Войти / Зарегистрироваться

Использование методов НФТМ-ТРИЗ при обучении информатике в условиях внедрения ФГОС

Получить свидетельство
Автор: Смирнова Лала Гамлет кызы

Целью системы образования является не только усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и всестороннее развитие личности, обретение духовно-нравственного опыта и социальной компетентности. В связи с переходом отечественной системы образования на ФГОС второго поколения усилилась потребность в совершенствовании методов и приёмов работы, которые позволят развить в учащихся креативность, самостоятельность мышления, способность к решению сложных жизненных задач нестандартными методами. [1]
Помощником в решении этих задач может служить инновационная педагогическая система НФТМ-ТРИЗ профессора М. Зиновкиной. НФТМ - непрерывное формирование творческого мышления и развитие творческих способностей учащихся. ТРИЗ – это научно-практическое направление по разработке и применению эффективных методов решения творческих задач, генерированию новых идей и решений в науке, технике и других областях человеческой деятельности. Цель данной системы НФТМ-ТРИЗ: обеспечение становления, т. е. формирования и развития, творческой личности обучаемого. А творческая личность - это личность, обладающая системным мышлением, способная решать творческие задачи любого уровня творчества. Система НФТМ-ТРИЗ основана на поисково-познавательной деятельности учащихся, начиная с самого раннего детского возраста. [2, 3]
Информатика (в широком смысле этого слова - как наука о наиболее оптимальных способах получения, обработки, хранения и передачи информации) может оказать значительную помощь в развитии творческого мышления ребенка. Это предмет, требующий постоянного творчества. С помощью информатики мы развиваем системный и диалектический образ мышления, применимый к любым жизненным ситуациям, способствуем пониманию происходящих событий в широких областях деятельности – социальных, научных, технических и др.
Логика построения уроков творчества обусловлена целью сделать процесс обучения подлинно развивающим. Осознание первоочередности гуманистических целей обучения по отношению к прагматическим предполагает существенное изменение структуры организации учебной деятельности.
Структура урока, разработанная в системе НФТМ-ТРИЗ, выглядит так:

Таблица 1.
Структура урока 

Блоки урока

Время, в минутах

1

Мотивация («Встреча с чудом»)

5

2

Содержательная часть программного материала (программный материал учебного курса).

20

3

Психологическая разгрузка (аутотренинг, игра или физкультурная пауза).

5

4

Головоломка.

10

 

Перерыв

 

5

Интеллектуальная разминка

10

6

Содержательная часть программного материала (программный материал учебного курса).

15

7

Компьютерная интеллектуальная поддержка

10

8

Резюме

5

Блок 7 - компьютерная интеллектуальная поддержка, обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющихся компьютерных игр-головоломок, адаптированных к возрасту учащихся, обеспечивает переход из внешнего плана действий во внутренний план. [3] В силу специфики предмета, компьютерная поддержка осуществляется практически во всех блоках, поэтому данный блок отдельно мною не выделяется.
Для примера рассмотрим урок информатики в 5 классе по теме «Компьютерная графика».
Блок 1 (мотивация) представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность. [3]
На данном этапе учащимся предлагается рассмотреть удивительные графические объекты и попытаться объяснить, почему не совпадает, то, что мы видим с тем, что изображено на самом деле (рис. 1).
Рис. 1. Оптические иллюзии

Блок 2 (содержательная часть) содержит программный материал учебного курса и обеспечивают формирование системного мышления и развитие творческих способностей. [3]
Упражнение 1.Упражнение на исключение лишнего и выделение общих признаков объекта.
Определите общий признак, объединяющий данные профессии, и укажите лишнюю:
Архитектор
Дизайнер
Инженер-конструктор
- Продавец-кассир
- Модельер
- Художник
Упражнение 2. Упражнение на выделение существенных признаков объекта. Перед вами понятия «Компьютерная графика» (I вариант), «Графический редактор» (II вариант). Требуется выписать его существенные признаки. Постарайтесь назвать все важные признаки, игнорируя несущественные.
Упражнение 3. После рассмотрения инструментов графического редактора Paint (рис. 2), предлагается задание «Дорисуй» (рис. 3), которое нужно выполнить в программе Paint.
    Рис. 3. «Дорисуй»

Блок 3 (психологическая разгрузка) представляет собой систему психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию и др. [3]
Из числа детей выбирается ведущий, который под музыку показывает движения сначала руками, затем ногами, а ребята повторяют. Через 5 движений ведущий меняется. Это игра на внимательность.
Блок 4 (головоломка) представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощенных в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея.
На картинке изображены два волка. Отыщите образы еще трех волков. 
Рис. 4. Головоломка

Блок 5 (интеллектуальная разминка) представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей учащихся. [3]
Учащимся предлагается одно из трех упражнений на выбор:
Упражнение 1. Нарисуй в графическом редакторе Paint пляж, на котором много отдыхающих, но людей рисовать нельзя.
Ситуация  направлена  на  использование  ресурсно-вещественного  анализа.  В ситуации противоречие: отдыхающих много, но изображать их нельзя. Перечисляя ресурсы, заложенные в задаче, получаем решения: вода (отдыхающие купаются, видны только шапки для купания, мячи и т. п.), песок (отдыхающие закопаны в песке, видны шляпа, сланцы и т. п.) и т. д. 
Упражнение 2. Нарисуй в графическом редакторе Paint очень-очень большое дерево. Но помни: места мало! Поэтому используй свою смекалку.
В задании спрятано противоречие: нарисовать дерево надо большим, но размер рисунка  ограничен.  Разрешения  противоречия  может  быть  связано  и  с использованием ресурсов: использовать объекты рядом с деревом, про которые мы знаем, что они большие (строительный кран, высотный дом, трактор и т. д.), или дополнительно  использовать  системный  анализ:  изображать  части  дерева  с «большими» объектами (изобразить листочек дерева размером с дом, или веточку дерева толщиной с машину и т. п.).
Упражнение 3. Нарисуй в графическом редакторе Paint сюжет стихотворения.
Жила-была огромная киска
В маленькой миске.
За одну минуту съедала
Половину вокзала.
Вот какая огромная киска
В маленькой миске.
В задании скрыто противоречие: киска большая, так как может съесть полвокзала, и маленькая, так как миска небольшая. Разрешением противоречия будет только интерпретация  фактов.  Например,  корм,  который  ест  маленькая  киса  в  виде вокзала; миска кажется маленькой, потому что находится далеко.
Блок 6 (содержательная часть) содержат программный материал учебного курса и обеспечивают формирование системного мышления и развитие творческих способностей. [3]
После рассмотрения способов преобразования фрагмента рисунка (рис. 5), дается задание. Создайте в графическом редакторе Paint следующие рисунки (рис 6).
Рис. 6. Мозаика

Блок 8 (резюме) обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока.
Учащимся предлагается поднять сигнальные карточки, зеленую, желтую или красную и закончить предложение или предложения на выбор (рис. 7).
                                                                        Рис. 7. Рефлексия

Применение предложенных методов научного творчества в процессе данного урока оказало положительно влияние на развитие креативности учащихся. На уроке учащиеся начали овладевать различными способами активной деятельности: размышлениями об удивительных изображениях; действиями с головоломками; решением творческих задач, которые существенно обогащают развитие творческой личности ребёнка.

Ссылки на источники

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897-ФЗ.
  2.  Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с
  3. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1. -ART 53572. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm - [Дата обращения. 20.05.2015]

Похожие публикации