В современной педагогике образование определяется как процесс и результат становления личности человека.
Формирование и развитие творческой личности, способной адекватно реагировать на постоянно меняющийся внешний и внутренний мир, социально-экономические условия и содержание деятельности, требует непрерывности, преемственности и охвата всего жизненного опыта человека – от рождения до конца жизни.
В соответствии с ФГОС «в ходе образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми ставить осмысленные цели, искать и продуцировать средства и способы решения проблем, т. е. становиться на деле самостоятельным, инициативным и креативным» [1].
Использование педагогом приёмов НФТМ-ТРИЗ позволяет достигать более глубокого усвоения фактических знаний, а главное – формирует стиль мышления, направленный не на приобретение готовых знаний, а на их самостоятельное умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение понимать закономерности. Сегодня все более очевидным становится тот факт, что человек с творческим типом мышления быстрее адаптируется к различным условиям жизни, находит нестандартные решения любых возникающих проблем, способен адекватно оценивать свои результаты и, совершив ошибки на своём творческом пути, способен к их исправлению.
Основой креативного образования является формирование в учебном процессе прежде всего дивергентного мышления и воспитание креативных качеств личности: высокодуховности, физического здоровья, творчества в процессе прохождения её по всем уровням образования (дошкольное учреждение, школа, начальное и среднее профессиональное учебное заведение, вуз, послевузовское образование).
Основными дидактическими принципами, которые реализуются в учебном процессе через креативные инновационные педагогические технологии являются:
- «принцип диагностики личности учащегося и коллектива учебной группы;
- принцип развития интеллектуальной активности личности;
- принцип развития и воспитания личности через творчество;
- принцип непрерывности творческого развития;
- принцип преемственности творческого развития;
- принцип поисковой деятельности;
- принцип творческой самореализации;
- принцип педагогического сопряжения теории развития творческого мышления со стандартизованной программой;
- принцип сотворчества;
- принцип обучения способам творческой деятельности и ускоренному приобретению опыта решения творческих задач;
- принцип синтеза проблемности и алгоритмизации предметного содержания;
- принцип положительного эмоционального фона;
- принцип предметной интеграции с методологией творчества ТРИЗ;
- принцип формирования системности мышления;
- принцип природосообразности принимаемых решений;
- принцип коммуникативности;
- принцип "Docendo discimus" («Уча – учимся сами»);
- принцип демократизации учебного процесса;
- принцип соревновательности;
- принцип непрерывности компьютерной интеллектуальной поддержки развития творческого мышления и творческих способностей учащихся» [2].
Инновационные педагогические технологии предусматривают реализацию указанных выше основных дидактических принципов через изменение структуры уроков и их оригинальное наполнение. НФТМ-ТРИЗ – система непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей обучаемых с активным использованием теории решения изобретательских задач.
Так как одной из подсистем НФТМ-ТРИЗ является НФТМду – для дошкольного образования, в которой я работаю, предлагаю рассмотреть структуру креативной НОД с детьми логопедической подготовительной к школе группе по развитию связной речи с помощью НФТМ-ТРИЗ на тему «Пересказ рассказа И. Соколова-Микитова «В берлоге»». НОД построена в виде блоков по схеме креативного урока М. М. Зиновкиной [3].
Блок 1 (мотивация). Мотивация предлагает специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность. Мотивационная аранжировка уроков состоит в том, что специально продуманы системы заданий для поддержания устойчивой положительной мотивации в ходе урока. К концу каждого цикла учебной работы у детей активно поддерживаются положительные эмоции успеха и желание перейти к следующему этапу работы.
Поэтому НОД начинаю с дидактической игры «Угадай и назови».
Ход игры: детям раздаются листочки с наложенными фигурами диких зверей наших лесов. Логопед спрашивает детей, кто изображён на них. Затем даётся задание – назвать дикое животное, которое выделено тёмной краской. Ребёнок находит предметную картинку на столе у логопеда и прикрепляет её на магнитную доску.
Картинка с наложенными фигурами и выделенный чёрной краской один предмет даёт детям возможность не просто назвать дикое животное, но позволяет подумать логически над поставленной задачей, что развивает его творческое воображение.
Блок 2 содержит программный материал учебного курса и обеспечивает формирование системного мышления и развитие творческих способностей. Содержательная часть программы курса на основе системного объединения с другими блоками направлена в целом на развитие творческого воображения и фантазии учащихся.
Предлагаю детям игру на закрепление пройденного материала «Хищник – травоядный». С помощью массажной дорожки (иппликатора Кузнецова) указательным пальцем левой руки нажимаем на верхний кружок дорожки и проговариваем слово – название животного, затем пальцем правой руки и проговариваем разряд – хищник или травоядный:
– Заяц – травоядный, волк – хищник, лиса – хищник, медведь – хищник…
Опрос детей проводим поточным методом.
Так как действия детей сопровождаются попеременным нажатием пальцев рук с проговариванием речевого материала, то в работе участвуют оба полушария головного мозга. Психологи утверждают, что способность работать правой и левой рукой наравне удивительно благотворно влияет на развитие памяти и мышления. Помимо этого, массаж пальцев рук благотворно влияет на развитие мелкой моторики, что способствует и развитию речи детей.
Далее логопед читает рассказ И. Соколова-Микитова «В берлоге» без установки на запоминание и пересказ.
Цель – целостное и эмоциональное восприятие сюжета.
Для этого на доску выставляются сюжетные картинки «Медведица с медвежатами в берлоге», «Медведица с медвежатами около берлоги».
Краткий диалог по содержанию текста даёт возможность детям представить свою картинку о событиях рассказа. У них идёт процесс творческого воображения, а вопросы по содержанию позволяют детям закрепить сюжетную линию текста.
Блок 3 (психологическая разгрузка). Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию и др. Разгрузка идёт по двум каналам: расслабляются соответствующие группы мышц и осуществляется релаксация за счёт положительных эмоций, возникающих во время игры.
Поэтому я предлагаю психогимнастику «Медведи спят», «Слепые медвежата чмокают»: «Мама-медведица укачала своих любимых медвежат. Она нежно прижала их к себе, смотрит на них с доброй улыбкой. Медвежатам тепло и уютно. Кто-то подложил лапки по щечку, кто-то вытянулся. Они улыбаются во сне. Медвежата представляют, что мама-медведица кормит их своим тёплым и сладким молоком. Они причмокивают во сне. Как вкусно!» [4].
Под спокойную, убаюкивающую музыку дети представляют себя на некоторое время маленькими медвежатами, выполняют действия по предложенному рассказу, фантазируют, выражают свои эмоции, успокаиваются; идёт расслабление мышц тела и мимики лица.
Блок 4 (головоломка). Головоломка представляет собой систему усложняющихся вопросов. Её главная функция – развитие парадоксального, творческого мышления, смекалки, преодоление стереотипов мышления, развитие творческого воображения, в том числе пространственного воображения. Кроме того, она пробуждает наблюдательность и любознательность, интерес ребёнка к исследовательской деятельности и, как следствие, интеллектуальную активность.
Предлагается игра «Выдели правильно». Дети внимательно прослушивают группы слов и выбирают слова, родственные слову «медведь»:
- медпункт, медвежонок, медведица, медвежий, медленно,
- медуза, медведушка, медведка, медведище, медаль,
- медный, медведик, медвежатник, мёд, медицина.
Логопед просит детей вспомнить и назвать все выбранные слова и объяснить значение этих родственных слов:
- медвежонок – это детёныш медведицы,
- медведица – это мама медвежонка,
- медвежий, например, хвост – часть туловища медведя,
- медведушка – ласковое название медведя,
- медведка – это насекомое,
- медведище – это очень большой медведь,
- медведик – это ласковое название медвежонка,
- медвежатник – это охотник на медведя.
Итак, каждое последующее задание представляет собой некую головоломку, позволяющую детям оригинально мыслить, фантазировать.
Блок 5 (интеллектуальная разминка). Интеллектуальная разминка содержит творческие задания, не требующие специальных знаний, а лишь размышлений, смекалки и принятия самостоятельных решений.
Игры «Какие? Какая?», «Кто что делает?» позволяет детям припомнить и подобрать признаки к словам:
Медвежата – крошечные, маленькие, мелкие, крохотные, малюсенькие, забавные, безобидные, великолепные;
Медведица – сильная, могучая, мощная, огромная, большая, громадная, большущая, гигантская, здоровенная;
Берлога – тёплая, уютная, медвежья, большая, огромная, зимняя, вместительная.
Припоминание, подбор действий:
медвежата – сосут молоко, чмокают, карабкаются на спину матери, лазают, передвигаются, кувыркаются, борются;
медведь (во время оттепели) – высунется из берлоги, поглядит на зимний лес и опять заснёт в берлоге до весны, походит, пошатается, порычит, потрется о дерево, поваляется в снегу.
Эта система усложняющихся заданий, адаптированных к возрасту учащихся, целенаправленно воздействуя на любознательность, развивает творческие способности, воображение, нестандартный взгляд на вещи.
Блок 6, как и блок 2, представляет собой часть, которая содержит программный материал учебного курса и обеспечивает формирование системного мышления и развитие творческих способностей.
Повторное чтение смысловых отрывков логопедом позволяет зарисовать детьми с помощью символов текст на доске, расчерченной на прямоугольники.
Моделирование – это один из основных методов познания, который заключается в том, что ввиду большой сложности реальных систем и процессов исследуются их упрощенные копии, схемы, образы, заменители или аналоги, которые и называют моделями. Моделирование – это, прежде всего, умение выделить главное. В его основе лежит умение найти главные части и главные связи между ними.
Это задание позволяет каждому ребёнку отобразить отдельный отрывок текста в своём понимании и в видении предмета с помощью символа.
Имея перед глазами продукт общей творческой деятельности, идёт развитие творческой личности.
Пересказ рассказа с помощью мнемоплана – таблицы позволяет детям выстроить логическую цепочку рассказа.
В ходе этих заданий мы наблюдаем принцип поисковой деятельности и творческой самореализации.
Но тут неожиданный поворот событий. Логопед показывает детям фотографию плана-схемы данного рассказа, выполненную когда-то другими детьми. Задание: сравнить схемы; выбрать наиболее точную, интересную, оригинальную для них версию.
Здесь хорошо просматривается принцип демократизации учебного процесса, принцип соревновательности, творческой активности.
Блок 7 (компьютерная интеллектуальная поддержка). Компьютерная интеллектуальная поддержка обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющихся компьютерных игр-головоломок, адаптированных к возрасту учащихся, обеспечивает переход из внешнего плана действий во внутренний план.
Предлагаю детям компьютерную игру «Чей хвост? Чья мордочка?».
На экране появляются картинки с изображением частей тела диких животных. Дети должны отгадать, чей это хвост и чья мордочка? После ответа ребёнка на экране появляется правильный ответ – картинка животного.
– Это медвежий хвост и медвежья лапа …
Через развивающие компьютерные игры ребёнок становится творцом нового, осваивает и осознаёт различные способы организации окружающего мира, познаёт философские законы единства целого и части.
Блок 8 (резюме). Резюме обеспечивает обратную связь с учащимися на занятии и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самой деятельности. В итоге НОД предусмотрены развитие навыков качественной оценки и самооценки личной и коллективной деятельности; рецензирование; дискутирование; индивидуальное и коллективное планирование знаний; исключение «неработающих» средств, задач; проверка достижения целей.
Логопед делает опрос детей – понравилось ли им занятие, и что именно заинтересовало их ум и воображение.
Здесь мы наблюдаем исходную позицию системы ТРИЗ– каждый ребёнок талантлив от природы.
Что же даёт детям занятие, построенное по схеме креативного урока? Во-первых, знание приёмов и методов ТРИЗ, помогающих детям находить нестандартные способы решения проблемных ситуаций, внедрять оригинальные идеи. Во-вторых, это тренировка гибкости и системности мышления, развитие творческих способностей. В-третьих, это просто очень интересно! Что даёт это педагогу? Знание ТРИЗ вооружает мышление набором инструментов по решению проблем, развивает педагога как креативную личность и обеспечивает его профессиональный рост.
Ссылки на источники
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федер. закон Рос. Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897-ФЗ.
- Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование. – М.: МГИУ, 2002. – с. 9.
- Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1. – ART 53572. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm. – ISSN 2304-120X.
- Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. Буянова М. И.: М. Просвещение, 1990 – с. 71, 72.