Войти / Зарегистрироваться

Преодоление психологической инерции на уроках актёрского мастерства

Получить свидетельство
Автор: Починова Анна Дмитриевна

Благодаря Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования в школе появилась возможность для развития творческого потенциала обучающихся через занятия актёрским мастерством. Новые нормы говорят о необходимости развития креативной личности[1]. Именно на этих уроках происходит воспитание творческого отношения к учёбе (в частности к таким предметам как литература, история, физкультура). У детей появляются силы и желание реализовать свой творческий потенциал, причём не только на сцене, но и в жизни.
Рассмотрим двух условных учеников, которые пришли на занятие впервые. Один (назовём его Паша) привык к точным вопросам, пытается найти правильный ответ на них и очень боится ошибиться. Второй (к примеру, Саша) не боится ошибок и даже если не знает правильного ответа, или думает, что не знает, пытается подойти к вопросу не в прямую, а творчески, посмотреть на него иначе. Например: им даётся задание изобразить некий предмет – «Цыплёнок табака». Паша теряется, он напуган, не знает, что это, слышал, что есть такое блюдо, но не знает, как оно выглядит. Он мыслит прямолинейно: пытается изобразить процесс еды и в результате у него ничего не получается. Саша действует иначе. Он тоже не знает, что это такое, но решает действовать по-другому: он по очереди показывает цыпленка, а потом табак, и все присутствующие сразу догадываются, что он изображает. На этом примере видно, что Паша – обладатель конвергентного (закрытого, нетворческого) мышления, а Саша - дивергентного (открытого, творческого). Такой тип личности как у Паши называют интеллектуальным, а как у Саши – креативным. Ученики с первым типом мышления, как правило, могут решать очень сложные задачи, но ответы к ним они ищут в знаниях, полученных только в той области, к которой, как им кажется, относится вопрос. Они ищут единственный правильный ответ и очень боятся ошибиться. Говоря актёрским языком – «Синдром отличника». Паша привык к задачам с чётко поставленным вопросом, логическим решением и выверенным ответом, то есть к задачам закрытого типа.
На уроках в школах дети чаще всего сталкиваются именно с закрытым типом задач. Вот почему большинство «новобранцев» на моих занятиях первое время не понимают вообще, что здесь происходит. Их переполняют штампы. Ведь всю жизнь до этого их постоянно учили назиданиями, точными решениями, ругали за ошибки. В результате получились люди, которые боятся самостоятельности, не умеют творчески мыслить.
Первые полгода основной целью моих занятий является именно удаление этой ненужной шелухи – штампов. Ведь для постановки спектакля необходима способность учеников к импровизации, которая не возможна без творческого, креативного мышления, веры в себя и подвижности психологического аппарата. Поэтому на уроках актёрского мастерства существуют только задачи открытого типа: размытое условие, разные пути решения, множество вариантов ответа.
В данной статье я попытаюсь передать своё занятие с точки зрения системы НФТМ-ТРИЗ М. М. Зиновкиной [2, 3]. Здесь будут тренинги на преодоление психологической инерции (штампов) и развитие творческого мышления (воображения, фантазии, внимания, развитие доверия себе).
1. Мотивация.
Дети входят в класс первый раз. Они удивлены, так как в моём кабинете нет столов. Стоят стулья полукругом. Ученики рассаживаются как хотят, я представляюсь им, они говорят мне как их зовут. Всё это происходит в форме весёлой непринужденной беседы. Мы шутим. Обычно я рассказываю что-то смешное, чтобы все хорошо посмеялись. Затем все встаём и бежим на середину зала, где проходит занятие. Обычно я разрешаю детям вставать так, как они хотят. Одно важное условие удачного проведения урока – не говорить слов «упражнение», «задача», «вопрос» и др. подобных изречений. Мы играем! Я предлагаю им поиграть в маленьких детей из детского сада и под этим невинным «соусом» провожу, необходимую мне на данный момент, разминку. Почему на данный момент? Потому что дети новые, и я ещё не знаю, что у них получиться, а что нет. Моя цель – снять напряжённость, поселить в них доверие ко мне, как к педагогу и другу. Задачи: эмоционально раскрыть детей, сосредоточить внимание на себе, заинтересовать, провести начальную разминку артикуляционного и голосового аппаратов, развить пластику тела.
Основной план разминки:
  1. Смешная артикуляционная гимнастика («игра в обезьян», «едим торт с кремом», «пчёлы», «мороженое на солнце», «поцелуйчики», «Рыбы и поросята» и т. д.).
  2. Гимнастика для голосовых резонаторов (игра «Сотовый телефон» и др.).
  3. Упражнения на подачу голоса в виде игр или прибауток («снежки», «шкатулка», «муха», «Пока, Маша!» и т. д.).
  4. Упражнения на связь движений тела с голосом («Ах, как я рад!», «Брызги», «Тряпичная кукла», «Ма!» и т. д.).
Обычно на такие упражнения все соглашаются очень охотно, и некоторых даже приходится слегка успокаивать. Заканчивается разминка очень весело и активно.
2. Содержательная часть.
Все снова усаживаются на стулья в полукруг. Задачи этого блока: развитие внимания, воображения, чувства партнёра и коллектива.
Первая игра на первом году обучения, по традиции, – «Снежный ком» на какую-либо тему. Например, «Каникулы». Ученикам необходимо придумать ассоциацию на данную тему. Первый называет название темы, затем своё слово, второй – название темы, слово первого и потом своё и так дальше. Так проходит первый круг. Дети часто забывают слова. Подсказывать вслух запрещено условием игры, и самые догадливые быстро соображают, что можно подсказать жестами, мимикой. Первые несколько ассоциаций обычно возникают под влиянием психологической инерции, когда же появляются весёлые подсказки и смешные сцены «Забыл!», дети смелеют и начинают говорить совершенно неожиданные вещи. Тренинг из скучного превращается в очень весёлый и увлекательный. Второй круг ассоциаций мы добавляем к своим словам прилагательные, третий – глагол. Получается необычный рассказ о летних каникулах, которого не найдёшь не в одной книге.
Здесь есть несколько моментов: тренинг требует чуткого контроля со стороны педагога – нельзя давить на детей, но в тоже время и не устраивать вседозволенность, иначе занятие очень быстро выйдет из-под контроля. Нужно быть другом, но в то же время оставаться педагогом, держать дистанцию.
 Следующий тренинг (игра) на усмотрение педагога: «Печатная машинка», «Перестроения под ритм», «Передвижение с определённой скоростью под различные звуки», «оправдывание позы» и т. д. Я не описываю эти тренинги, так как они являются сугубо профессиональными, и все педагоги по мастёрству актёра знают их в различных вариантах.
3. Психологическая разгрузка.
Отдых проводится так же в виде тренинга, но другого качества: игра «Да – нет». Чрезвычайно проста и увлекательна. Все встают в круг. Ведущий поворачивается лицом к своему соседу (неважно справа или слева) и говорит: «Да!», если его сосед с ним «согласен», то он поворачивается к другому своему соседу и тоже говорит: «Да!» – и так дальше, пока кто-то не скажет: «Нет!». «Нет!» нужно говорить в лицо тому, кто тебе сказал: «Да!». Суть игры в том, чтобы научить детей используя минимальный набор слов («да» и «нет») открыто общаться друг с другом, глядя в глаза и не боясь отстаивать свою точку зрения. Сначала играем просто для разминки, потом «на вылет», то есть: кто не успел сообразить, что и кому говорить, тот выходит из круга и садиться на своё место. Победителям (их двое) – громкие аплодисменты!
4. Головоломка.
Эта часть так же нацелена на преодоление психологической инерции. Для того чтобы успешно справиться с заданием тренинга ученикам необходимо заглянуть дальше того, что они привыкли видеть в обычных предметах и явлениях.
Задание 1: придумать рассказ о предмете. Это может быть простая банка, или карандаш, или ещё что-нибудь лежащее под рукой. Потом необходимо сказать, что это необычный предмет, у него есть своя уникальная история, которую мы вместе сейчас и расскажем. Дети придумывают каждый по одному предложению, условие одно – рассказ должен быть связным. В этом тренинге не нужно повторять предыдущие предложения, поэтому ученикам ничего не мешает фантазировать несколько кругов. Очень важно поддерживать оригинальные идеи и контролировать процесс, чтобы история получалась логичной. Кроме того, некоторые активные участники тренинга могут так увлечься, что невольно начнут притеснять фантазию других, это нужно мягко останавливать, но так, чтобы не закрыть в них желание творить.
Задание 2: изобразить предмет. Можно назвать их детям на ушко каждому, а можно написать на маленьких листочках бумаги, свернуть и положить в шляпу, чтобы дети сами вытягивали свой предмет. Задание заключается в том, чтобы с помощью лишь своего тела изобразить предмет. Нельзя показывать на этот предмет, если он находится рядом, называть его. Предмет – это Ты, а значит можно издавать только те звуки, которые издаёт этот предмет. Здесь тоже очень нужна поддержка педагога. Не стоит вызывать кого-то идти на площадку, пусть первый раз идут те, кто очень хочет этого. Зрители должны угадать, что им изображают.
Задание 3: найти сходства в разных предметах. Тренинг очень быстрый и его для большего эффекта можно провести, разделив учеников на группы. Так получится ещё развивать в них коммуникативные навыки: умение работать в группе, договариваться, приходить в общему решению. Но тогда педагогу нужно будет обязательно следить, чтобы никого не ущемляли в праве высказать своё мнение, чтобы в процессе тренинга не появились обиженные, что им не дали высказаться. Каждой группе раздаётся по два слова с первого взгляда ничем не связанные друг с другом. Группы соревнуются. Выигрывает та, члены которой найдут больше сходств между своими предметами. Даётся пять минут на обсуждение. Потом спрашиваю тех, кто готов.
Совершенно необязательно проводить все три тренинга, можно выбрать один или два, всё зависит от времени. Ведь каждый ребёнок непредсказуем. На этом занятие дети сталкиваются с задачами, которых они никогда не решали, поэтому чётко распределиться по времени не получится. Что-то удастся взять целиком, а от чего-то лишь часть. Но это обычное явление, когда работаешь с задачами открытого типа.
5. Интеллектуальная разминка.
В качестве небольшого перерыва подойдут следующие тренинги:
  1. «Лабиринт»: двое участников. Одному завязывают глаза. Пока ему надевают повязку, на площадке выстраивается небольшой лабиринт из стульев и любых других подручных предметов. Затем второму участнику, у которого глаза открыты, показывается единственный верный путь, по которому ему нужно будет провести своего партнёра. Условие одно: вести его он должен очень аккуратно и бережно – так, чтобы не задеть ни один из предметов в лабиринте. Задача тренинга – воспитание чувство ответственности. Кроме того, можно поставить в пару детей, которые плохо ладят, или другой вариант: ведёт в чьём ответственном отношении в уверены, а завязаны глаза у того, кто боится тренингов. В последнем случае это упражнение позволит человеку почувствовать себя частью коллектива, и уберёт у него страх недоверия.
  2. «Проход с закрытыми глазами»: одному участнику завязывают глаза и ставят его в другой конец зала. Перед ним очень тихо выстраивают в хаотичном порядке всех остальных детей. Им нельзя двигаться и издавать какие-либо звуки. Они – столбы, мимо которых в другой конец зала должен будет пройти участник с завязанными глазами. Пройти он должен никого не задев. Тренинг на развитие интуиции и внимания.
  3. Позвать, изменив голос. Очень простой и весёлый. Все сидят на своих местах. Один желающий выходит перед всеми закрывает глаза и отворачивается. Все быстро меняются местами, и с новых мест, изменив голос, по очереди задают какой-либо вопрос ученику с закрытыми глазами. Тот в свою очередь должен ответить на вопрос и догадаться, кто его задал. Тренинг на внимание, креативность, смелость.
  4. «Колечко». Развитый вариант игры «Колечко, колечко, выйди на крылечко» Тот, кто будет угадывать, где колечко, выходит в центр зала, закрывает глаза и поворачивается спиной к остальным участникам. Они же в свою очередь тоже закрывают глаза и протягивают вперёд ладони рук, сложенные лодочкой. Ведущий проходит мимо каждого участника, дотрагиваясь до рук. Кому-то одному кладёт в руки колечко. Никто глаза не открывает. Ведущий доходит до конца зала и только тогда говорит, что можно открывать глаза. Задача первого участника – понять, у кого кольцо, а задача остальных – запутать его, чтобы он не догадался. Тренинг воспитывает интуицию, наблюдательность, импровизацию, внимание и чувство партнёра.
6. Содержательная часть.
В этом блоке мы приступаем к тому, ради чего проводились все предыдущие - подготовка к этюдам. Я прошу детей назвать своих самых любимых животных, что эти животные любят делать, как они себя ведут. Затем предлагаю изобразить этих зверей. По желанию.
После каждого показа идёт обсуждение: дети говорят, что им было понятно, а что нет, что было не логичным, задают вопросы, потом идёт следующий показ. Для педагога главное в это время – поддержать творческую инициативу ученика. Не стоит на первом занятии делать резких замечаний. Остальные ребята всё равно будут самыми строгими зрителями, они всё скажут за Вас. Возможно, даже придётся их останавливать в критике, чтобы не навредить маленькому творческому «Я», только что проснувшемуся в их товарище.
7. Резюме.
Пришло время подвести итоги занятия. Напоминаю, что это было первое занятие детей первого года обучения. То есть их знакомство с предметом. Причём сами дети могут быть абсолютно разного возраста: от первоклашек до подростков семнадцати лет. Меняется только подход педагога и сложность заданий.
За короткий промежуток времени, с помощью открытых задач удаётся зажечь в ребёнке желание творить, развиваться. Главное – он сам стремится к креативности. Хочет сделать всё так, как до него ещё никто не делал. И это самое дорогое в моём уроке. Конечно, о полной победе над психологической инерцией говорить нельзя, она всю жизнь будет преследовать нас, ведь преодолев препятствие как-то оригинально в первый раз мы невольно повторяем это же действие и во-второй. Хотя это и наша собственная мысль, но её уже нельзя будет назвать креативной, потому что для нас – это уже повторение.
Впрочем, полностью побеждать психологическую инерцию и не нужно, даже вредно, в жизни много проблем, на которые надо знать точный ответ. Достаточно лишь выработать в себе и своих учениках навык преодоления, чтобы в нужный момент применить его. И тогда – то и будет достигнуто золотое равновесие.
 
Ссылки на источники
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федер. Закон Рос Федерации от 17 декабря 2010 г.
  2. Зиновкина М. М. НФТМ-ТРИЗ: Креативное образование ХХ1 века. Теория и практика. – М.: МГИУ, 2008. – 306 с.
  3. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. – 2012. – № 9 (сентябрь). – ART 12116. – 1,0 п. л. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. – ISSN 2304-120X.
  4. Утёмов В. В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». – 4 квартал 2011, ART 11-4-02. – Киров, 2011 г. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2011/11402.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. – ISSN 2225-1618.

Похожие публикации