Сюжетно-дидактическая игра является неким синтезом, объединяя сюжетно-ролевую и дидактическую игру. Почему же возникла необходимость в этом слиянии.
Сюжетно-ролевая игра – это игра, основой которой является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им игровой обстановке.
В сюжетно-ролевой игре знания детей не только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократного, практически-действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщенный характер.
Но может ли количественная сторона действительности стать содержанием сюжетно-ролевой игры? На первый взгляд ответ прост: да, может. Действительно, дошкольники в сюжете и содержании игр, а также в игровых действиях отражают знакомую им область действительности: быт семьи, детского сада, события общественной жизни, различные виды труда взрослых. В таких играх иногда создаются ситуации, в которых, выполняя взятую на себя роль, ребенок может производить разнообразные счетные и измерительные действия.
Но, как показывают наблюдения, подобные действия дети включают в игры крайне редко, от случая к случаю, и выполняют их неточно. Почему?
А.А.Смоленцева отмечает, что для того чтобы дошкольник мог развернуть сюжет игры, смоделировать ту или иную деятельность взрослых, он должен понять ее смысл, мотивы, задачи и нормы отношений, существующие между взрослыми. Самостоятельно сделать это ребенок не может. Лишь подготовленное воспитателем ознакомление с доступными детям дошкольного возраста видами труда раскрывает им смысл трудовых взаимоотношений взрослых, значение выполняемых ими действий. На этой основе возникает игра, и ребенок, реализуя взятую роль, начинает глубже вникать в смысл, понимать мотивы и задачи деятельности людей, а также значение своей роли и своих действий.
Что касается количественных отношений, то самостоятельно, непосредственно воспринять действия взрослого с числом, счетом, измерением дошкольник также не может. Область количественных отношений как бы выпадает из поля его зрения. Он в своем опыте обычно не сталкивается с необходимостью практического использования этих отношений, и потому они не отражаются в его играх. Выделить в деятельности взрослых количественные отношения и способы их определения ребенок может только с помощью воспитателя.
Счет и измерение — действия взаимозависимые, они должны выполняться не приблизительно, а точно, правильно и в определенной последовательности. Поэтому в творческой игре, где используются счет или измерение, воспитатель должен брать на себя такую роль, которая позволила бы ему контролировать правильность и точность выполнения каждым ребенком математических действий. Следовательно, чтобы сохранить саму природу игры и в то же время успешно осуществлять обучение ребят математическим основам, а именно операциям счета и действиям с мерами, необходимы игры особого рода. Они должны быть организованы так, чтобы в них: во-первых, в качестве способа выполнения игровых действий возникала объективная необходимость в практическом применении счета и измерения; во-вторых, содержание игры и практические действия были бы интересными и предоставляли возможность для проявления самостоятельности и инициативы детей.
Иначе говоря, в такой игре должен быть развернутый сюжет, включающий разнообразные роли, и не обязательно с математическим содержанием, но определенные игровые задачи должны решаться непосредственно на основе усвоенных на занятиях математических знаний и предлагаться ребенку в виде игровых правил. Именно обучающая дидактическая игра реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила, а развернутый сюжет, включающий разнообразные роли присущ сюжетно-ролевой игре. Таким образом, возникает некий вид игры, который можно определить как сюжетно – дидактическую игру.
Структура сюжетно-дидактической игры строится на основе структуры дидактической игры. Игра, используемая в целях обучения, должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями.
Обязательным компонентом игры являются и её правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей.
Таким образом, обязательными структурными элементами сюжетно-дидактической игры являются: обучающая задача, игровые действия и правила.
Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду». Определяя обучающую задачу для сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием, надо прежде всего иметь в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться, закрепляться, какие умственные способности в связи с этим развиваться, какие качества личности детей можно сформировать средствами данной игры.
Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре. Соблюдение правил в игре требует от детей определённых усилий воли, умения обращаться со сверстниками.
Игровые действия, в свою очередь, направляют, контролируют выполнение игровых правил.
Чтобы развернуть сюжетно-дидактическую игру со старшими дошкольниками, важно знать принципы её организации. К таковым относятся:
- Отбор математических знаний, полученных на занятиях, для последующего отражения их в играх старших дошкольников
- Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия счета и измерения.
- Отображение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр.
- Организация коллективных игр. Привлечение каждого ребенка к выполнению ролей, включающих математические действия.
- Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми игровую роль.
- Индивидуальный подход к детям (учет знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребенка).
- Переход от практического счета предметов к действиям счета в плане представлений, а затем к операциям с числами.
Руководство сюжетно-дидактическими играми осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.
В подготовку к сюжетно-дидактической игре входит:
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (памяти, внимания, мышления, речи) и др.;
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения сюжетно-дидактической игры;
- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате; определение количества играющих;
- подготовка необходимого игрового материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение сюжетно-дидактических игр включает:
ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;
объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение: детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);
на усмотрение воспитателя показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие;
определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил.
подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему, что поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Напомним, какие особенности характерны для игр, в содержании которых отражаются количественные отношения предметов реального мира. Это, во-первых, наличие разнообразных сюжетов и ролей, наполненных математическим содержанием. Во-вторых, математические знания, усвоенные на занятиях, естественно включаются в игры как правила выполнения детьми той или иной роли. Воспитатель, беря на себя определенную игровую роль, помогает детям использовать счет и измерение и контролирует правильность их выполнения. В-третьих, в сюжетно-дидактических играх развивается умение применять полученные на занятиях математические знания в новых условиях, с разными объектами. И, наконец, в-четвертых, игры этого вида носят коллективный характер. [28,13]
Для того чтобы развернуть сюжетно-дидактические игры, в которых дети стали бы использовать счет и измерение, необходимо наполнить «старые», бытующие игры новым содержанием. Решение этой задачи заключается в ином подходе к ознакомлению с уже известным детям трудом взрослых, в необходимости показать, что качество и результат их деятельности зависят от применения счета и измерения. А для этого требуется создать такие игровые ситуации и условия, в которых бы возникало осознание практической необходимости в математических действиях.
Существенное значение для организации и проведения сюжетно-дидактических игр имеет подготовка игрового материала. Воспитатель должен заранее продумать, какой материал нужен для реализации задуманного содержания и как привлечь детей к его изготовлению. Участие ребенка в поделке нужных атрибутов для игры заставляет его задуматься над содержанием ролей, определить, какую из них он хотел бы выполнить, проявить выдумку, творчество, терпение.
В играх следует широко использовать разнообразный дидактический материал и подбирать его таким образом, чтобы облегчить ребенку переход от применения более конкретных его форм к более абстрактным, т. е. в играх должны использоваться вначале реальные предметы, затем их заменители, потом числовые фигуры и, наконец, карточки с цифрами.
Когда сюжетная линия подготовлена, а также подобран материал, то игра может возникнуть как по предложению воспитателя, так и по желанию самих детей. Поводом для ее развертывания могут стать и различные ситуации, создаваемые воспитателем.
В организации и проведении сюжетно-дидактических игр можно условно выделить три этапа. Руководство игрой на этих этапах осуществляется по-разному. Выбор методов педагогического руководства обусловлен спецификой игр, наличием у детей знаний о числе, счете и измерении, уровнем их игровых навыков и умений.
На первом этапе игра носит сюжетно-дидактический характер. Ведущая роль здесь принадлежит воспитателю. Он направляет развитие сюжета, следит за сменой ролей и выполнением счетных и измерительных действий каждым ребенком, развивает умение применять эти знания в игре.
Условия сюжетно-дидактической игры позволяют педагогу на первых порах быть её непосредственным участником и через роль включать в неё счёт, контролировать правильность решения задач, оказывать своевременную помощь, индивидуализировать задания с учётом возможностей, знаний и опыта каждого ребёнка, поощрять инициативу и самостоятельность, поддерживать радость успеха.
Сюжетно-дидактическая игра строится и развивается при условии закрепления за каждой ролью определенных игровых функций и установления чёткой зависимости этих функций. То есть, если выполнение одной роли с необходимостью требует выполнения другой, то происходит активное взаимодействие и общение ребят по ходу игры.
Включение счёта и измерения в игру должно происходить в тот момент, когда в этом возникает необходимость по ходу развития сюжета игры и выполнения игровой роли.
На первом этапе игры может оказаться, что некоторые её участники, выполняя роли, связанные со счётом, действуют привычным для них способом, т.е без счёта. Такие ситуации необходимо использовать для выяснения причин создавшегося положения самими играющими. С помощью партнёров по игре дети находят эту причину (пересчитывают объекты) и исправляют допущенную ошибку. Это приводит к пониманию необходимости и важности счёта и измерения.
При распределении ролей в сюжетно-дидактической игре необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок получил желаемую роль. Может оказаться, что одновременно многим детям захочется выполнять роли, включающие математические знания. В этом случае надо установить очерёдность.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы к роли, требующей счёта, подключались все дети, даже малоактивные. Какие методы и приёмы может использовать воспитатель для вовлечения детей в игру и выполнения ролей, предполагающих использование математических представлений?
Воспитатель может действовать через роль, приглашая ребёнка в игру и предлагая ему для решения посильные задачи, подсказывая последовательность действий. При этом, подчеркивая какие важные функции он выполняет, давая это понять другим ребятам, чтобы те, в свою очередь, приглашали малоактивного ребёнка в игру.
На втором этапе сюжетно-дидактическая игра перерастает в сюжетно-ролевую, которая в большинстве случаев организуется детьми, успешно овладевшими счетом и измерением. Ведущие роли начинают выполнять дети. Воспитатель принимает участие в игре в основном на второстепенных ролях.
По мере овладения счетом и измерением меняется содержание игр, характер их протекания, а соответственно и роль воспитателя.
Ведущие роли начинают выполнять сами дети. Критерием выбора на ведущую роль нередко становится умение сверстников выполнять счетные и измерительные действия. Кандидатуры на ту или иную роль теперь обсуждаются коллективно. Для поддержания интереса детей к играм и к выполняемым в них счетным действиям воспитателю необходимо создавать новые игровые ситуации, требующие осмысленного оперирования математическими знаниями. Например, в играх может неожиданно возникнуть ситуация, когда нужно сравнить числа, разница между которыми выражена числом 2, или произвести счет группами (двойками, тройками).
Действия счета и измерения становятся предметом обсуждения, выяснения причин возникших ошибок, обмена мнениями. Смена ролей и создание различных игровых ситуаций обеспечивают действия всех участников игры с реальными предметами или их изображениями в различных игровых ситуациях: предметы вначале находятся непосредственно перед ребенком, и он практически действует с ними, а затем их удаляют на значительное расстояние. Это способствует постепенному переходу детей от счета непосредственно воспринимаемых предметов к счету в уме.
В коллективной игре разносторонне проявляются индивидуальные особенности, уровень знаний и умений каждого ребенка. Это дает возможность осуществлять дифференцированный подход к детям, своевременно оказывать им необходимую помощь, заинтересовывать их выполнением привлекательных ролей с постепенным усложнением заданий. Эффективным по отношению к детям, испытывающим затруднения, оказывается вовлечение их в игру в роли учеников или помощников, тесно контактирующих, взаимодействующих с ребятами активными, умеющими играть и практически применять математические знания.
То, что игра свободна от неприятных последствий, чрезвычайно важно для успешного овладения знаниями каждым ребенком. Этот прием включения детей в игру на правах учеников или помощников оказывается эффективным и с точки зрения вовлечения в игру всех детей без исключения.
Использование воспитателем разнообразных приемов дает возможность детям проявлять самостоятельность и инициативу. Однако надо помнить, что наличие у воспитателя модели возможной игры не приводит к инсценированию заранее заготовленного сюжета. Ребята обычно проявляют много творчества, инициативы, самостоятельности. Но если дети будут опускать ситуации, в которых нужно применять счет и измерение, то воспитатель через роль должен натолкнуть играющих на их обыгрывание, используя разные приемы.
Третий этап характеризуется возникновением самодеятельных сюжетно-ролевых игр по инициативе детей. Все роли, в том числе и включающие счет и измерение, самостоятельно, с большим желанием и интересом разыгрывают дети. Воспитатель — активный наблюдатель. Лишь в отдельных случаях он включается в игру, беря на себя какую-либо роль. Задача воспитателя сводится к контролю за ходом игры и вовлечению малоактивных детей в коллективную игру. Воспитатель может участвовать в игре в качестве нейтрального лица (советчика и т.п.), подсказывающего новые игровые ситуации, новые счетные задачи.
Принимая участие в игре, дети обычно быстро усваивают обязанности, игровые правила каждой роли, возможные действия. В этом случае каждый участник знает, что и как ему нужно делать. Дети с интересом выполняют все роли, но особенно увлеченно те, в которых они должны пересчитать, сравнить числа, измерить.
Самостоятельное творческое применение математических знаний свидетельствует о прочном усвоении детьми программою материала. Развитие сюжета и активность детей в игре при выполнении счетно-измерительных действий не возникают стихийно. То, чтовзрослый является участником игры, направляет и обогащает ее сюжет и содержание, используя разнообразные методы и приёмы приводит к тому, что сюжетно-дидактические игры перерастает в сюжетно-ролевые.
Таким образом, рассматривая особенности использования сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием при формировании количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста, можно сделать следующий вывод: что сюжетно-дидактическая игра – эта игра с развёрнутым сюжетом, включающим разнообразные роли, и не обязательно с математическим содержанием, но определенные игровые задачи должны решаться непосредственно на основе усвоенных на занятиях математических знаний и предлагаться ребенку в виде игровых правил, т.е сюжетно-дидактическая игра имеет такую структуру, обязательными элементами которой являются – обучающая задача, игровые действия и правила.
Руководство сюжетно-дидактическими играми осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.
В организации и проведении сюжетно-дидактических игр можно условно выделить три этапа. Руководство игрой на этих этапах осуществляется по-разному. Выбор методов педагогического руководства обусловлен спецификой игр, наличием у детей знаний о числе, счете и измерении, уровнем их игровых навыков и умений.
На первом этапе игра носит сюжетно-дидактический характер. Ведущая роль здесь принадлежит воспитателю. Он направляет развитие сюжета, следит за сменой ролей и выполнением счетных и измерительных действий каждым ребенком, развивает умение применять эти знания в игре.
На втором этапе сюжетно-дидактическая игра перерастает в сюжетно-ролевую, которая в большинстве случаев организуется детьми, успешно овладевшими счетом и измерением. Ведущие роли начинают выполнять дети. Воспитатель принимает участие в игре в основном на второстепенных ролях.
Третий этап характеризуется возникновением самодеятельных сюжетно-ролевых игр по инициативе детей. Все роли, в том числе и включающие счет и измерение, самостоятельно, с большим желанием и интересом разыгрывают дети. Воспитатель — активный наблюдатель.
Таким образом, зная этапы развития игры, включающей счет, важно подготовить детей к тому, чтобы сюжетно-дидактическая игра, организованная воспитателем, смогла перейти к самостоятельной детской игре, включающей счетные и измерительные действия, где воспитатель участвует в игре в качестве нейтрального лица; подсказывающего новые игровые ситуации и постепенно вовлекающего в игру всех детей группы.