Цели урока:
- увлечь поэзией А.Фета.
- дать представление о личности автора и его художественном мире, основных темах его творчества.
- создать условия для развития коммуникативных навыков через индивидуальную работу и работу в группах
- развивать умение наблюдать за текстом, делать выводы, обобщения, устные и письменные высказывания о прочитанном
- воспитывать любовь к прекрасному – поэзии, музыке, живописи
- дать представление о личности автора и его художественном мире, основных темах его творчества.
- создать условия для развития коммуникативных навыков через индивидуальную работу и работу в группах
- развивать умение наблюдать за текстом, делать выводы, обобщения, устные и письменные высказывания о прочитанном
- воспитывать любовь к прекрасному – поэзии, музыке, живописи
Слово учителя:
Мы уже знакомы с вами с творчеством тех писателей, которые перо сделали настоящим оружием.
Как вы понимаете эту фразу?
Назовите имена этих писателей?
Но был и другой лагерь. Тех, кто считал, что назначение литературы – открывать читателю мир прекрасного. Как называли этих писателей? («чистые лирики»)
Мы уже знакомы с вами с творчеством тех писателей, которые перо сделали настоящим оружием.
Как вы понимаете эту фразу?
Назовите имена этих писателей?
Но был и другой лагерь. Тех, кто считал, что назначение литературы – открывать читателю мир прекрасного. Как называли этих писателей? («чистые лирики»)
Сообщение учащегося о теории «чистого искусства». (Приложение №1)
Слово учителя: А страна в пореформенное время жила по принципу «Кто не с нами, тот против нас». Многие прекрасные художники незаслуженно были в тени. Так и произошло с поэзией А.Фета, тонкого ценителя красоты. Фет был приверженцем “теории чистого искусства”, «чистым лириком» в полном смысле этого слова, тем удивительнее, насколько противоречивы были высказывания о нем и его творчестве его современников:
Слово учителя: А страна в пореформенное время жила по принципу «Кто не с нами, тот против нас». Многие прекрасные художники незаслуженно были в тени. Так и произошло с поэзией А.Фета, тонкого ценителя красоты. Фет был приверженцем “теории чистого искусства”, «чистым лириком» в полном смысле этого слова, тем удивительнее, насколько противоречивы были высказывания о нем и его творчестве его современников:
Отзывы о Фете выведены на интерактивной доске с портретами (Приложение№3, папка «Иллюстративный ряд»)
“…Тонкие, эфирные оттенки чувств…”. Василий Петрович Боткин.
“Слабое присутствие сознания”. М.Е. Салтыков – Щедрин.
“Он в стихах придерживается гусиного миросозерцания”. Варфоломей Александрович Зайцев.
“И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?” Л.Н Толстой..
“Со временем продадут его (сборник стихов Фета) пудами для оклеивания комнат под обои и для завертывания сальных свечей, мещерского сыра и копченой рыбы. Фет унизится таким образом до того, что в первый раз станет приносить своими произведениями некоторую долю практической пользы”. Дмитрий Иванович Писарев.
“Слабое присутствие сознания”. М.Е. Салтыков – Щедрин.
“Он в стихах придерживается гусиного миросозерцания”. Варфоломей Александрович Зайцев.
“И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?” Л.Н Толстой..
“Со временем продадут его (сборник стихов Фета) пудами для оклеивания комнат под обои и для завертывания сальных свечей, мещерского сыра и копченой рыбы. Фет унизится таким образом до того, что в первый раз станет приносить своими произведениями некоторую долю практической пользы”. Дмитрий Иванович Писарев.
В чем противоречивость этих высказываний? (Ответы учащихся)
И это, действительно, так, поэтому в качестве эпиграфа к уроку я решила взять слова самого поэта
И это, действительно, так, поэтому в качестве эпиграфа к уроку я решила взять слова самого поэта
Эпиграф урока: “Жизнь моя – самый сложный роман”. А.А.Фет (Приложение№4)
Ну, а цели нашего урока, я думаю, вы сформулируете самостоятельно. Что же нам предстоит узнать сегодня? (познакомиться с личностью поэта, его творческой судьбой, узнать, почему так разнились высказывания о нем современников, начать знакомство с его произведениями)
Ну, а цели нашего урока, я думаю, вы сформулируете самостоятельно. Что же нам предстоит узнать сегодня? (познакомиться с личностью поэта, его творческой судьбой, узнать, почему так разнились высказывания о нем современников, начать знакомство с его произведениями)
О личности автора и его судьбе нам расскажет…..
Сообщение учащегося. «Биография А.Фета». (Приложение №5)
Вывод учителя:
Итак, много темных сторон было в жизни поэта:
1) тайна рождения, осознанная как катастрофа;
2) вынужденная многолетняя утомительная служба;
3) трагическая любовь, закончившаяся гибелью любимого человека;
4) женитьба на нелюбимой женщине;
5) злобное недоброжелательство критики;
Крупный землевладелец, ярый защитник крепостного права, в жизни Фет не отличался веселым нравом. И тем удивительнее его поэзия – светлая, солнечная, пронизанная любовью и теплом. Основные темы – любовь и природа, но и в этой сравнительно узкой сфере талант Фета проявился с огромным блеском. В 1843 году в журнале “Отечественные записки” читатели нашли стихотворение, в котором можно равно видеть и лирический автопортрет, и поэтическую декларацию нового поэта “Я пришел к тебе с приветом”.
Итак, много темных сторон было в жизни поэта:
1) тайна рождения, осознанная как катастрофа;
2) вынужденная многолетняя утомительная служба;
3) трагическая любовь, закончившаяся гибелью любимого человека;
4) женитьба на нелюбимой женщине;
5) злобное недоброжелательство критики;
Крупный землевладелец, ярый защитник крепостного права, в жизни Фет не отличался веселым нравом. И тем удивительнее его поэзия – светлая, солнечная, пронизанная любовью и теплом. Основные темы – любовь и природа, но и в этой сравнительно узкой сфере талант Фета проявился с огромным блеском. В 1843 году в журнале “Отечественные записки” читатели нашли стихотворение, в котором можно равно видеть и лирический автопортрет, и поэтическую декларацию нового поэта “Я пришел к тебе с приветом”.
(Ученик выразительно читает стихотворение “Я пришел к тебе с приветом”)
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь. – Но только песня зреет.
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь. – Но только песня зреет.
Учитель: Каким вы видите поэта в этом стихотворении?
Обратите внимание на четырехкратный повтор глагола РАССКАЗАТЬ.
Для чего же Фет пришел в поэзию?
О чем он будет рассказывать? Смотрим в текст. (Ответы детей)
Обратите внимание на четырехкратный повтор глагола РАССКАЗАТЬ.
Для чего же Фет пришел в поэзию?
О чем он будет рассказывать? Смотрим в текст. (Ответы детей)
Учитель: Верно, для этого Фет и пришел в русскую поэзию. В этом стихотворении скрыты все основные мотивы будущей фетовской поэзии: любовь и человеческие взаимоотношения ,одухотворенность природы, ее восхваление и прославление становятся ведущими в лирике Фета. Есть еще ярко проявляющийся мотив света и огня, вечности, но об этом на втором уроке более подробно. И ещё одна важная отличительная особенность: в поэзии Фета можно найти черты импрессионизма, который в большей степени присущ художникам.
Сообщение учащегося. «Импрессионизм». Мультимедийное сопровождение. (Приложение №6)
Слово учителя:
Импрессионизм в поэзии – изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти. Для А.Фета это очень характерно. Ярким примером импрессионизма в поэзии является стихотворение (Приложение №7)
“Это утро, радость эта… “
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.
Анализ стихотворения
О чем это стихотворение? (Это стихотворение о самом чудесном времени года– весне, когда все пробуждается и приходит в движение)
В чем особенность этого стихотворения?
Здесь нет ни одного глагола. Но сколько движения, сколько жизненной энергии заложено в каждой строчке
Как же удается поэту показать движение, если нет глаголов?
При помощи отглагольных существительных “крик”, “говор”, “свист”, “дробь”… Данные слова еще и выполняют роли звукописи, потому что мы не только представляем весну, но и слышим ее.
Казалось бы, остановить мгновение– задача невыполнимая. Удалось ли это автору? Да, он не упустил , не утратил миг этого безостановочного движения, запечатлел пробуждение природы
Почему поэт использует прием одного предложения?
Этот прием помогает лучше передать движение, непрерывность весны, воскрешение природы.
Каким приемом объединены все части предложения?
Анафора, что создает эффект движения и поэтической мысли.
Фет описывает весну или передает чувства, которые она вызывает?
Фет хочет, чтобы каждый читатель почувствовал тот восторг, который чувствует он.
В чем особенность этого стихотворения?
Здесь нет ни одного глагола. Но сколько движения, сколько жизненной энергии заложено в каждой строчке
Как же удается поэту показать движение, если нет глаголов?
При помощи отглагольных существительных “крик”, “говор”, “свист”, “дробь”… Данные слова еще и выполняют роли звукописи, потому что мы не только представляем весну, но и слышим ее.
Казалось бы, остановить мгновение– задача невыполнимая. Удалось ли это автору? Да, он не упустил , не утратил миг этого безостановочного движения, запечатлел пробуждение природы
Почему поэт использует прием одного предложения?
Этот прием помогает лучше передать движение, непрерывность весны, воскрешение природы.
Каким приемом объединены все части предложения?
Анафора, что создает эффект движения и поэтической мысли.
Фет описывает весну или передает чувства, которые она вызывает?
Фет хочет, чтобы каждый читатель почувствовал тот восторг, который чувствует он.
Это стихотворение – относится к теме природы. Фет одушевляет природу, раскрывает ее положительное влияние на человека, это истинная красота, без которой немыслима жизнь человечества.
Мечта поэта — суметь уподобить стихи мелодии. П. И. Чайковский писал: “Фет в лучшие свои минуты уходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область…Подобно Бетховену, ему дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами слова”. В творчестве Фета напевная интонация достигает предела выразительности. Не зря многие композиторы обращались к его стихам. Вот один такой шедевр на стихи Фета “На заре ты ее не буди” создал композитор Варламов.
Мечта поэта — суметь уподобить стихи мелодии. П. И. Чайковский писал: “Фет в лучшие свои минуты уходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область…Подобно Бетховену, ему дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами слова”. В творчестве Фета напевная интонация достигает предела выразительности. Не зря многие композиторы обращались к его стихам. Вот один такой шедевр на стихи Фета “На заре ты ее не буди” создал композитор Варламов.
2) Прослушивание романса “На заре ты ее не буди” (Приложение №8)
На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.
А вчера у окна ввечеру
Долго-долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.
И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.
Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди...
На заре она сладко так спит!
Восторг знатоков, растерянность других читателей, многочисленные насмешки приверженцев поэзии тенденциозной и однозначной — в общем можно говорить о литературном скандале — вызвало ещё одно маленькое стихотворение Фета. но с него и началась слава А. Фета. Это стихотворение навсегда стало для многих русских читателей символом фетовской поэзии..
Аудио-чтение стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» (Приложение №9)
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Аудио-чтение стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» (Приложение №9)
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, и заря…
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, и заря…
В начале — вечер, она пришла на свидание к нему, встреча влюбленных. Затем — ночь, проведенная вдвоем наедине в упоении любви. Наконец, утро, слезы счастья и расставанья. Что необычного в этом стихотворении? Это не стихи о рассвете, ночи, природе. Фет передает переживание лирического героя. Он говорит о любви, а о любви человек должен говорить без остановки, на одном дыхании, так, как ты её проживаешь, не уходя в глаголы, называя вещи своими именами. И хотя нет ни одного глагола, стихотворение насыщено действием.
Однако именно этот поэтический шедевр вызвал наибольшее количество насмешек и пародий. Познакомьтесь с примерами таких пародий.
Однако именно этот поэтический шедевр вызвал наибольшее количество насмешек и пародий. Познакомьтесь с примерами таких пародий.
Работа с учебником, стр34-35 . «Пародии на творчество Фета». (Приложение№2)
Как вы видите, стихотворение “Шепот, робкое дыханье…” у одних читателей вызвало восторг, у других язвительные насмешки. Как вы думаете, почему? Что в этом стихотворении могло вызвать восторг и что – неприятие и недоумение?
Творческое задание (рисование темы урока под музыку), (Приложение№10)
Учитель. У каждого из вас остались какие-то ощущения после знакомства с жизнью поэта. Попробуйте эти ощущения, свое понимание темы урока выразить в красках. Просто сочетаниями цветов, цветовыми пятнами, символами покажите жизнь поэта, его творческий путь. И обязательно дайте словесное обоснование своей работе. А музыка любимого композитора А.Фета Фредерика Шопена поможет вам в этом.
Слово учителя: Итак, мы проследили жизненный путь поэта. Прав ли был Фет, назвав свою жизнь сложным романом? (Ответы детей.)
Домашнее здание.На следующем уроке мы будем читать стихотворения поэта, поработаем над анализом, поговорим о значении лирики Фета. Стр-з36-50, таблица.