Войти / Зарегистрироваться

Урок- литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству И.С. Тургенева

Получить свидетельство
Автор: Оганесян Заруи Грантовна

Цели:
Образовательные – обобщить и систематизировать все изученное о жизни и творчестве замечательного русского писателя И. С. Тургенева.
Развивающие: развивать эмоционально-нравственный отклик на литературные и музыкальные произведения.
Воспитательные – воспитание интереса и уважения к личности писателя, к русской литературе, воспитание эстетического вкуса, интереса к музыке.
Оборудование:
презентация, созданная с использованием программы Microsoft Power Point
компьютер, экран, проектор,
иллюстрации из произведений И.С. Тургенева
Студенты разделены на 3 группы; задание к уроку получено заранее.
1-я группа – ведущие (готовят к уроку сообщения о жизни и творчестве И.С. Тургенева).
2-я группа чтецы (учат к уроку стихи в прозе «Как хороши, как свежи были розы)
3-я группа –артисты- (готовят отрывки из произведений «Бежин луг, «Ася»)
1. Организационный момент.
На экране – портрет И.С. Тургенева (звучит романс на стихи И.С. Тургенева “Утро туманное”) Слайд-1
Содержание:
1 Слово учителя
2. Студенты о жизни и творчестве И.С. Тургенева
3. Инсценировка: отрывок из рассказа «Бежин луг»
4. Ролевое чтение: отрывок из повести «Ася»
5. Тургенев: «Не забывай меня»
6. «Как хороши, как свежи были розы»
В течение урока звучат романсы: «Мой гений, мой ангел, мой друг»; «Сияла ночь»; «Только раз бывает в жизни встреча»; «Гори, гори, моя звезда», «Утро туманное»,
На экране демонстрируются слайды
 
Учитель: Сегодня мы празднуем еще одну победу человеческого духа над смертью и временем. Это – бессмертие Тургенева. Сегодня мы пролистаем страницы жизни и творчества Тургенева. Откроем для себя художественную летопись, запечатлевшая духовную жизнь русского общества 1840-1880-х годов.       Слайд 2
Студент 1: Иван Сергеевич Тургенев – блестящий прозаик и поэт, публицист и переводчик. Он прожил в литературе большую жизнь и оставил большое наследство. Он открыл Европе русскую литературу, получил признание как «великий романист»
Студент 2: Тургенев родился 28 октября 1818 года в Орле в дворянской семье. Отец, Сергей Николаевич, отставной гусарский офицер, происходил из старинного дворянского рода; мать, Варвара Петровна, — из богатой помещичьей семьи Лутовиновых. Детство Тургенева прошло в родовом имении Спасское-Лутовиново. Рос он на попечении "гувернеров и учителей, швейцарцев и немцев, доморощенных дядек и крепостных нянек".    Слайд-3
(На сцену выходит Писатель)
Писатель: Я родился и вырос в атмосфере, где царили подзатыльники, щипки, колотушки, пощечины и прочее. Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне Слайд 4
Студент 3: В саду материнской усадьбы мальчик познакомился с людьми с доброй и вольной душой.  Отсюда он вынес любовь к природе, которую сохранил до конца дней.
Студент 4: В 1833 году Тургенев становится студентом словесного факультета Московского университета, при том, что тогда ему едва исполнилось пятнадцать лет. Однако закончить его Тургеневу не удалось. Тургенев продолжает обучение в Петербургском университете, на словесном отделении философского факультета. Параллельно с философией Тургенев увлекается литературой: еще будучи в Москве, он пишет первые стихи и заметки, однако опубликовать свою первую «пробу пера», небольшое стихотворение «Вечер», решается только в 1938.  Слайд -5
Студент 5: С 1838 по 1841 год Иван Сергеевич путешествует по Европе, посещает Австрию, Италию, Германию. Вернувшись на родину в 1841 году, Тургенев сблизился с передовыми людьми своего времени. Первый рассказ из цикла «Записки охотника» появился 1847 году и был горячо встречен В.Г. Белинским. Он писал Тургеневу…Слайд-6
«Найти свою дорогу, узнать свое место- в этом все для человека, это для него значит сделаться самым собой.»
Студент 2: Успех первого рассказа вдохновил писателя на создание книги «Записки охотника». Здесь представлена целостная картина России, освещенная любовным, поэтическим отношением автора к родной земле, раз­мышлениями о настоящем и будущем ее талантливого народа.   Слайд -7
Студент 1: Обыденные картины крепостни­ческой жизни свидетельствуют об античеловеческой сущности всего общественного строя.  Автор уделяет большое внимание портретным характеристикам, манерам, привычкам и вкусам ге­роев. Рассказчик совер­шает вояж по России, но география его весьма необширная — это Орловская область. Он встречается по пути с различными типами людей, в результате чего вырисовывается картина рос­сийского быта.
Инсценировка: Отрывок из рассказа «Бежин луг» Слайд -8
Костя -Нет, я вам что, братцы, расскажу, послушайте‑ка, намеднись что тятя при мне рассказывал.
 
Федя – Ну, слушаем, 
Костя – Вы ведь знаете Гаврилу, слободского плотника?
Федя - Ну да; знаем.
Костя – А знаете ли, отчего он такой все невеселый, все молчит, знаете? Вот отчего он такой невеселый. Пошел он раз, тятенька говорил, – пошел он, братцы мои, в лес по орехи. Вот пошел он в лес по орехи, да и заблудился; зашел – Бог знает куды зашел. Уж он ходил, ходил, братцы мои, – нет! не может найти дороги; а уж ночь на дворе. Вот и присел он под дерево; давай, мол, дождусь утра, – присел и задремал. Вот задремал и слышит вдруг, кто‑то его зовет. Смотрит – никого. Он опять задремал – опять зовут. Он опять глядит, глядит: а перед ним на ветке русалка сидит, качается и его к себе зовет, а сама помирает со смеху, смеется… А месяц‑то светит сильно, так сильно, явственно светит месяц – все, братцы мои, видно. Вот зовет она его, и такая вся сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотичка какая или пескарь, – а то вот еще карась бывает такой белесоватый, серебряный… Гаврила‑то плотник так и обмер, братцы мои, а она знай хохочет да его все к себе этак рукой зовет. Уж Гаврила было и встал, послушался было русалки, братцы мои, да, знать, Господь его надоумил: положил‑таки на себя крест… А уж как ему было трудно крест‑то класть, братцы мои; говорит, рука просто как каменная, не ворочается… Ах ты этакой, а!.. Вот как положил он крест, братцы мои, русалочка‑то и смеяться перестала, да вдруг как заплачет… Плачет она, братцы мои, глаза волосами утирает, а волоса у нее зеленые, что твоя конопля. Вот поглядел, поглядел на нее Гаврила, да и стал ее спрашивать: «Чего ты, лесное зелье, плачешь?» А русалка‑то как взговорит ему: «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». Тут она, братцы мои, пропала, а Гавриле тотчас и понятственно стало, как ему из лесу, то есть, выйти… А только с тех пор он все невеселый ходит.
Студент 2: Такими мы видим деревенских детей, любознательными, но суеверными. А.И. Герцен назвал «Записки охотника» поэтически написанным обвинительным актом крепостничеству.
Студент 3: В 1843 году Тургенев знакомится с П. Виардо, влюбляется в певицу и уезжает к ней спустя четыре года за границу. Мать его называет Виардо «проклятой цыганкой» и лишает сына на три года денег. Слайд 9
Их отношения причисляют к самым драматичным и долгим историям любви. Но правильнее было бы сказать, что это история любви лишь одного человека, Ивана Тургенева. Сорок лет великий русский писатель жил в статусе вечного друга семьи, «на краешке чужого гнезда»
И остается только предполагать, скольким прекрасным женским образам и трагичным историям любви в произведениях великого писателя дала жизнь эта страсть, продлившаяся сорок лет.
(Звучит романс «Мой гений, мой ангел, мой друг)
Студент 4: Многие произведения Тургенева посвящены любви. Это «Дворянское гнездо», «Накануне», «Ася», «Первая любовь» и другие. 
Звучит романс «Сияла ночь. Луной был полон сад»
Ролевое чтение: отрывок из повести «Ася» Слайд 10
(студенты 6, 7)
- Скажите, вам очень нравилась та дама ... Вы помните, брат пил за ее здоровье в развалине, на второй день нашего знакомства?
- Ваш брат шутил; мне ни одна дама не нравилась; по крайней мере теперь ни одна не нравится.
- А что вам нравится в женщинах?
- Какой странный вопрос!
- Я не должна была сделать вам такой вопрос, не правда ли? Извините меня, я привыкла болтать все, что мне в голову входит. Оттого-то я и боюсь говорить.
- Говорите, ради бога, не бойтесь, я так рад, что вы, наконец, перестаете дичиться.
- Ну, рассказывайте же, рассказывайте или прочитайте что-нибудь, как, помните, вы нам читали из "Онегина" ...
Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной матерью моей! -
- У Пушкина не так,
- А я хотела бы быть Татьяной.
- Посмотрите, как хорошо!
- Да, хорошо!  Если бы мы с вами были птицы, - как бы мы взвились, как бы полетели ... Так бы и утонули в этой синеве ... Но мы не птицы.
- А крылья могут у нас вырасти.
- Как?
- Поживите - узнаете. Есть чувства, которые поднимают нас от земли. Не беспокойтесь, у вас будут крылья.
- А у вас были?
- Как вам сказать... Кажется, до сих пор я еще не летал.
- Умеете вы вальсировать?
- Умею.
- Так пойдемте, пойдемте ... Я попрошу брата сыграть нам вальс ... Мы вообразим, что мы летаем, что у нас выросли крылья.
(тихо звучит романс «Только раз бывает в жизни встреча»
Писатель: Когда меня не будет, когда всё, что было мною, рассыплется прахом, — о тебя, мой единственный друг, о тебя, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня, — не ходи на мою могилу… Тебе там делать нечего. Не забывай меня… но и не вспоминай обо мне среди ежедневных забот, удовольствий и нужд… Я не хочу мешать твоей жизни, не хочу затруднять ее спокойное течение.
Но в часы уединения, когда найдет на тебя та застенчивая и беспричинная грусть, столь знакомая добрым сердцам, возьми одну из наших любимых книг и отыщи в ней те страницы, те строки, те слова, от которых, бывало, — помнишь? — у нас обоих разом выступали сладкие и безмолвные слезы.
Прочти, закрой глаза и протяни мне руку… Отсутствующему другу протяни руку твою.
Я не буду в состоянии пожать ее моей рукой — она будет лежать неподвижно под землею… но мне теперь отрадно думать, что, быть может, ты на твоей руке почувствуешь легкое прикосновение.
И образ мой предстанет тебе — и из-под закрытых век твоих глаз польются слезы, подобные тем слезам, которые мы, умиленные Красотою, проливали некогда с тобою вдвоем, о тебя, мой единственный друг, о тебя, которую я любил так глубоко и так нежно!
Чтец 1: Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною... но первый стих остался у меня в памяти: 
Как хороши, как свежи были розы...Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове все звенит да звенит: 
Как хороши, как свежи были розы... Слайд 11
Чтец 2: И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка - и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею,- но как она мне дорога, как бьется мое сердце! 
Как хороши, как свежи были розы... Слайд 12
Чтец 3: Встают передо мною другие образы... Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино - и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара... 
Как хороши, как свежи были розы... Свеча меркнет и гаснет... Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ... Мне холодно... Я зябну... и все они умерли... умерли... 
Как хороши, как свежи были розы...
Студент 8: За несколько дней до рокового исхода он завещал похоронить себя на Волковом кладбище в Петербурге, подле своего друга - Белинского. В бреду, прощаясь с семейством Виардо, он забывал, что перед ним французы, и говорил с ними на русском языке. Последние слова переносили Тургенева на просторы родных орловских лесов и полей - к тем людям, которые жили в России и помнили о нем: "Прощайте, мои милые, мои белесоватые..." Картины русской жизни витали в его угасающем сознании, пока 22 августа (3 сентября) 1883 года в два часа дня он не отошел в мир иной. Россия похоронила его согласно завещанию и со всеми почестями, достойными его таланта. Слайд 13
Учитель: Разве он умер? Разве он не живой среди нас?
Он вечно будет творить в живой душе людей чудо красоты, чудо бессмертия! Он будет заставлять самых недоверчивых людей верить в невозможное, в чудесное, в недоступно-прекрасное, в то, чего нет и что в некотором смысле более действительно, чем все, что есть…
Звучит романс «Гори, гори, моя звезда» Слайд 14

Похожие публикации