Войти / Зарегистрироваться

Разработка программы дисциплины ВПО "Духовные вызовы современности"

Получить свидетельство
Авторы: Балюшина Юлия Львовна, Касаткина Светлана Сергеевна

Дисциплина «Духовные вызовы современного общества» представляет собой раздел философского знания, предметом которого является изучение основных  духовных закономерностей развития цивилизации, противоречий и результатов данного процесса. Авторским коллективом в 2015-2016 учебном году была разработана программа курса дисциплины  «Духовные вызовы современности» для аспирантов высших учебных заведений.  Однако материалы курса хорошо адаптируются под изучение многих вопросов курса философии для бакалавров и ряда философских дисциплин для магистрантов. Контекст работы составила проработка программы «Духовные вызовы современности» и учебно-методического комплекса к ней [1,2,3].
Целью освоения дисциплины  «Духовные вызовы современного общества»является  анализ социокультурной ситуации в мире, формирование научных представлений в духовной сфере современного урбанистического общества, его ценностях, культуре, а также факторах, определяющих социальный и духовный прогресс.
Задачи дисциплины заключаются в необходимости:
  • научиться разграничивать духовность и бездуховность, понимать причины, способствующие духовной деградации или духовному росту общества;
  • разбираться в современных философских теориях, являющихся методологической основой социально-философских исследований по проблемам социокультурного развития общества, по вопросам современной урбанистической цивилизации;
  • формировать представление о дискуссионных проблемах в области проблем социальной и духовной жизни урбанизированного общества XX–XXI вв.;
  • готовить аспирантов к применению полученных знаний в научных исследованиях;
  • развивать навыки научно-исследовательской деятельности в области социальной философии, поддерживать профессиональные научные дискуссии;
  • осознавать собственную мировоззренческую, философскую, научную позицию и формировать умение ее теоретически выражать.
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1
Концепция постиндустриального общества в контексте перспектив его социального и духовного развития
Понятие духовных вызовов современного общества. Определение их сути, основ духовных кризисов, противоречий индустриального и постиндустриального общества. Важнейший вызов современности – кризис жизненных смыслов и ценностей. При  всей видимой определенности смысла существования люди демонстрируют критическое отношение к духовным принципам развития цивилизации. Экзистенциализм. К. Ясперс, М. Хайдеггер, М. Бубер,  Ж.-П. Сартр,  Г. Марсель, М. Мерло-Понти, А. Камю. Изменение ценностей в ходе различных мировых кризисов. Потребительское отношение к жизни.

Идейно-духовный ресурс  европейского общества оказался исключенным из факторов его управления.Изменение социальной парадигмы, вызвавшей перестройку публичных основ человеческого бытия. Разрушение содержательной структуры и сущностных признаков духовно-ценностной системы общества. Проявление бездуховности, равнодушия к насущным проблемам страны и самоустранение индивидов от их разрешения, что несет в себе угрозу для обеспечения безопасности личности, общества и государства. Противоречия личностного развития индивида в современных условиях. Интернет-эскапизм. Духовные вызовы информационного общества. Виртуальное информационное пространство задает противоречивые стандарты и нормы поведения, являясь новым цивилизационным вызовом. Противоречие между реальными возможностями и возрастающими запросами, амбициями порождает в людях комплекс неполноценности, разочарование и депрессию. М. Маклюэн, Э. Тоффлер, Д. Белл. Глобализация современной культуры выглядит как вызов национальной идентичности, региональному звену развития территорий. Глобальные проблемы современности. Специфика духовных вызовов современной глобализации на примере российской реальности. Межэтнический мир. Толерантность. Интолерантность. Угроза  обесценивания фундаментальной категории духовного измерения человеческого бытия – свободы. Урбанизация, жизнь в городах  как вызов современности. Гуманитарный подход к жизни общества как альтернатива техническому. Проблема непредсказуемости последствий научно-технического прогресса. Конструктивное и деструктивное воздействие техники на человека и общество, их духовное развитие. Дегуманизация общественных отношений. Урбанистический цивилизационный принцип, выраженный в распространенности городских признаков в духовной сфере современного общества. Городская среда как доминанта социокультурного развития, территория  духовных  вызовов  XX–XXI вв.  Постиндустриальное общество в условиях духовных противоречий современного мира.
Раздел 2
Духовные вызовы современной цивилизации в урбанистическом аспекте
В XIX – начале XX в. произошел переход к непосредственной урбанизации в ходе формирования индустриального общества. Однако О. Шпенглер заметил в этом опасность, угрозу современной ему цивилизации. Упадок мировой столицы, расползающейся в безграничные просторы, связан с обездушенностью территорий. Города, имевшие великую историю, превратились в безликие и бессмысленные пространства. Конечно, согласиться со Шпенглером о полной деструкции городов нельзя, но сама идея вероятной потери духовных смыслов современных городов, их специфичности в потоке глобализирующегося мира актуальна в XXI веке. Духовные константы общества в произведениях Ф. Тенниса, Э. Дюркгейма,  Э. Хоуарда, Ф. Энгельса, М. Вебера, Г. Зиммеля. Американская урбанология во главе с Чикагской школой сформировала комплекс исследований социальной неоднородности пространства «большого» города, что можно обсудить как версию одного из вызовов урбанизации. Э. Берджесс сформулировал идеи об экспансии города, городском метаболизме, городской мобильности. Экспансия города, раскрытая в его физическом росте, представляет собой фактор социальных изменений. Тенденция расширения большого города нашла отражение в понятии «метрополис».  Р. Парк считал, что город – это естественная среда обитания цивилизованного человека, а существующие социальные проблемы мира в основе своей – проблемы городской жизни. Л. Вирт ввел в научный оборот понятия «урбанизм», «городской образ жизни». Д. Джекобс в работе «Смерть и жизнь больших американских городов»  сформулировала серию аргументов против городского планирования, игнорирующего повседневную жизнь горожан, попыталась доказать, что саморегуляция городских процессов наиболее пригодна, чем реализация запланированных градостроительных теорий. В 1970-е гг. А. Лефевр разработал идеи для концепции нового урбанизма. Автор убежден, что в современных городах существует проблема преобразования старого пространства по принципу новых потребностей. Многие города воплощают технико-бюрократические тенденции, принципы отчуждения и принуждения, унаследованные от этапа индустриальной цивилизации. Городская жизнь должна преодолеть негативное деструктивное воздействие городских ансамблей, создать новую социальную реальность.
По мнению теоретиков экологической концепции, размещение социума в городском пространстве сродни природным процессам: происходит естественный отбор, борьба за существование. Городские районы развиваются путем адаптации населяющих их жителей, борющихся за средства существования. Городская дифференциация, выраженная в специализации групп горожан по профессии, является одним из путей приспособления человека к окружающей среде. В связи с этим теория концентрических зон сочетается с урбанистической экологией, с пониманием духовных вызовов урбанизации. Поддерживая тезис «урбанизм как образ жизни», Э. Гидденс олицетворяет собой весь современный мир с городской жизнью. Влияние современных городов на человека очень велико. Город – центр всех сфер общественной жизни.  Деревня серьезно зависит от города. Спецификой городского образа жизни можно назвать духовные процессы – деперсонализированность, обезличенность социальных отношений. Д. Харви сформулировал урбанистическое видение «права на город»,  которое основано  на способности побуждать открытые пространства города к протесту и оспариванию, так создавая неопосредованные публичные пространства, чтобы котел городской жизни оказался в состоянии стать катализатором, из которого могут появиться новые духовные концепции и конфигурации городской жизни. Существует проблема дегуманизации общественных отношений. Урбанистический цивилизационный принцип, выраженный в распространенности городских признаков в духовной сфере современного общества. Городская среда как доминанта социокультурного развития, территория духовных вызовов XX–XXI вв.
Раздел 3.
Социокультурная  ситуация в современной урбанистической цивилизации
Философско-теоретические аспекты исследования города определяют новый взгляд на вопросы, посвященные духовным вызовам современности.  Современный город является эпицентром и проводником всех духовных процессов в мире. В городском пространстве происходит борьба интересов за социокультурные предпочтения индивидов, формируется гармоничное отношение к текущим реалиям культурного порядка. Проблема социального отчуждения. Человек и город. Одиночество в толпе. Проявления отчуждения в российском обществе. Эстетический и этический постмодернизм. Противоречия в современной этике и эстетике. Город – вызов духовного развития, социальное пространство проблем, перемен и  перспектив человечества. Урбанистическая культура. Вызовом взаимоотношения городского социума с природной средой является обострение экологического неблагополучия. Духовные проблемы гуманизации городского пространства. Творчество Я. Гейла.
Результатом освоения дисциплины должны стать такие компетенции, которые выражаются в знании сущности дегуманизации общественных отношений и отчуждения современного мира как суть духовных вызовов современного общества, а так же в понимании философских категорий, подходов, основных вызовов урбанистической цивилизации. Обучающиеся должны уметь логически, адекватно оценивать социокультурную реальность; владеть знаниями понятийного аппарата, концепциями закономерностей социального познания и применять их в профессиональной деятельности и анализе современной социальной действительности. Итогом изучения предмета должна стать возможность продемонстрироватьполученные знания в результатах научных дискуссиях, образовательном процессе, в других активных формах практических занятий.
Дисциплина «Духовные вызовы современного общества» ориентирована на формирование таких компетенций будущего специалиста высшей квалификации, как способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;  способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения.
 Литература:
  1. Балюшина Ю.Л., Касаткина С.С. Духовные вызовы современного общества. Методические рекомендации по изучению курса. Учебно-методическое пособие. – ЧГУ., 2016. – 44 с.
  2. Касаткина С.С. Духовные вызовы современного общества (урбанистический аспект). – Череповец: ЧГУ, 2016. – 94 с.
  3. Рабочая программа дисциплины «Духовные вызовы современного общества» для направления подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по специальности 09.00.11 «Социальная философия».-ЧГУ, 2016.  

Похожие публикации