Войти / Зарегистрироваться

Креативное занятие для дошкольников по сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева»

Получить свидетельство
Автор: Волосова Ольга Алексеевна

Понятие креативности очень объёмное и включает в себя и способность самостоятельно мыслить, и способность создавать что-то принципиально новое, отклоняясь от традиционных схем и устоявшихся систем мышления, и умение смотреть на объект под разным углом зрения. Другими словами, думать продуктивно и эффективно. Ключевым моментом является то, что это способность, и её можно развивать. Ум детей свободен от стандартов, он активен и открыт для исследования мира. Нестандартность мировосприятия позволяет детям обладать изобретательностью, непосредственностью, умением удивляться и замечать то, чего не видят взрослые.
Дошкольный возраст особенный, потому что как ребенок формируется, такова будет его дальнейшая жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. ТРИЗ-технология для дошкольников позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» [1].
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) появилась на свет в пятидесятые годы прошлого века. Ее автор Генрих Саулович Альтшуллер. Теория решения изобретательных задач (ТРИЗ) дарит уникальную возможность творить, то есть создавать «новое» и улучшать «старое», пользуясь сводом конкретных понятий, правил, приемов.
ТРИЗ-педагогика – эффективная система, которая развивает мышление, креативность, творческое воображение детей, причем возможности применения методов ТРИЗ в педагогике безграничны. Целью ТРИЗ-педагогики является формирование смело мыслящей личности, творческой, креативной. Главные задачи ТРИЗ-педагогики: помочь ребенку найти свою цель, решать жизненные задачи и развивать изобретательское мышление. Посредством этой системы детям прививаются следующие качества: открытость, любознательность, умение придумывать, фантазировать, изобретать, способность решать открытые задачи, не бояться выдвигать свои идеи и выражать свои мысли, позитивное мышление, высокая работоспособность, целеустремленность [2]
Сегодня большой коллектив исследователей продолжает развивать ТРИЗ. В МНОЦИТ МГИУ была анализирована концепция, разработаны и осуществлены в учебном процессе на всех образовательных уровнях педагогические основы многоуровневой системы непрерывного креативного образования НФТМ. В системе НФТМ-ТРИЗ учащийся из объекта обучения становится субъектом творчества, а знания – средством достижения творческой цели. Под руководством М.М. Зиновкиной создана научно-педагогическая школа, развивающая научные направления современного креативного образования [3].
Структура креативного занятия, разработанного профессором М. М. Зиновкиной, состоит из нескольких взаимосвязанных блоков [4]:
1. Мотивация (встреча с чудом). Представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление ребенка.
Этот блок обеспечивает мотивацию ребенка к занятиям и развивает его любознательность.
2. Содержательная часть. Содержит программный материал учебного курса и обеспечивает формирование системного мышления и развития творческих способностей.
3. Психологическая разгрузка. Представляет собой систему психологической разгрузки, которая реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию и др.
4. Головоломка. Представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощенных в подлинные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная идея.
5. Интеллектуальная разминка представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей.
6. Содержательная часть.
7. Резюме. Обеспечивает обратную связь с ребенком и предусматривает качественную и эмоциональную оценку ребенком самого занятия.
«Если бы при рождении ребенка мать могла бы попросить у феи-крестной самый полезный дар для своего малыша, то этим даром была бы любознательность» (Э. Рузвельт). Именно любознательность рождает тот интерес, который остается с ребенком на всю жизнь. И очень важно не утратить это качество. Одним из факторов развития любознательности является «Встреча с чудом». Встреча с чудом или с античудом – может случиться в любом возрасте. Но нам надо научиться осуществлять эту вещь как можно раньше. Мы взялись за эту разработку, и оказалось, что встреча с чудом – это неоднократное действие. Это пакет импульсов. Встрече с чудом предшествует что-то, дающее установку на повышенную реакцию на чудо, потом само чудо, часто неоднократно. Потом третьего вида действия, которые закрепляют чудо» [5].
Очень просто объяснил это Г. Альтшуллер. Он пояснял важность этого фактора, поскольку он считал встречу с чудом первым и очень важным шагом на пути становления Творческой личности.
Блок 1. Мотивация (встреча с чудом).
Воспитатель показывает конверт, и коробку с красками. На конверте нет ни отправителя, ни адресата послания, и просит детей высказать догадки:
Что это за предмет (конверт) и как он к нам попал. Для чего он здесь? (Содержит какую-то информацию).
Воспитатель достаёт из конверта 2 листа белой бумаги, показывает, дети видят, что записей нет, и высказывают предположение о том, что прочесть ничего не получится.
Воспитатель предлагает детям высказать свои представления о том, как увидеть написанное. (Раскрасить лист бумаги красками, на листе бумаги появится надпись СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА, написанная свечкой).
Итак, дети, мы отправляемся в сказочное путешествие по сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева».
Блок 2. Содержательная часть.
Воспитатель показывает еще один конверт.
В конверте разрезанные слова – имена главных героинь и их качества. Необходимо разложить правильно.
Герда – добрая, смелая, любящая.
Снежная королева – злая, жестокая, безжалостная.
Игра «Хорошо - плохо»:
- Когда у человека доброе сердце, это хорошо, почему?
- Когда у человека злое сердце, это плохо, почему?
- Когда у человека доброе сердце, это плохо, почему?
- Когда у человека злое сердце, это хорошо, почему?
Сердце бывает добрым и злым, а люди совершают разные поступки, плохие и хорошие. Давайте отправимся в волшебную страну зла и добра [6].
Блок 3. Психологическая разгрузка.
Воспитатель: Ребята, у меня в руках снежок. Он волшебный. Давайте встанем в круг, будем передавать его друг другу и говорить при этом приятные, ласковые слова.
Вы назвали много хороших, ласковых слов. Постарайтесь их запомнить и обращайтесь друг к другу также.
Пока мы передавали “снежок”, руки замерзли. Предлагаю согреть их: глубоко вдохните через нос и медленно выдохните через рот. И выполним следующие упражнения:
 «Ладонь, кулак, ребро». Воспитатель показывает три положения ладони на плоском столе, которые последовательно сменяют друг друга. Ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, выпрямленная ладонь. Упражнение следует выполнять сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками.
«Колечко». Следует поочередно двумя руками и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.; в обратном порядке- от мизинца к указательному пальцу.
А теперь порисуем двумя руками (рис. 1).
 
Блок 4. Головоломка.
Ребята, помните, лапландка для финки писала послание на рыбе? Вот оно. Надо расшифровать послание (Помоги Герде) (рис. 2).
Блок 5. Интеллектуальная разминка.
Злая Снежная королева заточила в своем снежном замке брата главной героини Кая. Его сестра Герда хочет его спасти. Самый простой способ- растопить Снежную королеву с помощью огня. Проще всего пронести в замок огонь, но слуги Снежной королевы заметят это и не пустят во дворец. Ребята, как Герде растопить Снежную королеву?
А если позвать на помощь волшебников?
Волшебник Дели-Давай может все, что угодно, разделить на части, объединить с чем-нибудь другим. Например, разделить огонь на маленькие незаметные части?
Волшебница Фея Инверсия может все изменить на противоположное, сделать наоборот. Например, сделать день темным, а ночь светлой.
Волшебник Великан Кроха все увеличивает или уменьшает.
 
 
Волшебник Тянульщик Стремглав все замедляет или ускоряет.
Волшебник Замри-Отомри все неподвижное, статичное делает подвижным, динамичным, и наоборот – динамичное, подвижное делает статичным, неподвижным [7].
А теперь, ребята, давайте создадим картину. Ее можно создавать красками, фломастерами, карандашами. А можно предметами, которые есть под рукой. Положите эти предметы на лист бумаги, не обводите, и дорисуйте недостающий образ.
 
Рисование нетрадиционными способами очень увлекательная деятельность, которая удивляет и восхищает детей. На фотографии (рис. 3)- работа ребенка, который нарисовал таким образом лапландку, которая передает рыбу Герде для финки. Нетрадиционные изобразительные технологии предоставляют ребенку больше шансов для самовыражения, дают детям возможность искать, выбирать, думать, пробовать, привлекают доступностью и простотой, они имеют особенную возможность для развития моторных умений, творчества, интеллекта, эстетических способностей.
Блок 6. Содержательная часть.
Воспитатель: еще одно письмо в конверте! Ребята, давайте посмотрим, от кого же это письмо?
Да это же письмо от самого Ганса Христиана Андерсена! (рис. 4).
ИЗМЕНЯЕМ КОНЕЦ СКАЗКИ.
Последовательность вопросов:
1. Про кого будет наша история?
2. Где он (она) жила?
3. Каким был наш герой (героиня)?
4. Что он (она) любил(а) делать?
5. И был у нее (него) друг. Кто?
6. Чем друг помогал герою?
7. Однажды наш герой отправился путешествовать. Куда?
8. Для чего? Зачем?
9. У героя был враг. Кто?
10. Как он вредил нашему герою? Друг героя хотел ему помочь. Что он сделал?
11. Какой волшебный предмет дал ему в помощь?
12. Как это помогло герою? Что он сделал?
13. Как был наказан враг?
14. Чем все закончилось? [8]
Вводные слова для описания по воображению: я вижу…, я слышу…, я чувствую- для того, чтобы дети включали все каналы восприятия. Следующий шаг- стараемся в воображении дополнить образ главного героя новыми деталями. Например, какой дети видят одежду главного героя, какими представляют туфли и головной убор. Детали одежды- цвет, размер, форму, материал, мелкие детали. Представляем черты лица, стан, движение, настроение, переживания. Можем исследовать некий интересный сказочный предмет. Конечно, чтобы увидеть, следует закрыть глаза.
Воображение увлекает. Иногда не хочется расставаться с миром воображения. Чтобы границы между воображаемым и настоящим не размывались, должен быть вход в страну воображения и выход из нее. Роль такого входа в нашем случае играет сказочная дверь. Можно предупредить детей: – Сейчас мы попадем в мир воображения [9].
7. Резюме.
Ребята, нам пора возвращаться домой. Вам понравилось путешествие? Вы отлично поработали на занятии!
И наше занятие я хочу закончить словами великого сказочника Г.Х. Андерсена:
«Мир прекрасен! Радуйтесь жизни! Будьте оптимистами! Боритесь за человека, сердце которого покрыто льдом! Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте времени и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость и доброту!».
 
Ссылки на источники
  1. Гин, С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 112 с.
  2. Садыкова Г. ТРИЗ- педагогика. Универсальный конструктор (алгоритм) ТРИЗ занятий.- ТОО «Поколение креативных умов» 2016.- 47с.
  3. Материалы дистанционного курса «Методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихся в условиях реализации ФГОС» АНО ДПО «МЦИТО», https://edu.mcito.ru/uploads/static/files/rtm_48/rtm-fgos_48_4.1_teoria
  4. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с.
  5. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности. -Минск, Беларусь, 199
  6. Корзун А.В. Веселая дидактика. Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. – Мн.: Университетское, 2000.
  7. Мурашковска И. Н. Информационно-Методический центр Школьной управы, г. Елгава, Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий, 2001. – http://www.trizminsk.org/e/prs/232018.htm
  8. Миронова В. Я. Сказки и ТРИЗ https://sites.google.com/site/mirovalt/home/ispolzovanie-razvivausej-tehnologii-triz---rtv-v-obrazovatelnom-processe-detskogo-sada/metody-triz/tpf/skazki-i-triz
  9. Мурашковска И.Н. Сказка, отворись! http://www.trizminsk.org/e/23207.htm

Похожие публикации