Войти / Зарегистрироваться

Принципы работы преподавателя детской музыкальной школы с современными детьми

Получить свидетельство
Автор: Куленко Алла Хакимовна

Профессионализм современного преподавателя детской музыкальной школы заключается в реализации идеи личностно ориентированного образования, направленного на воспитание развитой, самостоятельной, свободной, нравственно-ориентированной личностью, способной к самовыражению и свободно адаптирующейся в современном обществе. В работе с современными детьми преподаватели должны руководствоваться следующими принципами: приоритетность прав и интересов учащихся; направленность на формирование личностных качеств у учащихся; направленность на развитие творческого начала учащихся; принцип доступности; выработка и повышение мотивации у учащихся к обучению.
Преподаватель должен исходить из интересов ребенка в организации учебно-воспитательного процесса – в этом состоит приоритетность прав и интересов учащихся. Дифференцированный подход к учащемуся следует применять как в обучении, так и в воспитании. Учебно-воспитательная работа должна содержать не только формирование исполнительских навыков, но и безусловна направлена на формирование личностных качеств у учащихся – на развитие таких личностных качеств как трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, стрессоустойчивость, толерантность, уверенность в собственных силах и возможностях. Воспитательный процесс должен быть направлен на развитие положительных черт характера учащегося, на формировании у него активной жизненной позиции и правильного понимания окружающей действительности.
Чуткая и профессиональная работа преподавателя с учащимся дисциплинирует его как личность, в основе которой лежит волевое начало и такие нравственные привычки как вежливость, предупредительность, внимание к окружающим, внутренняя собранность и организованность.
Основная часть работы преподавателя должна быть направлена на развитие творческого начала учащегося. Она включает в себя внедрение новых форм занятий, вовлечение учащихся в концертно-просветительскую деятельность и конкурсное движение. Положительные результаты дает проводимая работа с родителями, внедрение внеучебных мероприятий и развитие творческого начала учащихся.
При использовании дифференцированного подхода к учащемуся в обучении необходимо учитывать физические и психологические особенности ученика – принцип доступности.
Только высокопрофессиональный преподаватель, владеющий знаниями в области детской психологии сможет разглядеть в каждом ученике индивидуальность и личность.
Основными направлениями в работе преподавателя с современными детьми являются: воспитание и развитие у учащихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями; формирование у учащихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности; воспитание учащихся в творческой, доброжелательной обстановке; формирование у учащихся комплекса профессиональных знаний, умений и навыков; приобретению навыков творческой деятельности; уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетеическим взглядам; понимание причин успеха или неуспеха собственной учебной деятельности; определению наиболее эффективных способов достижения положительного результата.
У современных детей, перезагруженных в общеобразовательной школе (гимназии или лицее), очень трудно удержать интерес к обучению в детской музыкальной школе. Лишь постоянная работа преподавателя по выработке и повышению мотивации к обучению у учащихся в музыкальной школе способна решить эту проблему. Мотивация – это динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость, способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Все мотивы обучения можно подразделить на две группы.
Первая группа связана с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения. К ней относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности, в овладении новыми навыками и умениями.
Вторая группа связана с потребностью ребенка в общении с другими людьми, их оценкой и одобрением.
Обе группы мотивов необходимы для успешного обучения ребенка в детской музыкальной школе. Побудительная сила мотивов различается в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Задача преподавателя детской музыкальной школы состоит в том, чтобы суметь заинтересовать ребенка процессом овладения инструментом, и тогда необходимый для этого труд постепенно станет потребностью.
Преподаватель не должен строить свою работу с учетом только внешней, формальной характеристики поведения учащегося, не раскрывая его внутреннего содержания. Следует точно определить и учитывать психологические особенности каждого учащегося.
Повышению интереса к занятиям способствует концертная деятельность, ансамблевая практика и использование возможности современных технологий: аудио и видео техники, компьютерных программ, интернета и т. п.
На протяжении всех лет обучения ребенка в детской музыкальной школе преподаватель обязан уважать его как личность, опираясь на его положительные качества. Организовывая образовательный процесс педагог должен учитывать индивидуальные возрастные, психологические и физиологические особенности учащихся. Образовательный процесс должен проходить одновременно с воспитательным, который стимулировал бы мотивацию у учащихся к занятиям музыкой, так как главная задача преподавателя детской музыкальной школы – это воспитать достойного гражданина, который преданно любит музыку, даже если в будущем не свяжет свою жизнь с профессией музыканта.

Список использованной литературы
  1. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка,1974.
  2. Булычева Л.С. Индивидуальный подход к учащимся как условие предупреждения их неуспеваемости. М.: Просвещение. 2004.
  3. Ильченко Е.И. Индивидуальный подход к учащимся при организации домашней работы. М.: Просвещение. 2004.
  4. Макаров С. П. Технология индивидуального обучения. Педагогический вестник. 1994, №1.
  5. Петрушин В.И. Музыкальная психология. Учебное пособие для студентов средних и высших заведений. М., 1993.
  6. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М.: Педагогика, 2000.
  7. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика / под ред. Г. М. Цыпина. М.: Издательский Центр «Академия» 2003.

Похожие публикации