Сущность творчества – в предугадывании результата правильно поставленного опыта, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности.
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. Но при всём их внешнем разнообразии, а иногда и несравнимости все дела можно разделить на две группы – старая это задача или новая.
Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности – от решения головоломки до изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна: при решении происходит акт творчества. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т. д. – всё то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Сегодня школа призвана готовить подрастающее поколение к жизни и труду в современных условиях, для которых характерны состязательность и конкуренция, возрастающие требования к качеству труда. В этих условиях учебно-воспитательный процесс в школе должен быть направлен на выполнение нового социального заказа – на формирование творческой социально-адаптированной личности, ее способности к творчеству в самых разнообразных сферах деятельности.
Развитие учащегося, как личность, как субъект деятельности является значимой проблемой образования на данный момент. Это связано с тем, что в наше время возросла потребность в тех людях, которые смогут быстро адаптироваться в учебном, а затем и в трудовом коллективе, проявляя самостоятельность и инициативу в работе.
Развитие креативного мышления, во-первых, способствует осознанному получению знаний и стремлению к их самостоятельному «добыванию», умению применять их в своей практической деятельности
Во-вторых, креативное мышление необходимо как для разрешения противоречий и проблемных ситуаций в учебном процессе, так и для успешного решения жизненных, не учебных задач.
В-третьих, благодаря креативному мышлению и умению нестандартно, по-новому мыслить, современный специалист является конкурентно-способной личностью, поэтому креативное мышление нужно развивать у каждого школьника-будущего специалиста.
К сожалению, в современной школе, особенно по традиционной программе, развитию креативного мышления детей уделяется пока ещё крайне мало времени. Одной из форм его развития являются творческие задачи. Я уже много лет работаю по традиционной программе и использую их в своей работе.
Опыт показывает, что уроки истории очень оживляют учебные задания творческого характера, связанные с их составлением и преобразованием, способствующие реализации не только образовательных, но и развивающих целей. Использование творческих заданий отличается тем, что принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательно именно для школьника. Успех при выполнении задания пробуждает интерес к учебе, создается эмоциональный положительный фон.
В психолого-педагогической науке неоднократно отмечалось то, что сейчас, в условиях стремительно нарастающей информации, особое значение приобретает развитие и активизация творческого мышления. Действительно, в любой деятельности становится особо важным не просто усвоить определенную сумму знаний, а выбрать наиболее значимые из них, суметь применить их при решении самых различных вопросов.
Исследования творческого мышления стали расширяться во второй половине XX века. Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творческого мышления. Стали экспериментально изучаться процессы творчества детей и подростков. Разрабатывались первые учебные программы формирования творческих способностей. В это время были выявлены психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личная ориентация, предполагающая опору на субъективный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах образования становится малоэффективной. На протяжении всего ХХ века проблема креативного потенциала изучалась с разных сторон. Рассмотрим две стороны подхода к креативным способностям учащихся.
а) Обществу необходимы творчески активные личности, способные систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы;
б) с другой стороны, педагогические средства и условия, повышающие эффективность процесса творческой деятельности личности, разработаны недостаточно.
а) Повышаются требования к уровню знаний, которыми должен обладать школьник;
б) с другой – школа еще не готова обеспечить необходимый уровень развития креативных способностей учащихся.
а) Развитие креативных способностей школьников имеет социальное значение;
б) недостаточно разработано научно-методическое обеспечение для организации творческой деятельности учащихся.
а) Необходима объективная оценка творческой деятельности учащихся;
б) с другой – отсутствует разработанный педагогический инструментарий для оценивания результатов творческой деятельности школьников.
В настоящее время практически каждый учитель истории применяет в своей деятельности нетрадиционные (креативные, творческие, необычные, нестандартные, инновационные) формы обучения школьников.
Это связано со становлением нового стиля мышления учителей, ориентирующихся на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях более чем скромного количества предметных часов и усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников [4]. Их особенностью является то, что на них школьник участвует в «производстве» своих знаний, умений, способов взаимодействия с одноклассниками и педагогами. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь педагог (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение и т. п.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы, получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала и т. п.
Один из способов развития творческого мышления учащихся на уроках истории и обществознания – включение в содержание учебно-воспитательного процесса заданий творческого характера [1]. К задачам творческого характера относят проблемные задачи, проблемные вопросы, ситуации и задания дивергентного типа, главная особенность которых состоит в том, что они допускают множество правильных ответов. Именно с такими задачами чаще всего сталкивается человек в творческой деятельности, в научном поиске, при создании произведений искусства, в руководящей работе, работе с детьми – здесь разрабатываемые проблемы имеют не один, а множество способов решения и множество правильных ответов. Творческие задачи требуют от учащихся большой самостоятельности мышления. По содержанию творческие задания подразделяют на познавательные и нестандартные задачи, экспериментально-исследовательские и конструкторские задачи; задачи, развивающие логические и комбинаторные способности; задания с изюминкой, требующие помимо знания предмета нестандартного логического подхода.
Развитие креативности способствует решению следующих задач:
1. Научить детей мыслить в разных направлениях;
2. Научить находить ранения в нестандартных ситуациях;
3. Развивать оригинальность мыслительной деятельности.
4. Научить детей анализировать сложившуюся проблемную ситуацию с разных сторон;
5. Развивать свойства мышления, небходимые для дальнейшей плодотворной жизнедеятельности и адаптации в быстро меняющемся мире:
1. Научить детей мыслить в разных направлениях;
2. Научить находить ранения в нестандартных ситуациях;
3. Развивать оригинальность мыслительной деятельности.
4. Научить детей анализировать сложившуюся проблемную ситуацию с разных сторон;
5. Развивать свойства мышления, небходимые для дальнейшей плодотворной жизнедеятельности и адаптации в быстро меняющемся мире:
Главная задача в развитии креативных способностей учащихся – это развитие мыслительной деятельности учащихся. При этом ориентироваться нужно не на уже достигнутый учеником уровень развития, а немного забегать вперёд, предъявляя к его мышлению требования, несколько превышающие его возможности, то есть не на уровень актуального, а на зону ближайшего развития. На уроках, всюду, где только возможно, будил мысль ученика, развивал активное, самостоятельное и – как высший уровень – творческое мышление. Уроки, на мой взгляд, должны иметь возможность не только развивать и поддерживать интерес к истории, а следовательно, желание заниматься ею и приобретать новые знания по этому предмету, но и способствовать развитию личности, её мыслительной деятельности: умению выделять главное в проблеме: формированию высокого уровня элементарных мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, аналогии, классификации), высокого уровня активности мышления, переходящего в творческое, когда способен осознавать собственные способы мышления, действовать в нестандартной обстановке. На некоторых примерах покажу, как это можно делать на занятиях истории для учащихся 5-х классов.
5-й класс
Урок «открытия» нового знания
Предметный материал: «В городе богини Афины»
Тема урока: «Можно ли считать Афины центром ремесла, культуры и политики?»
Основная поставленная цель – достичь образовательных результатов:
- Обучающиеся должны научиться: определять особенности города; доказать что Афины являются центром политики, культуры и ремесла; использовать приобретенные знания для решения практических задач.
- Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.
- Уметь: ставить цель и организовывать ее достижение; проводить сравнительный анализ, сопоставлять, давать оценку своей учебно-познавательной деятельности.
Формируемые результаты
- Предметные – совершенствовать умение работать с картой, иллюстрациями и понятийным аппаратом, поиск информации в источнике.
- Метапредметные – умение организовывать свою учебную деятельность, оформлять свою речь, работать с информацией, анализировать и делать выводы, целеполагание, публичное выступление, формулирование суждений и высказываний (устных и письменных).
- Личностные – умение строить взаимоотношения в группе на основе доброжелательности и сотрудничества.
Оборудование – презентация Power Point, кувшин с оливками, «Дневники открытий», карта-план Афин, атрибуты для инсценировки, магнитики-сувениры, белые и черные камни для голосования, КОЗ для групп, шаблон греческой вазы, кисти и черная гуашь, линейки
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1-й блок мотивации
Слайд 1
Меня зовут Николай Петрович. Я приглашаю вас на урок истории, как вы думаете о чём пойдет речь? (Древней Греции)
Перед вами сосуд, что в нем?
Слайд 2
- Древние греки считали ее большим богатством, чем животворная влага. Они утверждали, что это подарила им Афина – богиня мудрости. Однажды она поспорила с богом морей Посейдоном о том, кому из них обладать Аттикой. Боги решили отдать эту благословенную землю тому, кто сделает краю лучший подарок. Ударил Посейдон своим трезубцем о скалу – и из нее пробился прозрачный ручей, но вода была соленой и не пригодной для питья. Афина же вонзила в скалу свое копье. Орудие войны оделось листвой, укоренилось и превратилось в символ труда, мира и плодородия. Боги присудили победу Афине, признав ее дар более ценным.
Слайд 3
Что богиня подарила грекам? Что же в этом сосуде?(оливки)
А знаете ли вы, как греки отблагодарили Афину?
- Давайте послушаем слова жителя Афин. («Да ты глупец, коли Афин не видывал! Невежда, коли, увидев, не пришел в восторг! Равнодушный, коли покинул город по собственной воле!»
- Как вы думаете, о чем свидетельствует данная шутливое высказывание греков о своем городе? (наиболее точно выражает значение и красоту города).
Слайд 4
- Мы отправляемся с вами на экскурсию в Афины. Но вы не просто туристы, вы – исследователи.
- А с какой целью, как вы думаете, мы едем в Афины? Чем нас может заинтересовать это путешествие? Что вы ждете от него?
- Мы будем не просто знакомиться с достопримечательностями Афин. А попробуем ответить на вопрос: «Можно ли считать Афины центром ремесла, культуры и политики?»
Слайд 5
Что необходимо для путешествия в любой город, в том числе и в Афины? (карта, план города)
Я предлагаю вам еще и «Дневник открытий». Как вы думаете зачем?
- Ваши выводы, ваши открытия помогут нам ответить на вопрос.
Определяют цель, проблему в деятельности
2. Блок творческого разогрева
Слайд 6
- За бортом шумит море, кричат чайки, а мы бороздим просторы морей. Перед нами открывается большой порт. Определите, по карте как он называется?
Слайд 7
- Используя масштаб карты, вычислите расстояние от порта до города Афин (5–6 км).
- Мы спускаемся по трапу, но нас останавливают и не пропускают. Почему? (мы чужеземцы, мы не граждане афинского государства, а значит, не имеем гражданских прав, поэтому должны заплатить налог за проживание в Афинах).
- С обеих сторон дороги, соединяющей Афины с Пиреем возвели длинные стены. Почему?
Слайд 8
- Мы вступили на афинскую землю. Первое, что мы здесь можем услышать:
Звучит аудиозапись «Хайрете, пайдес! Калойкайагатой!
«Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные!»
- Давайте приветствуем друг друга по-гречески «Хайрете!»
Слайд 9 видеоролик
Перед нами Афины – видеоролик.
- Для решения проблемного вопроса предлагаю разбиться на группы (вопрос на доске).
- Первая группа «Архитекторы». Цель провести экскурсию по Акрополю, ознакомившись с архитектурой города.
- Кого интересует политика, предлагаю поработать в третьей группе «Общественные деятели». Задача показать ораторское искусство.
- Если вас интересует гончарное искусство Афин, включайтесь в работу второй группы «Искусствоведы». Цель выполнить роспись греческой амфоры.
- Я надеюсь, вы определились. Посмотрите на указатель и займите рабочее место в группе.
Планируют деятельность, выдвигают версии
3. Теоретический – практический блок
1 группа – Вы должны доказать, что Афины центр – культуры.
2 группа – Вы должны доказать, что Афины центр – политики.
3 группа – Вы должны доказать, что Афины центр – ремесла.
Время на работу, пока звучит музыка.
Слайд 10
Учитель оказывает помощь в работе групп.
Звучит греческая музыка.
Организовывают работу в группе.
4–5 минут, поиск решения проблемы.
Физкультминутка
4. Блок экспериментов
«Открытие нового знания»
- Мы предоставляем слово группе «Архитекторы», … «Общественные деятели», … «Искусствоведы»
- Ваша задача – внимательно слушать и заполнить схему – записать в кластер слово или словосочетание характеризующее место, в котором побывали ребята, задать интересующие вопросы,
1 группа «Архитекторы» – обозначают на карте холм Акрополь, проводят виртуальную экскурсию.
Слайды 11–13
2 группа «Общественные деятели» – обозначают на карте площадь Агору на карте», зачитывают текст, показывают инсценировку.
Слайды 14–16
3 группа «Искусствоведы» – обозначают на карте район Керамик на карте, зачитывают текст, демонстрируют роспись амфоры.
Слайды 17–19
Выступление группы «Архитекторы» (проводят виртуальную экскурсию по Акрополю).
Выступление группы «Общественные деятели» (зачитывают текст, показывают сценку).
Выступление группы «Искусствоведы» (зачитывают текст, показывают изделия, выполненные в разной техники вазописи
Выражение решения, применение нового знания «Теоретически-практический блок».
Слайд 20
- Проблемный вопрос: «Можно ли Афины считать центром ремесла, политики и культуры?»
Слайд 21
- Надеюсь, что сегодня вы испытали хотя бы часть того восхищения, которое испытывали жители древних Афин, узнали новое и можете описать свои впечатления от экскурсии, заполнив страничку «Дневника открытий». Ваша задача зафиксировать открытия, которые вы сделали во время изучения темы, дать им оценку.
- Кто готов поделиться своими открытиями?
Аргументируют свои мнения
Анализируют полученные знания, делают обобщения и выводы
Зачитывают записи из «Дневника открытий»
Домашнее задание
- У вас есть возможность продолжить записи в «дневнике», открыв и выполнив домашнее задание по выбору на следующей странице.
п. 37 читать, задание на выбор:
- Составить пинакотеку «Современные Афины»
- Заполнить таблицу
Название объекта города Афин
Значения для города
Акрополь
Агора
Керамик
- Нарисовать эмблему одного из районов Афин – Керамик, Акрополь, Агора.
- Разгадать кроссворд «В городе богини Афины»
На основе этих условий можно сформулировать некоторые положения для успешного воспитания креативности в школе.
Учитель не должен выступать в роли дающего оценки организатора, а должен проявлять себя как личность, партнер, помощник, инициатор и эксперт.
Необходимо обеспечить условия, чтобы активные периоды сменялись расслаблением, что даст возможность учащимся размышлять над поставленным вопросом.
Проявляйте сами и цените юмор.
Чаще задавайте вопрос «а что, если?..» – это позволяет проявить свободную фантазию, пробуждает и поддерживает любознательность.
Поощряйте стремление задавать вопросы и самостоятельно находить ответы.
Организовывайте ситуации, требующие творческого отношения.
Старайтесь избегать вопросов, на которые предполагается однозначный ответ: « да» или « нет».
Позволяйте учащимся делать ошибки. Недаром говорят, что на ошибках учатся, поскольку они представляют собой активный поиск решения.
Воспитывайте в учениках адекватное отношение к критике и похвалам со стороны окружения. В образовании, направленном на развитие креативности, полное признание потенциала индивидуальной личности должно быть ведущим принципом. Таким образом, образование, направленное на развитие творчества учащихся, должно предусматривать:
- открытость всей системы, гибкость организации,
- общее творческое отношение учителей и администраторов,
- планирование и реализацию больших, длительных проектов, в которых все участники смогут принять и разделить общее решение проблем, приводящее к видимым результатам, значимым для жизни детей.
Следует обратить особое внимание на тот факт, что личность с нормальным и высоким коэффициентом интеллекта, но не обладающая высоким уровнем креативности, редко достигает большого успеха даже при полном владении управленческими и профессиональными технологиями.
Поэтому на сегодняшний день остро встает вопрос развития креативного мышления у подрастающего поколения. Без осознания законов дидактического воздействия на личность, без развития творческой мысли, полного восприятия мира трудно воспитать гармонично развитую личность.
Ссылки на источники
- Лернер И. Я. Познавательные задачи в обучении истории и обществознания. – М.: Просвещение, 1998.
- Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.
- Утёмов В. В. Учебные задачи открытого типа // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совенок» и «Прорыв». – Киров, 2012. – Май. – ART 1257. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1257.htm.
- Утёмов В. В. Методика развития креативности учащихся основной школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». – Январь 2012, ART 1202. – Киров, 2012 г. – URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/1202.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. – ISSN 2225- 1618.
- Зиновкина М. М. НФТМ-ТРИЗ: Креативное образование ХХI века. Теория и практика. –М.: МГИУ, 2008. – 306 с.