П.1. ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ
Дисциплина «Вокальный ансамбль» для специальности 52.05.01 "Актерское искусство" включает в себя различные аспекты музыкальной подготовки будущего артиста. В целом дисциплина «Вокальный ансамбль» направлена на обеспечение базовых основ музыкальной исполнительской культуры будущего артиста.
Цели курса «Вокальный ансамбль»: приобретение студентом навыков ансамблевого пения в объеме, необходимом для дальнейшей творческо-исполнительской деятельности;
Задачи курса «Вокальный ансамбль»:
Главная задача - использование ансамблевого пения в учебных работах студентов, привитие им навыков мобильного овладения музыкальным материалом и проявления собственной инициативы в работе над этюдом, спектаклем. Важно также воспитать у студентов чувство творческого коллективизма, требовательности к себе и ответственности перед партнерами, исполнительской дисциплины, умение решать ансамблевые и хоровые вокально-исполнительские проблемы совместно с другими участниками ансамбля, достигать высоких художественных результатов в процессе совместного исполнения музыкального произведения.
Дисциплина «Вокальный ансамбль» входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин (С3.Б.4.2), ведётся с 1 по 5-й семестры и является составной частью профессиональной подготовки специалистов по специальности «Актерское искусство».
Все составляющие дисциплины «Вокальный ансамбль» находятсяв тесном взаимодействии с освоением доминантной для данной специальности профессиональной дисциплины «Актерское мастерство».
Курс «Вокальный ансамбль» развивает и совершенствует умения и навыки, приобретаемые студентами. Пение в ансамбле вырабатывает необходимый для сцены навык восприятия своей партии (роли) как части целого: внимательно слушая своих партнеров, студент приучается вести ее в соответствии с общим исполнительским планом и художественными целями.
1.3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование:
- общекультурных компетенций
Индекс компетенции
|
Наименование
|
Вес дисциплины в компетенции
|
ОК-3
|
способность к осуществлению просветительской и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни, владеет методами пропаганды научных достижений
|
0,05
|
- профессиональных компетенций
Индекс компетенции
|
Наименование
|
Вес дисциплины в компетенции
|
ПК-18
|
умение актерски существовать в танце, воплощать при этом самые различные состояния, мысли, чувства человека и его взаимо-отношения с окружающим миром в заданных обстоятельствах, быть в танце органичным, предельно музыкальным, убедительным, раскованным и эмоционально заразительным, следуя воле режиссера, быстро переключаться из одного танце-вального жанра в другой
|
0,05
|
ПК-19
|
владение основами музыкальной грамоты, пения, использует навыки ансамблевого пения, способностью находить оптимальные варианты ансамблей, строить аккорды в многоголосном пении, находить подголоски многоголосного пения
|
0,35
|
- профессионально-специализированных компетенций
Индекс компетенции
|
Наименование
|
Вес дисциплины в компетенции
|
ПСК-1.1
|
готовностью к созданию художественных образов актерскими средствами на основе замысла постановщиков (режиссера, художника, музыкального руководителя, балетмейстера) в драматическом театре, в кино, на телевидении, используя развитую в себе способность к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению
|
0,1
|
В результате изучения данной дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- общие основы теории музыки и музыкальной грамоты;
- методы вокального тренинга и самостоятельной работы;
Уметь:
- решать различные художественные задачи с использованием певческого голоса при исполнении партий в музыкальных спектаклях, вокальных номеров в драматических и кукольных спектаклях, на эстраде;
- использовать навыки ансамблевого пения, находить оптимальные варианты ансамблей, строить аккорды в многоголосном пении, находить подголоски многоголосного пения, проявлять творческую инициативу во время работы над партией в музыкальном спектакле, вокальным номером;
- поддерживать свою внешнюю форму и необходимое для творческой работы психофизическое состояние, самостоятельно занимаясь тренингом.
Владеть:
- навыками использования и применения полученных знании в области мировой музыкальной культуры в актерской профессии;
- мастерством проведения актерских тренингов, преподавания основ актерского мастерства и смежных с ним вспомогательных дисциплин.
Темы и их краткое содержание
Раздел I. Специфика курса «Вокальный ансамбль»
Тема 1.1 Введение
Из истории хорового (ансамблевого) пения. Пение в русской православной церкви. Хор католического храма. Народно-песенная хоровая культура. Общие и противоположные черты в исполнительской эстетике. Начальный этап одноголосного распевания группы.
Компетенции: готовность к созданию художественных образов актерскими средствами на основе замысла постановщиков (режиссера, художника, музыкального руководителя, балетмейстера) в драматическом театре, в кино, на телевидении, используя развитую в себе способность к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению (ОК-3, ПСК-1.1)
Тема 1.2. Хоровые певческие школы
Хоровые певческие школы, как основоположники музыкального образования и воспитания. Роль церковных школ в музыкальном воспитании и обучении хоровому и сольному пению. Хоровое исполнительство как неотъемлемый показатель духовной культуры народа и общества.
Компетенции: владение основами музыкальной грамоты, пения, использует навыки ансамблевого пения, способностью находить оптимальные варианты ансамблей, строить аккорды в многоголосном пении, находить подголоски многоголосного пения (ПК-19, ПСК-1.1)
Тема 1.3. Вокально-технические основы ансамблевой эстетики
Основы эстетики звучания профессионального хора и ансамбля. Их отличие от качества звучания народного хора или эстрадного ансамбля. Однородность регистров, округлое (прикрытое) фонирование высоких звуков, особая «опора» дыхания. Приемы физического «раскрепощения» в процессе распевания.
Компетенции: готовность к созданию художественных образов актерскими средствами на основе замысла постановщиков (режиссера, художника, музыкального руководителя, балетмейстера) в драматическом театре, в кино, на телевидении, используя развитую в себе способность к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению (ОК-3, ПСК-1.1)
Тема 1.4. Основные качества одноголосного ансамбля
Достижение ровности и чистоты звучания мужских и женских голосов в октавном диапазоне в гаммообразных упражнениях и интервальных «скачках» в динамике мессо voce, piano, crescendo, forte и diminuendo. Упражнения на диалогическую “перекличку” голосов в ровной динамике исполнения и с градацией оттенков.
Компетенции: владение основами музыкальной грамоты, пения, использует навыки ансамблевого пения, способностью находить оптимальные варианты ансамблей, строить аккорды в многоголосном пении, находить подголоски многоголосного пения (ПК-19, ПСК-1.1)
Тема 1.5. Основы знаменного роспева
Особые интонационные и ритмические черты знаменного роспева. Проблемы расшифровки крюковой нотации. Анонимность творчества. Роспевы Иоанна Грозного и Феодора Крестьянина. Андрей Рублев и образы церковного песнопения. «Вживание» в текст и в мелодику, исполнение несложных роспевов без сопровождения.
Компетенции: владение основами музыкальной грамоты, пения, использует навыки ансамблевого пения, способностью находить оптимальные варианты ансамблей, строить аккорды в многоголосном пении, находить подголоски многоголосного пения (ПК-19, ПСК-1.1)