Актуальность. Употребление психоактивных веществ (ПАВ), включая наркотические вещества, является на сегодняшний день одной из проблем наиболее остро стоящих перед обществом и особенно перед школой. По современным статистическим данным, большинство наркоманов начинают пробовать и активно употреблять наркотики в подростковом возрасте и, следовательно, часть молодёжи уходит из школы, имея стаж употребления психоактивных веществ. Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года ориентирована на снижение спроса наркотической продукции (особенно в образовательной среде). Одно из предлагаемых решений состоит в усилении работы по профилактике зависимости.
Министерство образования и науки РФ предлагает решение для школ в форме мониторингов, которые проходят апробацию в регионах с апреля 2015 года. Насколько такое видение проблемы помогает решить ситуацию с первичным вовлечением школьников в среду употребляющих ПАВ покажет время. Сейчас же, ситуация в школах и вузах, как правило, следующая.
Несмотря на то, что ситуация в корне начинает меняться и воспитательная составляющая вновь появилась в планах учителей, на пути решения проблемы открываются новые аспекты, затрагивающие как причинность ситуации, так и выявляющие способы выхода из неё. На уровне школ можно сделать акцент на существующие проблемы, требующие незамедлительного решения.
Существующая ситуация. Анализ. С одной стороны, существуют организационно-методологические проблемы специалистов помогающих профессий в условиях школы, с другой – проблема ограниченности методов, разрешённых для школьников.
Проблемы специалистов помогающих профессий
Во-первых, специалистам помогающих профессий зачастую приходится иметь дело с последствиями первичных и последующих проб психоактивных веществ. Существующая система наркологической помощи в России ориентирована на помощь лицам, которые выявлены обществом и уже страдают от химической зависимости (табакокурение – в школе). Не хватает упреждающего непосредственного контакта нарколога, глубоко осведомлённого о последствиях употребления наркотических веществ, с подрастающим поколением. Вследствие узконаправленности деятельности наркологических учреждений возникают организационные сложности выявления первичных проб в начале употребления наркотических веществ. Остаётся открытым вопрос об эффективности предупредительных мер по отношению первичных проб и рецидивов у лиц употребляющих психоактивные вещества.
Во-вторых, широкий спектр постоянно совершенствующихся психоактивных веществ и подверженность проблеме зависимости людей разных возрастов позволяет объединять усилия дифференцированных ведомств для выхода из создавшейся проблемной ситуации. На сегодняшний день изменился масштаб решаемой задачи, переродившись из частной (затрагивающей жизнь конкретной семьи) в государственную первостепенную задачу. В зависимости от решаемых задач различают следующие антинаркотические подходы, реализуемые в программах:
- распространение информации о вреде наркотиков (частичная статистическая информация о распространённости наркомании и пагубное влияние на организм; информация о воздействии наркотических веществ на личность и её разрушение; информация запугивающего характера о фатальных итогах употребления наркотических веществ; комбинированная информация с учётом вышеперечисленных вариантов). Этот подход формирует рациональный ответственный выбор поведения с отказом от употребления наркотических веществ).
- распространение обучающих навыков (формирование жизненных навыков; контроль и управление эмоциями (аффектами); укрепление здоровья (физического и психического)). В данном подходе учитывается, что тяга к наркотическим веществам возникает на почве внутриличностного конфликта и несформированности личности (отсутствии жизненных целей, инфантилизм, неумении управлять эмоциями, неуверенности в себе, проблемы одиночества, суицидальные наклонности личности и пр.). Своевременное выявление проблемной зоны личности и эмоционально заряженной темы позволяет целенаправленно обучать и прививать молодёжи необходимые навыки самосохранения. Регулярность повторения полученных знаний (информации) и их применения в ежедневной практике гарантирует стойкость навыка.
- замещение интереса к психоактивным веществам через альтернативную деятельность (эффективные чаще активные виды деятельности, сопровождаемые яркими эмоциями и направленные на поиск удовольствия).
В-третьих, накоплен опыт в области профилактической наркологии (авторские разработки зарубежных и отечественных учёных; диссертационные исследования; исследования коллективов, работающих в рамках антинаркотических грантов; самонаблюдения лиц, употреблявших психоактивные вещества). Большинство авторов сходятся во мнении, что профилактика наркомании в молодёжной среде только через информирование о вреде и последствиях употребления недостаточно. Именно поэтому изучение ценного опыта авторских разработок открывает новые возможности специалистам смежных ведомств для сотрудничества и выработки единой стратегической цели. Так, на территории Республики Татарстан на протяжении длительного времени реализуются антинаркотические программы следующих ведомств:
- Управление ФСКН России по Республике Татарстан. Этот ресурс позволяет специалистам, работающим по первичной профилактике с молодёжью получать сведения о межведомственных антинаркотических профилактических проектах (профилактические наркологические осмотры учащихся и студентов; проект «Самостоятельные дети»; проект «Клубная жизнь»), знакомиться с методическими разработками, участвовать в антинаркотических марафонах и конкурсах (конкурсы детского рисунка «Планета Земля», «Нас защищает ФСКН России»; конкурсы для журналистов «Бумеранг»; олимпиада научных работ «Профилактика наркомании и наркопреступности») и получать статистические отчёты по региону через социологические опросы и мониторинги.
- Министерство образования и науки Республики Татарстан. Данный ресурс ориентирован на популяризацию знаний о вреде употребления психоактивных веществ и адаптирован для населения, говорящего на русском и татарском языках. Представлены буклеты, памятки для родителей учащихся школ.
Введение в штаты школ психологов – идея изначально правильная, но необходимо организационно усовершенствовать психологическую службу на уровне конкретной школы и на уровне городского управления образованием.
Во-первых, служба не может включать в себя одного человека, это коллектив. Ряд школ г.Казани организует психологическую службу, которая состоит из 2-3 психологов, завуча по воспитательной работе, социолога, логопеда. Каждый выполняет свою функцию. Часть задач по воспитанию учащихся решается совместно. Однако большинство школ в действительности не могут основать психологическую службу вследствие слабоорганизованной структуры администрирования (мешают межличностные неприязненные отношения, непонимание администрацией специфики работы психолога, неумение прогнозировать воспитательный процесс с перспективой на 2-3 года вперёд и др.). Тогда вся нагрузка и ответственность за психическое здоровье учащегося ложиться на плечи психолога.
До сих пор носит рекомендательный характер Приказ о численности учащихся, приходящихся на ставку психолога школы. При этом в регионах эти данные не приведены к единообразию, каждый понимает рекомендацию как экономически выгодно для региона. Для Республики Татарстан при численности учащихся до 500 человек разрешена 0,5 ставки психолога; от 500 до 1000 человек – 1 ставка (недельная нагрузка 36 часов в неделю, из них 18 часов - присутственное время, 18 часов – методическая работа); более 1000 человек - 1,5 ставки. Получается, что в стреднестатистической школе с численностью учащихся до 1000 человек работает один психолог. Регионально данные смещены в сторону увеличения нагрузки на психолога, и на ставку психолог охватывает до 1000 человек учащихся и до 100 человек преподавателей.
В должностные обязанности психолога входит перечень работ по четырём направлениям: просветительская работа, психодиагностика, психокоррекция и консультативная работа. Согласно нормативам утверждена продолжительность различных видов работ практического психолога в сфере образования. Так, на индивидуальную работу отводится 3,5-6 часов (сюда включены подготовка к собеседованию, проведение и обработка результатов, оформление заключения в расчёте на одного человека). Тренинги занимают 30-40 часов на один цикл. Массовые обследования (диагностика, оформление результатов и рекомендаций) на группу обследуемых в 15-30 человек предполагает занятость специалиста на 40-60 часов. На самом деле обработка полученных данных вручную, написание отчётов согласно последним требованиям ФГОС и «Методическим рекомендациям в работе психологов» занимает больше времени. Плюс индивидуальные беседы по рекомендациям учащимся. Всё это – колоссальная нагрузка на психику самого психолога.
Каждая категория учащихся требует внимания психолога и при этом направленность работы различается. Например, основной упор в работе с трудными детьми (группа риска) должен производиться точечно и персонифицировано, при этом их важно поддерживать на протяжении длительного времени (недели, месяцы) и фиксировать результат коррекции. Контакт психолога с обычными детьми чаще всего проходит в форме бесед и тренингов (по запросу классного руководителя), то есть массово. Значительную часть времени занимают мониторинги по адаптации учащихся в начальном, среднем и старшем звене, которые необходимо выполнять согласно требованиям ФГОС.
Из вышеприведённого расклада очевидно, что даже при высокой личностной самоотверженности специалиста охватить скрупулёзным вниманием каждого учащегося (трудного или обычного) проблематично. Без поддержки классных руководителей, предметников, директора школы, завучей по учебной и воспитательной работе, родителей работа психолога может свестись к минимальному эффекту. Только сплочённая команда, действующая в одном направлении по развитию учащегося, может корректно формировать высокоразвитую морально устойчивую личность без вредных привычек.
Ещё один важный момент. В системе образования не учтена проблема аттестации специалистов, имеющих степень кандидатов наук и работающих при этом в школах. Согласно последним документам об аттестации они начинают свою профессиональную работу в школе и только через год могут подать документы на аттестацию для минимальной первой категории, а право получить в ближайшее время высшую категорию получают только после получения первой категории ещё через два года (и то при условии высокой результативности работы). Редкий кандидат наук, высококвалифицированный профессионал, который мог бы принести пользу школе, согласиться на такие условия. В итоге учащиеся и педагогический коллектив не получают свежие инновационные психологические идеи, модернизирующие всю систему образования.
Проблема ограниченности методов, разрешённых для школьников
Изучив существующие ресурсы для оказания профилактических мероприятий в России и локально на территории Республики Татарстан, нами выявлены следующие антинаркотические программы профилактики в работе с молодёжью.
Министерство по делам молодёжи, спорту и туризму Республики Татарстан. Этот ресурс позволяет переключить внимание молодёжи с проблемы зависимости от психоактивных веществ на позитивное решение ситуации через спорт, туризм и активное времяпровождение.
Широко развернули свою работу фонды и организации (ННО, НКО), занимающиеся поддержкой здоровья населения России и привитием культуры здорового образа жизни. В масштабах Российской Федерации можно указать на общероссийскую общественную организацию «Лига здоровья нации». Деятельность Лиги организована по антинаркотическим программам («Марафон здоровья», «Волна здоровья» и «Здоровье населения») и проектам (Всероссийский форум «Здоровье нации – основа процветания России», Межгосударственный форум государств-участников СНГ «Здоровье населения – основа процветания стран Содружества», Национальный молодёжный проект «Моя альтернатива», Национальный общественный проект «Общество против наркотиков», «Россия без табака» и «Безалкогольная Россия»).
Высшие учебные заведения Республики Татарстан начинают активно включаться в общественное антинаркотическое движение. Благодаря участию студенчества в Универсиаде 2013 года значительно увеличилась численность волонтёров. Российские вузы на конкурсах и конференциях для студентов и учащихся школ также расширяют спектр секций, в которых могут быть представлены работы по антинаркотической тематике. Например, на базе Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова ежегодно проводится Всероссийский фестиваль науки (с конкурсами «Мир науки глазами детей», «Учёные будущего», «Фестиваль идей новейших технологий (ФИНТ)», «Просто о сложном»). В разделе «Здоровье» представляются конкурсные работы о здоровом образе жизни.
Эффективной опорой реализации антинаркотических программ являются специалисты (психологи, педагоги), которые систематически на протяжении многих лет непосредственно общаются с подрастающим поколением, воспитывают в них стремление к ведению здорового образа жизни и имеют возможность получать обратную связь от их родителей. Ареной антинаркотических акций становятся школы, колледжи при вузах и другие образовательные учреждения довузовской подготовки. Создаются «школы здоровья», проводятся антинаркотические беседы с привлечением врачей. Профилактика проблемы зависимости тематически органично включается в школьную программу. Также выявляются учащиеся группы риска, и с ними персонифицированно ведётся воспитательная работа. Школы, как правило, активно вовлекаются в антинаркотические акции, организуемые массово в масштабах города (день здоровья, спортивные мероприятия, Универсиада 2013, волонтёрское движение, антинаркотические акции общественных организаций, флешмобы). Стало привычным участие школьников на научных городских, республиканских и всероссийских конференциях и олимпиадах, а также фестивалях и конкурсах. На конференциях открываются секции по психологии, где учащиеся совместно со своими руководителями представляют работы по антинаркотической тематике. Например, МБОУ СОШ №24 с углубленным изучением отдельных предметов Приволжского района г.Казани ежегодно проводит городскую конференцию для учащихся 8 -11 классов и в секции «Психология» учащиеся защищают работы, связанные с проблемами зависимости, одиночества, общения. И к моменту окончания школы у учащихся формируется собственная база знаний о том, как сохранить своё здоровье и уберечься от употребления психоактивных веществ.
Школа и в последующем вуз это те образовательные учреждения, в которых молодёжь ещё поддаётся воспитательному воздействию организованно. Сама образовательная среда воспитывает, направляет, помогает определиться с жизненными ориентирами. Во время обучения человек проходит разные возрастные рамки (охватывается период от 7 до 24 лет). Ориентировочно этот период обучения содержит этапы, на каждом из которых существуют ведущие психологические ориентиры личности (табл.1)
Таблица 1
Стадии развития личности в период обучения
Стадия
развития
|
Значимые категории лиц в социальных контактах
|
Ведущие
полярные
качества
личности
|
Итог развития
|
Ведущее
направление развития
|
Школа (начальное и среднее звено) (7-15 лет)
|
Сначала авторитет учителя. Затем -группы сверстников в среде обучения.
|
Компетентность /неполноценность
|
Овладение знаниями и умениями
|
Освоение пространства межличностной коммуникации с пониманием своей роли (доминирование/ подчинение), мужской или женской линии поведения, начало профессиональной идентификации
|
Школа (старшее звено) (16-18 лет)
|
Отстранение от групповых форм общения, переход на персонифицированное общение в диадах, триадах и др.
|
Погружение в самоидентификацию личности /отсутствие признания значимыми лицами
|
Самоопределение, нацеленность на личностно значимые жизненные цели, ценность преданности
|
Осознанное подведение итогов развития за предыдущие возрастные этапы, корректировка планов, реализация профессионального самоопределения
|
Вуз
(19-24)
|
Группы сверстников, новые друзья, общение с противоположным полом
|
Близость/ изоляция
|
Сотрудничество, любовь
|
Сексуальный опыт, осмысление предыдущего опыта самоопределения, пробы профессии.
|
Инновационные технологии в организации антинаркотической работы: решение ситуации
Запрос времени направлен на новые психологические технологии, позволяющие воспитывать молодёжь исходя из окружающих рисков жизни в мегаполисе и с прицелом на развитие в ближайшие 5-8 лет. Особое внимание сосредоточено на молодёжи группы риска.
Использование особенностей восприятия в воспитательной работе с детьми и молодёжью
Воспитательная работа с детьми и молодёжью предполагает расширение организационно-методологического арсенала и развитие эстетической культуры педагогов средствами искусства и психотерапевтической практики. Процесс воспитания содержит в основе личностное позитивное отношение педагога к обучающимся и строится на его умении деликатно без навязчивостей вводить в мир прекрасного, высокоморального и художественного восприятия окружающего мира.
Восприятие каждого человека уникально и субъективно. Именно этот факт позволяет видеть в окружающем его пространстве разные грани. Гармония и красота вызывают положительные переживания, возвышают духовный мир человека и позитивно направляют его по жизни. Воспитание способности воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, и при этом точно понимать и оценивать его позволяет человеку быть не созерцателем, а активно создавать прекрасное в окружающей его действительности. Человек становится творцом всего, к чему он прикасается, и качественно меняется его внутренний мир.
Оперируя особенностями восприятия в воспитательном процессе можно без сопротивления со стороны учащихся добиваться положительного отклика с их стороны. Возможности человеческого мозга эволюционно совершенствуются, и его становится всё труднее чем-либо удивлять, поэтому столь необходимо точно знать механизмы восприятия. Исследуя на практике конкретные методы и способы процесса творчества в междисциплинарном контексте, мы выявили, что в основе комплексного восприятия лежит синестезический код.
Синестезический код восприятия
В отечественной науке синестезией называется феномен восприятия, при котором впечатление, соответствующее данному раздражителю и специфичное для данного органа чувств, сопровождается другим, дополнительным ощущением или образом, при этом часто таким, которое характерно для другого органа чувств. Пример синестезической метафоры – «малиновый звон». Малиновый – это характеристика цвета, его мы различаем визуально. Звон-это звук, его мы различаем аудиально. Понимание метафоры «малиновый звон» происходит у каждого человека ассоциативно по-своему, с разной степенью яркости впечатления от участвующих в восприятии органов чувств. Например, возможны ассоциации с ярко-малиновым багряным небом на фоне звона колоколов и др.
В отечественной литературе встречаются следующие сочетания синестезических метафор, из которых каждый читатель может самостоятельно составить метафору (например, бархатный голос или светлый голос и т.д.) и попытаться сравнить их между собой (табл.2).
Таблица 2
Составляющие синестезической метафоры
голос
|
бархатный, мягкий, низкий, лёгкий, светлый, тёмный, белый, цветущий красками
|
взгляд
|
тяжеловыносимый, давящий, холодный, пустой, жёсткий
|
слово
|
солёное, грязное, острое, мягкое, твёрдое, тёмное, крепкое, яркое, выпуклое, колючее
|
Такая тренировка и тонкое понимание сути метафоры позволяет углубленно передавать слушателям нюанс передаваемых сообщений. Для преподавателей и воспитателей умение оперировать синестезическими метафорами расширяет спектр воспитательного воздействия. Синестезическая метафора вовремя и к месту вкраплённая в текст вызовет необходимую ассоциацию и позволит эффектно присоединиться к слушателям. Кроме того, она эффектно актуализируют впечатления от разных органов ощущений.
Есть одна особенность. Синестезические метафоры при переводе на другой язык могут потерять тот посыл к читателю, который закладывался первоисточником. Поэтому особо ценны переводчики, умеющие корректно донести до иноязычного получателя метафоры её первоначальный смысл.
Выше мы разобрали вербальные метафоры, то есть метафоры через слова. Но существуют разновидности синестезических метафор, о которых малоизвестно, но мы можем использовать их в воспитательной работе. О них речь пойдёт ниже. Собрав раритетные данные книжных фондов с 1704 года и классифицировав упоминания о синестезии до настоящего времени нами было выявлено, что феномен синестезии существует на двух уровнях: на уровне непосредственной перцепции (межмодальные взаимодействия) и на метафорическом уровне с включением процессов мышления.
На уровне межмодального взаимодействия (уровень перцепции) чувствуют истинные синестеты, для них это действительные физические соощущения. Они способны выборочно испытывать боль, впечатления получаются яркими, индивидуальными по сочетанию и непроизвольными. Например, ставший классическим в России с 1968 года пример Соломона Шерешевского. Звуки у него непроизвольно сопровождались яркими зрительными образами. Шум превращался в «клубы пара» или «брызги». Голоса людей рождали переживания света, цвета, линий, вкуса, прикосновения («жёлтый», «рассыпчатый», «надвигающееся пламя с жилками»). В зарубежных исследованиях красочно описаны впечатления самих синестетов. Благодаря своим уникальным физическим переживаниям, они выбирают себе профессии, в которых приветствуется творческое своеобразие и уникальность (сфера искусства – художники, скульпторы и т.п.). Им как никому другому в своих произведениях удаётся передать всю гамму переживаемых чувств, оставаясь понятным для впечатлённых поклонников. Интересны также случаи редких межмодальных сочетаний. Например, в своих исследованиях невролог R. Cytowic описывает исключительный случай аудиомоторной синестезии у подростка, когда на каждое услышанное слово он принимал определённую позу. Причём спустя много лет те же стимульные слова сопровождались теми же позами. Также R. Cytowic запечатлел феномены олфакторно-аудиально-визуальных сочетаний. Следует отметить, что истинные синестеты в природе редки, поэтому мы изучим понимание синестезических метафор для обычных людей.
У обычных людей восприятие синестезических метафор любого вида (табл.3) существенно отличается от восприятия синестетов. Здесь важно различать, какой объект познаётся – знакомый или незнакомый ранее. Понимание устройства знакомых и незнакомых объектов через процессы мышления исследовано В.В. Знаковым.
Таблица 3
Различия в понимании знакомых и незнакомых объектов
Незнакомый объект
|
Знакомый объект
|
- Понимание возможно лишь с участием мышления.
- Понимание объекта через слова возможно, они могут иметь несколько значений и употребляться в переносном значении.
|
- Понимание происходит без актуального участия мышления (предпонимание предшествует узнаванию), например, через изобразительные метафоры.
- Понимание здесь интуитивно.
|
Понятие «синестезический код» предполагает наличие в восприятии универсалии, которая связывает в единую картину мыслительные процессы, чувственную и сенсорную сферы. С какой бы стороны объект не познавался, феномен синестезии позволяет человеческому восприятию понять сущность объекта.
Средства искусства в воспитании детей и молодёжи.
Изобразительные метафоры
Разновидностью синестезических метафор является изобразительная метафора. Межсенсорные изобразительные метафоры естественны, поскольку в основе их лежит чувственная форма образности. Поразительно, но благодаря изобразительным метафорам произведения искусства, исполненные тысячи лет назад, доводят предначертанный им посыл до каждого своего почитателя искусства в любую эпоху. К изобразительным метафорам можно отнести изображения, не конвенциональные символы и знаки. Изображённые символы являются своеобразной иконой, передающей смысл с помощью свойственных человеку чувств, поэтому Ч. Пирс назвал их «иконическими знаками».
Благодаря наличию синестезического кода восприятия у человека картины могут «говорить» с помощью линий, символов, знаков. На этом эффекте построено всё искусство. Невербальный характер передачи высказываний в рисунках отметил Р. Арнхейм. Этот факт позволил создать психологический тест «Оценки эмоциональных состояний», который использует склонность человека невольно наделять знаки пластикой, свойственной человеческому телу или его частям.
Теперь перейдём к изображениям на плоскости, то есть к рисункам. О метафоричности рисунков писал ещё J.M. Kennedy. Рисунок – это изображение на плоскости, выполненное от руки с помощью таких графических средств как контурная линия, штрих, пятно. Сама рука художника выражает его эмоциональные состояния и телесные посылы, фиксируя их на полотне в форме скопления линий. Линии при этом получаются тонкими и толстыми, плавными и резкими, слабыми и сильными. Глядя на манеру изображения линий, человек узнаёт состояние художника. И, если произведение резонирует с его собственным, то впечатление бывает положительным. Или наоборот, отталкивающим, раздражающим.
Пластичность рисунка, тональность и передача светотеневых эффектов достигается сочетанием графических средств, чаще одним цветом. Талантливо и эстетично исполненный рисунок создаёт эффект присутствия объекта и полное его понимание у смотрящего. Не случайно на протяжении нескольких столетий художники всего мира постигали пластику линии и пробовали её возможности по достижению объёмности изображения на плоском листе. В этом аспекте каждая эпоха привнесла свои художественные открытия. В эпоху Возрождения европейские художники открыли законы перспективы, светотени, совершенства достигла пластическая анатомия. Но пластичность передавалась разными средствами. Так, в Италии Пизанелло, А. Поллайоло, А. Мантенья и В. Карпаччо делали упор на ясность и детальность разработки рисунка; а Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеладжело и Андреа дель Сарто выделяли живость и насыщенность рисунка. При этом манера вышеперечисленных римско-флорентийских художников была линейно-пластична и строга. Аналогично строго с линейно-шриховым акцентом работал А. Дюрер (немецкая школа). В противовес им Тициан и П. Веронезе (представители венецианской школы) пластичность передавали через эскизно-вольную манеру. Маньеризм в лице Пармиджанино и Понтормо привнёс хрупкость в изображение линий. К 19 веку классические изображения контурных линий достигло расцвета (Ж.О.Д. Энгр), но к 20 веку – классической эмоционально выхолощенной линии стало недостаточно, и она преобразовалась в новые формы.
Переход к изображению объёма на плоскости осуществлялся не только через пятна и штриховки, но и через рельефные изображения. Само слово произошло от латинского «relevo» (поднимать), хотя сам рельеф может быть выпуклым или углублённым. Вырезанный на плоскости контур (то есть объёмная линия) позволяет увидеть пространственную перспективу и строить зрительные иллюзии. Выпуклость с эпохи палеолита использовали в Египте, Индии и Китае. Глубину пространства показывали в выпуклых барельефах (низкий рельеф) и горельефа (высокий рельеф).
Скульптуры даже абстрактного содержания также способны передавать информацию и вызывать определённые впечатления, поскольку скульптор изначально стремиться со слов И.Г. Гердера к изысканию любых средств, чтобы «превратить своё зрение в осязание, чтобы видеть так, как если б он ощупывал её (скульптуру) в темноте!», «его глаз становится рукою, световые лучи – пальцами».
Желание добавить больше впечатлений для усиления восприятия приводило авторов произведений искусства к творческим экспериментам. Творцы активно пытались смешивать впечатления от разных органов ощущений, стимулируя их запахами, цветами, звуками. Например, в конце 19 века в Париже на одном из театральных представлений наряду с самим действием ввели в представление запахи, разноцветную подсветку и соответствующие цвета одежды исполнителей. В зрительный зал в зависимости от звучащих нот из пульверизатора впрыскивали ароматы ладана, белой фиалки. Конечно, зрители не поняли смысла дивных сочетаний тонов, запахов и звуков, приняв всё за шутку.
Более удачными были попытки художников, использующих эффекты цветного слуха. Линии на их рисунках обозначали движение, скорость и перемещение, а иногда передавали направление звука, флёр запаха и специфическое ощущение боли. Так, к началу 20 столетия в живописных картинах В. Кандинского и М.К.Чюрлёниса сложились визуальные предпочтения цвето-кинестетических линий, соответствующих их восприятию фуги, сонаты, симфонии и др. С помощью прерывистости и динамичности линий, разнообразия цветов художники абстракционисты передавали телесные впечатления от звучания музыки. Низкочастотные звуки воспринимаются ими как тусклые, тёмные и округлые по форме, а высокочастотные — яркие, светлые. Мягкие звуки соответствуют тусклым цветам, а громкие и резкие звуки – ярким.
Выдающийся музыкант А.Н. Скрябин, по мнению Л. Сабанеева, тайной звука владел в совершенстве. Особое чутьё музыки позволило ему совершить замечательный творческий эксперимент. В 1915 году в Нью-Йорке впервые оркестр Русского симфонического общества исполнил 23-х минутную «Поэму огня» («Прометей», 1910). В ней он ввёл партию света «Luce» для специально созданного инструмента (светового клавира) (рис.2). Когда исполнялась определённая музыка, концертный зал подсвечивался разными цветами. Эффект от музыки оказался ошеломительным, и в 1975 году университет Айовы повторил его, использовав теперь уже лазерное шоу.
Попытки усилить ощущения, получаемые от произведений искусства, предпринимаются систематически. Так, в ноябре 2005 году в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург) прошла необычная выставка - ароматическая инсталляция «Караваджо в Эрмитаже: картина и аромат». В зале с картиной Микеланджело Меризи да Караваджо «Юноша с лютней» (аллегория 5 чувств) раздавались ароматы фруктов и цветов, изображённых на картине (рис.2).
Напротив картины установили консоли с ароматами в гели (3 фруктовых – груша, слива, инжир и 6 цветочных – дамасская роза, шиповник, листья апельсинового дерева, жасмин, ирис, ромашка). Четыреста лет спустя после написания картины получилась материализованная ароматная картина. Так работники музея пытались донести до зрителей аромат эпохи и расширить сферу чувств. Интересно как рождалась столь экзотическая идея. Выдающемуся итальянскому парфюмеру Лауре Тонатто и историку искусства Алессандре Марини во время просмотра фильма Александра Сокурова «Русский ковчег» понравилась идея героев рассуждающих об аромате картины Рубенса «Пир у Симона Фарисея».
Современное искусство технически достигло высоких результатов. Разрешение фотографических изображений позволяет создавать полную иллюзию присутствия объекта (рис.3). В рекламном проспекте, предваряющем выставку Анны Маколи, написано, что «вы, вне всякого сомнения, почувствуете дух города, биение его сердца, его пьянящую эмоциональность и сможете увидеть Париж изнутри». Это то искусство, которое действительно можно использовать при воспитании эстетической культуры.
Окружающая человека обстановка будь то архитектурные постройки или уют собственного жилища должна быть эстетичной для восприятия, поскольку по меткому выражению В.Н. Невского мировоззрение питается окружающей средой. Это давно поняли на Востоке (фэншуй). К настоящему моменту разрабатываются методологические подходы к разработке эстетической ценности урбанизованного ландшафта, чтобы учитывались особенности местности и его влияние на психику человека. Урбанизованный ландшафт – это место, где человек становится участником пейзажа. Само место пребывания вызывает у человека на всех уровнях восприятия сочетанные впечатления (важно пространство, цвет, звук, запах). Актуализируются его историческая память. Происходит присоединение к коллективному бессознательному. Ландшафты городов существенно отличаются в зависимости от государственной принадлежности. По мнению Г.Ф. Уфимцева ландшафт в России предполагает склонность к свободному размещению и общинность организации человеческого сообщества, а в западных странах наоборот – размещение скученно и преобладает индивидуализм.
Таким образом, отметим, что для воспитания людей с эстетически развитым вкусом необходимо стимулировать все органы чувств, используя известные средства искусства, а также вводить новые эффектные способы воздействия для впечатления зрителя. Трансформация мировоззрения человека начинается с изменения способа восприятия мира органами чувств. Человеческий мозг начинает воспринимать мир по-новому при возникновении неожиданных впечатлений, удивлении, спонтанности. Использование синестезических эффектов повышает и закрепляет качество восприятия, даёт многогранность впечатления. Эстетическое отношение к действительности необходимо формировать масштабно, создавая новую ландшафтную городскую и сельскую среду, в том числе реконструируя пространство в учебных помещениях, библиотеках вузов.
Флешмоб - умная толпа
Флешмоб – уникальный феномен современного индустриально- развитого мегаполиса. Всё чаще в сетях Интернет появляются сюжеты о молодых людях, которые удивляют на улицах прохожих своими необычными танцами и организованными действиями. Флешмоб, как феномен толпы, существует более десяти лет. Ещё в 2002 году социолог Говард Рейнгольд предполагал, что на основе коллективного разума в обществе произойдёт социальная революция. Умные коммуникативные технологии охватят разум человечества и возникнут новые формы самоорганизации толп. Его книга «Smart Mobs: The Next Social Revolution» (2002) («Умная толпа: следующая социальная революция») была взята как идея для реализации и развития технологий умных толп. Первые попытки проведения флешмобов в Нью-Йорке (2003) были пробными и не удачными из-за бдительности полиции и слабой организации самой толпы. Тогда же появились первые флешмобы в Москве и Санкт-Петербурге.
Флешмоб – разновидность толпы, поэтому начинающим флешмоберам необходимо знать «Что представляет собой толпа?».
Толпа – скопление людей, не объединённых общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием. С толпой мы встречаемся регулярно, как только оказываемся на улице. Например, в общественном транспорте или транспортных узлах (аэропорт, вокзал); на массовых зрелищах (эстрадные концерты, спортивные мероприятия); на массовых празднованиях (площадь, стадион); на политических акциях (демонстрация, митинг, забастовка). Толпа характеризуется признаками:
- многочисленность;
- высокая контактность (теснота физического межличностного пространства);
- стихийность;
- эмоциональная возбуждённость;
- неустойчивость цели.
В современной отечественной психологии принято различать малую и большую социальные группы. Нижние и верхние границы определяются качественными признаками малой группы:
- контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями;
- целостность— социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое.
На рисунке 4 нижняя граница - три человека; верхняя граница - обычно не превышает 35 (в некоторых учебниках по социальной психологии указывается 50 человек). За нижними пределами в группе из двух человек (диаде) групповые социально-психологические феномены протекают особым образом и их изучают отдельно. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5—12 человек. На флешмобах, как правило, участвует более 50 человек, поэтому их относят к толпе.
Главная задача участников флешмоба произвести неожиданный эффект, вызвать у случайных зрителей удивление.
Существуют негласные правила поведения на флешмобе. Иметь при себе документ, удостоверяющий личность. Быть трезвым. Не оставлять после себя мусор. Иногда, встречаться там, где все участники могут видеть часы, чтобы одновременно начать действия. Одежда свободная, не стесняющая движений. В поведении имитировать спонтанность действий. Начинать действия только по ориентиру «маяка» (человека, который всё начинает и его должны знать все участники). При имеющемся сценарии разворачивания действий, для зрителей всё должно происходить неожиданно и непонятно, но с положительной эмоцией. Чем более непредсказуемо действие, парадоксальнее, тем интереснее флешмоб.
На сегодняшний день известно около 15 видов флешмобов. В рамках антинаркотической работы мы рассматриваем варианты, которые в видоизменённом варианте можно разыграть в помещениях вуза, на переменах и при этом не спровоцировать службу внутренней безопасности:
- Артмоб (использование средств искусства). Пример сценария из сети Интернет: на станции метро в один заранее определённый вагон входят люди с музыкальными инструментами. Если инструмент маленький (кларнет, треугольник и пр.), то его не должно быть видно. Затем по сигналу маяка», который задаёт начало музыки, по одному, молча, они собираются вместе, и начинают играть классическую музыку. По окончании произведения, также молча складывают инструменты и выходят на станции метро. Расходятся. Встречаются виртуально в сети Интернет, участвуют в форуме. Случайные зрители в вагоне удивлены, сначала насторожены, но постепенно начинают улыбаться, снимают происходящее на видео, в общем довольны.
- Танцевальный флешмоб (массовые танцы на больших площадях). Пример сценария. Флешмобовцы рассредоточены по большой рекреации, заняты своими делами. Появляется «Маяк» с магнитофоном на плече, доходит до центра зала, ставит магнитофон на пол и включает музыку. Танцует. К нему сразу же подключаются ещё несколько танцоров, повторяя движения «маяка». Постепенно по маленьким группкам к ним подключаются все остальные участники флешмоба. В итоге может получиться толпа до 100 человек, танцующих свои танцы. Музыка стихает. Группа молча рассасывается в разных направлениях. Будто ничего и не было.
Казалось бы простые действия, но за простотой и лёгкостью кроется тщательная подготовка. Флешмоберы собираются через сети Интернет. Сначала приглашают всех желающих, затем по видео готовят стандартные для всех движения и разучивают их каждый у себя дома. Потом определяют подгруппы, их места и роли на местности и собственно, само место действия.
В условиях школы из желающих организуется группа для проведения флешмобов. Работу можно организовать поэтапно. Из желающих собирается группа (на первом этапе желательно 20-50 человек). Сначала проводится теоретическое занятие о том, что такое флешмобы, почему они важны для социума, что это даёт участнику (раскрепощение, умение работать в команде, просто удовольствие от того, что можно подарить радость другим).
Затем проводится обучение специфике работы в команде флешмобовцев. Мы рекомендуем начинать с просмотров видео с качественными примерами флешмобов (разбираются оргмоменты, подчёркиваем сильные стороны других групп, анализируется за счёт чего группа получается сплочённой, наблюдаем за эмоциями и возможными реакциями окружающих и выбираем свою стратегию поведения, прививаем умение наблюдать за поведением людей, прорабатываем поведение самих флешмобовцев).
Разучиваются танцы, ритмы, движения. В нашем случае флешмобы плавно перетекают в антинаркотические акции. Поскольку к акции необходимо было готовиться, то фойе вуза заранее было оборудовано музыкальным сопровождением, проектором и воздушными шарами.
Акция состояла в том, что за каждую брошенную в специальный пакет волонтёра сигарету студент получает конфету и специально скрученный воздушный шар для поднятия настроения.
Также флешмобовцы участвуют в массовых акциях с участием волонтёров, формирующие культуру здорового образа жизни «Модный образ жизни». Флешмоб - процесс глубокий творческий, поэтому в ходе организации группы перечень мероприятий постоянно пополняется исходя из талантов входящих участников.
Бодиперкуссион
Бодиперкуссион – новое направление в телесно-ориентированной терапии, основанное на ритмах, звуках, движениях, которое снимает мышечное напряжение.
Психолог проводит занятия по сплочению команды и телесному раскрепощению. Используются специальные арт-терапевтические упражнения для усиления ощущений от своего тела (дыхательные практики, постукивания по разным частям тела, ритмика, звукоизвлечения с голосом и без (через хлопки)). Постукивая и хлопая в определённом ритме по частям своего тела и в ладони можно получать разные по глубине и громкости звуки, на этом основана получаемая мелодичность звуков. Для проведения разминок перед занятиями лучше запастись ковриками, чтобы выполнять упражнения в разных положениях (начинать лёжа, постепенно поднимая тело в вертикальное положение).
Бодиперкуссион может использоваться как основа работы во флешмобах. Во время занятий расширяется ролевой репертуар учащихся: контакт глазами, передача эмоциональных переживаний через мимику и телесный контакт, добровольное нарушение личностного пространства и при этом сохранение внутреннего спокойствия, свобода души и тела. При этом каждый может попробовать роль лидера – задавать ритм. Обычно после качественно проведённого занятия тело хорошо разогрето, размято, голос становится глубоким, бархатным и переливчатым. Ладони, конечно, же горят, но это приятный «огонёк». Настроение у всех участников отличное.
Резонансное сотворчество
Данное направление рассматривается как психотерапия средствами искусства. Его проводят как индивидуально, так и в группе. Причём возможна массовая «прививка» приобщения к прекрасному на площадях во время карнавальных шествий и пр. Спектр возможностей резонансного сотворчества широк и, наверное, это тема отдельной книги. Кратко можно пояснить, что в деле воспитания детей и молодёжи – это направление перспективно. Самовыражение через творчество позволяет реализоваться и сохранять своё психическое здоровье. Его рекомендуют проводить при психотерапии (медицина, клиническая психология), но психокоррекция с элементами игры и изобразительности переживаний также возможна и эффективна. Приёмы резонансного сотворчества нацелены на точечную проработку проблемных зон человека. Приёмы безболезненны, глубоки по технологической насыщенности и просты в исполнении, а, следовательно, доступны. В Казани этот метод популяризирует доктор психологических наук, профессор И.Ф. Сибгатуллина.
Работа с голосом и дыханием
Голос – уникальный инструмент организма, который подаёт сигнал окружающим о том, кто находится перед ними. При определённом навыке по голосу можно определить как человек оценивает себя, его самооценку, стеснительность и др. качества. Например, тихий голос (не шёпот и не во время болезни) у человека робкого, неуверенного в себе, с низкой самооценкой, который боится презентовать себя в окружающем пространстве. Он, как правило, боится очертить звуком границы вокруг себя. Еле дыша и издавая тихий звук, человек показывает, что вообще-то в пространстве он есть, но ни на что не претендует. Обладатель громкого голоса, наоборот, хочет многого. Он отпугивает голосом и указывает таким образом свои границы. Мнение, что громкий голос принадлежит людям с высокой самооценкой ошибочно. Его самооценка может быть того же уровня, что и у человека с тихим голосом, но механизм защиты другой, более агрессивный. Здесь голос становится орудием.
Воздух – это материя, входящая в человека извне и это индикатор взаимоотношения человека с окружающим пространство и людьми. Дыхательные экзерсисы показывают, как человек воспринимает мир - дружелюбно, враждебно, настороженно, безразлично. Привычки, связанные с дыханием разнообразны: вдох больше чем выдох; выдох больше чем вдох; важна скорость выпускаемой струи воздуха из ноздрей; насколько сильно раздуваются ноздри при вдохе и выдохе; как количество вдыхаемого воздуха влияет на громкость издаваемого человеком звука; сдерживание дыхания и пр. Отдельно рассматриваются положения позвоночника во время звукоизвлечения. Более подробно о технологии дыхания и извлечения звуков написано в книге Энн Гедд. Для нас важно понимание, как привычка дышать влияет на формирование вредных привычек и что с этим знанием делать дальше.
В целом работа с голосом проводится в разных направлениях сочетано с телесно-ориентированными техниками или выбирается одно направление. Вначале определяется тип дыхания и диагностируется психологическая причина данной привычки дышать именно таким образом (поможет в этом книга Э.Гедд). Важно помнить, что дыхательные практики проводят очень осторожно. Из-за неаккуратности работы психолога можно гипервентилировать лёгкие и ввести человека в состояние транса. Это недопустимо.
После диагностики (самодиагностики) выбирается направление, нивелирующее этот недостаток. Например, пение гласных звуков, а при определённой сноровке и умении можно петь и согласные. Если звукоизвлечение происходит правильно, то человек обязательно чувствует звуковое полоскание (вибрацию) на разных уровнях тела (губы, ротовая полость; горло, уровень груди; уровень нижнего подреберья; уровень солнечного сплетения и диафрагмы и т.д.). Можно дать волю голосу в песне. Можно пытаться занять своим горловым звуком больше пространства в помещении и т.д. Если сочетать работу с голосом и бодиперкуссион (ритмика, хлопки, постукивания по телу) получается ещё больший коррекционный эффект.
Важно правильно выбирать пространство для занятий. Психолог не обучает вокалу, он помогает развить голосовые возможности для речи, самопрезентации, снятия мышечных зажимов. Музыка, речь, шумы являются звуковыми эффектами. Изначально любой звук – вибрация. Музыка является внешним воплощением внутренних ритмов, заложенных природой в человека. Данный факт с психологической точки зрения объясняет музыкальные предпочтения слушателей музыки. Если ритм музыкального произведения в целом или отдельных инструментов резонирует с внутренним состоянием человека и словно «бьётся» в такт, то происходит понимание сущности музыкального произведения на глубинном уровне. Тело человека начинает отвечать на внешние ритмические позывы, заставляя его совершать свойственные данному телу движения.
Природное свойство звука – подвижность. Движение звука музыки, физическая вибрация помогают человеку резонировать, усиливая свой звук. Музыка – физическое и при этом невидимое тело, которое может обволакивать, заставлять менять активность движений, давить, резать, расплющивать, вытягивать, останавливать, делать тяжёлым или лёгким, усыплять. Архитекторы современности пытались поймать и запечатлеть мимолётное движение тела музыки в пространстве (например, революционные для архитектуры шедевры зданий «композитора архитектурных форм» Яниса Ксенакиса). Современные исследователи употребляют термин «хоровая ткань» (когда описывают различные певческие приёмы, поочерёдно меняющие тембровую массу звука). Управление «хоровой тканью» ведётся включением или исключением голосов из хора, диагональным запуском голосов в горизонтальном пространстве, перемещениями и рассредоточениями подгрупп хористов, созданием эффекта эха. Все эти исследования в музыке полезны для работы с голосом и понимания, что происходит с человеком, различать произошедшие изменения.
Резюмируя, можно отметить ключевые пункты методологической разработки.
- Проблема антинаркотической работы в школе методологически недостаточно разработана. Из-за этого возникают сложности в активизации данной работы. Нет системы в работе специалистов, соприкасающихся со школьниками. Нет чётко очерченных методов, которые давали бы специалистам простор в выборе средств в работе с группой риска. Рекомендованные методики для школьников с их отточенным на IT-технологиях восприятии малоэффективны.
- Предлагаемые и апробированные на учащихся вышеперечисленные методы ориентированы на воспитание позитивного восприятия окружающего мира, на отвлечение от пагубных привычек, на нестандартность методов преподнесения полезного материала. Феномен синестезии свойственен каждому человеку, но обращают на него внимание не все. Мы использовали методы, которые в основе эксплуатируют лучшие качества человека, пробуждают тягу к прекрасному, приближая к приятным личностным ощущениям, поэтому использовали инновационные психологические технологии: синестезический феномен, флешмоб, бодиперкуссион, работу с голосом и дыханием, резонансное сотворчество.