Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли,а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др. считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, которое включает в себя и непосредственное восприятие цвета, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Однако, многочисленные исследования коррекционной педагогики и психологии показывают, что восприятие у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и нецеленаправленный характер. У детей существуют пробелы в овладении сенсорными эталонами цвета в первую очередь.
Исследования, посвящённые развитию детей младшего дошкольного возраста показывают, что развитие сенсорных функций ребенка этого возраста определяется предметной деятельностью (Ш. А. Абдуллаева, С. Л. Новоселова, Н. М. Щелованов и др.). Внешние свойства предмета при этом перестают определять собой действие, они, с одной стороны, дают возможность узнать предмет, а с другой - должны быть учтены при выполнении предметного действия. В результате проведенных психолого-педагогических исследований установлено, что основной линией сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста является формирование восприятия отношений между предметами по их внешним свойствам в ходе овладения практической деятельностью (Ананьев Б. Г. Рыбалко Е. Ф.) организованной в соответствии с федеральным государственным требованиям.
Актуальность исследования обусловлена:
– важностью процесса развития восприятия цвета в процессе непосредственной образовательной деятельности (далее НОД) по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с сенсорными эталонами цвета;
– недостаточной разработанностью методов, приёмов и средств, обеспечивающих эффективность образовательного процесса по развитию восприятия цвета в процессе НОД по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с сенсорными эталонами цвета.
Актуальность исследования позволила нам выявить противоречие между необходимостью развития восприятия цвета в процессе НОД по ознакомлению с сенсорными эталонами цвета детей младшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методов, приёмов и средств для эффективного осуществления данного процесса.
Объект исследования – развитие восприятие цвета у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогический процесс развития восприятия цвета у детей младшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с сенсорными эталонами цвета.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с сенсорными эталонами цвета на развитие у них восприятия цвета.
Гипотеза нашего исследования базировалась на предположении о том, что развитие восприятия цвета детьми младшего дошкольного возраста будет протекать эффективнее, если:
- при организации образовательного процесса систематически реализовывать НОД с детей младшего дошкольного возраста и анализировать с детьми игры и упражениния, направленные на ознакомление с сенсорными эталонами цвета.
- при развитии восприятия цвета в процессе НОД учитывать индивидуальные особенности детей младшего дошкольного возраста, т.е. осуществлять индивидуально-дифференцированный подход;
- при организации образовательного процесса учитывать принципы последовательности, постепенности в работе с детьми, а также обеспечивать психологический комфорт детей и педагогов в процессе НОД.
Для подтверждения вышеперечисленного предположения необходимо решить следующие задачи опытно-экспериментальной работы:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) Выявить уровень развития цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста.
3) Провести экспериментальную работу по развитию восприятия цвета у детей младшего дошкольного возраста в процессе НОД по ознакомлению с сенсорными эталонами цвета.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы), эмпирические (беседы с детьми и взрослыми, наблюдения, эксперимент),
Практическая значимость исследования: предложенный комплекс НОД и входящие в него дидактические игры, может быть использован воспитателями для развития восприятия цвета у детей младшего дошкольного возраста.
1 Теоретические основы развития восприятия цвета детьми младшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с сенсорными эталонами цвета
1.1 Психолого-педагогические основы развития восприятия цвета у детей младшего дошкольного возраста
Л.Ф. Обухова считает, что восприятие – это не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями [10, С.96].
Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети, - это цвет. Знакомство ребенка с цветом начинается с беспорядочных цветовых каракулей, штрихов, пятен. Он еще не может удержать кисть и делает первые рисунки пальцем, ладошкой. Такие занятия упражняют руку, ведут к улучшению координации движений, накоплению цветового опыта. Ребенок пробует сам удержать кисть и набрать краску. Первый цветовой выбор предлагает взрослый: «Солнышко желтое. Выбери краску желтую» [2, С.33]. Т.С. Комарова считает период раннего и младшего возраста, где все внимание ребенка направлено на освоение новых материалов, интерес к краскам объясняется возможностью получения на листе бумаги ярких цветовых пятен. Цвет может не связываться ассоциативно с эмоциями, настроением. Привлекают наиболее яркие и чистые цвета. Постепенно цветовые пятна, штрихи, становятся более ритмичными, движения кисти уверенными и точными [9, С.87].
Третий год жизни детей характеризуется быстрым развитием речи, накоплением личного опыта, развития конкретного, образного мышления, развитием эмоциональной сферы. Детей привлекает не только процесс закрашивания листа, но и восприятия пятна. Они рисуют одно пятно рядом с другим, в разных направлениях проводят полосы, ритмично наносят мазки. Ассоциации возникают по цвету и массе пятна, а лист бумаги, закрашенный в какой-либо цвет, воспринимается как единый образ. Эти ассоциации возникают не только по цвету, пятна по своим очертаниям действительно похожи на предметы, названные детьми. Ассоциативная связь цвета с предметом может возникнуть и не из зрительного соответствия, а из характера линий, пятен и штрихов. Выбрав черную краску, маленький художник ведет кистью непрерывную полосу по листу бумаги. Потом появляются круги, пятна, точки. Ребенок приговаривает: «Кап, кап, шлеп, шлеп. Это дождик». — «Какого он цвета?» — «Черный — потому что туча». Меняет краску. Теперь она желтая. «Желтый, потому что хороший!» Этот ассоциативный цветовой рисунок, в общем, мало чем отличается от первых каракулей и пятен, с той лишь разницей, что ребенок дает характеристику цвета и высказывает свое отношение к нему.
В начале и в конце третьего года жизни процесс рисования существенно изменяется. Это говорит о развитии восприятия, представлений, образно-смысловой стороны деятельности. Ребенок может самостоятельно выбрать красный, желтый и зеленый цвета. Под определение красного могут попадать предметы оранжевого, бордового, коричневого цветов. Это особенно заметно, если педагог в работе использует разные цветовые палитры, а их может быть несколько видов. Например, палитра овальной формы с наклеенными цветными кругами семи цветов радуги; палитра с наклеенными цветными кругами оттенков красного и зеленого цветов. В практической работе с такими палитрами особенно заметно, что к пяти годам у детей особенно ярко выражено желание находить как можно больше цветовых оттенков и придумывать им названия. Например, красный цвет - кирпичный, томатный, кровавый, солнечный. Таким образом, за каждым цветом закрепляется типичная ассоциация и разумеется, у всех детей она может быть разная, но существует классификация, в которую входят наиболее часто встречающиеся [7, С.6]. Например: красный – Дед Мороз, помидоры; оранжевый – апельсин; желтый – солнце, цветок; зеленый –лягушка, трава; голубой – небо, вода; синий – море; фиолетовый – (наиболее трудный) свекла, баклажан.
К четырем годам, как только ребенок научился распознавать и называть цвета, это умение помогает ему усваивать новую информацию. На этом этапе педагог может использовать не только задания по цветоведению, но и обращать внимание на роль цвета в окружающей жизни. Вывески и цветовое оформление закусочных «Макдоналдс» умело сочетают в себе красный и желтый цвета, чтобы привлечь внимание маленьких покупателей. Ребенок усваивает, что это не только цвета яркие, но еще и вкусные, приятные. Цветовая окраска героев мультфильмов помогает распознавать врагов и друзей. Все эти цветовые нюансы не только работают на формирование цветового восприятия, но и дифференцируют детей по полу. Так, девочки в числе наиболее приятных им цветов назовут розовый, красный, фиолетово-сиреневый. А мальчики отдадут предпочтение черному, коричневому и зеленому [19, С.21].
В художественной работе восприятие цвета у детей дошкольного возраста связано с понятиями «нравится – не нравится», «красиво – не красиво». Цветовое решение понравившегося в большинстве случаев сходно: цвета яркие и чистые, в разнообразном сочетании. Что не нравится и не красиво, изображается в рисунках небрежно, обязательно с предпочтением темных цветов: черные линии, черные или темно-коричневые образы животных, людей. Наряду с уже имеющимися представлениями о том, что ребенок эмоционально ориентируется на цвет предмета со слов взрослых, минуя собственное восприятие, мы считаем, что имеет право на существование и иная точка зрения. Восприятие цвета у разных детей гораздо меньше различается, чем у взрослых, в силу чисто физиологических свойств зрения. Это легко подтвердить цветовыми тестами М. Люшера, а также кратким историческим обзором развития человека. Если окружающая среда представлена яркими, светлыми тонами (например, голубое небо, яркая зелень), значит, улучшается ориентация в пространстве и подстерегающая опасность может быть вовремя обнаружена. И наоборот, темные тона ассоциируются с сумерками или ночью, когда «опасность быть съеденным» неизменно возрастает. Таким образом, светлые тона и яркие цвета на подсознательном уровне кажутся более привлекательными и приятными для зрения, а темные – тревожными, несущими опасность [6, С.7].
Цвет – одно из наиболее ярких выразительных средств. Используя его, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают в рисунке. Мышление ребенка более образно и конкретно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. Для того чтобы ребенок мог творить, сначала нужно его научить, как перенести на бумагу то, что возникло в воображении. Если этого не сделать, то замечательные фантазии, которые возникают в сознании ребенка, могут превратиться в бессмысленную мазню, которая вызовет у ребенка разочарование и может даже оттолкнуть от занятия живописью.
Психологи считают, что эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка тесно связано с тем, как и что он рисует. Это не совсем верно. Ребенок, в силу того что он незнаком с изобразительной техникой, просто не может выразить то, что он чувствует и понимает, поэтому задача педагога обучить ребенка этому. Только после овладения ребенком хотя бы элементарными основами живописи можно говорить об отражении в рисунке его эмоционального и интеллектуального уровня и о восприятии цвета [25, С.28].
Начиная с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами цвета и способами их использования. Не зная теории и правил колорита, дети создают в своих работах выразительные, иногда неожиданные для себя колористические решения. Цветовое многообразие порой удивляет, и поэтому особенно детей увлекает гуашь, так как быстро написанный рисунок гуашевыми красками может быть с легкостью покрыт новым слоем. Комбинируя изобразительные материалы, технику письма, можно добиться различных вариантов в колорите. Интересными могут быть работы, выполненные гуашевыми красками на цветной бумаге. Иногда дети самостоятельно находят приемы, о которых педагог хотел бы рассказать, поэтому педагогу очень важно правильно владеть терминологией цветоведения, чтобы, не подыскивая беспомощно аналогии и подходящие слова, грамотно донести до детей знания [17, C.18].
Таким образом, цвет – это помощник в общении людей друг с другом. Предметы, явления природы посылают нам цветовые сигналы, а мы внутренне реагируем на них, ведь в свою очередь один и тот же цвет может влиять на разных людей неодинаково. Он может успокаивать или возбуждать, огорчать или веселить, а ведь дети воспринимают цвет иначе, чем взрослые, и они заявляют об этом в своих рисунках. Описание воздействия цвета – физиологического, оптического и эмоционального – относится, скорее, к детскому восприятию, чем ко взрослому. Дети ведь более чувствительны к запахам, звукам и краскам.
1.2 Особенности восприятия цвета и его использования детьми младшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности
В современном индустриальном обществе игра является хоть и наиболее важным, но не единственным типом деятельности детей, к другим типам деятельности в дошкольном возрасте можно отнести изобразительная деятельность, элементарный труд, восприятие сказки, учение [7, С.5].
По мнению А. В. Запорожца, продуктивная деятельность подобно игре, позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты. Однако еще более важно, как указывает он же, что по мере овладения данной деятельностью у ребенка создается внутренний идеальный план, который отсутствует в раннем детстве. В дошкольном возрасте внутренний план деятельности – не полностью внутренний, он нуждается в материальных опорах, рисунок – одна из таких опор [21, С.62]. Ребенок может найти себя в рисовании, и при этом будет снят эмоциональный блок, тормозящий его развитие или у ребенка может произойти самоидентификация, возможно, впервые в его творческой работе. При этом его творческая работа сама по себе может не иметь эстетического значения, так как очевидно, что такое изменение в его развитии гораздо важнее, чем конечный продукт – рисунок.
В статье «Предыстория развития письменной речи» Л. С. Выготский рассматривал детский рисунок как переход от символа к знаку [3, С.46]. Символ имеет сходство с тем, что он обозначает, знак такого сходства не имеет. Детские рисунки – символы предметов, так как они имеют сходство с изображаемым, слово такого сходства не имеет, поэтому оно становится знаком. Рисунок помогает слову стать знаком. По мнению Л. С. Выготского, с психологической точки зрения, мы должны рассматривать рисунок как своеобразную детскую речь. Л. С. Выготский рассматривает детский рисунок как подготовительную стадию письменной речи [3, С.48].
Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, продуктивная деятельность, в том числе и рисование, совершается ребенком с определенным материалом, и каждый раз воплощение замысла осуществляется с помощью разных изобразительных средств, в разном материале («домик из кубиков и «домик» на рисунке). Продукты изобразительной деятельности – не просто символы, обозначающие предмет, они модели действительности. А в модели каждый раз выступают какие-то новые характеристики действительности. В модели из реального предмета отделяются, абстрагируются отдельные признаки, и категориальное восприятие начинает свою самостоятельную жизнь. Категориальное восприятие (формы, цвета, величины и т.п.) возникает в материальной продуктивной деятельности: ребенок силой материала отделяет от предмета его свойства. И в этом возрасте цвет, как категория для ребенка уже начинает существовать [15, С.92]. Первоначально (до этого) цвет опредмечен, конкретен, не существует отдельно от предмета. Только благодаря отрыву этих свойств от предмета становится возможной работа с этими свойствами на основе эталонов, мер. Как показали исследования Д. В. Запорожца, Л. А. Венгера и др., развитие восприятия в дошкольном возрасте происходит на основе усвоения сенсорных эталонов и мер.
Сенсорные эталоны это система звуков речи, система цветов спектра, система геометрических форм, шкала музыкальных звуков и так далее. Количество используемых ребенком цветов можно рассматривать с нескольких позиций. В первую очередь, это характеристика уровня развития эмоциональной сферы в целом. Если дети используют 5-6 цветов то, в этом случае можно говорить о нормальном среднем уровне эмоционального развития. Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Если ребенок старше 3-4 лет рисует 1-2 цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его негативное состояние в данный момент: тревога (синий), агрессия (красный), депрессия (черный). Использование только простого карандаша (при наличии выбора) иногда трактуют как «отсутствие» цвета, таким образом ребенок «сообщает» о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций.
Наиболее эмоционально значимые фигуры выделяют большим количеством цветов. А открыто не принимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно-коричневым цветом. Цвета могут передавать также определенные свойства характера и состояние [20, С.18]. Предпочтение детьми тех или иных цветов в работе по созданию изображения замечали Н.П. Сакулина, Т.Н. Доронова, Е.Г. Приходько, А. Пейпер, У. Уффельман. М. Циммерман и другие ученые и педагоги, замечали это и мы в своей педагогической деятельности. Дети сами не видят оттенков, надо направлять восприятие ребенка на различные оттенки цвета. Одна трудность – отражение реального цвета объекта, другая – произвольное использование цвета, где последний выступает в роли средства выражения отношения, для украшения. Эта тенденция является связующим звеном между чувством цвета, представлениями о цвете, с одной стороны, и творческим мышлением, воображением, системой оценок - с другой.
Яркость и пестрота, характерные для детских рисунков, зачастую говорят о небольшом опыте ребенка, недостаточном уровне развития цветового восприятия и культуры применения цвета. Такой рисунок может быть создан под влиянием впечатления от пестрой игрушки, книжной иллюстрации и т.д. Чтобы ребенок усвоил эталонную систему цветов, ему необходимы определенный сенсорный опыт, специальная организация продуктивной деятельности. Задачей обучения является организация восприятия с включением многократного обследования цветового многообразия жизни и сопоставления с собственными изображениями. Большинство детей, не получая разнообразных цветовых впечатлений в процессе организованной непосредственной образовательной деятельности по целенаправленному восприятию, как бы останавливаются в развитии цветового видения, не приобретают умения видеть цвета, сравнивать их, передавать в своем изображении [20, С.56].
Цвет сильно воздействует на эмоциональное состояние детей: рассматривание предметов, украшенных теплым тоном золотой хохломы, вызывает восхищение, восторг. Детей радует звонкая яркость, нарядность, праздничность дымковской росписи: яркие, чистые краски на белом фоне. Дети интуитивно улавливают цветовой образ, обнаруживая тем самым зачатки элементов образного мышления. Они называют цвета и их сочетания добрыми и злыми, веселыми и грустными. Теплыми, радостными цветами (красками) дети наделяют образы светлые, любимые, конечно, добрых героев, а злых – холодными, темными и даже черными тонами. Темные краски у них символизируют зло, коварство, страх, а яркие - добро, радость, счастье и т.д.
Развитие чувства цвета у детей младшего дошкольного возраста осуществляется в процессе повседневной жизни, непосредственной образовательной деятельности, наблюдений, разнообразных игр, изобразительной деятельности. Обучаясь рисованию, ребенок должен овладеть таким средством выразительности, как цвет. Опираясь на репродукции картин, книжные иллюстрации, изделия декоративно-прикладного искусства и т.д. Более глубокое отражение детьми в рисунках предметов и явлений окружающей действительности будет осуществляться в том случае, если ребенок опирается на свежие впечатления от увиденного, а также ранее сформировавшиеся образы и представления. Поэтому при отборе и построении содержания обучения детей передаче цвета следует учитывать окружающую ребенка среду, включая природу и изменения в ней.
С целью повышения уровня овладения детьми цветом следует:
— проводить глубокую, целенаправленную, предварительную работу с детьми;
— проводить работу по подготовке пособий по цвету, цветовых таблиц, широко включать в этот процесс детей, учитывая их возможности;
— создавать вместе с детьми дидактические игры на НОД и в свободное время;
— использовать в работе с детьми дидактические игры и игровые упражнения с сенсорными эталонами цвета как в процессе непосредственной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.
Таким образом, мы можем отметить, что овладение детьми цветовым богатством окружающего их мира основано на сенсорном развитии ребенка, которое организуется и направляется взрослым, педагогом.
Итак, в результате анализа и осмысления психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, нами установлено, что цвет является одним из самых сильных средств выразительности художников-живописцев. Хорошо развитое чувство цвета, помогает полнее почувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощутить духовный комфорт.
Если в семье до посещения ребенком дошкольного учреждения на развитие у него восприятия цвета обращалось внимание, то он приходит в детский сад, умея выделять цвет как качество предметов, различать и называть ряд цветов. Если же этого не происходило, то ребенка нужно вводить в мир цвета. В детском саду развитие чувства цвета на основе развития цветового восприятия должно осуществляться последовательно, планомерно и постепенно с учетом индивидуального опыта ребенка. Для каждой возрастной группы дошкольного учреждения определены задачи ознакомления детей с цветом предметов, явлений окружающей жизни, освоения ими умения видеть, различать, называть цвета и использовать их при создании изображения в творческой изобразительной деятельности. Процесс развития восприятия цвета зависит от использования различных методов и приемов обучения.
1.3 Методика ознакомления детей младшего дошкольного возраста с сенсорными эталонами цвета в процессе непосредственной образовательной деятельности
На третьем году жизни ребёнок начинает активно познавать окружающий его мир. Источником же познания ребёнка является сенсорный опыт, а, следовательно, необходимо помнить о том, что главное в этом возрасте – обогащение именно сенсорного опыта, необходимого для полноценного восприятия ребёнком окружающего мира. Естественно, что обогащение сенсорного опыта будет представлять собой развитие представлений о внешних свойствах предметов. Развивая представления о цвете, форме, величине окружающих предметов, необходимо познакомить детей с общепринятыми образцами внешних свойств предметов, так называемыми сенсорными эталонами.
Сенсорный эталон – это понятие, разработанное А.В. Запорожцем – в рамках теории формирования перцептивных действий – и обозначающее системы чувственных качеств предметов, которые были выделены в процессе общественно – исторического развития и затем предлагаются ребенку для усвоения и использования их в качестве образцов при обследовании объектов и анализе – их свойств. Так, в качестве сенсорных эталонов цвета выступают так называемые хроматические (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические (белый, серый, черный) цвета. Вначале дети только знакомятся с сенсорными эталонами (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия). Затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях [8, С.4] А ознакомление с сенсорными эталонами происходит главным образом в процессе овладения разными видами продуктивной деятельности [46, С.59]. При знакомстве детей с эталонами, важно, чтобы его представления о цвете и других свойствах предметов были достаточно разнообразными, а не обрывочными и скупыми. К сожалению, в практике дошкольных образовательных учреждений всё ещё продолжает встречаться уже устаревшая тенденция знакомить детей раннего возраста с двумя-тремя цветами и требовать запоминания и правильного употребления детьми их названий. Современные исследования говорят о том, что такое обучение мало способствует сенсорному развитию ребенка, резко ограничивая круг получаемых им представлений о свойствах предметов. Более того, заучивание отдельных разновидностей свойств ведет к тому, что дети перестают обращать внимание на другие их разновидности. В результате возникают своеобразные ошибки восприятия: если ребенок знает, например, желтый цвет, но не знает оранжевого, то он ошибочно воспринимает оранжевый как желтый [31, С.185].
Нельзя ограничивать материал двумя-тремя цветами, так как исследования показывают, что ребенок уже на третьем году жизни вполне может усвоить представление о восьми цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный), не может он только научиться правильно их называть, но в этом и нет непосредственной необходимости. Достаточно, если он понимает названия, употребляемые взрослыми. Индивидуальные различия в быстроте усвоения названий цвета, так же как и формы предметов, зависят в значительной степени от влияния [31, С.185].
Усвоение названий сенсорных свойств предметов детьми существенно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их «опредмеченные» наименования (человечество широко использует их, о чем свидетельствуют, например, названия цветовых тонов: морковный, лимонный, розовый, апельсиновый, абрикосовый, сиреневый, вишневый и т. д.). Исследования ученых Истоминой З.М., Пилюгиной Э.Г., Венгер Л.А. и др., показали, что дети третьего года жизни, назвав какой-либо из цветов, часто не связывают это название с конкретным цветом. Двухлетний ребенок, самостоятельно произнеся слово красный, может указать на зеленый или на какой- либо другой цвет. Устойчивой связи между словами – названиями цвета и конкретным цветом еще не образовалось. Полное слияние слов – названий цвета с конкретным содержанием у детей происходит только к пяти годам [8, С.8].
Исследования группы ученых А.В.Запорожца, М.И.Лисиной и др. показали, что качественные различия между восприятием ребенка раннего возраста и ребенка-дошкольника связаны с переходом от простейших предметных действий к более сложным видам продуктивной деятельности (рисованию, конструированию, лепке и т.д.), которые предъявляют более высокие требования к детскому восприятию [22, С.4]. На НОД по сенсорному развитию каждым заданием предусмотрено решение сенсорных задач при наличии у детей различных умений и навыков. В свою очередь, на этих же НОД дети приобретают новые знания, умения, которые используются ими в других видах деятельности. Важным фактором в проведении НОД по ознакомлению детей с цветом предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий.
Это усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов, к соотнесению разнородных предметов по цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности. Особого внимания требует вопрос о повторности НОД: период раннего детства характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериоду необходимо подходить дифференцированно. НОД на повторение не должно быть полностью идентичным основному НОД. Простая повторность одних и тех же заданий может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на занятиях. Повторное предъявление одних и тех же задач предусматривается на новом материале. Это обеспечивает умственную активность детей на НОД.
Особое место занимает сенсорное развитие в режиме дня. НОД, на которых осуществляется ориентировка на цвет, должны проводиться только при естественном освещении. При искусственном освещении малыши не могут воспринимать цвет предметов, который искажается из-за примеси желтоватого или сиреневатого оттенка [8, С.7].
Л.А. Венгер для сенсорного воспитания у дошкольников предлагает следующую последовательность введения сенсорных эталонов цвета. Первым этапом ознакомления с цветом детей трехлетнего возраста является формирование у них представлений о цветах. В условиях общественного дошкольного воспитания этот этап может быть осуществлен в первой младшей группе. С детьми, начинающими посещать дошкольные учреждения с трех лет работа проводится в виде НОД включающей в себя игры, упражнения, способствующие накоплению цветовых представлений. Эти упражнения предполагают сравнение предметов по цвету, выбор одинаковых. Система упражнений включает знакомство с цветами спектра, ознакомление со свойствами предметов включает выделение свойства, путем соотнесения между собой, на более высоком уровне развития детей распознавание цвета в процессе соотнесения свойства предметов с усвоенными эталонами, в раннем детстве не ставиться задача усвоения детьми общепризнанных эталонов, обучение не включает обязательное запоминания названий отдельных цветов. Почвой для введения опредмечевания свойств, установления детьми их сигнального значения служат элементарные действия продуктивного характера, которыми дети начинают овладевать с двух лет. При решении различных сенсорных задач важным оказывается обучение внешним приемам сопоставления объектов, например прикладывания вплотную для распознавания цвета. Преобразуясь, эти внешние ориентировочные действия приводят к формированию сенсорных действий, позволяющих производить зрительное сопоставление объектов по их свойствам [3, С.8].
Вслед за этим – подготовительным – этапом начинается ознакомление детей с цветовыми эталонами – образцами хроматических и ахроматических цветов. Применяются все семь цветов спектра, белый и черный. В младшей группе детского сада дети (3 – 4 лет) учатся узнавать все цвета, запоминают их названия. Полученные представления о цветах они применяют при выполнении заданий, требующих определения цвета различных предметов и элементарного обобщения предметов по признаку цвета (группировки одного и того же цвета). Дети впервые знакомятся также и с сочетаниями цветов – с тем, что цвета могут «подходить» или «не подходить» друг к другу.
Вначале у детей формируют представления об ахроматических цветах, белом и черном цвете, создаются условия, способствующие усвоению названий цветов. Л.А. Венгер считает, что на первых порах целесообразно вводить не семь, а шесть цветовых тонов. Исключив голубой, который усваивается с трудом. Знакомство с голубым цветом лучше перенести на более поздний период, когда дети получают представление об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре и их делении на группы теплых и холодных. Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светло-синий и голубой цвета, установив их различие, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет как находящийся между зеленым и синим.
Л.А. Венгер утверждает, что при ознакомлении детей с оттенками цветовых тонов нецелесообразно рассматривать отдельно их светлоту и насыщенность. В окраске реальных предметов светлота и насыщенность изменяются обычно одновременно, создавая различную яркость цвета. В обиходе, когда обозначают оттенки цвета, указывают обычно на их светлоту (темно-зеленый, светло-желтый), имея ввиду яркость. Поэтому вполне достаточно, если дети усвоят изменяемость цветовых тонов по светлоте и соответствующие названия оттенков.
В.Я. Семенова отмечает, что детям младшего дошкольного возраста свойственна фрагментарность, объедененность восприятия, слабая направленность процесса анализа и синтеза. Дети часто затрудняются в различении, дифференциации общих свойств, особых и единичных свойств, в последовательности обследования. У детей наблюдается снижение цветовой чувствительности. Обычно они правильно различают белый и черный цвет, насыщенные красный, синий. Но не достаточно дифференцируют цвета слабонасыщенные, не видят сходства с насыщенными цветами, не воспринимают оттенки и цвета, соседние по спектру. Дети путают названия цветов; в активном словаре отсутствуют названия многих цветовых оттенков [41, С.78].
Таким образом, на основе проведённого анализа мы выявили, что критериями оценки уровня развития восприятия цвета являются знание сенсорных эталонов цвета, которые характеризуются следующими показателями:
- умение соотносить цвета с образцом;
- умение располагать цвета в соответствии с образцом;
- умение находить цвета и оттенки по названию;
- называние основных цветов (белого, черного, красного, синего, зеленого, желтого), дополнительных цветов (оранжевого, фиолетового) и оттенков (серого, розового, голубого).
В назывании детьми именно этих цветов и оттенков мы опирались на программу под редакцией Н.Е. Вераксы и на исследования Л.А. Венгера. Согласно программе «От рождения до школы» дети второй младшей группы должны знать не менее пяти-шести цветов (белый, черный, красный, синей, зеленый, желтый). Младших дошкольников знакомят с оттенками (серого, розового, голубого).
Заключение
В нашей работе мы рассматривали развитие восприятия цвета у детей младшего дошкольного возраста процессе непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с сенсорными эталонами цвета. Материалом для исследования послужили работы известных российских и зарубежных психологов и педагогов, таких как Венгер Л.А, Дьяченко О.М., Штрасмайер В., Голубева Л.Г, Смирнова О.Е, М. Монтессори и др.
Мы изучили теоретические основы и познакомились с психолого-педагогическими основами развития восприятия цвета у детей младшего дошкольного возраста, выявили особенности восприятия цвета и его использования детьми младшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности, обосновали методику ознакомления детей младшего дошкольного возраста с сенсорными эталонами цвета в процессе непосредственной образовательной деятельности, а также проанализировали данные, полученные нами и сделали выводы по ним.
В настоящем исследовании мы опирались на положение Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития, теорию развития восприятия ребёнка (Л.А. Венгер) а также труды Г. Домана и М.Монтессори. Это позволило обобщить опыт исследователей и разработать комплекс НОД организованный в форме дидактических игр и провести его апробацию.
Дидактические игры на подбор нужного цвета
1) Дидактическая игра «Собери капельки в стакан»
Цель: выявить умения выделять основные цвета, формировать практические действия по цветовому различению.
Материал: цветные стаканчики 4 основных цветов, кружочки разного цвета.
Ход игры: играют 2 - 4 ребенка. Попросить детей собрать капельки в стакан: «Наберем целый стакан одинаковых капелек». Выигрывает тот, кто быстрее соберет все капельки одного цвета в стаканчик.
2) Дидактическая игра «Собери лепесточки»
Цель:выявить умения выделять основные цвета, формировать практические действия по цветовому различению.
Материал: карточки, на которых изображены стебельки с листочками, разноцветные лепесточки.
Ход игры: дать ребенку лепесточки разного цвета и показать, как можно на рисунок наложить лепесточки одного цвета вокруг серединки цветка. Попросить собрать все лепесточки. Красивые цветочки! А теперь вложите разноцветные серединки.
3) Дидактическая игра «Собери цветик-семицветик»
Цель:выявить умения выделять основные цвета, формировать практические действия по цветовому различению.
Материал: Карточки, на которых изображены стебельки с листочками, разноцветные лепесточки.
Ход игры: дать ребенку лепесточки разного цвета и предложить на рисунок наложить лепесточки разного цвета вокруг серединки цветка.
4) Дидактическая игра «Сложи цветочек»
Цель: научить размещать цвета по наглядному образцу.
Материал: мозаика, альбом.
Ход игры: у ребенка есть опыт собирания цветочка из игр «Собери лепесточки», «Собери цветик-семицветик». Попросите найти мозаику нужного цвета как на первой странице альбома. Закрепить ее на игровом поле. Выполнить пошаговые действия, опираясь на альбом. Назвать какого цвета получился цветочек.
5) Дидактическая игра «Сложи пирамидку»
Цель: научить размещать цвета по наглядному образцу.
Материал: мозаика, альбом.
Ход игры: у ребенка есть опыт собирания игрушечной пирамидки. Попросите найти мозаику нужного цвета как на первой странице альбома. Закрепить ее на игровом поле. Выполнить пошаговые действия, опираясь на альбом. Назвать какого цвета колечки получились у пирамидки.
6) Подвижная игра «Беги ко мне!»
Цель: упражнять детей в умении правильно выбирать цвета при назывании его взрослым, способствовать закреплению знаний и системе цветов.
Материалы: ваза , флажки разных цветов
Ход игры: в вазе стоят синие, красные, жёлтые, зелёные флажки. Дети берут по одному, воспитатель — четыре флажка (всех цветов).
Вариант 1.
Воспитатель. Посмотрите на флажки, помашите ими. (Далее дети выполняют задание по показу воспитателя.) Положите флажки на колени. Поднимите флажки синего (красного, жёлтого, зелёного) цвета. (Дети, которые держат флажки названного цвета, поднимают их.) Сейчас я буду называть флажки то одного, то другого цвета. Вы сначала посмотрите на мой флажок, потом на свой и, если их цвета совпадают, бегите ко мне.
Вариант 2.
Дети садятся на стулья. Воспитатель отходит на некоторое расстояние, поднимает один флажок (остальные держит за спиной) и называет его цвет, затем даёт команду: «Красные флажки, бегите ко мне!» Дети подбегают к нему, поднимают флажки, проверяя, правильно ли они выполнили задание, машут ими и садятся на место. Воспитатель последовательно называет флажки всех цветов, а в конце игры поднимает все четыре флажка. Все дети подбегают к нему, машут флажками и танцуют.
Усложнение: воспитатель поднимает два флажка.
7) Дидактическая игра «Цветовое лото» (упрощённый вариант игры)
Цель: упражнять детей в умении правильно выбирать цвета при назывании его взрослым, способствовать закреплению знаний и системе цветов.
Материалы и оборудование: флажки разных цветов, диск со стрелкой, вырезанные кружки четырёх цветов, стол и стулья.
Ход игры: дети сидят на стульях вокруг стола, по углам которого закреплены флажки (красный, синий, жёлтый, зелёный). В центре стола — диск со стрелкой, вокруг которого разложены кружки четырёх цветов.
Воспитатель (крутит стрелку).
Стрелка, стрелка, покружись,
Всем кружочкам покажись!
И какой тебе милей,
Укажи нам поскорей,
Стоп!
Берёт кружок, на который указывает стрелка, и кладёт его к флажку соответствующего цвета. Дети повторяют игровые действия.
8) Дидактическая игра «Подбери шарик»
Цель: упражнять детей в умении названий цветов, способствовать закреплению знаний и системе цветов.
Материалы:флажки вырезанные из цветного картона, воздушные шарики разных цветов.
Ход игры: педагог: Ребята у нас сегодня праздник, прекрасное настроение, давайте украсим нашу группу. Возьмите каждый по флажку (вырезанные из цветного картона). А теперь подберите воздушный шарик по цвету схожий с вашим флажком. Назовите какого цвета у вас шарик и флажок. Давайте украсим группу.
9) Дидактическая игра «Воздушные шары»
Цель: упражнять детей подбору по образцу шести цветов спектра.
Словарь: названия шести цветов спектра – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый.
Материалы:воздушные шары разного цвета, цветные ниточки, фланелеграф, шесть цветных полосок вырезанных из цветной бумаги.
Ход игры: дети, у нас есть воздушные шарики разных цветов и ниточки таких же цветов. Сейчас на фланелеграфе появятся ниточки (размещает на равных расстояниях вертикально шесть полосок в спектральной последовательности, называя их цвета). А теперь привяжем к каждой ниточке по шарику такого же цвета. Дети по очереди привязывают шарики и называют цвет каждого.
10) Дидактическая игра «Подбери по цвету»
Цель: Выявить умения детей правильно размещать цвета по наглядному образцу, закреплять представления о шести цветах.
Материалы:цветныеигрушки, коврики из разноцветных клеток.
Ход игры: дети, мы будем играть в игру. У вас есть коврики из разноцветных клеток. Посмотрите, какие у вас игрушки. Подберите по цвету игрушки к каждой клеточке коврика, положите игрушку на такую клеточку, чтобы она на ней спряталась. Если игрушка будет другого цвета, она будет видна.
11) Дидактическая игра «Сложи радугу»
Цель: упражнять детей в умении названийцветов, способствовать закреплению знаний и системе цветов.
Материалы:цветные полоски в форме радуги разрезанные пополам .
Ход игры: ребёнок собирает радугу из цветных дуг, разрезанных пополам, по образцу воспитателя и называет цвета. Если ребёнок не может назвать цвет, взрослый отвечает за него.
12) Дидактическая игра «Угадай, какого цвета одежда»
Цель: упражнять детей в умении правильно называть цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.
Материалы и оборудование: стульчики
Ход игры: Дети сидят по кругу на стульчиках, одно место свободное. Взрослый говорит: «Место рядом со мной справа свободно. Я хочу, чтобы его заняла девочка в красном платье (мальчик в синей рубашке и т.д.)»