, если пассивны, то почему? Не связано ли это со скукой, перегрузкой, монотонностью ведения урока, невниманием к ним педагога, большой по количеству детей группой, необычной обстановкой, слишком темпераментным энергичным педагогом?
  3. Насколько рационально был выстроен урок? Учтены ли психологические особенности внимания детей: трудное чередуется с легким, новое с известным, от простого к сложному и т.д.
  4. Характеристика класса, мотив отбора материала для данного урока, общение детей друг с другом и педагогом.
  5. Достаточно ли свободно владеет педагог музыкальным инструментом (голосом) для необходимых показов. Всегда ли это эффективно и оправдано? Не давит ли педагог ученика своими профессиональными умениями?
  6. Успешно ли был реализован план урока? Пришлось ли сменить темп урока, заменить задания с тем, что бы удержать внимание детей, «топтаться» на одном месте, излишне заниматься вопросами дисциплины и порядка и т.д.
  7. Использовались ли на уроке межпредметные связи с музыкальным инструментом, эстетикой, сольфеджио и хором? Смог ли педагог увязать в единое целое необходимость этой связи?
  8. Было ли что-то неожиданное на уроке? Как вышел из положения педагог?
  9. Индивидуальный подход. Как учитывались особенности сильных и слабых учащихся? Чувствовалась  ли граница между ними? Помогают ли сильные слабым и педагогу в этом вопросе? Эффективно ли использует педагог способности «подвинутых» учащихся?
  10. Общая культура педагога, его умение выстроить непринужденную творческую обстановку на уроке. Эстетика подачи материала на доске и в наглядных пособиях.
  11. Состояние удовлетворенности уроком, чего не хватило для удовлетворения? Меры, намеченные по устранению указанных недостатков.
  12. Оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов.
Модель самоанализа индивидуального занятия.
  1. Место урока в общей системе занятий (тематический урок – с проработкой каких-то технических или художественных приемов, по определенной теме, жанру или отдельному произведению разбор программы, или текущая работа с репертуаром);
  2. Краткая характеристика способностей и потенциала учащегося;
  3. Исполнительский репертуар урока: целесообразность и доступность, соответствие программным требованиям и индивидуальным возможностям ученика.
  4. Необходимость выбранных приемов, методов работы над каждым произведением. Разнообразие методов обучения: беседа, объяснение, показ на инструменте или голосом, использование аудиотехники, приемы и упражнения, развивающие исполнительское  мастерство.
  5. Постановка конкретных проблем и задач в процессе работы (желательно по каждому произведению, если их было несколько). Оценка педагогом достигнутой цели,
  6. Развитие творческого мышления учащегося, самостоятельности в раскрытии образа, побудительные приемы к развитию фантазии.
  7. Как сложились профессиональные отношения на уроке: партнерские (ученик-учитель), авторитарные (педагог диктует), стихийные (ученик не понимает, педагог не может объяснить)? Состоялось ли сотрудничество педагога и ученика на уроке? Есть ли результаты? Понял ли ученик, что от него требуется? Понятно ли ему, что надо делать дома?
  8. Запись домашнего задания. Сопровождалось ли оно пояснениями, закреплением усвоенного на уроке? Конкретно ли задание, нет ли в нём общих фраз, ни к чему не обязывающих?
  9. Самоанализ недостатков (недоработок) урока. Самооценка. Перспективы дальнейшей работы.
Факторы, влияющие на успешность проведения уроков
Сколько бы ни готовился педагог к своему открытому занятию или к посещению его урока администратором школы, он вряд ли получится полноценным и эффективным, если педагог не будет работать над собой. Для достижения успеха урока, нужно знать, из чего он складывается, в чем его суть, предназначение, каковы последствия и результаты. Каждый успешный урок приближает конечную цель педагогической работы преподавателя: воспитание эстетически развитой личности, грамотного слушателя и ценителя музыки. И это достигается не одним уроком, а целенаправленно выстроенной системой обучения, развития и воспитания. Итак, что нужно знать педагогу?
Факторы, влияющие на качество преподавания:                     
1) система теоретических и практических знаний, исполнительская база педагога;
2) умения изучать и учитывать реальные творческие возможности учащихся, осуществлять индивидуальный подход, формировать и развивать познавательный интерес и мотивацию к обучению, управлять процессом обучения, коммуникабельность, креативность, творчество.
Факторы, влияющие на качество знаний (и/или исполнительский уровень учащегося):
1) методика преподавания, его уровень,
2) владение музыкальным инструментом, имидж педагога,
3) наличие и качество учебников, нотных сборников, методических пособий,
4) индивидуальные особенности учащихся (интерес, мотивы, склонности, состояние здоровья, игрового и голосового аппарата, возраст, пол, темперамент и т.д.),
5) внешние влияния (семья, среда, средства информации, общеобразовательная школа и т.д.),
6) сложившаяся система оценивания учащихся у педагога,
7) посещаемость, уровень домашней подготовки,
8) уровень воспитательной работы на уроке, в школе, в классе по специальности.
Виды общения между педагогом и учеником
От того, как сложены взаимоотношения в музыкальной школе ученика и педагога зависит половина успеха.
 

Виды общения

Краткая характеристика

стихийное

учащиеся не заинтересованы преподавателем и предметом, невнимательные в ходе урока, запоминание случайное, неосознанное, практические навыки слабые

авторитарное

преподаватель занимает главенствующее положение, делает много    замечаний, исправляет, поучает, торопит с ответами  (подпевает, подыгрывает, подсказывает), быстрый темп урока, громкая (одноообразная) речь, насыщенность материала, за практическими навыками проследить сложно – детей почти не слышно

партнерское

осуществляются по принципу «дети – те же взрослые, только с меньшими разумом и знаниями». На уроке идет спокойная беседа, включающая в себя и рассказ, и показ, и опрос. Практические навыки хорошие, учащиеся имеют возможность научиться, показать свой уровень, быть услышанными и понятыми

профессиональное

учащиеся максимально активны, ими руководит стремление лучше разобраться в материале, научиться большему и с более высоким качеством, инициативны, сами формируют учебные проблемы и решают их самостоятельно. Практические навыки отличные: уровень профессиональной ориентации

Видов общения и взаимодействия педагога с учащимися существует гораздо больше. Вышеуказанные охватывают лишь самые основные моменты педагогического общения.
Заключение
Необходимость анализа (самоанализа) – одно из обязательных условий успешности преподавателя. От того, насколько критично и аналитически подходит он к результатам своей деятельности, зависит его мастерство как учителя, наставника, воспитателя, человека, «сеющего разумное, доброе, вечное».  Преподавателю музыкальной школы в оценке своей работы ошибаться нельзя – он формирует внутренний мир ребенка, вовлекает детей в мир прекрасного, воспитывает ценителя и умного слушателя музыки, закладывает основы исполнительства и  музыкальной культуры.
В свете современных требований к педагогу, не стоит забывать о необходимости непрерывного и систематического повышения квалификации, педагогического мастерства. Можно очень хорошо владеть инструментом, голосом, много знать из истории и теории музыки, быть творческим и увлеченным человеком, но «споткнуться» на том, что не можешь научить тому, чем владеешь сам. Педагогический дар, так же как любой другой, дается не каждому. Поэтому многим из нас приходится учиться, учиться и учиться этой сложной и мудрой науке – педагогике, её правилам, принципам и законам. Конечно, многое приходит с опытом, но без знания и изучения основных педагогических принципов состояться и добиться признания учеников педагогу будет нелегко.
Таким образом, данная методическая работа поможет педагогу в планировании своей педагогической деятельности и установлении эффективного взимотворческого сотрудничества со своими учениками для достижения основных целей музыкального воспитания.

Похожие публикации