Пояснительная записка
Актуальность
В Конституции РФ (статьи 28, 48), Законе РФ «Об образовании» (от 29 декабря 2012 г. N 273 – ФЗ), «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009 г.), а также в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» определены основные ориентиры образовательной политики, заключающейся в обеспечении культурной и духовной идентичности российского народа, направленности на возрождение его духовности и нравственности.
«Духовное воспитание – есть единство четырех составляющих: восхождение человека к ценностям, к культуре, к себе и к Другому» (Соловцова 2006: 84).
Художественное образование невозможно без духовного воспитания, без духовного сопровождения и наполнения. «Художественное образование – это «процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства» (О концепции 2001: 1).
Воспитательный потенциал изобразительного искусства состоит в том, что в художественных произведениях разнообразно представлена палитра ценностных отношений к одному и тому же явлению, событию, человеку. Духовное воспитание в художественном образовании будет идти через познание культурных ценностей и приобретение духовных установок.
Период юности является особым периодом, когда важно, что происходит вокруг, кто находится рядом с молодым человеком. Именно в юности происходит восхождение человека до высочайшего потенциала человечности и духовности, но именно в этом возрасте человек может опуститься до самых мрачных глубин бесчеловечности. Согласно мнению В.С. Мухиной в период юношества «сфера чувствования» утончается и делается ранимее, в том числе, и при встречи с искусством.
Средством духовного воспитания обучающихся в ходе изобразительной деятельности являются «композиции воспитывающих ситуаций» (И.А.Соловцова) или художественно-творческие технологии.
Таким образом, художественно-творческие технологии духовного воспитания в художественном образовании – способ организации и функционирования содержания духовного воспитания; последовательная, взаимосвязанная система действий педагога и учащихся по восхождению к ценностям, к культуре, к себе и к Другому на основе художественного восприятия действительности, а также создание чего-либо нового в области изобразительного искусства в результате художественной и творческой деятельности.
Духовно ориентированное художественное творчество обучающихся должно осуществляться на основе следующего алгоритма:
- включенность обучающихся в решение эмоционально-душевных ситуаций на основе учебно-творческой художественной деятельности;
- стимулирование у обучающихся выхода в рефлексивную позицию, расширяющую возможности осознавать себя в качестве субъекта художественно-творческой деятельности;
- проектирование и реализация индивидуальной художественно-творческой деятельности обучающимися, способствующей переходу внешней деятельности (посредством наблюдения и изучения практической деятельности) во внутреннюю (фантазия, воображение) [3, с.34] [Донченко 2003, с.34].
На основе обозначенного алгоритма художественного творчества определены этапы духовного воспитания средствами художественно-творческих технологий:
- этап приобретения знаний о духовном мире человека;
- этап проявления духовных потребностей в художественной деятельности;
- этап рефлексивного преломления духовных познаний в творческой деятельности.
Цель и задачи
Цель: духовное воспитание студентов на основе художественно-творческих технологиях.
Задачи:
- получение знаний о духовных ценностях при знакомстве с произведениям изобразительного искусства;
- осознание обучающимися своих духовных качеств, способностей, потребностей и ценностей;
- обогащение эмоционального опыта в художественно-творческой деятельности;
- развитие духовных потребностей в собственной смыслотворческой и художественно-творческой деятельности.
Ожидаемый результат:
- понимание обучающимися особенностей духовного самосовершенствования в смыслотворческой и художественно-творческой деятельности;
- готовность обучающихся к духовному воспитанию на основе художественно-творческой деятельности;
- способность обучающихся к самостоятельной объективной смыслотворческой и художественно-творческой деятельности;
- видение путей дальнейшего самосовершенствования в смыслотворческой и художественно-творческой деятельности.
В программе представлены разнообразные формы и методы работы: классные часы; семинары; дискуссии; семинары; выставки; творческие проекты; акции; написание эссе и исследовательских работ.
Мероприятия по внедрению в учебный процесс
художественно-творческих технологий
духовного воспитания студентов колледжа искусств
ЭТАП 1
ПРИОБРЕТЕНИЕ ЗНАНИЙ О ДУХОВНОМ МИРЕ ЧЕЛОВЕКА
Художественно-творческая технология (ХТТ) духовного воспитания студентов художественного отделения «Сила линии и цвета», 1 курс
Цель: освоение основ духовных знаний через анализ и интерпретацию произведений изобразительного искусства, формирование у обучающихся положительного эмоционально-ценностного отношения к произведениям изобразительного искусства, осознание необходимости осуществления художественно-творческой деятельности на духовном уровне.
Задачи:
- получение знаний о духовной сущности человека при знакомстве с произведениям изобразительного искусства;
- овладение навыками восприятия и понимания произведений изобразительного искусства на духовном уровне;
- выработка умений духовного общения с произведениями изобразительного искусства;
- осознание обучающимися своих духовных качеств, способностей, потребностей и ценностей.
Процессуальный компонент ХТТ
|
№
элемента ХТТ
|
Время
проведения
|
Место проведения
|
Формы работы
|
Шаг 1.
Оценка уровня духовного развития обучающихся.
|
№1
|
сентябрь
|
учебная дисциплина «Цветоведение»
|
«Цветовой тест отношений» (ЦТО) (А.М.Эткинд)
|
№2
|
сентябрь
|
классный час
|
Тест «Ценностные ориентации» (по методике М. Рокича)
|
№3
|
сентябрь
|
классный час
|
Анкета «Факторы духовного воспитания»
|
№4
|
сентябрь
|
классный час
|
Беседа «Размышления о себе и духовных качествах человека»
|
Шаг 2. Актуализация у обучающихся собственных знаний о духовном мире человека.
|
№5
|
октябрь
|
учебная дисциплина «Цветоведение»
|
Творческая мастерская «Побуждение к самовыражению через художественную деятельность» (автор к.п.н Бондарева В.В.)
|
№6
|
октябрь
|
классный час
|
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн
(модификация А. М. Прихожан)
|
Шаг 3. Актуализация знаний о духовных ценностях при знакомстве с произведениями изобразительного искусства.
|
№7
|
ноябрь
|
учебная дисциплина «Композиция и проектирование»
|
Интегрированное занятие
«Встречи с искусством (с необычным)»
|
Шаг. 4. Погружение в духовную атмосферу при восприятии произведений изобразительного искусства.
|
№8
|
ноябрь-декабрь
|
учебная дисциплина «Цветоведение»
|
Интегрированное занятие
«Создание творческих работ в разных техниках»
|
Шаг 5. Активизация умений духовного общения с произведениями изобразительного искусства.
|
№9
|
январь-февраль
|
учебная дисциплина
«Средства исполнения дизайн-проектов»
|
Интегрированное занятие
«Встречи с искусством (с прекрасным)»
|
Шаг 6.
Постижение обучающимися своих духовных качеств, способностей, потребностей и ценностей.
|
№10
|
март
|
учебная дисциплина
«Типографика»
|
Создание плакатов на актуальные темы
|
№11
|
март, июнь
|
внеучебное время
|
Выставки «Полет души», «Спектр»
|
№12
|
в течение года
|
внеучебное время
|
Арт-проекты, конкурсы союза педагогов-художников
|
Шаг 7. Промежуточная диагностика.
|
№13
|
июнь
|
классный час
|
Методика изучения уровня воспитанности (из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой)
|
№14
|
июнь
|
классный час
|
Анкета «Иерархия духовных ценностей»
|
№15
|
июнь
|
классный час
|
Беседа «Что я знаю о…?»
|
№16
|
сентябрь,
июнь
|
внеучебное время
|
Диагностические карты
|
Содержание художественно-творческих технологий
духовного воспитания студентов колледжа искусств
Этап 1 – приобретение знаний о духовном мире человека.
Художественно-творческая технология духовного воспитания студентов художественного отделения «Сила линии и цвета», 1 курс
Элемент 1. Цветовой тест отношений» (ЦТО) (А.М.Эткинд)
Содержание:
Используется набор цветов из восьми цветового теста М. Люшера.
Респонденту предлагается список понятий, входящих в класс описания духовного воспитания: доброта, милосердие, творчество, искусство, свобода, счастье, любовь, семейная жизнь. На белом фоне в случайном порядке раскладываются цвета. Респондента просят подобрать к каждому из понятий подходящие цвета. Выбранные цвета могут повторяться.
Инструкции: После завершения ассоциативной процедуры цвета ранжируются испытуемым в порядке предпочтения, начиная с «самого» красивого, привлекательного для глаза» и заканчивая «самым некрасивым, неприятным».
Предполагаемый результат: Во время тестирования студенты размышляют о своем ассоциативном ряде.
Обработка данных: Обработка и интерпретация результатов проходит в два этапа.
Первый этап - качественный анализ цветоассоциативных ответов. Важно отметить, что цветоассоциативные ответы следует расшифровывать целостно, в их взаимной связи друг с другом.
Второй этап - формализованный анализ цветоассоциативных ответов. Предлагается двухмерное параметрическое пространство, образованное характеристиками валентности и нормативности. Эти параметры интерпретируются как показатели эмоционального принятия либо отвержения, позитивности либо негативности социального стимула, отношение к которому исследуется. Важное диагностическое значение имеют случаи рассогласования между валентностью и нормативностью конкретной ассоциации. Это указывает на амбивалентность, проблемность отношения испытуемого к данному понятию.
Элемент 2. Тест «Ценностные ориентации» (по методике М. Рокича)
Содержание:
Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.
М. Рокич различает два класса ценностей:
терминальные – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
инструментальные– убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом)
Список А (терминальные ценности):
- активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
- жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)
- здоровье (физическое и психическое)
- интересная работа
- красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)
- любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
- материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)
- наличие хороших и верных друзей
- общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)
- познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)
- продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)
- развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)
- развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)
- свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
- счастливая семейная жизнь
- счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)
- творчество (возможность творческой деятельности)
- уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Список Б (инструментальны ценности):
- аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах
- воспитанность (хорошие манеры)
- высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)
- жизнерадостность (чувство юмора)
- исполнительность (дисциплинированность)
- независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)
- непримиримость к недостаткам в себе и других
- образованность (широта знаний, высокая общая культура)
- ответственность (чувство долга, умение держать слово)
- рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)
- самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
- смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов
- твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
- терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
- широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
- честность (правдивость, искренность)
- эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)
- чуткость (заботливость)
Инструкции:
В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Для более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечал на следующие вопросы:
«В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?»
«Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?»
«Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?»
«Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?»
«Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?»
«Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет?»
«Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?»
Предполагаемый результат: Во время тестирования студенты задумываются о своем списке ценностных ориентаций.
Обработка данных: Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются конкретные и абстрактные ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д.
Подсчитать результаты и представить в процентном соотношении в виде диаграммы.
Элемент 3. Анкета «Факторы духовного воспитания»
Содержание:
Выявление факторов, влияющих на духовное становление. Ранжирование следующих величин:
1. Что влияет на духовное становление?
- общение
- изобразительное искусство
- литература
- музыка
- церковь и религия
- театр
- ничего не влияет
2. Что дает изобразительное искусство?
- духовное обогащение
- отдых
- удовольствие
- информацию
Инструкции: Поставить по степени значимости представленные величины. После проведения анкетирования, обсуждение результатов ранжирования величин.
Предполагаемый результат: Во время анкетирования студенты задумываются о своем духовном развитии и дают ему оценку.
Обработка данных: Подсчитать результаты и представить в процентном соотношении в виде диаграммы.
Элемент 4. Беседа «Размышления о себе и духовных качествах человека»
Содержание: Вопросы:
Что я делаю для других?
Что я делаю для себя?
Что бы я хотел делать?
Что делать не следует?
Что такое «духовные ценности»?
Что такое «культура»?
Составление списка своих духовных качеств.
Составление списка духовных качеств идеального человека.
Сравнение списков.
Инструкции: Обсуждение вопросов, фиксация ответов.
Предполагаемый результат: Во время беседы студенты рассуждают о своем духовном развитии и дают ему оценку.
Обработка данных: Выявление (высокой, достаточной или недостаточной) степени информированности обучающихся в области знания понятий и представлений о духовных ценностях человеческой культуры.
Элемент 5. Творческая мастерская «Побуждение к самовыражению через художественную деятельность» (автор к.п.н Бондарева В.В.)
Содержание:
Художественно-творческая деятельность проходит в несколько этапов:
I этап – студенты ходят вокруг столов, где разложено несколько склеенных ватманов, и изображают хаотичные линии краской или мелками; затем, продолжая ходить, находят в линиях геометрические фигуры и дорисовывают их, и в конце из фигур выстраивают образы, дорабатывая их. В итоге имеется большая работа, на которой все что-либо рисовали, но эти рисунки были общие.
II этап – студенты делятся на пары и начинают каждый на своем листе А3-формата изображать цветовые пятна; затем меняются листами и дорисовывают чужую работу. В итоге работа тоже общая.
Инструкции: Обсуждение трудностей, которые возникали в совместной работе, фиксация ответов.
Предполагаемый результат: Во время тренинга студенты испытывают неловкость в том, что они могут «испортить» работу другого человека. Это настраивает их на поиск способов диалога, способов совместного решения трудностей.
Обработка данных: Выявление (высокой, достаточной или недостаточной) степени актуализации личного духовного опыты обучающихся.
Элемент 6. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн
(модификация А. М. Прихожан).
Содержание:
Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) ряда личных качеств, таких, как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определёнными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.
Проведение исследования.
Инструкции: Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и т. д. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. Испытуемым предлагается семь таких линий.
Шкалы:
- здоровье;
- ум, способности;
- характер;
- авторитет у сверстников;
- умение много делать своими руками, умелые руки;
- внешность;
- уверенность в себе.
На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя. Испытуемому выдаётся бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина – едва заметной точкой.
Предполагаемый результат: Во время тестирования студенты задумываются о своих личных качествах.
Обработка данных: При обработке учитывается шесть шкал (первая, тренировочная – «здоровье» – не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах, по шести шкалам рассчитывается средняя величина показателей уровня притязаний и самооценки. Полученные показатели сравниваются с количественными характеристиками по таблице и выявляются уровни притязаний и самооценки обследуемого.
Длина каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы респондентов получают количественную характеристику (например, 54 мм = 54 балла).
1. По каждой из шести шкал определить:
а) уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы (0) до знака «х»;
б) высоту самооценки – от 0 до знака «-»
2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.
Уровень притязаний: норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный – сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности.
Высота самооценки: количество баллов от 45 до 74 удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определённые отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими, нечувствительность к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности.
Элемент 7. Встречи с искусством (с необычным)
Содержание:
Анализ картин
«Черный квадрат» К.Малевич
«Герника» П.Пикассо
Работа с высказываниями (автор к.псих.н. Логинова А.А.)
Могут ли посетителю картинной галереи помочь дополнительные знания о картине лучше понять замысел художника и само произведение искусства?
«Задача искусства — протирать нам глаза» (Карл Краус, австрийский писатель)
Инструкции:
- Анализ картин
- Рассматривание картины «Черный квадрат».
Вопросы:
Что хотел сказать художник этим произведением?
Какое значение оно имеет для искусства в целом?
Рассматривание фотографии с выставки, где впервые была представлена работа.
Вопросы:
Почему работа находится к углу экспозиции?
Рассматривание картины «Герника».
Вопросы:
Что вы чувствуете, видя эту картину?
Что вы можете сказать о ней?
Рассказ об истории создания работы П.Пикассо.
Вопросы:
Что вы теперь чувствуете, видя эту картину?
Что вы можете сказать о ее технике исполнения, оправдывает ли она замысел автора?
Работа с высказываниями
Обсуждение понимание студентами основного смысла высказываний. Определение степени этого понимания.
высокая степень понимания значения искусства в жизни человека
|
В своём ответе учащийся указал некоторые характеристики познавательной функции искусства:
1) искусство даёт возможность задуматься на важные для человека темы;
2) осознать значение своих поступков; познакомиться с предметами, фактами и явлениями, с которыми не встречался в реальной жизни (экзотические страны, историческое прошлое, экспонаты музея и т. д.);
3) увидеть в окружающем мире то, чего не замечал раньше (красота обычных предметов, особенности поведения и неординарные способности животных) и т. д.
|
достаточная степень понимания значения искусства в жизни человека
|
В своём ответе учащийся постарался указать некоторые характеристики познавательной функции искусства, однако аргументов было не много.
|
недостаточная степень
понимания значения искусства в жизни человека
|
В своём ответе учащийся не смог указать характеристики познавательной функции искусства.
|
Предполагаемый результат: Во время встречи с искусством студенты рассуждают о роли и значении искусства в жизни человека и
дают ему оценку.
Обработка данных: Выявление (достаточной или недостаточной) степени понимания студентами значения искусства в жизни человека.
Элемент 8. Создание творческих работ в разных техниках.
Содержание:
Знакомство с различными техниками исполнения живописных и декоративных работ.
Анализ этюдов одного и того же натюрморта в разных техниках.
Выполнение творческой работы (натюрморт в разных техниках).
Инструкции: Обсуждение трудностей, которые возникали при выполнении творческой работы, фиксация ответов.
Предполагаемый результат:Освоение разнообразных приемов изображения предметов окружающего мира в разных концептуальных духовных и творческих подходах.
Обработка данных: Выявление (высокой, достаточной или недостаточной) степени сформированности представлений о возможности применения знаний о духовном и культурном наследии в собственной творческой деятельности.
Элемент 9. Встречи с искусством (с прекрасным)
Содержание:
Анализ картин:
«Двое над Витебском» М.Шагал
Работы В.Кандинского (импровизации, композиции)
Работы А.Модильяни (портреты)
Беседа (автор к.псих.н. Логинова А.А.)
Если восприятие произведений искусства — это общение, то кто с кем общается и как именно происходит это общение?
Почему процесс восприятия искусства некоторые специалисты называют «общением с искусством»?
Что необходимо сделать зрителю, для того чтобы лучше понять произведение искусства и замысел автора?
В чём основной смысл высказывания: «Культура — это не количество прочитанных книг, а количество понятых»?
Инструкции
Анализ картин.
Рассматривание картин. Вопросы:
О чем хотели сказать художники своими произведениями?
Какое значение они имеют для искусства в целом?
Что вы чувствовали, рассматривая эти картины?
Что вы чувствуете, после того, как узнали замысел их создания?
Что вы можете сказать о технике исполнения, оправдывает ли она замысел автора
Анализ беседы. Обсуждение ответов студентов. Определение степени эмоционально-ценностного восприятия изобразительного искусства.
высокая степень эмоционально-ценностного восприятия духовного и культурного наследия, способность к оценке и интерпретации культурного наследия
|
В своём ответе учащийся указал на опосредованное взаимодействие автора и зрителя: автор передаёт в работе идею, а задача зрителя — понять (воспринять, прочувствовать) её.
Учащийся указал на необходимость (желательность) подготовки к восприятию произведений искусства (знакомство с информацией о музее, его экспонатах, творчестве автора).
Учащийся указал на необходимость осмысления увиденных произведений искусства (полученных эмоций, новых мыслей и т.д.) и его преимущество над самим фактом посещения объекта культуры.
|
достаточная степень эмоционально-ценностного восприятия духовного и культурного наследия
|
В своём ответе учащийся не смог сам указать на опосредованное взаимодействие автора и зрителя, своих аргументов было мало.
Учащийся указал на значимость для культурного развития человека понимания произведения и его преимущества над формальным восприятием (прочтением, без осмысления и т. д.).
|
недостаточная степень
эмоционально-ценностного восприятия духовного и культурного наследия
|
В своём ответе учащийся не смог указать на опосредованное взаимодействие автора и зрителя. Учащийся не указал на необходимость (желательность) подготовки к восприятию произведений искусства (знакомство с информацией о музее, его экспонатах, творчестве автора и т. д.)
Учащийся не указал на значимость для культурного развития человека понимания произведения и его преимущество над формальным восприятием (прочтением, без осмысления и т. д.)
|
Предполагаемый результат: Во время встречи с искусством студенты рассуждают о роли и значении искусства в жизни человека и дают ему оценку.
Обработка данных: Выявление (высокой, достаточной или недостаточной) степени понимания студентами значения искусства в жизни человека.
Элемент 10. Создание плакатов на актуальные темы
Содержание:
Знакомство с принципами коллажирования, как способом самовыражения (автор А.К.Векслер).
Анализ творческих работ, выполненных в технике коллажа.
Создание плакатов на актуальные темы (против наркомании, за здоровый образ жизни и пр.)
Инструкции: Обсуждение трудностей, которые возникали при выполнении творческой работы, фиксация ответов.
Предполагаемый результат:Освоение разнообразных приемов выразительности в творческой работе для достижения духовных установок.
Обработка данных: Выявление (высокой, достаточной или недостаточной) степени сформированности представлений о возможности применения знаний о духовном и культурном наследии в собственной творческой деятельности.
Элемент 11. Выставки «Полет души», «Спектр»
Содержание:
Участие в ежегодных студенческих выставках, проводимых городской художественной галереей.
Инструкции:
Самостоятельный отбор творческих работ и подготовка к выставкам.
Предполагаемый результат: Нахождение смыслов в собственной творческой и художественно-творческой деятельности.
Обработка данных: Определение степени общественной направленности в собственной творческой деятельности.
Элемент 12. Арт-проекты, конкурсы союза педагогов-художников
Содержание:
Участие в ежегодных международных выставках, проводимых союзом педагогов-художников:
- Международный конкурс рисунка «Через искусство к жизни» (соорганизатор — Центр непрерывного художественного образования ГАОУ ВПО МИОО г. Москвы, Председатель — Б.М. Неменский).
- Международный конкурс рисунка «Я вижу мир» (соорганизатор — ФГБНУ Институт художественного образования и культурологии РАО, Председатель — Л.В. Школяр).
- Конкурс детского дизайна «Дизайн вокруг нас» (соорганизатор — Международная общественная ассоциация «Союз дизайнеров», Председатель — Н.М. Сокольникова).
- Международный конкурс иллюстраций «Сказки народов мира глазами детей» (зарубежные сказки) (соорганизаторы — Ассоциация российских дипломатов и Центр патриотического воспитания МГИМО МИД РФ, председатель - зам. Министра иностранных дел РФ М.Л. Богданов).
Инструкции:
Самостоятельный отбор творческих работ и подготовка к выставкам.
Предполагаемый результат: Нахождение смыслов в собственной творческой и художественно-творческой деятельности.
Обработка данных: Определение степени общественной направленности в собственной творческой деятельности.
Элемент 13. Методика изучения уровня воспитанности (из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой)
Содержание:
Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале.
“0” - всегда нет или никогда.
“1” - очень редко, чаще случайно.
“2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
“3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.
“4”- всегда да, постоянно.
Долг и ответственность
|
1
|
Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моей группы работал лучше.
|
4
|
3
|
2
|
1
|
0
|
2
|
Вношу предложения по совершенствованию работы группы.
|
4
|
3
|
2
|
1
|
0
|
3
|
Самостоятельно организую отдельные мероприятия в группе.
|
4
|
3
|
2
|
1
|
0
|
4
|
Участвую в подведении итогов работы группы, в определении ближайших задач.
|
4
|
3
|
2
|
1
|
0
|
Бережливость
1
|
Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами.
|
4
|
3
|
2
|
1
|
0
|
2
|
Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах.
|
4
|
3
|
2
|
1
|
0
|
3
|
Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью).
|
4
|
3
|
2
|
1
|
0
|
4
|
Экономлю природные ресурсы (электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,).
|
4
|
3
|
2
|
1
|
0
|
Дисциплинированность
1
|
Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе колледжа.
|
4
|
3
|
2
|
1
|
0
|
2
|
Всегда внимателен на занятиях, не мешаю слушать другим объяснения педагога.
|
4
|
3
|
2
|
1
|
0
|
3
|
Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в колледже.
|
4
|
3
|
2
|
1
|
0
|
4
|
Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе группы.
|
4
|
3
|
2
|
1
|
0
|
Ответственное отношение к учебе
1
|
Прихожу на занятия с выполненным заданием.
|
4
|
3
|
2
|
1
|
0
|
2
|
При подготовке задания стараюсь не прибегать к помощи других.
|
4
|
3
|
2
|
1
|
0
|
3
|
Использую дополнительную литературу (пользуюсь средствами Интернета).
|
4
|
3
|
2
|
1
|
0
|
4
|
Аккуратен, исполнителен, точен.
|
4
|
3
|
2
|
1
|
0
|
Отношение к общественному труду
1
|
Своевременно и точно выполняю порученные мне задания.
|
4
|
3
|
2
|
1
|
0
|
2
|
Принимаю участие в трудовых рейдах (уборке мастерских, колледжа, городских акциях чистоты).
|
4
|
3
|
2
|
1
|
0
|
3
|
Выполняю трудовые поручения наставников.
|
4
|
3
|
2
|
1
|
0
|
4
|
Добросовестно выполняю все поручения.
|
4
|
3
|
2
|
1
|
0
|
Коллективизм, чувство товарищества
1
|
Удовлетворен отношением моих товарищей к другим группам.
|
4
|
3
|
2
|
1
|
0
|
2
|
Готов отстаивать интересы всего коллектива в других коллективах и общественных организациях.
|
4
|
3
|
2
|
1
|
0
|
3
|
Готов помочь своим сокурсникам выполнять порученные задание.
|
4
|
3
|
2
|
1
|
0
|
4
|
Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.
|
4
|
3
|
2
|
1
|
0
|
Доброта и отзывчивость
1
|
Стремлюсь помочь другим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.
|
4
|
3
|
2
|
1
|
0
|
2
|
Вежлив со взрослыми, уступаю места старикам.
|
4
|
3
|
2
|
1
|
0
|
3
|
Не реагирую на случайные столкновения вне колледжа.
|
4
|
3
|
2
|
1
|
0
|
4
|
Ко мне всегда можно обратиться за помощью.
|
4
|
3
|
2
|
1
|
0
|
Честность и справедливость
1
|
Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки.
|
4
|
3
|
2
|
1
|
0
|
2
|
Честно сознаюсь, если что-то натворил.
|
4
|
3
|
2
|
1
|
0
|
3
|
Осуждаю своего товарища, если он рассказал кому-либо о проступке товарища без его присутствия при разговоре.
|
4
|
3
|
2
|
1
|
0
|
4
|
Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом.
|
4
|
3
|
2
|
1
|
0
|
Простота и скромность
1
|
Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей.
|
4
|
3
|
2
|
1
|
0
|
2
|
Понимаю, что человека уважают не за деньги.
|
4
|
3
|
2
|
1
|
0
|
3
|
Иногда люблю похвастаться.
|
4
|
3
|
2
|
1
|
0
|
4
|
Могу дружить с представителями другой национальности.
|
4
|
3
|
2
|
1
|
0
|
Культурный уровень
1
|
Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц.
|
4
|
3
|
2
|
1
|
0
|
2
|
Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы. Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую.
|
4
|
3
|
2
|
1
|
0
|
3
|
Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно.
|
4
|
3
|
2
|
1
|
0
|
4
|
Соблюдаю правила поведения в общественных местах (в том числе транспорте)
|
4
|
3
|
2
|
1
|
0
|
Инструкции: Расчет делать по каждому пункту.
Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное количество баллов)
( 3+4+3+4)/16
Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 10. ( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/10
До 0,5 – низкий уровень воспитанности
0,6- уровень воспитанности ниже среднего
0,7 -0,8 средний уровень воспитанности
До 0,9 уровень воспитанности выше среднего
1- высокий уровень воспитанности
Затем складываются показатели каждого учащегося и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности группы (от учащихся). Оценивают учащихся группы без вспомогательных вопросов по 9 пунктам по 5-балльной шкале. Показатели сравниваются и делаются выводы.
Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.
Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.
Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.
Высокий уровень: устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.
Предполагаемый результат: Во время тестирования студенты задумываются о своем уровне воспитанности.
Обработка данных: Подсчитать результаты и представить в процентном соотношении. Занести результаты в диагностическую карту №1.
Элемент 14. Анкета «Иерархия духовных ценностей»
Содержание:
Ранжирование следующих величин:
свобода, счастье, любовь, семейная жизнь, друзья, развитие творчества, творчество, труд, мастерство, развлечение, искусство, познание мира, материальное обеспечение.
Инструкции: Поставить по степени значимости представленные величины. После проведения анкетирования, обсуждение результатов ранжирования величин.
Предполагаемый результат: Во время анкетирования студенты задумываются о своей иерархии духовных ценностей.
Обработка данных: Подсчитать результаты и представить в процентном соотношении в виде диаграммы. Занести результаты в диагностическую карту №1.
Элемент 15.
Содержание: Беседа «Что я знаю о…?»
Дать определения таким понятиям, как духовно-нравственные ценности, любовь, человек, жизнь, истина, вера, добро, свобода, соборность.
Инструкции: Дать наиболее точные и полные определения понятиям. Фиксация ответов.
Предполагаемый результат: Во время беседы студенты рассуждают о духовных ценностях.
Обработка данных: Выявление (высокой, достаточной или недостаточной) степени информированности обучающихся в области знания понятий и представлений о духовных ценностях.
Элемент 16. Диагностическая карта
Содержание:
Диагностическая карта
Диагностика духовного развития студентов
Этап 1 – приобретение знаний о духовном мире человека
Ф.И.
студента
|
Этапы диагнос-тики
|
Уровни духовного развитиястудентов
|
когнитивный
|
ценностно-смысловой
|
деятельностно-творческий
|
И
|
Э
|
Д
|
И
|
Э
|
Д
|
И
|
Э
|
Д
|
|
КД
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИД
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КД – констатирующая диагностика, ИД - итоговая диагностика;
И – информационная единица содержания,
Э - эмоциональная единица содержания,
Д - деятельностная единица содержания.
Инструкции: наблюдение, анализ продуктов творческой деятельности обучающихся
В карту заносятся степени духовного развития каждого студента: В – высокая степень, Д – достаточная степень, Н – недостаточная степень. Затем ведется подсчет и результаты отражаются в сравнительной диагностической карте по группе.
Обработка данных: Выявление (высокой, достаточной или недостаточной) степени информированности обучающихся в осознании мира как источника познания и изучения (сформированность понятий и представлений о духовных ценностях человеческой культуры).